Решение по делу № 2-3715/2023 от 10.02.2023

УИД: 11RS0001-01-2023-001807-88

Дело № 2-3715/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Баженовой Т.С.,

при секретаре Гейнерт К.А.,

с участием истца Ильницкой Л.Г.,

представителя истца Дмитриевой М.В.,

представителя ответчиков Малыш С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 6 сентября 2023 года гражданское дело по иску Ильницкой ФИО13 к МВД по Республике Коми, МВД России о взыскании районного коэффициента, компенсации морального вреда,

установил:

Ильницкая Л.Г. обратилась в суд с иском к МВД по Республике Коми /с учетом уточнений/ о взыскании недовыплаченного районного коэффициента к пенсии за период с ** ** ** года по ** ** ** года в размере 86 491,03 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 5 522,86 руб., компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, возложении обязанности произвести перерасчет всех надбавок и компенсаций.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено МВД России.

Определением от ** ** ** принят отказ Ильницкой Л.Г. от исковых требований к МВД по Республике Коми, МВД России о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, возложении обязанности произвести перерасчет всех надбавок и компенсаций, производство по делу в указанной части прекращено.

В судебном заседании истец и ее представитель на требованиях настаивали. Истец пояснила, что действиями ОПО ЦФО МВД по Республике Коми, незаконно лишившими ее части пенсии, а, следовательно, денежных средств для жизни, что, учитывая сам размер пенсии, является для нее существенным ущемлением, ей причинены сильные нравственные страдания; она постоянно находится в состоянии стресса, что плохо сказывается на ее здоровье, поскольку она является пенсионером; она вынуждена всем доказывать свою правоту; испытывает стыд от того, что к ним домой регулярно приходят участковые и проверяют, где они живут, что видят их соседи. Кроме того, испытывает также чувство обиды за то, что работала на государство много лет, служила в правоохранительном органе, а по выходу на заслуженную пенсию вынуждена обращаться в суд за защитой своих прав, которые нарушает этот правоохранительный орган.

Представитель ответчиков исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзывах.

Заслушав пояснения сторон, получив консультацию специалиста, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела и, оценив в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов пенсионного дела Ильницкой Л.Г. №... следует, что она проходила службу в органах внутренних дел Республики Коми, уволена со службы приказом начальника Косланского УЛИТУ МВД России от ** ** **№... л/с по выслуге срока службы, с ** ** ** является получателем пенсии по линии МВД за выслугу лет на основании заключения №..., утвержденного ** ** ** начальником ФЭО МВД Республики Коми.

Согласно расчету пенсионного органа выслуга лет Ильницкая Л.Г. в местностях приравненные к районам Крайнего Севера (Удорский район Республики Коми) на момент увольнения из органов внутренних дел составила менее 20 лет, что в соответствии со статьей 48 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1, Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029, постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 №1237, дает право истцу на выплату пенсии с учетом районного коэффициента в период сохранения постоянного места жительства в этой местности, при выезде на новое постоянное место жительства районный коэффициент не сохраняется.

В материалах пенсионного дела имеется заявление Ильницкой Л.Г. от ** ** **, из которого следует, что Ильницкая Л.Г., обращаясь с заявлением о назначении пенсии, указала адрес проживания в Удорском районе Республики Коми. Пенсия была назначена Ильницкой Л.Г. с учетом районного коэффициента 1,3.

В материалах пенсионного дела также имеются копии паспорта Ильницкой Л.Г., которые заверены сотрудниками ведомства ** ** ** и ** ** **, из них следует, что истец зарегистрирована по месту жительства в Удорском районе Республики Коми. Также имеются справки по запросу о месте регистрации истца от ** ** ** года, ** ** **.

Далее в материалах пенсионного дела также имеется заявление Ильницкой Л.Г. от ** ** **, в котором в качестве адреса места жительства также указан ....

** ** ** начальником отдела пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Коми направлен запрос в отдел паспортной работы о регистрации Ильницкой Л.Г. по месту жительства.

** ** ** получен ответ на указанный запрос, согласно которому Ильницкая Л.Г. с ** ** ** зарегистрирована по месту жительства в ....

** ** ** начальником ОПО ЦФО МВД по Республике Коми утверждено заключение об удержании излишне выплаченной пенсии в размере 14 425,66 руб. пенсионера МВД Ильницкой Л.Г., в связи с выплатой районного коэффициента в размере 1,3 (по ...) вместо положенных 1,2 (по ...) в период с ** ** ** по ** ** **.

** ** ** за исходящим №... №... в адрес Ильницкой Л.Г. подготовлено письмо с требованием сообщить в срок до ** ** **: адрес регистрации по месту жительства, адрес фактического проживания, контактный телефон, а также представить: копию паспорта (все страницы с отметками), заверенную в установленном порядке; копию страхового свидетельства; согласие на обработку персональных данных.

** ** ** за исходящим №... №... в адрес Ильницкой Л.Г. подготовлено письмо, сопровождающее направление заключения об удержании излишне выплаченной пенсии, а также содержащее требование предоставить: копию паспорта (все страницы с отметками), заверенную в установленном порядке; согласие на обработку персональных данных; копию страхового свидетельства. Доказательства направления обращения в адрес Ильницкой Л.Г. отсутствуют.

** ** ** в ОПО ЦФО МВД по ... поступила информация от Ильницкой Л.Г., в которой она сообщила, что зарегистрирована по месту жительства по адресу: ..., фактически проживает по тому же адресу, указала номер контактного телефона. Приложены: копия паспорта, копия страхового свидетельства, согласие на обработку персональных данных (без указания срока его действия).

Далее в материалах пенсионного дела также имеется заявление Ильницкой Л.Г. от ** ** **, в котором в качестве адреса регистрации указан ...

** ** ** за исходящим №... в адрес Ильницкой Л.Г. подготовлено уведомление о необходимости ежегодно подтверждать факт регистрации или пребывания в пределах территории Российской Федерации; сообщено, что для продолжения выплаты пенсии необходимо представить лично, либо направить почтой    нотариально заверенную копию паспорта, либо свидетельство о нахождении в живых; согласие на обработку персональных данных; анкетные данные. Также в письме имеется предупреждение о приостановлении выплаты пенсии с ** ** ** в случае, если запрашиваемые сведения не будут предоставлены.

Далее в материалах пенсионного дела также имеется заверенная ** ** ** специалистом ОПО ЦФО МВД по Республике Коми копия паспорта Ильницкой Л.Г., в том числе страница с отметкой о регистрации по месту жительства.

** ** ** за исходящим №... в адрес Ильницкой Л.Г. подготовлено письмо, в котором сообщено, что для продолжения выплаты пенсии необходимо представить до ** ** **     копию паспорта, заверенную в установленном порядке; копию СНИЛС; согласие на обработку персональных данных; заявление на применение районного коэффициента и обязательство; копию ИНН. Обращено внимание, что в случае не предоставления запрашиваемых документов выплата пенсии будет приостановлена до выяснения фактического пребывания.

С ** ** ** произведен перерасчет размера пенсии Ильницкой Л.Г., пенсия выплачивается без районного коэффициента.

** ** ** в адрес пенсионного органа МВД поступило обращение Ильницкой Л.Г., в котором последняя просила разъяснить на основании каких нормативных документов на нее возложена обязанность подтверждать факт проживания в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Ильницкая Л.Г. указала, что неоднократно предоставляла в пенсионный отдел документы, подтверждающие регистрацию, при этом никаких изменений с ** ** ** года не происходило. В данном обращении Ильницкая Л.Г. неоднократно упоминала о том, что несет материальные затраты из-за имеющихся хронических заболеваний, в связи с чем невыплата районного коэффициента существо ущемляет ее материальное положение, вынуждая брать кредиты.

** ** ** начальником ОПО ЦФО МВД по Республике Коми Ильницкой Л.Г. дан ответ на данное обращение (№ №...), в котором, ссылаясь на неисполнение обязанности сообщить о смене места жительства в ** ** ** году, разъяснило, без ссылок на нормативно-правовые акты, что выплата районного коэффициента к пенсии носит заявительный характер, необходимо представить запрашиваемые документы.

Далее в материалы пенсионного дела Ильницкой Л.Г. №... подшита докладная от начальника ОУУП и ПДН ОМВД России по Усть-Вымскому району (без исходящего номера и даты), направленная во исполнение указания МВД по Республике Коми №... от ** ** **, о том, что участковыми уполномоченными полиции проверены адреса проживания пенсионеров ФИО8 и Ильницкой Л.Г., подтвержден факт их проживания по месту регистрации в ....

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» регулируются названным законом.

Порядок исчисления пенсий регламентирован разделом V «Исчисление пенсий» (статьи 43 - 49) Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I, где помимо определения денежного довольствия для исчисления пенсий предусмотрены случаи повышения пенсии, а также применение коэффициентов к размерам пенсий.

Так, согласно части 1 статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 названного закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях» для Усть-Вымского района установлен коэффициент 1,2.

Общий порядок выплаты пенсий определен статьей 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I выплата пенсий, предусмотренных данным законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I, через публичное акционерное общество «Сбербанк России» путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.

При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (часть 9 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I).

Лица, указанные в статье 1 названного закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии (часть 12 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I).

Порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями, установлен Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 9 января 2018 г. № 7 (далее также - Инструкция).

Работа по пенсионному обеспечению пенсионеров МВД России включает в себя, в том числе, своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию выплаты пенсий (пункты 4, 4.1 Инструкции).

Выплата пенсионерам МВД России пенсий, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров МВД России в пределах территории Российской Федерации через соответствующие учреждения (филиалы) Банка на основании необходимых документов (разрешений) с указанием конкретных сумм выплат путем перевода учреждениями (филиалами) Банка денежных сумм во вклады пенсионеров МВД России, открытые в учреждениях (филиалах) Банка или иных кредитных организациях (банках) на территории Российской Федерации, либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи (пункт 34 Инструкции).

Пересмотр пенсии производится в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, повлекшие изменение размера пенсии, если федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации не установлено иное (пункт 51 Инструкции).

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В абзаце восьмом статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» указано, что место жительства - это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В силу абзаца второго статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - это государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных этим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.

Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 г. № 14-П, от 4 апреля 1996 г. № 9-П, от 15 января 1998 г. № 2-П, от 2 февраля 1998 г. № 4-П, от 30 июня 2011 г. № 13-П; определения от 13 июля 2000 г. № 185-О, от 6 октября 2008 г. № 619-О-П, от 13 октября 2009 г. № 1309-О-О и др.).

Невыполнение гражданином Российской Федерации обязанности зарегистрироваться по месту жительства или по месту пребывания в пределах территории Российской Федерации в органах регистрационного учета не может служить основанием ограничения или условием реализации его конституционного права на социальное обеспечение, в том числе в процессе выплаты уже назначенной ему пенсии (абзац четвертый пункта 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2011 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности статьи 56 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с жалобой гражданина ФИО9»).

Из приведенных нормативных положений, регулирующих порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, в их взаимосвязи с положениями Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации следует, что пенсия за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах внутренних дел (далее - пенсионеры МВД России), начисляется с применением соответствующего районного коэффициента, если они проживают в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями. Пенсия с применением соответствующего районного коэффициента назначается и выплачивается пенсионерам МВД России в период их проживания в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, то есть применение к пенсии, в данном случае к пенсии за выслугу лет, районного коэффициента связано с фактическим проживанием пенсионера МВД России в районах, где установлен такой коэффициент, а не с его регистрацией по месту жительства в органах регистрационного учета. Данные регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания пенсионера МВД России являются лишь одним из доказательств его фактического места нахождения.

Следовательно, отсутствие у пенсионера МВД России регистрации по месту жительства в органах регистрационного учета в пределах территории Российской Федерации в районах или в местностях, где установлен соответствующий районный коэффициент, не может служить основанием ограничения или условием реализации его права на получение пенсии с применением районного коэффициента, в том числе и в том случае, если пенсия с применением районного коэффициента уже назначена и выплачивается пенсионеру МВД России. Необходимость периодического подтверждения пенсионером МВД России, которому пенсия назначена с применением районного коэффициента, факта проживания в районе или местности, где установлен соответствующий районный коэффициент, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I не предусмотрена. Только в случае переезда на новое место жительства пенсионер МВД России обязан сообщить об этом в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение.

Наличие у пенсионного органа сомнений в том, правильно ли выплачивается назначенная пенсия, само по себе не может являться достаточным основанием для прекращения выплаты пенсии или производстве удержаний из пенсии. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2018 №10-П).

В ходе рассмотрения настоящего спора установлено, что с ** ** ** Ильницкая Л.Г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: ....

Материалами пенсионного дела истца подтверждается, что начиная с ** ** ** Ильницкая Л.Г. во всех заявлениях, адресованных ЦФО ОПО МВД по Республике Коми, постоянным местом своего жительства указывала адрес: ..., на данный адрес ей направились обращения с ** ** **, давались ответы отделом пенсионного обслуживания, кроме того, ** ** ** была представлена копия паспорта, копия СНИЛС, согласие на обработку персональных данных, сообщены анкетные данные, ** ** ** копия паспорта с отметкой о месте регистрации вновь была представлена пенсионному органу, также имеется ответ начальника ОУУП и ПДН ОМВД России по Усть-Вымскому району, который подтвердил факт проживая Ильницкой Л.Г. по месту регистрации во исполнение указаний от ** ** **.

В материалы гражданского дела истцом представлена расширенная выписка по вкладу ПАО «Сбербанк», согласно которой в ** ** ** частичная выдача денежных средств по вкладу периодически осуществлялась в офисах банка №... и №..., расположенных (согласно общедоступным данным в сети «Интернет») в ....

Во всех обращения к суду, во всех судебных заседаниях, в которых принимала участие истец, в качестве адреса своего фактического места жительства Ильницкая Л.Г. называла: ..., кроме того, именно по указанному адрес истец получала судебную корреспонденцию.

Таким образом, совокупность исследованных доказательств свидетельствует о том, что в период с ** ** ** по настоящее время Ильницкая Л.Г. фактически проживет в ..., где и зарегистрирвоана по месту жительства.

Соответственно, поскольку истец в спорный период времени с ** ** ** проживет в ..., она имела право на выплату районного коэффициента к пенсии в размере 1,2.

При таких обстоятельствах, невыплата районного является незаконным, с МВД по Республике в пользу Ильницкой Л.Г. подлежит взысканию недоначисленная пенсия (районный коэффициент) за период с ** ** ** года по ** ** ** года в размере 72 720,84 руб., исходя из следующего расчета:

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

Заявляя требование о взыскании компенсации морального вреда истец указала, что в результате незаконной невыплаты районного коэффициента к пенсии она была лишена возможности пользоваться причитающимися ей в полном объеме денежными средствами, которые являлись для ее единственным источником дохода; в результате неправомерных действий должностных лиц ЦФО МВД по Республике Коми она на протяжении длительного периода времени испытывала нравственные страдания и переживания, невыплата районного коэффициента к пенсии нарушила ее конституционное право на положенное по закону пенсионное обеспечение и изменило материальное положение в худшую сторону.

Свидетель ФИО10 (невестка, прореживающая совместно с истцом) суду показал, что истец часто жаловалась на то обстоятельство, что ей не выплачивают районный коэффициент к пенсии, что она вынуждена постоянно ездить в Сыктывкар в пенсионный отдел и что-то доказывать. Ильницкая Л.Г. сильно переживала по этому поводу, говорила о том, что ей не хватает денежных средств. Из-за данных событий Ильницкая Л.Г. нервничала, у нее скакал сахар в крови, это сказывалось на ее здоровье. Кроме того, подтвердила, что к ним постоянно ходят участковые, стучат в дверь, регулярно их беспокоят, при этом это замечают соседи, от чего Ильницкая Л.Г. испытывала чувство стыда.

Согласно статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

В силу части 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, из вышеуказанных норм следует, что компенсация морального вреда возможна в случаях причинения такого вреда гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место лишь при наличии прямого указания об этом в законе.

Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» не предусматривает возможности компенсации пенсионеру морального вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц, нарушающими его имущественные права.

Однако согласно разъяснениям, данным в абзаце 3 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Материалами дела факт незаконной невыплаты истцу районного коэффициента к пенсии установлен, соответственно пенсионные права истца были нарушены должностными лицами ЦФО МВД по Республике Коми, денежные средства являлись единственным средством существования истца. Установленный факт свидетельствует о нарушении прав истца на достойное существование, что является частью личных неимущественных прав человека и гражданина и свидетельствует о наличии оснований для возмещения истцу морального вреда.

В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Из содержания названной конституционной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

С учетом приведенных правовых норм компенсация морального вреда за незаконные действия должностных лиц ЦФО МВД по Республике Коми подлежит взысканию с Российской Федерации в лице МВД России за счет средств казны Российской Федерации.

Определяя размер компенсации морального вреда, принимая во внимание характер нарушения прав истца, степень ее нравственных страданий, ее эмоциональное поведение во время судебного разбирательства, возраст, длительность нарушения, степень вины должностных лиц в нарушении прав истца и учитывая требования разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать компенсацию морального вреда в размере 35 000 руб.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Ильницкой ФИО14 к МВД по Республике Коми, МВД России о взыскании районного коэффициента, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства внутренних дел по Республике Коми (ОГРН 1021100521441) в пользу Ильницкой ФИО15 ... недоначисленную пенсию (районный коэффициент) за период с февраля 2022 года по сентябрь 2023 года в размере 72 720 рублей 84 копеек.

Взыскать с Российской Федерации в лице МВД России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Ильницкой ФИО16 ... компенсацию морального вреда в размере 35 000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.С. Баженова

2-3715/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Ильницкая Лариса Григорьевна
Ответчики
МВД России
МВД по РК
Другие
Дмитриева Мария Витальевна
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Баженова Татьяна Сергеевна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
10.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2023Передача материалов судье
15.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.03.2023Предварительное судебное заседание
26.04.2023Судебное заседание
03.07.2023Судебное заседание
08.08.2023Судебное заседание
29.08.2023Судебное заседание
06.09.2023Судебное заседание
27.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее