Судья Серебрякова Ю.А.
Дело № 2-84/2023
Дело № 33-524/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
5 июля 2023 г. г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Серга Н.С.,
судей Коневой О.А., Тараника В.Ю.,
при секретаре Мерзляковой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 20.03.2023, которым постановлено:
Исковое заявление Селина Н.Б., <...> года рождения, уроженки <...> (<...>) к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО, департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО о признании права на получение мер социальной поддержки, обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Признать за Селина Н.Б. право на получение выплаты на приобретение жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления.
Обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области направить в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области информацию о жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, как о жилом помещении утраченном в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления.
Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» включить Селина Н.Б. в список семей и граждан жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО.
Обязать департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО включить жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, в перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления в 2020 году.
Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» выдать Селина Н.Б. свидетельство на приобретение жилого помещения взамен утраченного помещения из расчета площади жилого помещения <...> кв.м.
Заслушав доклад судьи Серга Н.С., пояснения истицы Селина Н.Б., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Селина Н.Б. обратилась в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «МФЦ»), мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО (далее - мэрия г. Биробиджана, мэрия), департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности.
Требования мотивировала тем, что ей на основании договора социального найма принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, площадью <...> кв.м, которое в 2020 году попало в зону чрезвычайной ситуации, в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО (далее - ЧС).
Так как данное жилое помещение не включено в перечень жилых помещений, утраченных в результате ЧС 2020 года, то ОГБУ «МФЦ» ей дан устный отказ в выплате денежных средств. Мэрия города отказывается включать её квартиру в данный перечень в связи с тем, что многоквартирный дом, в котором она расположена, является аварийным.
После уточнения требований просила признать за ней право на получение выплаты на приобретение жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, обязать мэрию города предоставить в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО информацию об утраченном в результате ЧС 2020 года жилом помещении, расположенном по адресу: <...> обязать департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО включить указанное жилое помещение в перечень жилых помещений, утраченных в результате ЧС 2020 года, обязать ОГБУ «МФЦ» включить сведения о ней в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате ЧС 2020 года и выдать свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения из расчета площади <...> кв.м.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент социальной защиты населения правительства ЕАО, Селин В.С.
Истица Селина Н.Б. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его приводнения извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Сергиенко Е.С. уточненные требования поддержала по доводам иска. Дополнительно пояснила, что на момент ЧС 2020 года истица проживала в данной квартире по договору социального найма. Дом, в котором расположена квартира истца, ранее признан аварийным, вместе с тем после наводнения состояние дома намного ухудшилось, печка находится в нерабочем состоянии, стена дома сильно деформировалась, по стенам появились трещины, грибок, запах сырости во всем доме. Принадлежащий истцу на момент ЧС 2020 года на праве долевой собственности дом, расположенный по <...>, также пострадал в период ЧС 2020 года, о чем имеется строительно-техническое заключение, признан непригодным для проживания. Иного пригодного для проживания жилого помещения на момент ЧС 2020 года Селина Н.Б. не имела.
Представители ответчиков ОГБУ «МФЦ», мэрии МО «Город Биробиджан» ЕАО, департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, представитель третьего лица ДСЗН правительства ЕАО, третье лицо Селин В.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ОГБУ «МФЦ» просило решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
Мотивируя жалобу, указало, что согласно пункту 6 порядка, утвержденного распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп, для предоставления выплаты пострадавшее жилое помещение, должно быть включено в перечень утраченных в результате ЧС жилых помещений, вместе с тем, квартира истицы в данный перечень не включена.
Кроме того, жилое помещение Селина Н.Б. является аварийным.
Считает, что истицей пропущен срок, установленный пунктом 11 вышеуказанного порядка, для обращения в ОГБУ «МФЦ» для получения выплаты, при этом Селина Н.Б. не просила суд восстановить данный срок.
В возражениях на апелляционную жалобу Селина Н.Б. просила решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица Селина Н.Б. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить её без удовлетворения, решение суда - без изменения, поддержала поданные относительно неё возражения.
Представители ответчиков ОГБУ «МФЦ», мэрии МО «Город Биробиджан» ЕАО, департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, представитель третьего лица ДСЗН правительства ЕАО, третье лицо Селин В.С. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, исходя из требований статьи 167 ГПК РФ, считает возможным провести судебное заседание без участия неявившихся лиц, с учётом их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав пояснения лица, участвующего в апелляционной инстанции, допросив свидетеля Свидетель №1, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность решения суда подлежит проверке апелляционной инстанцией в пределах доводов апелляционной жалобы ОГБУ «МФЦ».
Из материалов дела установлено, что в связи с ухудшающейся в 2020 году паводковой обстановкой распоряжением губернатора ЕАО от 14.09.2020 № 284-рг на территории Еврейской автономной области с 14 сентября 2020 года введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»граждане Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций имеют правона возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 указанной статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).
Распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп утверждён Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Порядка право на получение выплаты имеют граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в 2020 году, которые на момент их утраты не были застрахованы по вышеуказанной программе страхования, формируемый департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО. Перечень формируется департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований ЕАО об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования ЕАО (пункт 6 Порядка).
При этом органы местного самоуправления муниципальных образований ЕАО информацию об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования ЕАО формируют на основании имеющейся у них информации об утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях, сформированной в том числе на основании заявлений граждан, и с учетом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, определенных распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 29.09.2020 №302-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления».
Судом установлено, что Селина Н.Б. на основании договора социального найма от 04.12.2014 № 394 является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <...>.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости площадь данного жилого помещения составляет <...> кв.м.
В указанном жилом помещении Селина Н.Б. зарегистрирована и проживает одна, Селин В.С. признан утратившим право пользования данным жилым помещением, поскольку более 10 лет в нём не проживает, что подтверждается вступившим в законную силу решением Биробиджанского районного суда ЕАО от <...>.
В 2020 году данный многоквартирный дом включен в границы зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории области, связанной с превышением отметок опасного явления, что следует из распоряжения губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг.
Согласно строительно-техническому заключению от <...>, составленному ООО «НТК Консалтинг групп Северо-Запад», по результатам обследования многоквартирного <...>, несмотря на то, что конструкции и элементы здания имеют следы естественного износа, связанного с эксплуатацией дома, их критические повреждения и деформации возникли в результате чрезвычайной ситуации в летне-осенний период 2020 года, интенсивного выпадения дождевых осадков и подъема паводковых вод, что привело к подмыванию оснований фундамента и нарушению его целостности, деформации стен и потери прочности несущих строительных конструкций, просадка фундамента печи, повреждения, дефекты и деформация перекрытий. В результате продолжительного периода наводнения в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, повреждения конструкций здания усилились и приобрели угрожающий характер для нахождения людей в доме и для их дальнейшего проживания.
Других пригодных для проживания жилых помещений на момент объявления ЧС Селина Н.Б. не имела.
Учитывая указанные обстоятельства, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд правомерно признал за Селина Н.Б. право на получение мер социальной поддержки в виде выплаты на приобретение жилого помещения, взамен утраченного помещения, расположенного по адресу: <...> результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО.
Тот факт, что Селина Н.Б. принадлежит на праве собственности по <...> доли в праве на жилой дом, расположенный по адресу: <...> не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Из материалов дела следует, что доля в размере <...> в жилом доме, расположенном по адресу: <...>, общей площадью <...> кв.м., является незначительной, так как составляет 1,06 кв.м., что исключает возможность реализации права Селина Н.Б. на проживание в нём.
Кроме того, жилое помещение, расположенное по адресу: <...> также пострадало в результате ЧС 2020 года, включено в границы зоны подтопления, из-за чего межведомственной комиссией <...> признано непригодным для проживания. Однако каких-либо мер государственной поддержки Селина Н.Б. по данному адресу не получала.
Также не свидетельствует об обеспеченности истицы жилым помещением наличие у неё права на <...> доли в праве собственности на земельный участок по адресу: <...>, на котором по данным Росреестра расположен жилой дом. Согласно пояснениям Селина Н.Б., данных в суде апелляционной инстанции, и показаний свидетеля Свидетель №1 на указанном земельном участке фактически жилой дом отсутствует, так как он сгорел более 30 лет. Другие жилые помещения на данном участке не возводились.
Данный факт также подтверждается информацией ОГБУ «Облкадастр» от <...>, согласно которой по данному адресу дом снесен.
Учитывая, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации Селина Н.Б. проживала одна в принадлежащем ей на основании договора социального найма жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, иного пригодного для проживания жилого помещения в собственности у истицы не имеется, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу, что у Селина Н.Б. возникло право на получение выплаты, установленной вышеназванными нормативно-правовыми актами, на приобретение жилого помещения, исходя из состава семьи один человек из расчёта площади утраченного жилого помещения <...> кв.м.
Довод жалобы о том, что истицей пропущен установленный срок, для обращения в ОГБУ «МФЦ» за получением выплаты, что Селина Н.Б. не просила суд восстановить данный срок, является несостоятельным, так как предусмотренный пунктом 11 Порядка, срок подачи заявлений до <...> не является пресекательным, и его пропуск не влечёт прекращение права на меры государственной поддержки.
Несмотря на то, что многоквартирный <...> включен в границы зоны подтопления с октября 2020 года, орган местного самоуправления мер по передаче сведений о нём в департамент строительства и ЖКХ для включения в перечень утраченных в результате ЧС жилых помещений, не предпринимал, что повлекло для истицы необходимость обращения в суд за защитой своих прав и собирания необходимых для этого доказательств, включая проведение экспертизы.
В силу изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения доводов настоящей апелляционной жалобы и отмены или изменения оспариваемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 20.03.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» - без удовлетворения.
Председательствующий Н.С. Серга
Судьи О.А. Конева
В.Ю. Тараник
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 12.07.2023.
Дело № 2-84/2023
Дело № 33-524/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
5 июля 2023 г. г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Серга Н.С.,
судей Коневой О.А., Тараника В.Ю.,
при секретаре Мерзляковой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 20.03.2023, которым постановлено:
Исковое заявление Селина Н.Б., <...> года рождения, уроженки <...> (<...>) к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО, департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО о признании права на получение мер социальной поддержки, обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Признать за Селина Н.Б. право на получение выплаты на приобретение жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления.
Обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области направить в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области информацию о жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, как о жилом помещении утраченном в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления.
Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» включить Селина Н.Б. в список семей и граждан жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО.
Обязать департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО включить жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, в перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления в 2020 году.
Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» выдать Селина Н.Б. свидетельство на приобретение жилого помещения взамен утраченного помещения из расчета площади жилого помещения <...> кв.м.
Заслушав доклад судьи Серга Н.С., пояснения истицы Селина Н.Б., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Селина Н.Б. обратилась в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «МФЦ»), мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО (далее - мэрия г. Биробиджана, мэрия), департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности.
Требования мотивировала тем, что ей на основании договора социального найма принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, площадью <...> кв.м, которое в 2020 году попало в зону чрезвычайной ситуации, в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО (далее - ЧС).
Так как данное жилое помещение не включено в перечень жилых помещений, утраченных в результате ЧС 2020 года, то ОГБУ «МФЦ» ей дан устный отказ в выплате денежных средств. Мэрия города отказывается включать её квартиру в данный перечень в связи с тем, что многоквартирный дом, в котором она расположена, является аварийным.
После уточнения требований просила признать за ней право на получение выплаты на приобретение жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, обязать мэрию города предоставить в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО информацию об утраченном в результате ЧС 2020 года жилом помещении, расположенном по адресу: <...> обязать департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО включить указанное жилое помещение в перечень жилых помещений, утраченных в результате ЧС 2020 года, обязать ОГБУ «МФЦ» включить сведения о ней в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате ЧС 2020 года и выдать свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения из расчета площади <...> кв.м.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент социальной защиты населения правительства ЕАО, Селин В.С.
Истица Селина Н.Б. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его приводнения извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Сергиенко Е.С. уточненные требования поддержала по доводам иска. Дополнительно пояснила, что на момент ЧС 2020 года истица проживала в данной квартире по договору социального найма. Дом, в котором расположена квартира истца, ранее признан аварийным, вместе с тем после наводнения состояние дома намного ухудшилось, печка находится в нерабочем состоянии, стена дома сильно деформировалась, по стенам появились трещины, грибок, запах сырости во всем доме. Принадлежащий истцу на момент ЧС 2020 года на праве долевой собственности дом, расположенный по <...>, также пострадал в период ЧС 2020 года, о чем имеется строительно-техническое заключение, признан непригодным для проживания. Иного пригодного для проживания жилого помещения на момент ЧС 2020 года Селина Н.Б. не имела.
Представители ответчиков ОГБУ «МФЦ», мэрии МО «Город Биробиджан» ЕАО, департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, представитель третьего лица ДСЗН правительства ЕАО, третье лицо Селин В.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ОГБУ «МФЦ» просило решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
Мотивируя жалобу, указало, что согласно пункту 6 порядка, утвержденного распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп, для предоставления выплаты пострадавшее жилое помещение, должно быть включено в перечень утраченных в результате ЧС жилых помещений, вместе с тем, квартира истицы в данный перечень не включена.
Кроме того, жилое помещение Селина Н.Б. является аварийным.
Считает, что истицей пропущен срок, установленный пунктом 11 вышеуказанного порядка, для обращения в ОГБУ «МФЦ» для получения выплаты, при этом Селина Н.Б. не просила суд восстановить данный срок.
В возражениях на апелляционную жалобу Селина Н.Б. просила решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица Селина Н.Б. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить её без удовлетворения, решение суда - без изменения, поддержала поданные относительно неё возражения.
Представители ответчиков ОГБУ «МФЦ», мэрии МО «Город Биробиджан» ЕАО, департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, представитель третьего лица ДСЗН правительства ЕАО, третье лицо Селин В.С. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, исходя из требований статьи 167 ГПК РФ, считает возможным провести судебное заседание без участия неявившихся лиц, с учётом их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав пояснения лица, участвующего в апелляционной инстанции, допросив свидетеля Свидетель №1, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность решения суда подлежит проверке апелляционной инстанцией в пределах доводов апелляционной жалобы ОГБУ «МФЦ».
Из материалов дела установлено, что в связи с ухудшающейся в 2020 году паводковой обстановкой распоряжением губернатора ЕАО от 14.09.2020 № 284-рг на территории Еврейской автономной области с 14 сентября 2020 года введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»граждане Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций имеют правона возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 указанной статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).
Распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп утверждён Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Порядка право на получение выплаты имеют граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в 2020 году, которые на момент их утраты не были застрахованы по вышеуказанной программе страхования, формируемый департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО. Перечень формируется департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований ЕАО об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования ЕАО (пункт 6 Порядка).
При этом органы местного самоуправления муниципальных образований ЕАО информацию об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования ЕАО формируют на основании имеющейся у них информации об утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях, сформированной в том числе на основании заявлений граждан, и с учетом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, определенных распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 29.09.2020 №302-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления».
Судом установлено, что Селина Н.Б. на основании договора социального найма от 04.12.2014 № 394 является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <...>.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости площадь данного жилого помещения составляет <...> кв.м.
В указанном жилом помещении Селина Н.Б. зарегистрирована и проживает одна, Селин В.С. признан утратившим право пользования данным жилым помещением, поскольку более 10 лет в нём не проживает, что подтверждается вступившим в законную силу решением Биробиджанского районного суда ЕАО от <...>.
В 2020 году данный многоквартирный дом включен в границы зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории области, связанной с превышением отметок опасного явления, что следует из распоряжения губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг.
Согласно строительно-техническому заключению от <...>, составленному ООО «НТК Консалтинг групп Северо-Запад», по результатам обследования многоквартирного <...>, несмотря на то, что конструкции и элементы здания имеют следы естественного износа, связанного с эксплуатацией дома, их критические повреждения и деформации возникли в результате чрезвычайной ситуации в летне-осенний период 2020 года, интенсивного выпадения дождевых осадков и подъема паводковых вод, что привело к подмыванию оснований фундамента и нарушению его целостности, деформации стен и потери прочности несущих строительных конструкций, просадка фундамента печи, повреждения, дефекты и деформация перекрытий. В результате продолжительного периода наводнения в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, повреждения конструкций здания усилились и приобрели угрожающий характер для нахождения людей в доме и для их дальнейшего проживания.
Других пригодных для проживания жилых помещений на момент объявления ЧС Селина Н.Б. не имела.
Учитывая указанные обстоятельства, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд правомерно признал за Селина Н.Б. право на получение мер социальной поддержки в виде выплаты на приобретение жилого помещения, взамен утраченного помещения, расположенного по адресу: <...> результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО.
Тот факт, что Селина Н.Б. принадлежит на праве собственности по <...> доли в праве на жилой дом, расположенный по адресу: <...> не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Из материалов дела следует, что доля в размере <...> в жилом доме, расположенном по адресу: <...>, общей площадью <...> кв.м., является незначительной, так как составляет 1,06 кв.м., что исключает возможность реализации права Селина Н.Б. на проживание в нём.
Кроме того, жилое помещение, расположенное по адресу: <...> также пострадало в результате ЧС 2020 года, включено в границы зоны подтопления, из-за чего межведомственной комиссией <...> признано непригодным для проживания. Однако каких-либо мер государственной поддержки Селина Н.Б. по данному адресу не получала.
Также не свидетельствует об обеспеченности истицы жилым помещением наличие у неё права на <...> доли в праве собственности на земельный участок по адресу: <...>, на котором по данным Росреестра расположен жилой дом. Согласно пояснениям Селина Н.Б., данных в суде апелляционной инстанции, и показаний свидетеля Свидетель №1 на указанном земельном участке фактически жилой дом отсутствует, так как он сгорел более 30 лет. Другие жилые помещения на данном участке не возводились.
Данный факт также подтверждается информацией ОГБУ «Облкадастр» от <...>, согласно которой по данному адресу дом снесен.
Учитывая, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации Селина Н.Б. проживала одна в принадлежащем ей на основании договора социального найма жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, иного пригодного для проживания жилого помещения в собственности у истицы не имеется, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу, что у Селина Н.Б. возникло право на получение выплаты, установленной вышеназванными нормативно-правовыми актами, на приобретение жилого помещения, исходя из состава семьи один человек из расчёта площади утраченного жилого помещения <...> кв.м.
Довод жалобы о том, что истицей пропущен установленный срок, для обращения в ОГБУ «МФЦ» за получением выплаты, что Селина Н.Б. не просила суд восстановить данный срок, является несостоятельным, так как предусмотренный пунктом 11 Порядка, срок подачи заявлений до <...> не является пресекательным, и его пропуск не влечёт прекращение права на меры государственной поддержки.
Несмотря на то, что многоквартирный <...> включен в границы зоны подтопления с октября 2020 года, орган местного самоуправления мер по передаче сведений о нём в департамент строительства и ЖКХ для включения в перечень утраченных в результате ЧС жилых помещений, не предпринимал, что повлекло для истицы необходимость обращения в суд за защитой своих прав и собирания необходимых для этого доказательств, включая проведение экспертизы.
В силу изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения доводов настоящей апелляционной жалобы и отмены или изменения оспариваемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 20.03.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» - без удовлетворения.
Председательствующий Н.С. Серга
Судьи О.А. Конева
В.Ю. Тараник
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 12.07.2023.