Дело № 2-1666/2020 (УИД 52RS0012-01-2020-001088-07)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.о.г. Бор Нижегородской области 15 октября 2020 года
Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Шабровой А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тюковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лисина С.В. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, ИФНС России по <адрес>, Министерству Финансов Российской Федерации об обязании снять с регистрационного учета транспортное средство, не начислять транспортный налог, взыскании ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Лисин С.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, Инспекции ФНС по <адрес>, Министерству финансов Российской Федерации, в котором просил обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по <адрес> снять с учета в органах ГИБДД автомобиль <данные изъяты> светло-голубого цвета, идентификационный номер №, ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированную на имя Лисина С.В. Обязать Инспекцию ФНС по <адрес> не начислять транспортный налог Лисину С.В. на указанный автомобиль за ДД.ММ.ГГГГ год, взыскать с Российской Федерации за счет средств казны в пользу Лисина С.В. ущерб в размере 46 048,50 рублей.
В обоснование исковых требований указывал, что с ДД.ММ.ГГГГ в отношении Лисина С. В. была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, с данного момента и до этапирования в исправительное учреждение Лисин С. В. находился в <данные изъяты> Согласно протоколу обыска от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе предварительного следствия по уголовному были обнаружены и изъяты документы на автомобиль «<данные изъяты> регистрационный знак №, ключ зажиганияот автомобиля <данные изъяты> с брелком сигнализации. В соответствии с информацией Госавтоинспекции по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ судебными органами был наложен запрет на регистрационные действия с трранспортным средством «<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. Приговором <данные изъяты> районного суда г. Н. Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, Лисин С. В. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 241 УК РФ, назначено наказание в виде <данные изъяты>. Принадлежащий Лисину С. В. автомобиль <данные изъяты> светло-голубого цвета, идентификационный номер №, ДД.ММ.ГГГГ, двигатель №, регистрационный знак № был конфискован и обращен в доход государства. Разрешая судьбу вещественных доказательств, хранящихся при уголовном деле, суд определил, что документы на указанный автомобиль: свидетельство о регистрации транспортного средства № <адрес>, пластиковая карточка № <адрес> о прохождении тех.осмотра, страховой полис № ОСАГО на имя Лисина С. В., ключ зажигания автомобиля <данные изъяты>» с брелком сигнализации, должны храниться при деле. По приговору суда Лисин С.В. находился в местах лишения свободы. С момента заключения под стражу ДД.ММ.ГГГГ Лисину С. В. судьба автомобиля не известна. Согласно информации, содержащейся в письме ИФНС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, транспортное средство <данные изъяты> регистрационный знак № зарегистрировано на имя Лисина С. В. с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. ДД.ММ.ГГГГ г. на указанный автомобиль налоговой службой начислялся транспортный налог. За период с ДД.ММ.ГГГГ г. Лисиным С.В. налоги были уплачены в полном объеме, в общей сумме 46 048,50 руб. Полагает, что собственность Лисина С. В. на автомобиль <данные изъяты>, регистрационный знак №, прекращена ДД.ММ.ГГГГ с даты вступления в законную силу приговора <данные изъяты> районного суда г. Н. Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. В соответствии с п. 44 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, снятие с регистрационного учета транспортных средств на основании решений судов об их возврате, изъятии или отчуждении, судебных приказов об их истребовании от должника, постановлений судебных приставов-исполнителей по исполнению судебных актов об обращении на них взыскания, решений органов социальной защиты населения ""об изменении права собственности на транспортные средства либо на основании других документов, составленных в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, может осуществляться при представлении заявлений соответственно: лицом (лицами), которому (которым) согласно решению суда, должно быть возвращено или передано транспортное средство; должностными лицами, определяемыми решениями судов; судебными приставами-исполнителями; уполномоченными на то должностными лицами органов социальной защиты населения либо иными лицами, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Согласно п. 45 тех же Правил регистрационные действия с транспортными средствами, па которые судами, следственными, таможенными органами, органами социальной защиты населения либо другими органами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, были введены запреты или ограничения по изменению права собственности, могут производиться после представления документов, выданных соответствующими органами и свидетельствующих об отсутствии указанных запретов или ограничений, либо документов, указанных в п. 44 Правил, если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации. В соответствии с приведенными выше Правилами, Лисин С. В. не может самостоятельно снять с учета зарегистрированное за ним транспортное средство, поскольку он не относятся к числу лиц, которые могут обращаться с подобными заявлениями, и у него отсутствуют документы на транспортное средство, он не может представить их на осмотр. Кроме того, на автомашину, числящуюся за Лисиным С. В. до настоящего времени наложено ограничение в виде запрета на регистрационные действия. Полагает, что снятие с учета транспортных средств, на которые введены ограничения судами или иными органами, в спорной ситуации могло быть произведено только судебными приставами-исполнителями. Без снятия с учета конфискованного транспортного средства у Лисина С. В. исполнительное производство не могло считаться оконченным, поскольку взыскатель, в лице Российской Федерации, не может в полной мере распорядиться переданным ему имуществом, а у Лисина С. В. не прекращается обязанность по уплате налога на транспортное средство, которое у него уже конфискован, что следует из приговора суда. Таким образом, судебный пристав-исполнитель при конфискации транспортного средства в целях исполнения приговора обязан был снять с учета это транспортное средство в целях прекращения любых прав осужденного на него и предоставления взыскателю в полной мере реализовать свои права собственника на это имущество. Однако, судебные приставы-исполнители при конфискации указанного транспортного средства не сняли его с учета в органах ГИБДД, чем нарушили права Лисина С.В., т.к. до настоящего времени ему на основании данных учета ГИБДД начисляется транспортный налог налоговыми органами за автомашину, которая ему уже не принадлежит и им не используется. Считает, что у налогового органа отсутствуют основания для начисления и взыскания транспортного налога с выбывшего из его владения автомобиля, оплаченный транспортный налог за период с ДД.ММ.ГГГГ возврату Лисину С.В. из средств казны РФ, а также на УФССП по <адрес> необходимо возложить обязанность по снятию с учета в органах ГИБДД спорного автомобиля, зарегистрированного на имя Лисина С.В.
Истец Лисин С.В., его представитель Тюменкова М.С. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили суд удовлетворить.
Представители ответчиков Инспекции ФНС России по <адрес>, а также Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явились, направили в материалы дела ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Также Министерством финансов РФ представлены в материалы дела возражения на исковые требования Лисина С.В., где полагали себя ненадлежащими ответчиками.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика с согласия истца Лисина С.В. привлечена ФССП России.
Представитель ответчика УФССП по <адрес>, ФССП России Вялкова Е.С. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила суду, что, действительно, на основании исполнительного документа исполнительного листа ВС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <данные изъяты> районным судом <адрес> было возбуждено исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: конфискация по Уголовному кодексу РФ в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве». Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство было окончено, исполнительный лист возвращен в орган, выдавший: <данные изъяты> районный суд <адрес>. В связи с истечение сроков хранения оконченного исполнительного производства, оно уничтожено. На УФССП России по <адрес> не может быть возложена обязанность снять с регистрационного учета спорное автотранспортное средство, поскольку это возможно только в рамках исполнительного производства. Кроме того, просила применить срок исковой давности к заявленным исковым требованиям в части взыскания убытков.
Представители третьих лиц Борского и Сормовского РОСП УФССП России по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело при данной явке лиц.
Судом при рассмотрении дела установлено, что приговором <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, автомобиль, <данные изъяты> регистрационный знак № принадлежащий Лисину С.В., конфискован с обращением его в доход государства.
Исполнительный лист о конфискации автомобиля <данные изъяты>, регистрационный знак № серии ВС № направлен ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> отдел УФССП по <адрес> для исполнения.
Из Сводки по исполнительному производству в Сормовском и Борском РОСП <адрес>, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ исполнительный лист поступил из <данные изъяты> районного суда <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство, ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о передаче исполнительного производства в другое ОСП.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство принято Борским РОСП УФССП по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю.
Исполнительное производство уничтожено по истечении сроков хранения оконченного исполнительного производства.
<данные изъяты> районный суд <адрес> не располагает сведениями о возвращении исполнительного документа в материалы уголовного дела (ответ на судебный запрос № от ДД.ММ.ГГГГ).
Транспортное средство <данные изъяты>, регистрационный знак № зарегистрировано на имя Лисина С.В., в отношении данного автомобиля имеется ограничение в виде запрета на регистрационные действия, наложенное ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 указанного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе, конфискация имущества.
Согласно части 1 статьи 243 Гражданского кодекса под конфискацией понимается безвозмездное изъятие у собственника имущества по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения. В силу названной нормы закона конфискация является основанием прекращения права собственности.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм, на основании приговора Московского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности Лисина С.В. на транспортное средство прекращено в установленном законом порядке, что подтверждается выдачей исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ № № на исполнение приговора суда в части конфискации имущества.
Сам по себе факт регистрации за физическим лицом выбывшего из владения транспортного средства при отсутствии у него обязанности и возможности снять арестованный автомобиль с учета в органах ГИБДД не свидетельствует о наличии у этого лица объекта обложения транспортным налогом.
В соответствии с пунктом 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений (далее - Правила), владельцы транспортных средств обязаны снять их с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).
В свою очередь, пунктом 44 Правил установлено, что изменение регистрационных данных транспортных средств, в частности на основании решений судов об их изъятии или отчуждении, может осуществляться при представлении заявлений лицом (лицами), которому (которым) согласно решению суда должно быть возвращено или передано транспортное средство, должностными лицами, определяемыми решениями судов.
Таким образом, физическое лицо, на которое зарегистрировано конфискованное по решению суда транспортное средство, не может снять его с регистрационного учета в органах ГИБДД. В связи с этим у налогового органа отсутствуют основания для начисления и взыскания транспортного налога с выбывшего из владения автомобиля.
На основании вышеизложенного, суд полагает исковые требования Лисина С.В. в данной части законными и полагает необходимым освободить Лисина С.В. от уплаты транспортного налога в отношении автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный номер № и возложить на ИФНС России по <адрес> не начислять транспортный налог на данное автотранспортное средство.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 года № 938 установлено, что юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с п. 44 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД РФ от 24.11.2008 года № 1001, снятие с регистрационного учета транспортных средств на основании решений судов об их возврате, изъятии или отчуждении, судебных приказов об их истребовании от должника, постановлений судебных приставов-исполнителей по исполнению судебных актов об обращении на них взыскания, решений органов социальной защиты населения ""об изменении права собственности на транспортные средства либо на основании других документов, составленных в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, может осуществляться при представлении заявлений соответственно: лицом (лицами), которому (которым) согласно решению суда, должно быть возвращено или передано транспортное средство; должностными лицами, определяемыми решениями судов; судебными приставами-исполнителями; уполномоченными на то должностными лицами органов социальной защиты населения либо иными лицами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 45 тех же Правил регистрационные действия с транспортными средствами, па которые судами, следственными, таможенными органами, органами социальной защиты населения либо другими органами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, были введены запреты или ограничения по изменению права собственности, могут производиться после представления документов, выданных соответствующими органами и свидетельствующих об отсутствии указанных запретов или ограничений, либо документов, указанных в п. 44 Правил, если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Анализ указанных правовых норм и установленных по делу обстоятельств позволяет суду сделать вывод о том, что снятие с учета транспортных средств, на которые введены ограничения судами или иными органами, может быть произведено судебными приставами-исполнителями.
Таким образом, исковые требования Лисина С.В. направлены по существу на оспаривание действий судебного пристава-исполнителя, совершенных во исполнение исполнительного документа, что не является предметом данного спора, в связи с чем в удовлетворении искового требования об обязании Управление Федеральной службы судебных приставов по <адрес> снять с учета в органах ГИБДД автомобиль <данные изъяты>, светло-голубого цвета, идентификационный номер №, ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный на имя Лисина С.В. надлежит отказать.
Согласно части 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу пункта 2 данной статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Указанная норма закона определяет, что ответственность наступает на общих основаниях, но при наличии обозначенных в ней специальных условий, которые выражаются во властно-административных действиях государственных органов, должностных лиц. Для наступления общих условий ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя элементами, виновное совершения должностными лицами противоправного деяния.
При этом следует учитывать, что наличие у гражданина установленного законом права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти, должностными лицами, не освобождает его от обязанности приводить в исковом заявлении либо при рассмотрении дела по существу обоснование тому, в чем конкретно выразилось нарушение его прав, свобод и законных интересов, а также представлять доказательства, подтверждающие нарушение такого права.
В силу положений статей 12 и 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исходя из принципа состязательности гражданского судопроизводства и принципа равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено означенной статьей.
Таким образом, законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357, 358).
Действовавшие на момент конфискации транспортного средства Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденные Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001, в пункте 6 предусматривали, что изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, осуществляется на основании заявления нового собственника. Ранее присвоенные регистрационные знаки, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, сохраняются за транспортным средством.
Поскольку судом установлено, что на основании приговора Московского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности Лисина С.В. на транспортное средство прекращено в установленном законом порядке, уплата начисленного транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ. является убытками, понесенными Лисиным С.В.
Применив к отношениям сторон положения статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
С учетом заявленного по делу ходатайства о применении срока исковой давности, который в данном случае составит 3 года, исковые требования в данной части подлежат частичному удовлетворению, а именно подлежит взысканию в пользу Лисина С.В. оплаченный им транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ годы в размере 9 010,00 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лисина С.В. удовлетворить частично.
Обязать ИФНС России по <адрес> не начислять Лисину С.В. транспортный налог в отношении автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный номер № за 2019 год.
Взыскать с ИФНС России по <адрес> в пользу Лисина С.В. 9 010 (девять тысяч десять) рублей.
В удовлетворении исковых требований об обязании Управление ФССП по <адрес> снять автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный номер № с учета в органах ГИБДД и взыскании 37 038,50 рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Борский городской суд Нижегородской области.
Судья А.А. Шаброва