Дело № 2-34/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Иловля 11 января 2018 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Растегина Р.В.,
при секретаре Зиновьевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Кондрашовского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Кондрашовского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области (далее по тексту – администрация Кондрашовского сельского поселения) обратилась в Иловлинский районный суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее по тексту – ТУ Росимущества в Волгоградской области) о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю в праве общей долевой собственности, площадью 239000 кв.м., расположенную на земельном участке, кадастровый номер №, общей площадью 211515000 кв.м., расположенном на территории Кондрашовского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, принадлежащей Воробьевой О. П..
Свои требования истец мотивирует тем, что на основании Указа Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 года № 1767, с 1991 года осуществлялась приватизация земли.
Администрацией Иловлинского района Волгоградской области 28 декабря 1994 года было вынесено постановление № 407 «О выдаче свидетельств собственникам земельных долей», которым было постановлено выдать свидетельства на право общей долевой собственности на землю лицам, имеющим право на получение земельного пая в АОЗТ «Кондрашовское» с земельной долей 23,9 га (1399 баллогектаров) согласно списку.
В результате проводимых в 2013 году администрацией Кондрашовского сельского поселения совместно с администрацией Иловлинского муниципального района Волгоградской области мероприятий по выявлению на территории Кондрашовского сельского поселения невостребованных земельных долей было установлено, что на территории Кондрашовского сельского поселения имеются земельные участки, состоящие из невостребованных земельных долей, собственники которых с момента принятия постановления в 1994 году и по настоящее время не воспользовались своим правом и не распорядились земельными долями. В счет указанных земельных долей земельные участки не выделялись.
В числе лиц, которым предоставлены земельные доли, расположенные на земельном участке с кадастровым номером №, в границах бывшего АОЗТ «Кондрашовское», числятся 886 человек.
В списке собственников вышеуказанных земельных долей указаны умершие граждане, в том числе, Воробьева О.П., что подтверждается справкой из отдела ЗАГС администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Данный земельный участок имеет кадастровый номер №, площадь 211515000 кв.м., местоположение: Волгоградская область, Иловлинский район, территория Кондрашовского сельского поселения; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22 сентября 2017 года № 34/001/001/2017-106753. Сведения о правах: общая долевая собственность, в списках правообладателей числится умерший собственник земельной доли.
Необходимость обращения администрации Кондрашовского сельского поселения с исковыми требованиями о признании права собственности на указанную невостребованную земельную долю обусловлена необходимостью определения правового статуса земельной доли, признанной в установленном законом порядке невостребованной.
Нарушение прав истца в данном случае заключается в том, что неиспользование собственником принадлежащей ему земельной доли не позволяет администрации Кондрашовского сельского поселения обеспечить рациональное использование, управление и распоряжение данными земельными участками на принципах эффективности. Вследствие того, что указанные земельные доли до настоящего времени не оформлены и не используются в целях сельскохозяйственного производства, земельный налог, подлежащий поступлению в бюджет поселения, не уплачивается.
В связи с чем, администрация Кондрашовского сельского поселения обратилась в суд с данным исковым заявлением.
Представитель истца – администрации Кондрашовского сельского поселения в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, не явился, в представленном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, настаивает на удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – ТУ Росимущества в Волгоградской области, будучи надлежаще извещён о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил письменные возражения, в которых просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении иска к данному ответчику просит отказать. При этом указал, что ТУ Росимущества в Волгоградской области является ненадлежащим ответчиком по делу в связи с тем, что истцом не представлено доказательств, что указанная невостребованная земельная доля является выморочным имуществом.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей истца и ответчика.
Суд, исследовав материалы дела, считает исковые требования, подлежащими удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» от 04 сентября 1992 года № 708 было утверждено Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий.
Указанное Положение было разработано в соответствии с постановлением Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» №86 от 29 декабря 1991 года и устанавливало порядок определения земельных и имущественных долей.
Так, в соответствии с указанным Положением, в каждом реорганизуемом колхозе, совхозе должны быть определены индивидуальные имущественные паи и земельные доли, которыми наделяются работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территории, лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий), временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы, и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 года.
В судебном заседании установлено, что во исполнение указанных норм администрацией Иловлинского района Волгоградской области 28 декабря 1994 года было вынесено постановление № 407 «О выдаче свидетельств собственникам земельных долей», которым было постановлено выдать свидетельства на право общей долевой собственности на землю лицам, имеющим право на получение земельного пая в АОЗТ «Кондрашовское» согласно списку (886 человек) с земельной долей 23,9 га/1399 баллогектаров (л.д. 57, 58-67).
В результате проведённых администрацией Кондрашовского сельского поселения мероприятий по выявлению невостребованных земельных долей было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 211515000 кв.м., расположенном в границах бывшего АОЗТ «Кондрашовское», числятся невостребованные доли, в том числе, невостребованная земельная доля, принадлежащая Воробьевой О.П..
Собственники указанных земельных долей с момента выдачи свидетельств в 1994 году и по настоящее время не воспользовались своим правом и не распорядились земельными долями.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года №101-ФЗ, свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Как следует из материалов дела, на основании пунктов 3 и 5 статьи 12.1 названного Федерального закона был составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, а также список невостребованных земельных долей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12.1 названного Федерального закона администрацией Кондрашовского сельского поселения, не менее чем за 3 месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности на земельный участок, в ежедневной областной общественно-политической газете «Волгоградская правда» и в общественно-политической газете Иловлинского муниципального района «Донской Вестник» были опубликованы списки невостребованных земельных долей. Также данный список был размещён в информационном бюллетене «Вестник Кондрашовского сельского поселения» (л.д. 95-96, 97-98, 99-100, 101-102, 112).
14 ноября 2012 года по инициативе администрации Кондрашовского сельского поселения было проведено общее собрание участников долевой собственности на земельные доли (л.д. 104-111).
В связи с отсутствием кворума, предусмотренного ч.5 ст.14.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ, решение об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, а также об утверждении списка земельных долей, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № в границах бывшего АОЗТ «Кондрашовское», которые могут быть признаны невостребованными, не принято.
В связи с чем, 10 июня 2013 года администрацией Кондрашовского сельского поселения в соответствии с п. 7 ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» было издано постановление № 27а-п, в котором утвержден список невостребованных земельных долей, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № в границах бывшего АОЗТ «Кондрашовское». В данный список включены умершие, которым принадлежат невостребованные земельные доли (л.д. 113, 114).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» одним из важнейших принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков.
В судебном заседании установлено, что земельная доля Воробьевой О.П. не используется ею по целевому назначению в течение более трёх лет с момента приобретения на неё права.
Воробьева О.П. в настоящее время умерла, что подтверждается информацией предоставленной органами ЗАГСа администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области (л.д. 94).
На момент смерти данное лицо проживало на территории Кондрашовского сельского поселения Иловлинского района Волгоградской области. Наследники до настоящего времени не предприняли каких-либо юридически значимых действий по оформлению прав на земельные доли, принадлежавшие указанным лицам, не выразили иным образом какого-либо намерения распорядиться земельными долями, более трех лет не используют земельные доли по назначению.
Как следует из выписки из ЕГРН право собственности на земельную долю, выделенную Воробьевой О.П., за кем-либо не зарегистрировано.
Согласно п.1 ст.1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Поэтому, в силу приведённых выше положений закона, невостребованная земельная доля в праве общей долевой собственности, умершего лица является выморочным имуществом.
В силу п. 8 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебное заседание не представлено доказательств того, что в течение трёх лет с момента приобретения права на спорную земельную долю Воробьева О.П. воспользовалась своим правом и распорядилась земельной долей.
Таким образом, в силу приведённых выше правовых норм, право собственности Воробьевой О.П. на указанную земельную долю подлежит прекращению, и имеются основания для признания права муниципальной собственности Кондрашовского сельского поселения на указанную земельную долю.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования администрации Кондрашовского сельского поселения являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме.
Довод представителя ответчика - ТУ Росимущества в Волгоградской области о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, основан на неверном понимании норм действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что истцом заявлены требования о признании права собственности за ним на выморочное имущество - земельную долю умершего лица, наследство, к имуществу которого кем-либо не принималось. В качестве ответчика по делу привлечено ТУ Росимущества в Волгоградской области.
Согласно п.п.1, 2 ст.1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.
В соответствии с п. 5.35 Положения «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Принимая во внимание данные положения гражданского законодательства, установленные по делу обстоятельства, суд считает, что надлежащим ответчиком по разрешенному спору о признании права муниципальной собственности на выморочное имущество в виде невостребованной земельной доли является территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области.
В силу пункта 1 статьи 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Федеральным законом от 23 июля 2013 года №223-ФЗ «О внесении изменения в статью 1151 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» были внесены изменения в пункт 2 ст.1151 ГК РФ, согласно которым в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Статьёй 2 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что он вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть с 23 июля 2013 года. При этом обратной силы положениям названного Федерального закона данной статьёй не придано.
Учитывая, что данные спорные правоотношения возникли до вступления в силу Федерального закона от 23 июля 2013 года № 223-ФЗ «О внесении изменения в статью 1151 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», то положения пункта 2 статьи 1151 ГК РФ в редакции от 23 июля 2013 года не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункта 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Иных правовых доводов в обоснование возражений против иска ответчиком – ТУ Росимущества в Волгоградской области, не заявлено.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования администрации Кондрашовского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю, удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Кондрашовского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области на невостребованную земельную долю, ранее принадлежавшую Воробьевой О. П., площадью 239000 кв.м., в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 211515000 кв.м., местоположение: Волгоградская область, Иловлинский район, территория Кондрашовского сельского поселения, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Р.В. Растегин