Решение по делу № 2-177/2019 от 13.11.2018

№ 2-177/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2019 года г. Барнаул

Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Черемисиной О.С.

при секретаре Хайбулиной Н.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Солонешенского района к Управлению Росреестра по Алтайскому краю о снятии земельного участка с кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Солонешенского района обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее по тексту – Управление Росреестра по Алтайскому краю) о снятии земельного участка с кадастрового учета.

В обоснование заявленных требований указано на то, что между администрацией Солонешенского района и С.П.П. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды сроком на 49 лет на части земельного участка, общей площадью 150 га, кадастровый , от земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в плане земель <адрес> по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый , разрешенное использование: для пастбища. Договор был зарегистрирован в установленном порядке. В период действия договора аренды, ДД.ММ.ГГГГ, С.П.П. умер. Наследником к его имуществу является С.А.А.

Решением Солонешенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ включены в наследственную массу умершего С.П.П. имущественные права и обязанности по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, на администрацию Солонешенского района возложена обязанность заключить с С.А.А. договор аренды земельного участка, общей площадью 150 га, кадастровый , на условиях ранее действующего договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с С.П.П.

Администрации Солонешенского района не представляется возможным исполнить решение суда, поскольку согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости имеется учтенный земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, поставленный на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления администрации о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером Л., постановления администрации Солонешенского района от 30 июня 2017 года № 291 «Об утверждении схемы земельного участка». Земельный участок имеет площадь 1459355 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для выпаса скота. Данный земельный участок является многоконтурным, состоит их двух контуров.

При этом указанный земельный участок с кадастровым номером идентичен по своему местоположению земельному участку с кадастровым номером , имеется наложение границ одного земельного участка на другой земельный участок, что является кадастровой ошибкой. Данные обстоятельства подтверждаются заключением кадастрового инженера.

Администрация района обращалась в Федеральную кадастровую палату о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером , на что дан ответ о том, что снятие с учета земельного участка возможно только в судебном порядке.

Ссылаясь на изложенные выше основания, положения ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», администрация Солонешенского района просит снять с государственного кадастрового учета земельный участок, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 1459335 кв.м, с видом разрешенного использования: для выпаса скота.

В судебном заседании представитель администрации Солонешенского района Шершнев Ю.В. исковые требования поддержал; пояснил, что земельные участки имеют наложение границ, что свидетельствует о том, что позднее учтенный земельный участок был ошибочно поставлен на кадастровый учет; пересечение границ земельных участков просматривается на публичной карте территорий; данные обстоятельства не позволяют администрации исполнить вступившее в законную силу судебное решение.

Представитель Управления Росреестра по Алтайскому краю Лыков А.Ю. в судебном заседании полагал исковые требования, предъявленные к Управлению, несостоятельными, поскольку нарушений прав истца регистрационным органом не допущено; надлежащим способом разрешения спора полагал снятие позднее учтенного земельного участка с кадастрового учета.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Солонешенского района как арендодателем и С.П.П. как арендатором заключен договор аренды земельного участка общей площадью 15 га, кадастровый ,2, расположенного в плане земель <адрес> от земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения, имеющего кадастровый .

Согласно материалам землеустроительного дела на основании договора, заключенного с заказчиком С.П.П., а также по его заданию от ДД.ММ.ГГГГ произведены работы по межеванию земельного участка, выделяемого из земель фонда перераспределения Солонешенского района, расположенного <адрес>, площадью 150 га.

В землеустроительном деле имеется проектный план границ выделяемого земельного участка, предоставляемого в аренду, составленный на основе выкопировки из плана земель <адрес> съемка 1990 год, из которого следует, что выделяемый земельный участок состоит из двух частей; планы участков 1, 2, площадью 87,6 га и 62,4 га, соответственно, с указанием описания местоположения границ земельного участка с помощью характерных точек поворота границ, величины углов поворота границ, имеющим соответствующие координаты в системе координат.

Межевание земельного участка выполнено в марте 2005 года. При этом составлен акт установления и согласования границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт государственного контроля и приемки работ по межеванию.

Исходя из сведений, имеющихся в землеустроительном деле, ранее выполнение межевых работ по данному земельному участку не проводилось.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, кадастровой выписке, земельному участку присвоен кадастровый , номер кадастрового квартала , дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: земли фонда перераспределения, статус записи об объекте недвижимости: актуальные, объект ранее учтенный; земельный участок состоит из трех частей: площадью 87,6 га, 62,4 га, 0,1 га, соответственно.

Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявки о постановке на учет от ДД.ММ.ГГГГ , представленной администрацией Солонешенского района и описания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного индивидуальным предпринимателем Ш. в соответствии с которым на земельном участке сформированы части с кадастровыми номерами , площадью 87,6 га, и , площадью 62,4 га.

На основании заявления К.А.Н. о государственном кадастровом учете объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации Солонешенского района Алтайского края от 28 декабря 2009 года «О предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения в аренду» и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером Ш. образована часть земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 000 кв.м.

В отношении земельного участка с условным номером 3, являющегося частью указанного выше земельного участка (учетный номер части ), зарегистрированы права аренды (субаренды) К.А.Н., К.Л.Д., что подтверждается сведениями в выписке из Единого государственного реестра недвижимости.

Решением Солонешенского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования С.А.А. к администрации Солонешенского района, включены в наследственную массу умершего С.П.П. имущественные права и обязанности по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. На администрацию Солонешенского района возложена обязанность заключить с С.А.А. договор аренды земельного участка общей площадью 150 га, кадастровый ,2, расположенного в плане земель <адрес>, от земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения, имеющего кадастровый , площадью 848,2 га, на условиях ранее действующего договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с С.П.П.

ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет был поставлен расположенный в <адрес> земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 145,9 га с присвоением ему кадастрового номера номер кадастрового квартала , виды разрешенного использования: для выпаса скота. Граница земельного участка состоит из двух контуров. Состав земельного участка: 1) № 1, площадь 86,8 га, 2) № 2, площадь 59,1 га. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».

Земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявления администрации Солонешенского района от ДД.ММ.ГГГГ, межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером Л., в состав приложения которого включено постановление администрации Солонешенского района Алтайского края от 30 июня 2017 года № 291 «Об утверждении схемы земельного участка».

Правами третьих лиц земельный участок не обременен. Сведения о соответствующих зарегистрированных правах в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Согласно представленному в дело заключению кадастрового инженера Л., образованный земельный участок с кадастровым номером идентичен по своему местоположению земельному участку с кадастровым номером , части участка общей площадью 150 га, кадастровый (адрес: <адрес>»).

Согласно сведениям публичной кадастровой карты, являющейся общедоступной информацией, земельный участок с кадастровым номером имеет полное наложение границ на границы земельного участка . Сведения из публичной кадастровой карты в отношении земельных участков приобщены в электронном виде на СД-носителе к делу.

Сведения о совпадении границ земельного участка с кадастровым номером имеются также в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно выписке из реестра, граница земельного участка с кадастровым номером пересекает границы ряда земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером . Данные сведения зарегистрированы в разделе «Особые отметки» Сведений о характеристиках объекта недвижимости (земельного участка с кадастровым номером ) в Едином государственном реестре недвижимости. Кроме того, исходя из данных, указанных в правоустанавливающих документах, земельные участки имеют схожую криволинейную конфигурацию, одинаковые изломы границ участков.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено наложение (пересечение) границ земельного участка с кадастровым номером с кадастровыми границами ранее сформированного объекта землеустройства - земельного участка с кадастровым номером .

В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (действовавшим на момент определения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером и до 17 мая 2008 года (отменен в связи с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»)) государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра);

государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера (статья 1).

Согласно ст. 19 указанного Федерального закона («Порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков»), государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике.

Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.

Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.

В результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков. Плата за проведение государственного кадастрового учета земельных участков с заявителей не взимается.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» Единый государственный реестр земель представляет собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков.

Единый государственный реестр земель содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках. В Едином государственном реестре земель содержатся следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.

В соответствии с п. 1 ст. 45 ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» («Ранее учтенные объекты недвижимости»), в редакции, действовавшей на момент вступления в силу Федерального закона, государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).

С 01 января 2017 года государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Соответствующие положения, предусматривающие осуществление государственного кадастрового учета в соответствии с указанным Федеральным законом, установлены ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (вступившего в силу с 01 января 2017 г.) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества является внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Применительно к указанным нормам права земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, представлять собой конкретно определенную вещь. При этом границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования.

В силу п. 2 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» необходимыми для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документами в числе прочего являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

Статьей 22 этого Федерального закона предусмотрено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане, в частности, указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В силу положений ч. 3 ст. 61 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Вместе с тем, в случае если после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и регистрации прав на него, а также соответствующих сведений о нем в Едином государственном реестре недвижимости выявлена кадастровая ошибка при формировании земельного участка, определении и установлении границ, связанная в частности с пересечением границ двух учтенных земельных участков, то исправление такой ошибки возможно исключительно путем снятия одного из земельных участков с кадастрового учета.

При этом в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» снятие с государственного кадастрового учета земельных участков органом регистрации в административном (заявительном) порядке предусмотрено в следующих случаях: ч. 3 ст. 41 (в случае регистрации права на объекты недвижимости, образованные из такого объекта недвижимости); ч. 7 ст. 72 (снятие с учета объектов недвижимости, имеющих временный статус); ч. 3 ст. 70 (снятие земельных участков с учета, имеющих статус «ранее учтенный»).

Исходя из положений ч. 3 ст. 70 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

В связи с чем, снятие с государственного кадастрового учета земельных участков, имеющих статус «учтенный», по основаниям, которые не предполагают снятие с учета в порядке административной процедуры (заявительном порядке), возможно исключительно на основании решения суда.

Согласно ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу п. 1 ст. 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Учитывая приведенные правовые нормы, принцип обособленности и индивидуализации объектов кадастрового учета, недопустимость наложения границ одного земельного участка на границы другого земельного участка, принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства наложения (пересечения) границ земельного участка с кадастровым номером с кадастровыми границами земельного участка с кадастровым номером , при том, что на момент постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером в государственном кадастре недвижимости имелись сведения о земельном участке с кадастровым номером , однако фактические границы учтенного позднее земельного участка наложились на границы ранее учтенного земельного участка, принимая во внимание наличие зарегистрированных прав аренды, субаренды на часть земельного участка (учетный номер части ), суд приходит к выводу о наличии оснований для снятия государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером

При этом суд учитывает, что обстоятельства, препятствующие снятию с кадастрового учета данного земельного участка не установлены, зарегистрированные права в отношении него отсутствуют.

Кроме того, суд принимает во внимание вступившее в законную силу судебное решение, которым на истца возложена обязанность заключить договор аренды с С.А.А. на части ранее учтенного земельного участка с учетными номерами частей в то время как наличие на кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером препятствует исполнению истцом судебного решения, выполнению возложенной судебным актов обязанности.

Что касается доводов представителя Управления Росреестра по Алтайскому краю об отсутствии каких-либо нарушений, допущенных государственным органом в отношении прав истца, то в данном конкретном случае предметом рассмотрения являются требования, возможность удовлетворения которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком; заявленные требования связаны с компетенцией ответчика, определенной законом в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Поскольку в силу вышеприведенных положений закона у органа кадастрового учета отсутствуют предусмотренные законом основания для исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о спорном земельном участке и иных способов защиты права, иначе чем путем обращения в суд с иском об исключении сведений об указанном земельном участке из государственного кадастра недвижимости, у администрации Солонешенского района не имеется, исковые требования истца, заявленные к Управлению Росреестра по Алтайскому краю, подлежат удовлетворению.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

исковые требования администрации Солонешенского района удовлетворить.

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для выпаса скота, площадью 1459355+/-10570 кв.м, кадастровый .

Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для выпаса скота, площадью 1459355+/-10570 кв.м, кадастровый .

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.С. Черемисина

2-177/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Солонешенского района АК
Ответчики
Управление Росреестра по АК
Другие
филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю
Сапегина Анна Анатольевна
Суд
Октябрьский районный суд г. Барнаул
Дело на сайте суда
oktabrsky.alt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.04.2020Предварительное судебное заседание
10.04.2020Предварительное судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2020Дело оформлено
23.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее