РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 ноября 2016 года город Заозерный
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Подвойского С.П.
при секретаре Жигалиной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюрина Вячеслава Юрьевича к бюро медико-социальной экспертизы № 25 Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании инвалидом, взыскании неполученной компенсации, компенсации морально вреда,
УСТАНОВИЛ:
Тюрин В.Ю. обратился в суд с указанным иском по тем основаниям, что в 2006 году ему на основании заключения МСЭ была установлена 2 группа инвалидности, которая в 2009 года была изменена на 3 группу, однако по заключению МСЭ в 2013 году инвалидность была не установлена. Истец считает решение медико-социальной экспертизы незаконным, поскольку при ее проведении имеется ряд нарушений, поскольку в его амбулаторной карте содержится исправление на сахарный диабет 2 типа, хотя истец является носителем сахарного диабета 1 типа, в составе комиссии отсутствовал врач-эндокринолог, хотя его участие является обязательным, при обследовании в Краевой клинической больнице в период с 07.05.2015г. по 18.05.2015г. при обследовании врачом психиатром было установлено, что он - Тюрин В.Ю. является инвалидом с детства. По указанным основаниям истец, оспаривая по сути решение МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ просит восстановить инвалидность, отмененную указанным решением, взыскать неполученную компенсацию в связи с инвалидностью, за санаторно-курортное лечение и компенсацию морального вреда.
В судебном заседание представители истца Асадулина А.А., Лопатина В.В., выступая по доверенностям, поддержали заявленные требования, пояснив, кроме того, что Тюрин В.Ю. обратился с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы 13.05.2013г., а в акте медико-социальной экспертизы №, протоколе ее проведения указана дата освидетельствования- 06.11.2013г. Кроме того, в связи с исправлениями типа сахарного диабета, считают, что Тюрину назначалось лечение не соответствующее его состоянию.
Представитель ответчика бюро МСЭ № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России - руководитель бюро Жуль Т.Н. просила отказать в удовлетворении требований истца, поскольку решение экспертного состава о непризнании истца Тюрина инвалидом было принято в соответствии с действующим на момент проведения экспертизы законодательством по медико-социальной экспертизе, процедура проведения освидетельствования была соблюдена. Объективных оснований для установления ему группы инвалидности не имеется. После проведения экспертизы в 2013 г. в отношении Тюрина в учреждении был проведен перевод документов в электронный вид, после чего в компьютерной программе происходят сбои, указание о проведении освидетельствования 06.11.2013г. как раз является таким сбоем.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 7 указанного Закона медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании ст. 8 указанного Закона медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом.
В соответствие с п. 2 Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
В силу пункта 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Наличие одного из указанных в п. 5 Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (пункт 6 Правил).
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид» (пункт 7).
На основании пункта 15 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Согласно пункту 16 указанных Правил, признавая лицо инвалидом, организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которой утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.
В соответствие с п. п. 20- 22 Правил признания лица инвалидом медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации). В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования. В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.
Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя) специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (пункты 24, 25 Правил).
В соответствие с пунктом 26 правил при проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина в соответствие с пунктом 29 Правил составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.
В соответствие с пунктом 36 Порядка гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.
Согласно пункта 46 Правил решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 9 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1013н, (действовавших в период освидетельствований и принятия оспариваемых решений) критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию второй степени; способности к передвижению второй степени; способности к ориентации второй степени; способности к общению второй степени; способности контролировать свое поведение второй степени; способности к обучению второй степени; способности к трудовой деятельности второй степени.
Из материалов дела следует, что Тюрину В.Ю. до 01.03.2013г. была установлена третья группа инвалидности, что подтверждается справкой серии СМЭ-2011 №, от 27.02.2013г.
05.03.2013г. Тюрину В.Ю. было выдано направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь.
Заявление о проведении медико-социальной экспертизы было подано Тюриным В.Ю. 13.05.2013г., в этот же день в бюро МСЭ № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» было проведено освидетельствование, по результатам которого вынесено экспертное решение – группа инвалидности в отношении Тюрина В.Ю. не установлена.
Суд не принимает доводы представителей истца в части несвоевременного проведения экспертизы – 06.11.2013г., как указано в акте №г. медико-социальной экспертизы гражданина и протокола ее проведения, поскольку из выписки акта освидетельствования № следует, что экспертиза в отношении Тюрина была окончена в день подачи истцом заявления - 13.05.2013г. Кроме того, в судебном заседании установлено, и не оспаривалось сторонами, что выписка была вручена Тюрину 13.05 2013 г., ошибочная информация о проведении экспертизы 06.11.2013г. образовалась вследствие сбоя в компьютерной программе.
Также суд не принимает доводы представителей истца о том, что исправление в амбулаторной карте Тюрина сахарного диабета 1 типа на 2-й тип повлияло на принятие решения МСЭК об отмене инвалидности, поскольку из протокола проведения медико-социальной экспертизы № следует, что при принятии данного решения учитывался клинико-функциональный диагноз – сахарный диабет 1 типа средней степени тяжести. Оценка методов лечения сахарного диабета не входит в компетенцию суда при рассмотрении настоящего дела.
30.03.2015г. Тюрину В.Ю. вновь было выдано направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь.
Бюро МСЭ № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» было проведено освидетельствование 08.06.2015г., по результатам которого вынесено экспертное решение – группа инвалидности в отношении Тюрина В.Ю. не установлена
08.06.2015г. Тюриным В.Ю. было подано заявление о пересмотре решения бюро МСЭ № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» от 08.06.2015г.
23.06.2015г. экспертным составом № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» в порядке обжалования вышеуказанное решение от 08.06.2015г. не изменено, инвалидность Тюрину В.Ю. не установлена.
26.10.2015г. Тюрину В.Ю. вновь было выдано направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь.
06.11.2015г. Тюриным В.Ю. подано заявление о проведении медико-социальной экспертизы, в этот же день в бюро МСЭ № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» было проведено освидетельствование, по результатам которого вынесено экспертное решение – группа инвалидности в отношении Тюрина В.Ю. не установлена
16.11.2015г. экспертным составом № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» в порядке обжалования решение от 06.11.2015г. не изменено, инвалидность Тюрину В.Ю. не установлена.
Оценив имеющиеся в материалах доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Тюрина В.Ю., поскольку ответчиками не было допущено нарушений, связанных с порядком вынесения оспариваемых решений, освидетельствование истца и принятие решения по результатам освидетельствования проведено в соответствии с действующим законодательством: Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 95 от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке и условиях признания лица инвалидом», Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1013н (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений), с учетом установленного клинико-функционального диагноза, характера нарушений функций организма, степени выраженности нарушения функций организма, в актах освидетельствования приведены подробные данные обследования истца, специалистами изучены представленные медицинские документы, в бюро МСЭ № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России при освидетельствовании истца 13.05.2013г., 08.06.2015г., 06.11.2015г., а также при освидетельствовании истца 23.06.2015г., 16.11.2015г. в ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России.
Оснований сомневаться в квалификации врачей, проводивших освидетельствование и заочную медико-социальную экспертизу, у суда не имеется.
Из представленных истцом медицинских документов, не следует, что на дату принятия решения об отмене инвалидности, имелись другие заболевания, которые не были приняты во внимание при проведении медико-социальной экспертизы.
Органами медико-социальной экспертизы у истца было выявлены незначительные нарушения психических и функций внутренней секреции, нарушений функций эндокринной системы что согласно Классификациям и критериям, используемым при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы не дает оснований для признания его инвалидом.
Ранее установленная истцу группа инвалидности не является безусловным основанием для определения и установления инвалидности при очередном переосвидетельствовании, поскольку при каждом проводимом освидетельствовании органами медико-социальной экспертизы оценивается состояние лица на дату очередного освидетельствования с учетом установленных критериев и проведенных реабилитационных и лечебных мероприятий.
Решение вопроса о признании Тюрина инвалидом, как об этом просит истец, не отнесено к компетенции суда.
При ухудшении состояния здоровья, выявления иных заболеваний, истец не лишен права в установленном законом порядке вновь обратиться в бюро медико-социальной экспертизы по месту жительства для проведения медико-социальной экспертизы с целью установления инвалидности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Тюрина Вячеслава Юрьевича к бюро медико-социальной экспертизы № 25 Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об оспаривании решения медико-социальной экспертизы, признании инвалидом, взыскании неполученных компенсаций, компенсации морально вреда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Рыбинский районный суд в течение одного месяца.
Судья С.П. Подвойский