Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2023 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Просолова В.В.,
при секретаре Скулкиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чикиной Н. В. к Прошенкову В. А. об изменении размера взыскания алиментов,
установил:
Чикина Н.В. обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит изменить размер алиментов, взысканных с ответчика в твёрдой денежной сумме, на долевое отношение к заработку, а именно: 33,3 % на двух детей до совершеннолетия Прошенковой В. В.ы, ДД.ММ.ГГГГ, после в размере 25% на одного ребёнка Прошенкова Р. В. до его совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указано, что с ответчика в пользу истца взыскиваются алименты на содержание детей: Прошенкова Р. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Прошенковой В. В.ы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 4000 рублей на каждого ребёнка. В связи с тем, что ответчик трудоустроился имеет официальный стабильный заработок, истец просит изменить размер алиментов.
Истец Чикина Н.В. в судебном заседании поддержала иск по основаниям, в нём изложенным, просила исковые требования удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщили.
В случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело без их участия (часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая задачи судопроизводства, распространение общего правила, закрепленного в ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, отложение судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, при принятии судом предусмотренных законом мер для их извещения и при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что в свою очередь не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав, неявка лиц, извещенных судом в предусмотренном законом порядке, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных правах.
В силу ч. 1 ст. 35 ГПК РФ каждая сторона обязана добросовестно пользоваться процессуальными правами, не явившиеся в судебное заседание стороны распорядились процессуальными правами по своему усмотрению. При изложенных обстоятельствах, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, исходя из того, что реализация участниками своих прав не должна нарушать права и законные интересы других лиц, а также принимая во внимание сроки рассмотрения гражданских дел, установленных ч. 1 ст. 154 ГПК РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, поскольку в материалах дела имеется достаточно доказательств для рассмотрения искового заявления, по существу.
Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, так как о времени и месте проведения судебного заседания они извещены в установленном процессуальным законом порядке.
Выслушав истца, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствие со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Конституционный Суд РФ в своих судебных постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 566-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 888-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Семейное законодательство Российской Федерации исходит из принципа равенства участия родителей в содержании ребенка до достижения им совершеннолетия, эта обязанность носит для отца и матери безусловный характер.
Пунктом 1 статьи 3 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации установлено, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
Как следует из материалов дела, Прошенков В. А. и Прошенкова (Чикина) Н. В. являются родителями Прошенкова Р. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Прошенковой В. В.ы, 14.04.2005года рождения.
Согласно части 1 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.
Обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей закреплена частью 1 статьи 80 СК РФ. В соответствии с частью 2 указанной статьи в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. Обязанность родителей по содержанию несовершеннолетних детей носит безусловный характер, в связи с чем закон не ограничивает эту обязанность наличием или отсутствием у гражданина постоянного или достаточного дохода.
В соответствии с положениями ст.27 Конвенции о правах ребенка 1989 года государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка; родитель и (или) другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.
Как следует из материалов дела, стороны состояли в браке, который был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о расторжении брака I-АЯ №.
В браке у сторон родились дети: Прошенкова В. В.а, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении I-АЯ №) и Прошенков Р. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении I-АЯ №).
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ с Прошенкова В.А. взыскиваются алименты в пользу Прошенковой Н. В. на содержание детей: Прошенкова Р. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Прошенковой В. В.ы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 4 000 рублей на каждого, что составляет 36,17% прожиточного минимума для детей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и до достижения совершеннолетия детей.
Вышеуказанный судебный акт послужил основанием для выдачи Симферопольским районным судом Республики Крым исполнительного листа серии ФС № о взыскании с Прошенкова В. А. в пользу Прошенковой Н. Валерьевны.
Обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей закреплена частью 1 статьи 80 СК РФ. В соответствии с частью 2 указанной статьи в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. Обязанность родителей по содержанию несовершеннолетних детей носит безусловный характер, в связи с чем закон не ограничивает эту обязанность наличием или отсутствием у гражданина постоянного или достаточного дохода. Согласно части 1 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями ст.27 Конвенции о правах ребенка 1989 года государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка; родитель и (или) другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.
Согласно части 1 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.81 Семейного кодекса РФ при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, Прошенков В. А. является собственником ? доли земельного участка площадью 2500 +/- 8 кв.м., а также 3/8 доли расположенного на нём жилого здания площадью 53 кв.м., находящихся по адресу: г. Севастополь, <адрес>, собственником 3\4 долей жилого помещения, площадью 59,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
По данным информационных ресурсов налоговых органов, представленных в материалы дела по запросу суда, доход Прошенкова В.А. за 2021 год составил 120 000 рублей, за 2022 года – 383 879,18 рублей. Доход Чикиной Н.В. за 20021 год – 515 100,76 рублей. Сведения о доходах Чикиной Н.В. за 2022 год в информационных ресурсах отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 119 СК РФ, суд вправе по требованию любой из сторон изменить установленный размер алиментов, если при отсутствии соглашения об уплате алиментов после установления в судебном порядке размера алиментов изменилось материальное или семейное положение одной из сторон.
Суд учитывает положения пункта 2 статьи 81 СК РФ о том, что размер долей, предусмотренный пунктом 1 данной нормы, может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
При определении размера алиментов, взысканных решением Симферопольского районного суда города Симферополя, суд исходил, в том числе из материального положения ответчик, работавшего у ИП Шапран В.П. в должности токаря с окладом в 10000 руб. в месяц.
Из материалов дела следует, что в 2022 году доход ответчика увеличился до 383 000 рублей, что составляет более 30 0000 рублей в месяц, что свидетельствует о значительном улучшении материального положения ответчика, появлении стабильного заработка.
При указанных обстоятельствах суд считает необходимым применить положения п. 1 ст. 81 СК РФ о взыскании алиментов в размере, соответствующем доле заработка, поскольку ответчик в настоящее время имеет постоянный доход.
Учитывая изложенное, принимая во внимание материальное положение сторон и наличие у ответчика постоянного стабильного заработка, руководствуясь положениями п. 1 ст. 81 СК РФ, суд считает необходимым изменить размер алиментов, взыскав с ответчика в пользу истца алименты на содержание несовершеннолетнего Прошенкова Р. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1/4 части заработка и (или) иных доходов до достижения им совершеннолетнего возраста.
Разрешая требования о взыскании алиментов на содержание совершеннолетнего Прошенковой В. В.ы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, суд приходит к следующему.
Семейным кодексом Российской Федерации (статьи 80, 85, 86) закреплены обязанность родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нуждающихся в помощи, а также участие родителей в дополнительных расходах на несовершеннолетних или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей при наличии исключительных обстоятельств (тяжелая болезнь, увечье, необходимость оплаты постороннего ухода и другие обстоятельства).
Вместе с тем действующим семейным законодательством не предусмотрена обязанность родителей содержать совершеннолетних трудоспособных детей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации, Выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается по достижении ребенком совершеннолетия.
Как следует из материалов дела, Прошенкова В. В.а достигнет совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ, то есть на следующий день после постановления решения по настоящему делу.
Учитывая, что действующим законодательством предусмотрено взыскание алиментов лишь на нетрудоспособных совершеннолетних детей, отсутствие в материалах дела сведений о нетрудоспособности Прошенковой В.В., принимая во внимание, что достижение совершеннолетия Прошенковой В.В. является обстоятельством, наступление которого неизбежно и не зависит от воли сторон, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения размера алиментов, взыскиваемых с Прошенков В.А. на содержание Прошенковой В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с твёрдой денежной суммы на долевое отношение к заработку.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Чикиной Н. В. удовлетворить.
Изменить размер алиментов, взысканных с Прошенкова В. А. в пользу Чикиной Н. В. на содержание несовершеннолетних детей Прошенкова Р. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Прошенковой В. В.ы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установленный решением Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №.
Взыскивать с Прошенкова В. А. в пользу Чикиной Н. В. алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка Прошенкова Р. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1/4 части заработка и (или) иных доходов до достижения ребенком совершеннолетнего возраста.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.В.Просолов