№ 33-6880/2024
Дело № 2-5158/2024
УИД 36RS0002-01-2024-004501-74
Строка 2.179 г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 октября 2024 г. г. Воронеж
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Гусевой Е.В.,
судей Кузнецовой И.Ю., Шаповаловой Е.И.,
при секретаре Афониной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповаловой Е.И.,
гражданское дело № 2-5158/2024 по иску Рыбалкиной Валентины Владимировны к обществу с ограниченной ответственностью «ЭК «СТАН» о признании действий незаконными, взыскании суммы излишне уплаченной платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными расходами, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов
по апелляционной жалобе Рыбалкиной Валентины Владимировны
на решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13 августа 2024 г.
(судья Волкова Л.И.),
У С Т А Н О В И Л А:
Рыбалкина В.В. обратилась в суд с иском к ООО «ЭК «Стан», в котором просила признать действия ответчика об использовании при расчетах размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту – ТКО) с мая 2021 года по май 2024 года данных о размерах площади жилых помещений МКД без учета площади нежилых помещений незаконными, взыскании с ответчика суммы излишне уплаченной платы за услугу по обращению с ТКО за период с мая 2012 года по май 2024 года в размере 3434,70 рублей, компенсации морального вреда в размере
3000 рублей, штрафа, судебных расходов за плату юридических услуг в размере 5000 рублей, мотивируя требования тем, что является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Площадь квартиры составляет 93,4 кв.м. Указанный многоквартирный дом управляется и обслуживается ООО «ЭК «Стан». Истцу, как собственнику квартиры, начисляется плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО. Исполнителем коммунальной услуги является ответчик. Расчет платы за услугу по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Ответчик производит расчет в соответствии с п. 148(30) Правил и по формуле 9(4) Приложения 2 Правил. В данной формуле при расчете используется общая площадь всех жилых и нежилых помещений МКД, объем контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО. Расчеты размера платы ответчиком производились лишь с учётом площади жилых помещений МКД - 10568,3 кв.м. Однако расчеты производились неверно без учета площадей нежилых помещений дома. Согласно электронному паспорту данного дома, размещенного в открытом доступе в сети Интернет в ГИС ЖКХ: площадь жилых помещений 10568,3 кв.м., площадь нежилых помещений 3259,1 кв.м., то есть площадь общая (жилых и нежилых) помещений 13827,4 кв.м. Таким образом, ответчик нарушил порядок расчета платы за коммунальную услугу, что повлекло увеличение такой платы.
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13.08.2024 в удовлетворении исковых требований Рыбалкиной В.В. к ООО «ЭК «Стан» о признании действий незаконными, взыскании суммы излишне уплаченной платы за услугу по обращению с ТКО, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов отказано (л.д.47, 48-51).
В апелляционной жалобе Рыбалкина В.В. ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, указывая при этом, что судом нарушены нормы материального, процессуального права, полагает, что расчет платы за услугу по обращению с ТКО должны производиться с учетом площадей нежилых помещений (л.д.53).
В апелляционную инстанцию ответчиком ООО «ЭК «Стан» представлены письменные возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Ефремова Г.В. действующая на основании доверенности б/н от 01.02.2024 поддержала представленные возражения, просила решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления, и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности за жилое помещение.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что Рыбалкина В.В. является собственником жилого помещения – квартиры № в доме № по <адрес> площадью 93,4 кв.м, что подтверждается копией выписки из ЕГРН.
Обслуживание многоквартирного дома <адрес> в спорный период осуществлял ответчик ООО «ЭК «Стан»
Истец в обоснование заявленных требований указала, что ответчик производит расчет в соответствии с п. 148(30) Правил и по формуле 9(4) Приложения 2 Правил. В данной формуле при расчете используется общая площадь всех жилых и нежилых помещений МКД, объем контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО. Расчеты размера платы ответчиком производились лишь с учётом площади жилых помещений МКД – 10 568,3 кв.м. Однако расчеты производились неверно без учета площадей нежилых помещений дома. Согласно электронному паспорту данного дома, размещенного в открытом доступе в сети Интернет в ГИС ЖКХ площадь жилых помещений 10 568,3 кв.м, площадь нежилых помещений 3 259,1 кв.м, то есть площадь общая (жилых и нежилых) помещений 13 827,4 кв.м.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 № 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу об отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, поскольку разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (статья 1 Закона).
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Закона).
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 24.6 Закона).
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (статья 24.7 Закона).
Пунктом 4(1) Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 № 857 (ред. от 27.02.2017) «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению») установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие указанное решение, вправе в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с абзацем первым пункта 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Приказом ДЖКХиЭ Воронежской обл. от 12.02.2019 № 29 (ред. от 19.05.2023) «О расчете платы граждан за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа город Воронеж, и об установлении понижающих коэффициентов» реализовано закрепленное в пункте 4(1) постановления Правительства РФ № 857 право Воронежской области на установление порядка осуществления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа город Воронеж исходя из общей площади жилого помещения.
Так, в связи с введением на территории городского округа город Воронеж раздельного накопления твердых коммунальных отходов при расчете платы граждан за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа город Воронеж, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении определять исходя из общей площади жилого помещения на основании объема вывезенных контейнеров в соответствии с пунктом 148 (30) Правил и формулой 9 (4) приложения № 2 к Правилам (пункт 1).
Расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за нежилые помещения, находящиеся в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа город Воронеж и не используемые для осуществления предпринимательской деятельности, производить исходя из норматива 0,15 м3/год на 1 кв.м общей площади нежилого помещения
(пункт 2).
При раздельном накоплении сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре, размер платы за данную коммунальную услугу в нежилом помещении в многоквартирном доме определяется в соответствии с формулой 9 (6) приложения № 2 к Правилам № 354, исходя из объема вывезенных контейнеров.
Таким образом, нахождение нежилого помещения в многоквартирном доме не исключает право потребителя на выбор способа расчета коммерческого учета ТКО. При этом размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в многоквартирном доме может определяться на основании объема вывезенных контейнеров при наличии у потребителя собственного установленного в местах их накопления контейнера, позволяющего на основании Правил № 505 осуществлять коммерческий учет объема и (или) массы ТКО.
Аналогичный подход изложен в пункте 13 «Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023.
Поскольку из содержания п. 148.1. Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2022 № 354 собственник нежилого помещения в МКД заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО, при выставлении платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении, ответчиком в платежных документах для оплаты собственниками указывается площадь только жилого помещения, что не противоречит действующему законодательству с учетом приведенных норм права.
Указанная правовая позиция также соответствует правоприменительной практике изложенной в решении Верховного Суда РФ от 14.03.2023 № АКПИ23-25.
Кроме того ответчиком производится расчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в жилом помещении исходя из общей площади жилого помещения на основании коэффициента объема (К) вывезенных контейнеров, который определяется в соответствии с п. 148 (30) Правил и формулой 9 (4) приложения № 2 к Правилам с учетом площадь жилых и нежилых помещений которая составляет
13827,4 кв.м.
После расчета коэффициента (V общ/S общ.), производится расчет объем на нежилое помещение (V неж.)= К х / S нежил.), объем на жилое помещение определяется за вычетом на нежилые помещения (V жил.) = V общ. - V неж.), при этом с учетом определенного Воронежской области порядком расчета размеры платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения, в связи с чем, определенный коэффициент объема выведенных контейнеров подлежит умножению на площадь конкретной квартиры.
Таким образом ответчиком учитывается площадь нежилых помещений при расчета платы за услугу по обращению с ТКО.
При указанных обстоятельствах доводы о нарушении ответчиком порядка расчетов платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО основаны на неправильном применении норм права.
На основании изложенного, судебная коллегия, с учетом доводов апелляционной жалобы приходит к выводу, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствие оснований для признания действий ответчика незаконными, а также, с учетом отсутствия нарушений прав истца ответчиком обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов.
Судом первой инстанции правильно определен характер правоотношений, возникший между сторонами по настоящему делу, правильно применен закон, регулирующий спорные правоотношения сторон, юридически значимые обстоятельства установлены в полном объеме, а представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности.
Несогласие подателя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом доказательств, иная оценка фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта судом апелляционной инстанции.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, произвел надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо принятого судом решения, в апелляционной жалобе не содержится.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основания к отмене решения суда, установленные ст. 330 ГПК РФ отсутствуют.
Согласно части 4 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в определении суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
С учетом отсутствия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, не подлежат и взысканию понесенные Рыбалкиной В.В. расходы за подачу апелляционной жалобы в размере 10 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13 августа 2024 г., оставить без изменения, апелляционную жалобу Рыбалкиной Валентины Владимировны – без удовлетворения.
мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.10.2024.
Председательствующий:
Судьи коллегии: