Решение по делу № 2а-840/2020 от 10.02.2020

2-840/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 марта 2020 г. Кировский районный суд г. Астрахани в составе: председательствующего судьи Шамшутдиновой Г.К.

при секретаре Намазбаевой Р.Р.,

рассмотрев в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая 43, административное дело № 2а-840/2020 по административному иску Абушахмановой Олеси Васильевны, действующей за себя и ФИО1, ФИО2, Григорьева Виталия Викторовича, действующего с согласия матери, к жилищному управлению администрации МО «Город Астрахань» о признании распоряжений незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

    Абушахманова О.В., действующая за себя, супруга ФИО1 и сына ФИО2, Григорьев В.В., действующий с согласия матери, обратились в суд с административным исковым заявлением, указав, что распоряжением жилищного управления администрации МО «Город Астрахань» от 19 ноября 2019 г. №р-04-03-1193 «Об отказе ФИО1 в признании малоимущим и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний» ФИО1 отказано в признании малоимущим с целью принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, с составом семьи 1 человек, зарегистрированному по адресу: <адрес>, <адрес>. Ему же отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.

Основанием для вынесения распоряжения явилось то обстоятельство, что его доход превышает прожиточный минимум.

Распоряжением жилищного управления администрации МО «Город Астрахани» от 20 января 2020 г. №р-04-03-42 «Об отказе Абушахмановой О.В. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку работников муниципальных и областных учреждений» Абушахмановой О.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку работников муниципальных и областных учреждений, с составом семьи 4 человека: она, супруг ФИО1, сын Григорьев В.В., сын ФИО2.

Основанием для вынесения распоряжения явилась обеспеченность граждан общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. То есть, жилищное управление посчитало, что ими представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ).

Решение о том, что доход ФИО1 превышает прожиточный минимум, установленный в Астраханской области, принято жилищным управлением с нарушением Порядка определения размера дохода и стоимости имущества для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет (приложение в Законе Астраханской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма жилищного фонда»). Расчет порогового значения дохода и стоимости имущества в целях признании ФИО1 малоимущим произведен управлением с нарушением Решения Совета МО «Город Астрахань» от 06 апреля 2006 г. № 41 «Об утверждении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания гражданина малоимущим и предоставления им по договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фона».

Закон не связывает наличие заболевания с величиной дохода больного, между тем, в оспариваемом решении жилищного управления указана одна причина - доход заявителя превышает прожиточный минимум, установленный на территории Астраханской области. В жилищное управление было представлено доказательство того, что заболевание ФИО1 входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378.

Незаконным является и решение административного ответчика о том, что семья ФИО9 с составом семьи 4 человека обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.

Учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена Решением Совета МО «Город Астрахань» №61 от 30 мая 2006 г. в размере 11 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.

Общая площадь жилого помещения, в котором зарегистрирована по месту жительства семья ФИО9, - комната в <адрес> составляет 18,04 кв.м, а после реконструкции жилого дома в 2013 году - 17,1 кв.м. Это значительно меньше учетной нормы площади жилого помещения.

Административные истицы просят признать указанные распоряжения жилищного управления администрации МО «Город Астрахань» от 19 ноября 2019 г. и от 20 января 2020 г. не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими их права, свободы и законные интересы, обязать рассмотреть заявления ФИО9.

В судебном заседании административный истец Абушахманова О.В., ее представитель ФИО7 административный иск поддержали.

Представитель административного ответчика ФИО8 административный иск не признала.

Иные лица в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а)    полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения незаконным необходимо установление одновременно двух условий: противоправности этого решения и факта нарушения прав административного истца или незаконного привлечения его к ответственности в результате такого решения.

Как установлено судом, административный истец Абушахманова О.В. является опекуном своего супруга ФИО1. 10 октября 2019 года она обратилась в жилищное управление администрации муниципального образования «Город Астрахань» с заявлением о признании ее супруга малоимущим и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, по списку лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.

Административным ответчиком 19 ноября 2019 года принято распоряжение «Об отказе ФИО1 в признании малоимущим и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний» в связи с тем, что доход заявителя превышает прожиточный минимум, установленный на территории Астраханской области.

Согласно ч.2 ст.1 Закона Астраханской области от 30 декабря 2005 г.№ 91/2005-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда» малоимущими гражданами в целях настоящего Закона являются граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления, определенным Уставом муниципального образования, в порядке, установленном настоящим Законом, с учетом дохода, причитающегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению.

Размер дохода и стоимость имущества, указанного в части 2 настоящей статьи, устанавливаются органом местного самоуправления в соответствии с приложением к настоящему Закону (ч.3)

В целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда Решением Совета МО «Город Астрахань» от 06 апреля 2006г. №41 утвержден размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о признании граждан малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, предусмотрен Постановлением администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 01 ноября 2016г. № 7531 «Об утверждении Перечня документов, необходимых для принятия решения о признании граждан малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации».

Согласно данному Перечню при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитываются все виды доходов, полученные гражданином и каждым членом его семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с законодательством Российской Федерации; средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством; компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей; выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсация при выходе в отставку, средний месячный заработок, сохраняемый на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников; социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: пенсии, фиксированные выплаты к страховой пенсии и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение; стипендии, материальная помощь и другие денежные выплаты, предусмотренные законодательством об образовании; пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам, а также стипендия и материальная помощь, выплачиваемая гражданам в период профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, выплаты безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах; пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, пособие на ребенка, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста; ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства по специальности и были признаны в установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту воинской службы супруга, если по заключению организации здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе; ежемесячная компенсационная выплата неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства; ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; надбавки и доплаты ко всем видам выплат и иные социальные выплаты, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации; сведения о суммах ежемесячных денежных выплат и компенсаций различным категориям граждан, определенным в соответствии с указанными в Перечне законами.

Доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину, к которым относятся: доходы от сдачи в аренду (наем, поднаем) недвижимого имущества, транспортных средств; доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы); другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина, в которые включаются: денежное довольствие военнослужащих, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов по контролю и обороту наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и других органов правоохранительной службы, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение, установленные законодательством Российской Федерации; единовременное пособие при увольнении с военной службы, со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, из органов внутренних дел Российской Федерации и других органов правоохранительной службы; оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости; авторские вознаграждения, получаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах; доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства; доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации; алименты, получаемые гражданином и каждым членом его семьи; проценты по банковским вкладам; наследуемые и подаренные денежные средства; денежные эквиваленты полученных гражданином и каждым членом его семьи мер социальной поддержки и социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Астраханской области.

Абушахмановой О.В. представлены в жилищное управление администрации МО «Город Астрахань» документы о доходах семьи.

Согласно установленному размеру дохода, приходящегося на каждого члена семьи, определенного на основании Решения Совета муниципального образования «Город Астрахань» от 06 апреля 2006г. № 41 (1.1 прожиточного минимума, установленного на территории Астраханской области), выяснено, что размер дохода превышает прожиточный минимум.

По указанным основаниям административным ответчиком 19 ноября 2019 года принято указанное распоряжение .

Доводы административного истца о том, что закон не связывает наличие заболевания с величиной дохода лица, обратившегося с заявлением о постановке на учет, основаны на неправильном толковании закона.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года № 1368-О-О и от 1 декабря 2009 года № 1548-О-О).

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для постановки на учет и дальнейшем предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исключений законом не установлено.

Из представленных материалов также следует, что 13 декабря 2019 г. Абушахманова О.В. обратилась в жилищное управление администрации муниципального образования «Город Астрахань» с заявлением в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку работников муниципальных и областных учреждений с составом семьи 4 человека.

Административным ответчиком 20 января 2020 года принято распоряжение №р-04-03-42 «Об отказе Абушахмановой О.В. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку работников муниципальных и областных учреждений» в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.

Согласно представленным документам Абушахманова О.В. с составом семьи 4 чел. зарегистрированы по <адрес> <адрес>, общей площадью 18,4 кв.м.; собственниками жилого помещения являются Абушахманова О.В. и ее сын, 2003 года рождения.

Сын Григорьев В.В., ДД.ММ.ГГГГ имеет также в собственности ? доли жилого помещения ( что составляет 33,85 кв.м) по <адрес> кор. 1 <адрес>.

Поскольку суммарная общая площадь указанных жилых помещений более учетной нормы в размере 11 кв. м, приходящейся на семью, то вывод жилищного органа об отсутствии оснований для постановки на жилищный учет на получение жилого помещения по договору социального найма является правильным.

Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.

При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.

В связи с этим доводы представителя административного истца не могут явиться основанием для исключения жилого помещения при определении уровня обеспеченности семьи общей площадью жилого помещения.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Выясненные в судебном заседании обстоятельства в силу п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации являются основанием для отказа административным истцам в постановке на жилищный учет.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что административный иск не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180,227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Абушахмановой Олеси Васильевны, действующей за себя и ФИО1, ФИО2, Григорьева Виталия Викторовича, действующего с согласия матери, к жилищному управлению администрации МО «Город Астрахань» о признании распоряжений незаконными отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца.

Судья:

2а-840/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Григорьев Виталий Викторович
Абушахманова Олеся Васильевна
Ответчики
Жилищное управление администраци МО "Город Астрахань"
Суд
Кировский районный суд г. Астрахань
Судья
Шамшутдинова Г.К.
Дело на сайте суда
kirovsky.ast.sudrf.ru
10.02.2020Регистрация административного искового заявления
11.02.2020Передача материалов судье
14.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2020Подготовка дела (собеседование)
21.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2020Судебное заседание
04.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее