№ 2-2221/2021
УИД 03RS0013-01-2021-002949-74
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 декабря 2021 года г. Нефтекамск
Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Валеевой Р.М.,
при секретаре судебного заседания Стренго Ю.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шамазова Ф.Ф., Давлетовой Н.А., Давлетова Д.Ф. Мурзашевой Л.Ф., Давлетовой З.М., Мухаметдиновой А.М., Мухаметдинова Р.М., Мухаметдинова Р.М., Усманова М.Ф., Усманова И.М., Исламовой Р.Р., Исламова Д.С., Шаяхметовой (Кирилловой) Л.А., Кириллова В.А., Манваровой Н.Ф., Манварова Р.Р., Манваровой Р.Р., Гибадуллиной Ф.Г., Гибадуллина З.З., Степановой (Гибадуллиной) Р.З., Липовцевой Ф.Н., Мухаметдиновой Л.Ф., действующей в своих интересах и в интересах Мухаметдинова К.Д., Зарафутдинова М.М. к Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, АО «ИСКОЖ» о признании права на переселение из санитарно-защитной зоны промышленного предприятия, об обязании утвердить план переселения, об обязании предоставить во внеочередном порядке изолированные жилые помещения (квартиры), благоустроенные, отвечающие санитарно-техническим требованиям по договорам найма, об обязании принять помещения по акту приема-передачи.
УСТАНОВИЛ:
Шамазов Ф.Ф., Давлетова Н.А., Давлетов Д.Ф., Мурзашева Л.Ф., Давлетова З.М., Мухаметдинова А.М., Мухаметдинов Р.М., Мухаметдинов Р.М., Усманов М.Ф., Усманов И.М., Исламова Р.Р., Исламов Д.С., Шаяхметова (Кириллова) Л.А., Кириллов В.А., Манварова Н.Ф., Манваров Р.Р., Манварова Р.Р., Гибадуллина Ф.Г., Гибадуллин З.З., Степанова (Гибадуллина) Р.З., Липовцева Ф.Н., Мухаметдинова Л.Ф., действующей в своих интересах и в интересах Мухаметдинов К.Д., Зарафутдинов М.М. обратились в суд с иском к Администрации городского округа горд Нефтекамск, АО «ИСКОЖ» о признании права на переселение из санитарно-защитной зоны промышленного предприятия, об обязании утвердить план переселения, об обязании предоставить во внеочередном порядке изолированные жилые помещения (квартиры), благоустроенные, отвечающие санитарно-техническим требованиям по договорам найма, об обязании принять помещения по акту приема-передачи.
В обосновании своих требований указали, что истцы были заселены и зарегистрированы в помещении (квартире) при пожарной части по адресу: <адрес> по найму, с учетом трудовых отношений с Учреждением ОГПС МВД. Основанием к заселению являлось решение Учреждения пожарной охраны совместно с профсоюзной организацией (ПЧ-136), где истцы, либо члены их семей состояли в трудовых отношениях в качестве работника ГПС.
Объект, здание места проживания в составе жилой части пожарного депо при запуске в 1971 году относился к специализированным объектам и статус пожарного депо (далее также Пождепо) до сегодняшнего дня действующий. При разграничении государственной собственности в 1991-1996 годах в состав имущественного комплекса АО «Искож» не подпадал, в связи с чем, в рамках жилищного законодательства РСФСР права работников ГПС (членов их семей) остаются действующими с момента предоставления помещений по найму.
По последнему реестру проживающих, с учетом выставления квитанций для оплаты АО «ИСКОЖ» формирует суммы как «квартплата», денежные средства вносятся через кассу завода с выдачей квитанцией, расходная часть ресурсов в квитанциях отсутствует не отражается, расчетного порядка нет.
На основании Постановления Администрации городского округа г. Нефтекамск № № от ДД.ММ.ГГГГ зданию по месту проживания истцов присвоен новый адрес: <адрес>. Данных о ликвидации адреса «<адрес>» не добыто.
С момента даты предоставления жилья и заселения истцы проживают в данном здании постоянно, без выезда, оплачивая его содержание. Квартирами владеют открыто, беспрепятственно, длительное время.
Истцы ознакомлены и получили экспертное заключение №№ от ДД.ММ.ГГГГ, из теста которого следует, что обследованные помещения, размещенные в нежилом здании не соответствуют требованиям Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Вместе с тем заключение и решение Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан о переселении жителей из санитарно-защитной зоны не принят, происходит ущемление прав зарегистрированных и проживающих в спорных помещениях.
Обязанность по переселению граждан лежит на промышленном предприятии АО «ИСКОЖ» и до настоящего момента Администрация городского округа город Нефтекамск эту обязанность не конкретизировала.
Решением Совета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан от 25 июля 2013 года № 3-16/06 утверждены границы санитарно-защитных зон промышленного узла, включая по таблице АО «ИСКОЖ» пождепо.
Статус пождепо со здания не снят, распоряжения органа местного самоуправления на этот счет нет, в связи с чем ответственность за переселение может быть возложена только на промышленное предприятие АО «ИСКОЖ».
На основании изложенного, с учетом уточненного искового заявления, истцы просят:
Признать за ними право на переселение из санитарно-защитной зоны промышленного предприятия АО «ИСКОЖ», установлением таковой зоны решением Совета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан от 25 июля 2013 года, применительно для места проживания <адрес> (бывшее здание пождепо);
Просят обязать Администрацию ГО г. Нефтекамск утвердить план переселения жильцов жилой части здания бывшего пожарного депо, расположенного по адресу: <адрес> с включением в план истцов занимающих соответственно комнаты № в здании признанным непригодным для проживания результатами санитарно-эпидемиологической экспертизы, включая вспомогательные помещения;
Обязать АО «ИСКОЖ» во внеочередном порядке предоставить по договорам найма благоустроенные отдельные изолированные жилые помещения (квартиры) отвечающие санитарно-техническим требованиям, благоустроенные применительно к условиям муниципального образования в городе Нефтекамск, находящиеся в границах города Нефтекамск;
Обязать АО «ИСКОЖ» с учетом признания несоответствующими для проживания (непригодными для проживания) занимаемых истцами квартир (комнат) номерным учетом № в здании пожарного депо по улице <адрес>, принять по акту приема-передачи.
Определением от 05 октября 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечено Главное управление МЧС по Республике Башкортостан, Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан.
В ходе судебного заседания истцы, представитель истцов Гайсина З.Р. свои требования поддержали и просили их удовлетворить с учетом уточненного искового заявления в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан Минязева Г.Ф. исковые требования не признала, пояснила, что истцы на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят. Здание Пождепо на помещение в котором претендуют истцы не является жилым. Собственник здания АО «Искож» не подавал заявление в орган местного самоуправления о переводе здания Пождепо или части этого здания в жилое помещение. Само по себе переоборудование нежилого помещения для проживания в нем истцов, взимание собственником здания платы не является основаниями для признания помещения жилым.
Представитель ответчика Табишев О.В. исковые требования не признал, суду пояснил, что АО «Искож» является собственником здания пожарного депо, расположенного по адресу: <адрес> С момента ввода в эксплуатацию здания пожарного депо было нежилым и передано владельцем (балансодержателем) в пользование пожарным частям для организации пожарной охраны владельца. Спорные помещения на втором и третьем этажах отдельно от здания не зарегистрированы.
Истцы Давлетов Д.Ф., Мурзашева Л.Ф., Давлетова З.М., Мухаметдинов Р.М., Мухаметдинов Р.М., Усманов И.М., Исламов Д.С., Шаяхметова (Кириллова) Л.А., Кириллов В.А., Манварова Р.Р., Гибадуллин З.З., Степанова (Гибадуллина) Р.З., Мухаметдинова Л.Ф., действующая в своих интересах и в интересах Мухаметдинова К.Д., и представитель привлеченных по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, ГУ МЧС по РБ, МВД по РБ, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ на судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц по делу.
Суд, выслушав доводы участвующих лиц, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (пункты 1 - 3 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из содержания части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Судом установлено, что Шамазов Ф.Ф. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> с 21 января 2008 года и по настоящее время. Давлетова Н.А. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, кв. 10 с 22 сентября 1989 года. Снята с регистрации 15 июля 2021 года по решению суда. Давлетов Д.Ф. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, кв. 2 с 29 сентября 1993 года, снят с регистрации 15 июля 2021 года по решению суда. Давлетова З.М. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> с 29 января 2009 года, снята с регистрации 15 июля 2021 года по решению суда. Мухаметдинова А.М. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> с 09 апреля 1991 года и по настоящее время. Мухаметдинов Р.М. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> с 11 ноября 1996 года и по настоящее время. Усманов М.Ф. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> с 05 апреля 2000 года, снят с регистрации 22 июня 2020 года. Исламов Д.С. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> с 22 августа 1986 года и по настоящее время. Исламова Р.Р. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> с 22 августа 1986 года и по настоящее время. Шаяхметова Л.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> с 25 сентября 1995 года и по настоящее время. Манварова Н.Ф. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> с 28 октября 1996 года и по настоящее время. Манваров Р.Р. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> с 07 мая 1991 года и по настоящее время. Гибадуллина Ф.Г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> с 02 июня 1989 года и по настоящее время. Гибадуллин З.З. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> с 11 ноября 1996 года и по настоящее время. Степанова Р.З. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> с 02 марта 2006 года и по настоящее время. Липовцева Ф.Н. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> с 18 февраля 1997 года и по настоящее время. Зарафутдинов М.М. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> с 03 декабря 1999 года, снят с регистрации 11 сентября 2019 года.
Из материалов дела следует, что занимаемые истцами помещения располагаются в составе здания пожарного депо, введенного в эксплуатацию при пуске завода искусственных кож в г. Нефтекамске, и переданного в пользование государственной противопожарной службы МВД Республики Башкортостан по договору № 95 от 02 июля 1998 года для осуществления обязательств по организации противопожарной службы на ЗАО ПО «Искож».
В силу пункта 3.16 указанного договора ЗАО ПО «Искож» приняло на себя обязанность обеспечивать личный состав государственной противопожарной службы бесплатной жилой площадью, общежитиями, медицинским обслуживанием, спецпитанием и другими видами социальных и правовых гарантий наравне с работниками хозоргана (ЗАО ПО «Искож»).
14 октября 2004 года между МЧС Республики Башкортостан и ОАО «Искож» был заключен договор о передаче обязательств по договору № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Далее здание пожарного депо находилось в безвозмездном пользовании и оперативном ведении пожарной части по договору № № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание работ и услуг в области пожарной безопасности, заключенному между ОАО «Искож» и МАУ «УПО городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан».
Согласно пункту 3.2.14 вышеуказанного договора обеспечение пожарной части помещениями, техникой и несение расходов по их содержанию, эксплуатации и ремонту возлагалось на АО «Искож», указанное имущество было передано по акту в оперативное ведение пожарной части. Договор № № от № был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, согласно вышеприведенным договорам АО «Искож» несло все расходы по содержанию, эксплуатации и ремонту переданного здания.
Впоследствии решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14 сентября 2012 года (дело № №) за АО «Искож» было признано право собственности на нежилое здание указанного пожарного депо.
28 февраля 2013 года право собственности АО «Искож» на указанное здание с кадастровым номером № было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Постановлением Администрации городского округа г. Нефтекамск № № от 04 июня 2013 года расположенный по указанным зданием земельный участок с кадастровым номером №, площадью 10 204 кв.м, предоставлен АО «Искож» в аренду сроком до 04 июня 2062 года для размещения и обслуживания здания пожарного депо.
Постановлением Администрации городского округа г. Нефтекамск № № от ДД.ММ.ГГГГ нежилому зданию пожарного депо с кадастровым номером № присвоен почтовый адрес: <адрес>
Из представленного в материалы технического паспорта здания по состоянию на 22 сентября 2011 года следует, что трехэтажное здание пожарного депо на 4 автомашины по адресу: <адрес> было построено и введено в эксплуатацию в 1971 году; из экспликации к поэтажному плану строения усматривается, что на втором и третьем этажах здания имеются жилые помещения.
18 ноября 2015 года АО «Искож» обращалось к директору ГУП Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан с заявлением о разъяснении статуса и назначения помещений (жилые или нежилые) при разделении и постановке на кадастровый учет отдельно по гаражу и отдельно по помещениям второго и третьего этажей, указав на то, что в собственности общества имеется нежилое здание пожарного депо на 4 автомашины, на первом этаже которого располагается гараж на 4 автомашины, на втором и третьем этажах в соответствии с техническим планом расположены комнаты отдыха и в данных комнатах проживают люди.
Письмом ГУП Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан от 19 ноября 2015 года АО «Искож» сообщено о невозможности отнесения помещений в составе нежилого здания пожарного депо к жилищному фонду, так как отсутствуют основания для постановки помещений на кадастровый учет с назначением «жилое».
Техническим паспортом по состоянию на 15 августа 2019 года, составленным Нефтекамским филиалом ГБУ Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация», технический паспорт от 22 сентября 2011 года аннулирован. Во вновь составленном техническом паспорте сведений о наличии на втором и третьем этажах жилых помещений не имеется.
Из письма Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Башкортостан в городах Нефтекамск, Агидель, Дюртюлинском, Илишевском, Калтасинском, Краснокамском, Янаульском районах от 21 августа 2019 года следует, что обязательными требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» однозначно исключается возможность размещения жилых зданий в санитарно-защитной зоне промышленных объектов; вышеуказанное здание пожарного депо является нежилым и расположено в санитарно-защитной зоне промышленных объектов городского округа г. Нефтекамск.
Вступившим в законную силу решением Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 23 декабря 2019 года (дело № 2-2093/2019), в рамках которого истцы участвовали в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в удовлетворении исковых требований Зарафутдинова М.М., Усманова М.Ф. к Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, АО «Искож» о возложении обязанности на Администрацию городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан осуществить достоверный учет жилищного фонда в статусе служебного жилья (общежития) по адресу <адрес> (при бывшем пожарном депо ППЧ-73) и обеспечить жилищный контроль за его содержанием в сфере безопасности граждан; подтвердить решением аннулирование почтового адреса с извещением проживающих в данном здании лиц (помещениях), внести данные в Федеральную информационную адресную систему о присвоении данному адресу нового адреса (<адрес>), возложении обязанности на Управление Росреестра по Республике Башкортостан устранить противоречие в нумерации объекта (здания) принадлежностью к общежитию (бывшее ППЧ-73), а именно: изменить нумерацию, указав «дом 1 «В», корпус 1» вместо «дом 1», вместо «нежилое здание» внести запись «жилое здание, трехэтажное», отказано.
Указанными судебными актами установлено, что помещения в составе здания пожарного депо не являются самостоятельными объектами прав, отдельно от здания пожарного депо не зарегистрированы, являются собственностью АО «Искож», регистрация права собственности которого произведена в установленном законом порядке, и не относятся к государственному или муниципальному жилищному фонду социального использования. Кроме того, спорное здание пожарного депо никогда не имело адреса: <адрес> В 2011 году на основании адресной справки № 1163 от 15 июля 2011 года был изменен адрес здания с <адрес> противоречий в нумерации здания пожарного депо не имеется.
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 02-21/исх-1393-2021 от 04 октября 2021 годаи их экспертного заключения от 15 декабря 2020 года здание пожарного депо расположено в санитарно-защитной зоне промышленных объектов городского округа г. Нефтекамск, является нежилым, и в соответствии с обязательными требованиями СанПиН 2.21/2.1.1.1200-03 исключает возможность размещения жилых зданий в указанной зоне.
Из ответа начальника Нефтекамского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан от 20 октября 2021 года №02/21/исх – 1454-2021 следует, что в соответствии с пунктом 5.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1-1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий и иных объектов» допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства: нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения, научно-исследовательские лаборатории, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, пожарные депо, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.
Трехэтажное нежилое здание (пожарное депо), размещенное на земельном участке с кадастровым номером № распложено в санитарно-защитной зоне промышленных объектов, в том числе АО «Искож» городского округа г. Нефтекамск.
В судебном заседании истцы и представитель истцов просили обязать Администрацию города г. Нефтекамск провести полномочной межведомственной комиссии оценку (заключение) о признании (непризнании) помещений местом постоянного проживания граждан <адрес> квартир 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16 на предмет соответствия их жилым помещением для постоянного проживания.
Представители ответчиков Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан Минязева Г.Ф., представитель АО «Искож» Табишев О.В. возражали по поводу удовлетворения указанного ходатайства, поскольку данный вопрос является правовым и фактически был рассмотрен решением Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 24 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 сентября 2021 года.
Из текста указанных судебных постановлений следует, что целью обращения административных истцов с заявлениями в Администрацию городского округа г. Нефтекамск 01 марта и 12 апреля 2021 года являлось обследование межведомственной комиссией занимаемых ими помещений в целях признания их непригодными для проживания и последующего предоставления им иных жилых помещений взамен непригодных.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее по тексту - Положение).
Пунктом 2 указанного Положения установлено, что оно распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В силу пункта 7 указанного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Согласно пункту 8 Положения решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан принимается органом местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения на основании соответствующего заключения комиссии.
Пунктом 42 Положения установлено, что комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2019 года № 1082 либо на основании сформированного и утвержденного субъектом Российской Федерации на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее - сводный перечень объектов (жилых помещений).
Таким образом, в соответствии с вышеприведенным Положением на предмет пригодности (непригодности) для проживания граждан производятся оценка и обследование лишь жилых помещений. При этом в отношении жилых помещений, находящихся в частной собственности, обследование производится при наличии обращения собственника помещения.
Между тем представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что истцы занимают помещения, которые не являются жилыми, не относятся к государственному или муниципальному жилищному фонду социального использования, входят в состав нежилого здания пожарного депо, принадлежащего на праве собственности АО «Искож».
В установленном законом порядке данные помещения гражданам не предоставлялись, указанные помещения были предоставлены истцам для проживания в связи с трудовыми отношениями.
Вопреки доводам наличие у истцов регистрации по месту жительства в указанных помещениях, а также оплата оказанных им коммунальных услуг в связи с фактическим проживанием не влияют на правовой статус этих помещений и не являются основанием для признания их в качестве жилых.
В силу части 1 стать 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Со стороны истцов каких-либо допустимых доказательств, опровергающих приведенные выводы, в материалы дела не представлено.
Здание пожарного депо является объектом специального назначения.
Из анализа представленных в материалах дела технических паспортов следует, что целевое назначение и статус здания (нежилое, пождепо) не изменялся.
Регистрация права собственности АО «Искож» на спорный объект недвижимости осуществлена в установленном законом порядке. Спорные помещения расположены в нежилом здании пожарного депо, являются собственностью АО «Искож», не относятся к государственному или муниципальному жилищному фонду социального использования.
Факт того, что истцы зарегистрированы по адресу: <адрес> не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку требования заявлены относительно другого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Доказательств того, что ранее спорный объект находился по адресу регистрации истцов, суду не представлено.
Кроме того, спорное помещение, в котором проживают истцы, расположено на территории промышленного предприятия.
Факт несения истцами расходов по коммунальным услугам и на содержание спорного объекта лишь свидетельствует о том, что истцы, проживая по вышеуказанному адресу в здании, принадлежащее АО «Искож», пользуются услугами электроснабжения, водоснабжения и отопления, следовательно, должны компенсировать собственнику помещения несение данных расходов. При этом в судебном заседании истцы указывали, что оплата ими производиться по коммунальным платежам в АО «Искож».
При таких обстоятельствах заявленные истцами требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования о признании за Шамазовым Ф.Ф., Давлетовой Н.А., Давлетовым Д.Ф., Мурзашевой Л.Ф., Давлетовой З.М., Мухаметдиновой А.М., Мухаметдиновым Р.М., Мухаметдиновым Р.М., Усмановом М.Ф., Усмановым И.М., Исламовой Р.Р., Исламовым Д.С., Шаяхметовой (Кирилловой) Л.А., Кирилловым В.А., Манваровой Н.Ф., Манваровым Р.Р., Манваровой Р.Р., Гибадуллиной Ф.Г., Гибадуллиным З.З., Степановой (Гибадуллиной) Р.З., Липовцевой Ф.Н., Мухаметдиновой Л.Ф., действующей в своих интересах и в интересах Мухаметдинова К.Д., Зарафутдиновым М.М. право на переселение из санитарно-защитной зоны промышленного предприятия АО «ИСКОЖ», установлением таковой зоны решением Совета городского окрга город Нефтекамск от 25 июля 2013 года применительно для места проживания <адрес> обязании Администрации городского округа город Нефтекамск утвердить план переселения жильцов жилой части здания бывшего пожраного депо, расположенного по адресу: <адрес> (адрес регистрации по месту жительства граждан <адрес>) с включением Шамазова Ф.Ф., Давлетовой Н.А., Давлетова Д.Ф., Мурзашевой Л.Ф., Давлетовой З.М., Мухаметдиновой А.М., Мухаметдинова Р.М., Мухаметдинова Р.М., Усманова М.Ф., Усманова И.М., Исламовой Р.Р., Исламова Д.С., Шаяхметовой (Кирилловой) Л.А., Кириллова В.А., Манваровой Н.Ф., Манварова Р.Р., Манваровой Р.Р., Гибадуллиной Ф.Г., Гибадуллина З.З., Степановой (Гибадуллиной) Р.З., Липовцевой Ф.Н., Мухаметдиновой Л.Ф., действующей в своих интересах и в интересах Мухаметдинова К.Д., Зарафутдинова М.М., занимающих соответственно квартиры 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 в здании, признанным непригодным для проживания результатами санитарно-эпидемиологической экспертизы, включая вспомогательные помещения, обязании АО «ИСКОЖ» во внеочередном порядке предоставить по договорам найма благоустроенные изолированные помещения (квартиры) отвечающие санитарно-техническим требованиям, благоустроенные применительно к условиям муниципального образования в городе Нефтекамск, находящиеся в границах города Нефтекамск; обязании АО «ИСКОЖ» с учетом признания несоответствующими для проживания (непригодными для проживания) занимаемых истцами квартир (комнат) номерным учетом № в здании пожарного депо по <адрес>, принять по акту приема-передачи – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме через Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан.
Председательствующий Р.М. Валеева
Мотивированное решение составлено 13 декабря 2021 года.