Судья Сорокина Т.Ю. по делу № 33а-7648/2019
Судья-докладчик Бутина Е.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 августа 2019 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Туглаковой Л.Г.,
судей Харина Р.И. и Бутиной Е.Г.,
с участием прокурора Альбрехт О.А.,
при секретаре Гордееве А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гордиёнок В.В. к Иркутской районной территориальной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Иркутского районного муниципального образования седьмого созыва о признании незаконным решения о регистрации кандидата
по апелляционной жалобе административного истца Гордиёнок В.В. на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 9 августа 2019 г.,
установила:
решением Думы Иркутского муниципального образования от 18 июня 2019 г. №62-663/рд на 8 сентября 2019 г. назначены выборы депутатов Думы Иркутского муниципального образования седьмого созыва.
Решением Иркутской районной территориальной избирательной комиссии (далее по тексту Иркутская районная ТИК, избирательная комиссия) кандидатом в депутаты Думы Иркутского районного муниципального образования седьмого созыва по одномандатному избирательному округу Номер изъят от Дата изъята Номер изъят зарегистрирован Гордиёнок В.В.
Решением избирательной комиссии от Дата изъята Номер изъят кандидатом в депутаты Думы Иркутского районного муниципального образования седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 18 зарегистрирован Михалев К.Е., выдвинутый в порядке самовыдвижения.
Не согласившись с решением о регистрации кандидатом в депутаты Михалева К.Е., Гордиёнок В.В. обратился в суд с иском о признании его незаконным и отмене.
В обоснование иска указал, что при ознакомлении с материалами личного дела кандидата в депутаты Михалева К.Е. им было установлено, что заявление последнего принято избирательной комиссией с нарушением пунктов 3, 4 статьи 20 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от Дата изъята № 67-ФЗ (далее Федеральный закон № 67-ФЗ). Так, Дата изъята Михалевым К.Е. было подано заявление в избирательную комиссию, Дата изъята сданы документы на проверку, Дата изъята Михалеву К.Е. вручено уведомление о проверке подписей, которая назначена на 14 часов 30 минут на Дата изъята Полагает, что Дата изъята при регистрации данного кандидата избирательной комиссией были нарушены требования закона, поскольку на заседании комиссии в документах кандидата отсутствовал итоговый протокол проверки подписных листов. Несмотря на имеющиеся нарушения и возражения некоторых членов комиссии, председатель избирательной комиссии Мальковская Л.А. включила в список регистрации кандидатов Михалева К.Е. Считает, что действия избирательной комиссии привели к нарушению его избирательного права.
На основании изложенного административный истец просил суд признать незаконным и отменить решение Иркутской районной территориальной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Иркутского муниципального образования седьмого созыва по одномандатному избирательному округу Номер изъят от Дата изъята Номер изъят о регистрации Михалева К.Е. кандидатом в депутаты Думы Иркутского муниципального образования седьмого созыва по одномандатному избирательному округу Номер изъят.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от Дата изъята в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Гордиёнок В.В. просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что форма протокола об итогах сбора подписей избирателей установлена приложением Номер изъят к Постановлению Центральной избирательной комиссии РФ от Дата изъята Номер изъят. В указанном Постановлении установлены обязательные требования к заполнению протокола об итогах сбора подписей избирателей, форма является обязательной. Факт отсутствия итогового протокола сбора подписей избирателей на момент принятия оспариваемого решения о регистрации Михалева К.Е. в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции стороной административного ответчика не оспаривалось. Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, такие как обязательное наличие итогового протокола при регистрации кандидата в депутаты и не применены пункт 14 статьи 61, пункты 3,4 части 1 статьи 63 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 г. № 116-ОЗ «О муниципальных выборах» (далее Закон Иркутской области № 116-ОЗ).
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы прокурор, участвующий в деле, Семёнова Е.Н., председатель Иркутской районной ТИК Мальковская Л.А., представитель заинтересованного лица Михалева К.Е. Янковская А.В. просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, с учетом положений части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), рассмотрела дело в отсутствие неявившихся административного истца Гордиёнка В.В., административного ответчика Иркутской районной ТИК, заинтересованного лица Михалева К.Е., извещенных надлежащим образом.
Заслушав доклад, объяснения представителя заинтересованного лица Янковской А.В., возражавшей против доводов жалобы, заслушав заключение прокурора Альбрехт О.А., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В силу части 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона Федеральный закон № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 7 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктами «г.1» и «д» пункта 24 или подпунктами «в.1» и «г» пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Как указано в пункте 14 статьи 61 Закона Иркутской области № 116-ОЗ по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Протокол подписывается руководителем рабочей группы и представляется в соответствующую избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, муниципального списка кандидатов. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов.
Решением Думы Иркутского муниципального образования от 18 июня 2019 г. №62-663/рд на 8 сентября 2019 г. назначены выборы депутатов Думы Иркутского муниципального образования седьмого созыва.
Решениями от 28 января 2016 г. № 103/1198, 21 февраля 2017 г. № 148/1604, 2 марта 2017 № 149/1611 сформирована Иркутская районная ТИК в указанном в решениях составе, ее председателем назначена Мальковская Л.А.
Решением Иркутской районной территориальной избирательной комиссии от 21 мая 2019 г. № 132/1601 на Иркутскую районную территориальную избирательную комиссию возложены полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №№ 1-22 для проведения выборов депутатов Думы Иркутского районного муниципального образования.
Решением Иркутской районной ТИК кандидатом в депутаты Думы Иркутского районного муниципального образования седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 18 от Дата изъята Номер изъят зарегистрирован Гордиёнок В.В.
Решением избирательной комиссии от Дата изъята Номер изъят кандидатом в депутаты Думы Иркутского районного муниципального образования седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 18 зарегистрирован Михалев К.Е., выдвинутый в порядке самовыдвижения.
Как следует из материалов дела, Дата изъята Михалев К.Е. представил в Иркутскую районную ТИК для выдвижения кандидатом в депутаты Думы Иркутского районного муниципального образования следующие документы: заявление о согласии баллотироваться, копию паспорта, сведения о размере и источниках доходов, имуществе.
Дата изъята Михалев К.Е. представил в избирательную комиссию подписные листы с 25 подписями избирателей в поддержку его самовыдвижения, протокол об итогах сбора подписей.
Согласно ведомости проверки подписных листов от Дата изъята 3 подписи избирателей признаны недействительными в связи с недостоверностью сведений об избирателе.
Признав количество действительных подписей избирателей достаточным, Иркутская районная ТИК приняла решение зарегистрировать Михалева К.Е. кандидатом в депутаты.
При этом рабочей группой Иркутской районной ТИК не было составлено итогового протокола по проверке подписей избирателей, представленных Михалевым К.Е. Данное обстоятельство председателем Иркутской районной ТИК в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что проверка подписных листов, представленных Михалевым К.Е., избирательной комиссией была проведена в полном объеме, количество действительных подписей было достаточно для регистрации кандидатом. Также суд пришел к выводу, что отсутствие итогового протокола проверки подписей, не составленного по вине избирательной комиссии, не может являться основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Вопреки доводам жалобы факт несоблюдения Иркутской районной ТИК требований избирательного законодательства в части обязанности по составлению итогового протокола по проверке подписей, не свидетельствует об отсутствии необходимых документов и документов, оформленных кандидатом с нарушением требований закона (пункты 3 и 4 части 1 статьи 63 Закона Иркутской области № 116-ОЗ), на которые в апелляционной жалобе ссылается административный истец.
Невыполнение установленных законом действий избирательной комиссией, при предоставлении кандидатом пакета документов, предусмотренного законом, не может нести для последнего негативных последствий.
При этом судебная коллегия учитывает, что решением рабочей группы Иркутской районной ТИК от Дата изъята установлено, что решением избирательной комиссии от Дата изъята кандидатом в депутаты зарегистрирован Михалев К.Е., однако, после заседания выяснилось, что рабочей группой не был составлен итоговый протокол по проверке подписей избирателей, составлен акт отсутствия указанного документа. Комиссия также пришла к выводу, что отсутствие итогового протокола не является основанием для отмены решения о регистрации кандидата. По итогам обсуждения рабочая группа решила признать количество действительных подписей в поддержку выдвижения кандидата Михалева К.Е. достаточным для регистрации.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает, что основания для признания незаконным и отмены решения Иркутской районной ТИК от Дата изъята Номер изъят о регистрации кандидатом в депутаты Михалева К.Е. отсутствовали.
В целом апелляционная жалоба повторяет доводы административного иска, не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает решение суда об отказе в удовлетворении административного искового заявления законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Иркутского районного суда Иркутской области от 9 августа 2019 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судья-председательствующий | Л.Г. Туглакова |
Судьи | Р.И. ХаринЕ.Г. Бутина |