Дело № 2а-1224/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 декабря 2021 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Болдонова А.И., при секретаре Тетерлевой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1224/2021 по административному исковому заявлению Косневича А.В. к администрации МО «Северо-Байкальский район» о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Косневич А.В. обратился в суд с данным административным иском к администрации МО «Северо-Байкальский район», указывая, что письмом административного ответчика от 13.10.2021 № ему отказано во внесении изменений в разрешение на строительство, связанных со сменой собственника земельного участка на административного истца. Считает решение административного ответчика незаконным, в соответствии с положениями ст. 51 ГрК РФ при смене собственника земельного участка должны быть внесены изменения в разрешение на строительство, что ответчиком в установленный срок не сделано, а поэтому повлекло за собой нарушение его прав и охраняемых законом интересов. Также указал, что не могут служить основаниями для отказа доводы о том, что земельный участок с кадастровым номером 03:17:080146:82 может находиться в пределах приародромной территории <адрес> вследствие чего застройка данного участка связана с несоблюдением ограничений, установленных ст. 47 Воздушного кодекса РФ для седьмой подзоны такой территории. Согласно пункту 2 ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленных, в том числе в силу закона, до 01 января 2022 года, независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах таких зон, допускается использование земельных участков для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании разрешений на строительство, выданных до 01 января 2022 года. Таким образом, строительство на земельном участке допустимо в силу переходных нормативных положений, обеспечивающих баланс частных и публичных интересов при установлении приаэродромной территории, как зоны с особыми условиями использования территорий. Просил суд признать незаконным оформленное письмом административного ответчика от 13.10.2021 г. № 4046 решение об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство, связанных со сменой собственника земельного участка на административного истца.
В судебное заседание административный истец Косневич А.В. не явился, извещен надлежащим образом, к судебному заседанию от имени представителя административного истца Груздева В.В. направлено письменное ходатайство об отложении судебного заседания в связи с выездом Косневича А.В. на работу вахтовым методом, которое судом оставлено без удовлетворения, поскольку нахождение истца на рабочей вахте не является уважительной причиной для отложения судебного заседания, учитывая также обязанность рассмотрения судом административного дела данной категории в сокращенные сроки, при этом, отложение рассмотрения дела является правом суда, предоставленным законодательством для обеспечения возможности полного и всестороннего рассмотрения дела, суд вправе отклонить ходатайство, если сочтет возможным рассмотреть дело по существу по имеющимся в материалах дела доказательствам, а также в случае признания причин неявки лица неуважительными.
Административный ответчик администрация МО «Северо-Байкальский район», заинтересованные лица АО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии», Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (МТУ Ространснадзора по ДФО), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Северобайкальском районе, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Бурятия, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия, Халин А.М. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, явка которых не признана судом обязательной.
Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В п. 1 ст. 263 ГК РФ установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, но с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, предусмотренное пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Исходя из положений пп. 8. п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Судом установлено, что государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, осуществлен 16.11.2011 г. Площадь земельного участка составляет 763 кв.м. и носит уточненный характер, т.е. кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади земельного участка в соответствии с действующим законодательством проведены. Указанный земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, разрешенное использование - под индивидуальное жилищное строительство.
На основании договора купли-продажи от 17.08.2020 г., заключенного между Халиным А.М. и Косневич А.В., последний с 27.08.2020 г. является собственником спорного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Право собственности у прежнего собственника Халина А.М. приобретено на основании постановления администрации МО «Северо-Байкальский район» № от 13.12.2011 г., что подтверждается сведениям изложенными в договоре купли-продажи. Право собственности Халина А.М. на земельный участок было зарегистрировано <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ года Халину А.М. было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома, площадью 80 кв.м., на данном земельном участке.
Основанием выдачи Халину А.М. разрешения на строительство являлся, в том числе градостроительный план №, утвержденный Распоряжением Главы-Руководителя МО «Северо-Байкальский район» № от 16 июня 2015 г.
13 октября 2021 г. Косневич А.М. обратился в администрацию МО «Северо-Байкальский район» с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство, выданное Халину А.М., в связи с переходом права на земельный участок.
13 октября 2021 г. администрацией МО «Северо-Байкальский район» на заявление Косневича А.М. от 13 октября 2021 г. дан письменный ответ, которым Косневичу А.В. было отказано в выдаче разрешения на строительство на его имя.
Как следует из письма, основанием для отказа явилось нахождение земельного участка в границах приаэродромной территории аэродрома <адрес> в частности в границах седьмой подзоны приаэродромной территории, выделенной по совокупности шумового воздействия, химического воздействия и электромагнитного воздействия от передающих радиотехнических объектов, в границах которой не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных вооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства.
Несмотря на уклонение административного ответчика администрации МО «Северо-Байкальский район» от участия в судебном заседании по заявленным истцом требованиям, не предоставление суду каких-либо доказательств в обоснование обжалуемого решения, не выражение какой-либо позиции по делу, вместе с тем, заинтересованным лицом – оператором аэродрома Нижнеангарск представлены сведения о том, что согласно решению об установлении приаэродромной территории аэродрома <адрес> принятому в соответствии с приказом ВС МТУ Росавиации от 09.12.2020 г. №, граница седьмой подзоны выделена по совокупности шумового воздействия, химического воздействия и электромагнитного воздействия от передающих радиотехнических объектов. Все рейсы на аэродроме <адрес> в соответствии с расписанием полетов, выполняются только в дневное время. Граница седьмой подзоны была выделена по изолинии распространения на местности предельно допустимого уровня (ПДУ) эквивалентного шума для дневного времени суток (с 7:00 до 23:00) равного 55 дБА по СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» для территорий, непосредственно прилегающих к жилой застройке (строка 2 таблицы приложения 3). Общая площадь седьмой подзоны составляет 1,25 км2. Режим использования земельных участков в границах седьмой подзоны определен в соответствии с Правилами установления СЗЗ и использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 №222, в соответствии с п. 5 Правил, в границах седьмой подзоны вводятся следующие ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности: В границах седьмой подзоны, определенной в соответствии с режимом работы аэродрома для дневного времени суток (с 7:00 до 23:00), не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства.
Заинтересованным лицом Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ в Северобайкальском районе представлен отзыв, согласно которому приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий. Согласно п.130 СанПиН 2.1.3684-21 уровни физических факторов воздействия на человека в многоквартирных жилых домах, индивидуальных жилых домах должны соответствовать гигиеническим нормативам. В период с 7.00 до 23.00 часов в жилых помещениях допустимо превышение гигиенических нормативов уровней шума на 5 дБ. Для непостоянной вибрации к допустимым значениям уровней вибрации в жилых помещениях вводится поправка минус 10 дБ, а абсолютные значения умножаются на 0,32. В силу п. 69 СанПиН 2.1.3684-21 уровень авиационного шума не должен превышать ПДУ эквивалентного уровня звука для дневного и ночного времени суток, определенный гигиеническими нормативами для территорий, непосредственно прилегающих к жилой застройке.
Вместе с тем, согласно общедоступным, в т.ч. для административного истца Косневича А.В., сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № находящийся по адресу: <адрес>, расположен в пределах зон с особыми условиями использования территории:
1. седьмой подзоны приаэродромной территории, реестровый номер № установленной в соответствии с пп. ж п. 2 Правил выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2017 г. № 1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории»;
2. шестой подзоны приаэродромной территории, реестровый номер № установленной в соответствии с пп. е п. 2 Правил выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденных Постановлением № 1460;
3. пятой подзоны приаэродромной территории, реестровый номер №, установленной в соответствии пп. д п. 2 Правил выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденных Постановлением № 1460;
4. четвертой подзоны приаэродромной территории, реестровый номер № установленной в соответствии пп. г п. 2 Правил выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденных Постановлением №;
5. третьей подзоны приаэродромной территории, реестровый номер № установленной в соответствии пп. в п. 2 Правил выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденных Постановлением № 1460;
6. приаэродромной территории, установленной в соответствии с Воздушным кодексом РФ и Решением об установлении приаэродромной территории аэродрома Таксимо, принятым Приказом Восточно-Сибирского Межрегионального Территориального Управления Воздушного Транспорта Федерального Агентства Воздушного Транспорта № 212 от 09.12.2020 г., реестровый номер №
7. Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, установленной в соответствии с Федеральным законом от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» и Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 г. № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории».
В соответствии с п. 3 ст. 56 Земельного Кодекса Российской Федерации, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а так же в результате установления зон с особыми условиями использования территорий.
Пунктом 2 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации установлены правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации, федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (нормы приведены на момент установления приаэродромной территории аэродрома <адрес> решением ВС МТУ Росавиации от 09.12.2020 г. № 212) приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий, которая, согласно пункту 1 статьи 47 ВК РФ, устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с ВК РФ, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с ВК РФ (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).
На приаэродромной территории могут выделяться 7 подзон (пункт 3 статьи 47 ВК РФ), в том числе подпунктом 7 пункта 3 статьи 47 ВК РФ определяется седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, согласно подпункту "в" пункта 2 которых решение об установлении приаэродромной территории в отношении аэродромов гражданской авиации принимается Федеральным агентством воздушного транспорта.
Согласно пункту 3 (1) Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 (далее - постановление Правительства РФ N 222), в случае если в отношении аэродрома в соответствии с ВК РФ принято решение об установлении приаэродромной территории с выделенной на ней седьмой подзоной, предусмотренной подпунктом 7 пункта 3 статьи 47 ВК РФ, принятие решения об установлении санитарно-защитной зоны в отношении этого аэродрома или аэропорта, в состав которого он входит, не требуется.
В силу пункта 12 статьи 3 Федерального закона от 11 июня 2021 года N 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, получение предусмотренного частью 3 настоящей статьи согласования, а также предусмотренного частями 9 и 10 настоящей статьи санитарно-эпидемиологического заключения не требуется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, строительства гражданами гаражей для собственных нужд. После установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, использование земельных участков, указанных в настоящей части, и созданных на них объектов недвижимости, строительство новых объектов недвижимости осуществляются в соответствии с ограничениями, установленными в границах таких территорий, с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами.
Приаэродромная территория аэродрома <адрес> установлена приказом ВС МТУ Росавиации от 09.12.2020 N 212 «Об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Нижнеангарск».
При установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации <адрес> граница седьмой подзоны была выделена по совокупности шумового воздействия, химического воздействия и электромагнитного воздействия от передающих радиотехнических объектов, учитывая, что рейсы на аэродроме Нижнеангарск выполняются только в дневное время, граница седьмой подзоны выделена по изолинии распространения на местности предельно допустимого уровня (ПДУ) эквивалентного шума для дневного времени суток (с 7:00 до 23:00) равного 55 дБА по СанПиН № «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» для территорий, непосредственно прилегающих к жилой застройке (строка 2 таблицы приложения 3). Общая площадь седьмой подзоны составляет 1,25 км2. Подзона формируется изолинией ПДУ эквивалентного шума в дневное время суток. Режим использования земельных участков в границах седьмой подзоны был определен в соответствии с Правилами установления санитарно-защитной зоны и использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 №222, в соответствии с п. 5 Правил, в границах седьмой подзоны вводятся следующие ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности: В границах седьмой подзоны, определенной в соответствии с режимом работы аэродрома для дневного времени суток (с 7:00 до 23:00), не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства.
Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах являются одним из оснований ограничения прав на землю.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, оказывающих воздействие на среду обитания и здоровье человека. Указанные зоны разрабатываются с учетом требований санитарных правил и норм (СанПиН), утвержденных применительно к различным видам промышленных объектов, производств Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в зависимости от класса опасности промышленного объекта.
В соответствии с пунктом 2.9 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.
В соответствии с пунктом 2.1 названных СаНПиН в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования (пункт 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Санитарно-защитные зоны устанавливаются и используются расположенные в их границах земельные участки в соответствии с Правилами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222. Пунктом 5 данных Правил также не допускается использование земельных участков в границах санитарно-защитной зоны в целях размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства. Правилами предусмотрено внесение сведений о санитарно-защитной зоне и ограничений использования земельных участков, расположенных в ее границах, в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с пунктом 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.01.2025 зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 01.01.2022 г., в том числе решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
Пунктом 1 ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Во исполнение требований ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, в целях, в т.ч. исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду разработаны правила выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02 декабря 2017 N 1460. Согласно п. 1 Правила определяют порядок выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. п. "ж" п. 2 Правил на приаэродромной территории могут выделяться следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности: седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового и электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами
В соответствии с п. п. "е" п. 3 Правил выделение седьмой подзоны осуществляется по границам, установленным согласно расчетам, учитывающим, в т.ч. в части шумового воздействия - типы используемых воздушных судов, траектории взлета, посадки и маневрирования воздушных судов в районе аэродрома, расписание движения воздушных судов (в дневное и ночное время), рельеф местности и климатологическое описание аэродрома.
В соответствии с пунктом 4 Правил установления приаэродромной территории проект решения об установлении приаэродромной территории подготавливается оператором аэродрома. Лицо, осуществляющее подготовку проекта решения в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил (далее - разработчик), направляет проект решения с прилагаемой пояснительной запиской в целях получения санитарно-эпидемиологического заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарно-эпидемиологическое заключение) в соответствующий территориальный орган указанной Службы. Указанный территориальный орган не позднее 30 рабочих дней со дня получения проекта решения выдает разработчику санитарно-эпидемиологическое заключение. Проект решения с прилагаемой пояснительной запиской и положительным санитарно-эпидемиологическим заключением представляется разработчиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие этого решения в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил (пункты 7, 8 Правил установления приаэродромной территории).
Указанные требования Правил установления приаэродромной территории выполнены оператором аэродрома в полном объеме, приказом Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от 09 декабря 2020 года N 212 принято решение об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации <адрес> материалы по установлению приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации <адрес> направлены в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, а также в органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых полностью или частично расположена данная приаэродромная территория, границы подзон внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
После установления приаэродромной территории гражданского аэродрома <адрес> ВС МТУ Росавиации не осуществляет согласование размещений объектов строительства в границах <адрес> и входящих в него территорий, последующее согласование объектов строительства осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с градостроительным законодательством.
Статья 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, которые предопределяются сущностью местного самоуправления, заключающейся в том, что местное самоуправление есть самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов в области градостроительной деятельности относятся помимо прочего подготовка и утверждение документов территориального муниципального образования, утверждение документации по планировке территории, принятие решений о развитии застроенных территорий, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях муниципального образования (части 1 - 3 статьи 8 ГрК РФ).
Приведенные нормы градостроительного законодательства согласуются с положениями Федерального закона N 131-ФЗ, согласно пункту 20 части 1 статьи 14 которого к вопросам местного значения относится помимо прочего утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений.
07 сентября 2019 года между администрацией МО ГП «п. Нижнеангарск» и администрацией МО «Северо-Байкальский район» заключено соглашение, согласно которому администрации МО «Северо-Байкальский район» переданы полномочия по решению вопросов местного значения в области градостроительства, в частности: выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. Указанное соглашение действует по настоящее время.
Выдача разрешения на строительство регламентирована ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой:
1. Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
4. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
9. В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр.
11. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Учитывая, что администрация МО «Северо-Байкальский район» в соответствии с заключенным 07.09.2019 г. соглашением наделена полномочиями по решению вопросов местного значения на территории МО ГП «п. Нижнеангарск» в области градостроительства, суд приходит к вводу, что оспариваемый отказ во внесении изменений в разрешение на строительство является соответствующим закону, отвечает, в том числе и требованиям безопасности для здоровья самого Косневича А.В., учитывая, что спорный земельный участок находится в границах седьмой подзоны приаэродромной территории аэропорта Нижнеангарск, выделенных по изолинии распространения на местности предельно допустимого уровня эквивалентного шума, в границах которой не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки, которая была установлена в целях исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека, и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения от негативного физического воздействия в связи с несоответствием эквивалентного уровня звука санитарно-эпидемиологическим требованиям, в обратном случае, т.е. в случае выдачи истцу при таких обстоятельствах с учетом установленной приказом ВС МТУ Росавиации от 09.12.2020 г. приаэродромной территории разрешения на строительство, для органа муниципальной власти в дальнейшем могут наступить негативные последствия в случае ухудшения состояния здоровья граждан от вредного воздействия звука, возникающего в связи с работой оборудования аэродрома и полетами воздушных судов.
Из положений части 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; шум относится к физическим факторам среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Ссылки административного истца на пункт 2 части 33 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ о том, что в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленных, в том числе в силу закона, до 1 января 2022 года, независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах таких зон, допускается использование земельных участков для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании разрешений на строительство, выданных до 1 января 2022 года, судом отклоняются, поскольку указанная норма не распространяется на зоны с особыми условиями использования территорий, указанные в части 27 названной статьи.
Согласно ч. 27 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 т. № 342-ФЗ в случае, если здание, сооружение, объект незавершенного строительства (за исключением здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (кроме случаев, если данное решение принято исключительно в связи с несоответствием указанных здания, сооружения, объекта незавершенного строительства обязательным требованиям к количеству этажей и (или) высоте объекта) и такие решения не отменены) возведены, созданы в границах зоны с особыми условиями использования территории, которая установлена до 1 января 2022 года и сведения о границах которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости, и размещение или использование (назначение) таких здания, сооружения, объекта незавершенного строительства не соответствует ограничениям использования земельных участков, установленным в границах указанной зоны в целях охраны жизни граждан, обеспечения безопасности полетов воздушных судов или в целях обеспечения безопасной эксплуатации объектов капитального строительства, для охраны которых установлена указанная зона, собственники здания, сооружения, помещений в них (в том числе собственники помещений в многоквартирном доме), объекта незавершенного строительства, а также наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах уведомляются в письменной форме о том, что такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства подлежат сносу или их параметры и (или) разрешенное использование (назначение) подлежат приведению в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории.
Согласно ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ административного ответчика во внесении изменений в разрешение на строительство жилого дома, по мотиву нахождения земельного участка в седьмой подзоне приаэродромной территории, является правомерным.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Косневича А.В. к администрации МО «Северо-Байкальский район» о признании незаконным решения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия.
Мотивированное решение суда составлено 21.12.2021 года.
Судья А.И. Болдонов