Дело *а-234/20
52RS0*-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2020г. г.Н.Новгород
Московский районный суд г.Н.Новгорода в составе: председательствующего судьи Лопатиной И.В., при секретаре Кожиной А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску
Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району г. Нижнего Новгорода к Самойленко Н. А. о взыскании задолженности по налогу и пени,
установил:
ИФНС по Московскому району г. Н. Новгорода обратилась в суд с иском к ответчику, указывая, что Самойленко Н.А. являлся собственником следующего имущества: 1) автомобили легковые, государственный регистрационный знак *, Марка <данные изъяты>, год выпуска *, дата регистрации права ЧЧ*ММ*ГГ* 00:00:00; 2) автомобили легковые, государственный регистрационный знак * Марка/Модель:<данные изъяты>, VIN: *, Год выпуска 2005, Дата регистрации права ЧЧ*ММ*ГГ* 00:00:00, Дата утраты права 20.08.2015 00:00:00; 3) Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: * Марка/Модель: <данные изъяты> VIN: *, Год выпуска 2007, Дата регистрации права 21.12.2012 00:00:00.
ИФНС России по Московскому району г. Н.Новгорода обратилась в адрес судебного участка № 3 Московского судебного района г. Н.Новгорода с заявлением о внесении судебного приказа на взыскание задолженности по транспортному налогу в размере 3376 руб., пени в размере 2443руб.96 коп.
20.08. 2019г. мировым судьей вынесен судебный приказ. Определением от 06.09.2019г. судебный приказ отменен.
Административный истец просит взыскать с административного ответчика Самойленко Н.А. транспортный налог с физических лиц: налог за 2017г. в размере 3376 руб., пеня, образовавшаяся от несвоевременной оплаты налога за 2011,2014,2015,2016,2017гг. в размере 2443.96 руб., а именно:
- 51,09 руб. за 2017г. период начисления пени: с 04.12.2018-31.01.2019гг.
-1272,33 руб. за 2014г. период начисления пени: с 01.12.2015-26.08.2018гг.
-853,07 руб. за 2015г. период начисления пени: с 21.02.2017-26.08.2018гг.
-207,31 руб. за 2016г. период начисления пени: с 02.12.2017-26.08.2018гг.
-60,16 руб. за 2011г. на общую сумму 5819.96 рублей.
Определением Московского районного суда г.Нижнего Новгорода 01 ноября 2019 года административному ответчику установлен 10-дневный срок, в течение которого административный ответчик может представить суду срок для представления возражений относительно применения упрощенного порядка. Одновременно в данном определении разъяснено, в каких случаях административное дело может быть рассмотрено в упрощенном порядке.
Копия данного определения была направлена в адрес административного ответчика.
20.12.2019г. в суд от ответчика Самойленко Н.А. поступили возражения на административный иск.
23.12.2019г. судьей вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.
Административный истец своего представителя в суд не направил, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Самойленко Н.А. в судебном заседании иск не признал в части взыскания суммы пени. Просил суд приобщить к материалам дела чек с сайта Госуслуг об оплате суммы транспортного налога в размере 3376 руб. За 2011 год просил суд применить срок исковой давности. Транспортное средство за ним до сих пор числится.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса (далее – НК) РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу ст.357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ст.362 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п.1 ст.360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что Самойленко Н. А., ЧЧ*ММ*ГГ* года рождения (ИНН *) являлся собственником следующего имущества: 1) автомобили легковые, государственный регистрационный знак * Марка Опель/Кадетт, год выпуска ЧЧ*ММ*ГГ*, дата регистрации права 16.07.2005 00:00:00; 2) автомобили легковые, государственный регистрационный знак * Марка/Модель:<данные изъяты>, VIN: * Год выпуска 2005, Дата регистрации права 20.06.2008 00:00:00, Дата утраты права 20.08.2015 00:00:00; 3) Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак * Марка/Модель: <данные изъяты> VIN: *, Год выпуска 2007, Дата регистрации права 21.12.2012 00:00:00.
Согласно налогового уведомления * от 23.08.2018г. Самойленко Н.А. в срок до 03.12.2018г. обязан был оплатить налог за 2017г. за автомобиль марки Опель/Кадетт в размере 1193 руб. и автомобиль ТОYОТА АURIS в размере 2183 руб.
В отношении указанных в налоговом уведомлении транспортных средств начислен транспортный налог с физических лиц: налог за 2017г. в размере 3376 руб., пеня, образовавшаяся от несвоевременной оплаты налога за 2011,2014,2015,2016,2017гг. в размере 2443.96 руб., а именно:
- 51,09 руб. за 2017г. период начисления пени: с 04.12.2018-31.01.2019гг.
-1272,33 руб. за 2014г. период начисления пени: с 01.12.2015-26.08.2018гг.
-853,07 руб. за 2015г. период начисления пени: с 21.02.2017-26.08.2018гг.
-207,31 руб. за 2016г. период начисления пени: с 02.12.2017-26.08.2018гг.
-60,16 руб. за 2011г., на общую сумму 5819.96 руб.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ, в адрес налогоплательщика было направлено требование * об уплате налога, сбора, страховых взносов по состоянию на 27.08.2018г. об уплате пени в сумме 2392,87 руб., которая подлежала уплате в срок до 04.12.2018г. В установленный в данном требовании срок сумма задолженности по пени административным ответчиком оплачена не была.
В адрес налогоплательщика было направлено требование * об уплате налога, сбора, страховых взносов по состоянию на 01.02.2019г. об уплате недоимки по транспортному налогу в сумме 3376 руб. и пени в сумме 51,09 руб., которая подлежала уплате в срок до 19.03.2019г. В установленный в данном требовании срок сумма задолженности административным ответчиком оплачена не была.
Согласно сообщению ИФНС России по Московскому району г. Нижнего Новгорода от 07.02.2020г., транспортный налог за 2014г. взыскан по судебному приказу мирового судьи судебного участка № 3 Московского судебного района г. Н.Новгорода *а-154/2016 от 23.05.2016г. Данный судебный приказ направлен в Московский районный отдел УФССП по Нижегородской области, 26.01.2018г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление * о возбуждении исполнительного производства, 22.11.2019г. вынесено постановление * об окончании исполнительного производства, в связи с фактическим исполнением; транспортный налог за 2016г. взыскан по судебному приказу мирового судьи судебного участка * Московского судебного района г. Н.Новгорода *а-1111/2018 от 27.07.2018г.; сведения о взыскании транспортного налога за 2015 год отсутствуют.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацем вторым данного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.
В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В пределах указанного срока, ИФНС России по Московскому району г. Н.Новгорода обратилась в адрес судебного участка * Московского судебного района г. Н.Новгорода с заявлением о внесении судебного приказа на взыскание задолженности по транспортному налогу в размере 3376 руб., пени в размере 2443 руб.96 коп.
20.08. 2019г. мировым судьей вынесен судебный приказ. Определением от 06.09.2019г. судебный приказ отменен в связи с поступившими от должника возражениями, из которых следует, что он не согласен с размером задолженности.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
После отмены судебного приказа, налоговый орган, в установленный положениями пункта 3 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок -31 октября 2019г., обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд считает обоснованными требования налогового органа о взыскании с административного ответчика задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц за 2014г. в сумме 1272,33 руб., за 2016г. в сумме 207,31 руб., за 2017г. в сумме 51,09 руб., ввиду того, что Самойленко Н.А. является налогоплательщиком, налог на имущество физических лиц за 2017 г. и пени за 2014г., 2016г., 2017г. начислены налоговым органом на законных основаниях, в установленном законом порядке требование выставлялось налогоплательщику к оплате, но своевременно не было исполнено.
Поскольку за Самойленко Н.А. осталась задолженность по пени, суд считает возможным взыскать с ответчика задолженность по пени за 2014 в сумме 1272,33 руб., за 2016г. в сумме 207, 31 руб., за 2017 г. в сумме 51,09 руб.
Самойленко Н.А. представлен чек на оплату недоимки по транспортному налогу с физических лиц в доход местного бюджета за 2017г. в размере 3376 руб.
Решение следует считать исполненным в части взыскания с Самойленко Н. А. в доход местного бюджета задолженности по транспортному налогу за 2017 г. в сумме 3376 руб. до принятия судом решения.
Оснований для взыскания недоимки по пени за 2011 год в сумме 60,16 руб. не имеется, поскольку недоимки за 2011 год подлежат списанию согласно частьи 2 статьи 12 Федерального закона N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ), согласно которой предусмотрены признание безнадежными к взысканию и списание недоимки по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженности по штрафам, образовавшимся на 1 января 2015 года, числящимся на дату принятия налоговым органом в соответствии с указанной статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.
Оснований для взыскания пени в связи с несвоевременной оплатой налога за 2015 год в сумме 853,07 руб. также судом не установлено по следующим основаниям.
При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 2 ст. 57 НК РФ).
Пеня является одним из способов обеспечения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, и в соответствии со ст. 75 НК РФ признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Согласно положению ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога в процентах от неуплаченной суммы налога (п. 3, 4 ст. 75 НК РФ).
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (Постановление от 17 декабря 1996 года N 20-П, определение от 8 февраля 2007 года N 381-О-П), что по смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога, поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (п. 2 ст. 48), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 17 февраля 2015 года N 422-О, оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом не утрачено. Это обусловлено тем, что пени не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 57 Постановления от 30.07.2013 N 57, при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Таким образом, исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод о том, что препятствием для взыскания пени является:
- отсутствие обязанности по уплате суммы налога,
- истечение сроков на принудительное взыскание налога,
- отсутствие сведений о своевременном принятии мер к принудительному взысканию недоимки.
Как указано в ответе на запрос административного истца сведения о взыскании транспортного налога за 2015 г. отсутствуют.
Срок уплаты транспортного налога за 2015 год – 1 декабря 2016 г. Доказательств того, что в установленные законом сроки административному ответчику сроки направлялось уведомление о взыскании налога, требование о его уплате, а также обращение в судебном порядке за его взысканием отсутствуют.
Налоговым органом в течение более трех лет с декабря 2016 года не принимались меры по взысканию указанной задолженности, а потому не имеется оснований и для взыскания пени, начисленных на указанную недоимку.
Согласно пункту 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Статья 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2017 ░. ░ ░░░░░ 3376 ░░░. ░ ░░░░ ░░ 2014░. ░ ░░░░░ 1272,33 ░░░., ░░ 2016 ░. ░ ░░░░░ 207,31 ░░░., ░░ 2017░. ░ ░░░░░ 51,09 ░░░., ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4906 ░░░. 73 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 400 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2017 ░. ░ ░░░░░ 3376 ░░░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 2015 ░. ░ ░░░░░ 853,07 ░░░. ░ ░░░░ ░░ 2011░. ░ ░░░░░ 60,16 ░░░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░