Дело № 2-412/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
08 декабря 2016 года село Новошешминск
Новошешминский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сахабиевой А.А., при секретаре Юдинцевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (Татарстан) в Чистопольском, <адрес>х в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Тубылгытауский детский сад «Т», муниципальному учреждению «Отдел образования Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан» и Исполнительному комитету Новошешминского муниципального района Республики Татарстан о прекращении нарушений санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Территориальный отдел Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (Татарстан) в Чистопольском, <адрес>х (далее по тексту Чистопольский ТО Управления Роспотребнадзора по РТ) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Тубылгытауский детский сад «Т» (далее – МБДОУ «Тубылгытауский детский сад «Т»), муниципальному учреждению «Отдел образования Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан» (далее – МУ Отдел образования ИК Новошешминского муниципального района РТ) и Исполнительному комитету Новошешминского муниципального района Республики Татарстан (далее ИК Новошешминского муниципального района РТ) о прекращении нарушений санитарного законодательства, ссылаясь на следующее.
Чистопольский ТО Управления Роспотребнадзора по РТ предъявил иск в защиту неопределенного круга лиц, указав в исковом заявлении, что заявленные требования касаются не только той части лиц, детей, посещающих МБДОУ «Тубылгытауский детский сад «Т», но и в отношении тех лиц и детей, которые имеют намерение поступить а данный детский сад. Целью обращения в суд является признание незаконными действий, нарушающих права и законные интересы детей, в том числе право на благоприятную окружающую среду.
Для реализации задачи обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения главным государственным санитарным врачам в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.) предоставлены полномочия предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
На основании ежегодного Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и распоряжения (Приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ №-п/в заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по РТ (Татарстан) А была проведена плановая выездная проверка МБДОУ «Тубылгытауский детский сад «Т». В ходе плановой выездной проверки были выявлены многочисленные нарушения требований санитарного законодательства, которые в силу абзаца 10 статьи 1 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью детей, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. За выявленные нарушения заведующий МБДОУ «Тубылгытауский детский сад «Т» привлечен к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ
По результатам внеплановой выездной проверки с целью устранения выявленных нарушений требований санитарных правил СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», в соответствии со статьей 50 Закона № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ «Тубылгытауский детский сад «Т» было выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ, подлежащее обязательному исполнению.
По результатам внеплановой выездной проверки, проводимой по распоряжению №-вп/в от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по РТ А по исполнению предписания, установлено, что не все пункты предписания выполнены, а именно:
- не проведен косметический ремонт пищеблока, санитарно-бытовых помещений детского сада, что является нарушением пунктов 5.1, 5.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 «Санитарно–эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- не оборудовано грызунонепроницаемость пищеблока и санитарно-бытовых помещений детского сада, что является нарушением п.5.1, 5.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13;
- не оборудовано изолированные помещения приемной, спальной и туалетной для старшей и младшей группы, что является нарушением п.4.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13.
По выявленным нарушениям МБДОУ «Тубылгытауский детский сад «Т» привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно Уставу МБДОУ «Тубылгытауский детский сад «Т» является юридическим лицом и несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников и работников учреждения во время воспитательно-образовательного процесса. Между тем, в силу Устава МБДОУ «Тубылгытауский детский сад «Т» является бюджетным учреждением, учредителем которого в соответствие с п.1.3 Устава является МО «Новошешминский муниципальный район», функции и полномочия учредителя осуществляет Исполнительный комитет Новошешминского муниципального района РТ, на которого в том числе возложены обязанности по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
Поскольку характер выявленных нарушений свидетельствует о том, что имеется угроза причинения вреда здоровью воспитанников детского сада, предпосылки для возникновения как инфекционной, так и неинфекционной заболеваемости среди детей и сотрудников учреждения, истец Чистопольский ТО Управления Роспотребнадзора по РТ просит суд обязать МБДОУ «Тубылгытауский детский сад «Т», МУ Отдел образования ИК Новошешминского муниципального района РТ и ИК Новошешминского муниципального района РТ устранить вышеперечисленные нарушения санитарного законодательства, а именно:
провести косметический ремонт пищеблока, санитарно-бытовых помещений;
обеспечить грызунонепроницаемость пищеблока и санитарно-бытовых помещений детского сада;
оборудовать изолированные помещения приемных, спальных комнат и туалетных для младшей и старшей групп.
Возложить на МБДОУ «Тубылгытауский детский сад «Т» обязанность по исполнению предписания № от ДД.ММ.ГГГГ года
Возложить на Исполнительный комитет Новошешмиснкого муниципального района обязанность по финансированию МБДОУ «Тубылгытауский детский сад «Т» для проведения мероприятий по устранению указанных в предписании нарушений санитарного законодательства и исполнения предписания в случае недостаточности финансовых средств у самого дошкольного образовательного учреждения.
Представитель истца Мустафина Г.Х., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснив, что имеется реальная угроза для возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний, поскольку детский сад посещают № детей, имеется лишь один общий вход для детей всех возрастных групп, № гигиеническая комната с № раковиной и унитазом, нет буфета и посудомоечной комнаты, использованная посуда моется в пищеблоке, произведенный в августе косметический ремонт является некачественным, не отвечающим установленным санитарным требованиям. Мустафина Г.Х. также уточнила требования, указав, что на настоящий момент МБДОУ «Тубылгытауский детский сад «Т» исполнено предписание в части обеспечения грызунонепроницаемости пищеблока и санитарно-бытовых помещений детского сада, просила установить ответчикам срок исполнения возложенных судом обязанностей – до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика - заведующая МБДОУ «Тубылгытауский детский сад «Т» Хусаинова Н.Р. в судебном заседании представила суду письменные возражения на иск, из которых следует, что на момент рассмотрения дела обеспечена грызунонепроницаемость пищеблока и санитарно-бытовых помещений детского сада, также имеется договор на обслуживание объектов по профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями с ООО «Т» № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ После проведения внеплановой проверки на имеющиеся средства учреждения был проведен частичный косметический ремонт пищеблока, санитарно-бытовых помещений детского сада. Провести полный косметический ремонт пищеблока, санитарно-бытовых помещений детского сада и изолирование помещений приемной, спальной, туалетной для старшей и младшей группы невозможно сделать, так как здание детского сада является нетиповым, построено в ДД.ММ.ГГГГ году без соблюдения норм и требований, предъявляемых к проектам зданий дошкольных учреждений и последний текущий ремонт проведен в ДД.ММ.ГГГГ году в связи с чем, для ремонта и планировки здания требуются значительные денежные средства, которые не заложены ни в бюджет детского сада, ни в бюджет муниципального района.
Также в качестве своих возражений Хусаинова Н.Р. представила суду смету доходов и расходов по МБДОУ «Тубылгытауский детский сад «Т» на ДД.ММ.ГГГГ год, из которого усматривается что в смету не включены расходы на проведение соответствующих ремонтных работ.
Ответчики МУ «Отдел образования ИК Новошешминского муниципального района РТ», ИК Новошешминского муниципального района РТ своих представителей в судебное заседание не направили, представили суду письменные возражения на иск, из которых следует, что права воспитанников МБДОУ «Тубылгытауский детский сад «Т» не нарушаются и отсутствует реальная угроза жизни и здоровью детей, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ года произведен косметический ремонт пищеблока и санитарно-бытовых помещений, что подтверждают фотоматериалом, обеспечено грызунонепроницаемость пищеблока и санитарно-бытовых помещений, проведено обследование на наличие отверстий, имеется договор на обслуживание объектов по профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, здание детского сада является нетиповым и для оборудования изолированных помещений, спальных комнат и туалетных для младшей и старшей групп необходимы значительные финансовые средства.
Заслушав пояснения сторон, изучив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является органом исполнительной власти РФ, а Управление Роспотребнадзора по <адрес> (Татарстан) - территориальным органом Федерального органа исполнительной власти. Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> (Татарстан) в Чистопольском, <адрес>х является структурным подразделением Управления Роспотребнадзора по <адрес> (Татарстан).
Постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 г. № 412 утверждено Положение «О Федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей и благополучия человека» (далее - Положение), согласно пунктам 1 и 4 которого Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Право государственного органа на подачу иска в защиту прав неопределенного круга лиц вытекает из статьи 46 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), согласно которому в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Полномочия на подачу иска в суд главными государственными санитарными врачами и их заместителями закреплены в пункте 2 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона № 52-ФЗ федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему.
Согласно частям 3, 4 и 5 статьи 46 Федерального закона № 52-ФЗ организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, городам, районам и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 данного Федерального закона, наделяются следующими в том числе и полномочиями по предъявлению исков в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 52-ФЗ федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
В соответствии со статьями 41 и 42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно статье 8 Федерального закона № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 52-ФЗ одним и основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно части 2 указанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Судом установлено, что на основании ежегодного Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и распоряжения (Приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ №-п/в заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по РТ (Татарстан) А сотрудниками Чистопольского ТО Управления Роспотребнадзора по РТ была проведена плановая выездная проверка МБДОУ «Тубылгытауский детский сад «Т» в том числе на предмет соблюдения совокупности предъявляемых обязательных требований, по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан (л.д.11-14).
В ходе плановой выездной проверки были выявлены многочисленные нарушения требований санитарного законодательства, которые в силу абзаца 10 статьи 1 Федерального закона № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью детей, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний, что следует из акта проверки №-п/в от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-18).
За выявленные нарушения заведующий МБДОУ «Тубылгытауский детский сад «Т» привлечен к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19-22).
По результатам внеплановой выездной проверки с целью устранения выявленных нарушений требований санитарных правил СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», в соответствии со статьей 50 Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. МБДОУ «Тубылгытауский детский сад «Тургай» было выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ, подлежащее обязательному исполнению (л.д.23-24).
По результатам внеплановой выездной проверки, проводимой по распоряжению №-вп/в от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по РТ А по исполнению предписания, установлено, что не все пункты предписания выполнены, а именно:
- не проведен косметический ремонт пищеблока, санитарно-бытовых помещений детского сада, что является нарушением пунктов 5.1, 5.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 «Санитарно–эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- не оборудовано грызунонепроницаемость пищеблока и санитарно-бытовых помещений детского сада, что является нарушением п.5.1, 5.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13;
- не оборудовано изолированные помещения приемной, спальной и туалетной для старшей и младшей группы, что является нарушением п.4.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 (л.д.25-30).
По выявленным нарушениям МБДОУ «Тубылгытауский детский сад «Т» привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ (л.д.31-36).
Согласно Уставу МБДОУ «Тубылгытауский детский сад «Т» является юридическим лицом и несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников и работников учреждения во время воспитательно-образовательного процесса. Между тем, в силу Устава МБДОУ «Тубылгытауский детский сад «Т» является бюджетным учреждением, учредителем которого в соответствие с п.1.3 Устава является МО «Новошешминский муниципальный район», функции и полномочия учредителя осуществляет Исполнительный комитет Новошешминского муниципального района РТ, на которого в том числе возложены обязанности по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений (л.д.38-45).
В соответствии с Решением Совета Новошешминского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № создано муниципальное учреждение «Отдел образования исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан», согласно пункту 1.1. Положения о муниципальном учреждении отдел образования исполнительного комитета Новошешминского муниципального района является муниципальным учреждением, созданным для осуществления управленческих функций в сфере образования и входит в структуру исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления Новошешминского муниципального района РТ. Согласно пункту 3.6 Положения основными полномочиями отдела является обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций района, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу части 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. На основании приведенной нормы сфера действия Федерального закона «О некоммерческих организациях» в полном объеме распространяется на деятельность дошкольного образовательного учреждения.
В соответствии с частью 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Санитарные правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13 " Санитарно -эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 26, содержат требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий также входит в компетенцию органов местного самоуправления.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ установлена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В силу части 7 этой же статьи образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Таким образом, обязанность обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологической безопасности при обустройстве прилегающей к образовательной организации территории является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций.
Понуждение к исполнению предписаний и устранений нарушений санитарного законодательства необходимо в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
С учетом перечисленных требований закона, представленных истцом доказательств, суд находит, что исковые требования являются обоснованными, подлежащими удовлетворению с учетом произведенных представителем истца уточнений.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Территориального отдела Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (Татарстан) в Чистопольском, <адрес>х в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Тубылгытауский детский сад «Т», муниципальному учреждению «Отдел образования Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан» и Исполнительному комитету Новошешминского муниципального района Республики Татарстан о прекращении нарушений санитарного законодательства - удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательному учреждению «Тубылгытауский детский сад «Тургай», муниципальное учреждение «Отдел образования Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарного законодательства, а именно:
провести косметический ремонт пищеблока, санитарно-бытовых помещений детского сада;
оборудовать изолированные помещения приемных, спальных комнат и туалетных для младшей и старшей групп.
Возложить на МБДОУ «Тубылгытауский детский сад «Т» обязанность по исполнению предписания № от ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на Исполнительный комитет Новошешмиснкого муниципального района обязанность по финансированию МБДОУ «Тубылгытауский детский сад «Т» для проведения мероприятий по устранению указанных в предписании нарушений санитарного законодательства и исполнения предписания в случае недостаточности финансовых средств у самого дошкольного образовательного учреждения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Новошешминский районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Решение вступило в законную силу: «____» ______________ 2016 года.