Решение по делу № 33-6880/2024 от 26.09.2024

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

№ 33-6880/2024

Дело № 2-5158/2024

УИД 36RS0002-01-2024-004501-74

Строка 2.179 г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 октября 2024 г. г. Воронеж

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Гусевой Е.В.,

судей Кузнецовой И.Ю., Шаповаловой Е.И.,

при секретаре Афониной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповаловой Е.И.,

гражданское дело № 2-5158/2024 по иску Рыбалкиной Валентины Владимировны к обществу с ограниченной ответственностью «ЭК «СТАН» о признании действий незаконными, взыскании суммы излишне уплаченной платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными расходами, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов

по апелляционной жалобе Рыбалкиной Валентины Владимировны

на решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13 августа 2024 г.

(судья Волкова Л.И.),

У С Т А Н О В И Л А:

Рыбалкина В.В. обратилась в суд с иском к ООО «ЭК «Стан», в котором просила признать действия ответчика об использовании при расчетах размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту – ТКО) с мая 2021 года по май 2024 года данных о размерах площади жилых помещений МКД без учета площади нежилых помещений незаконными, взыскании с ответчика суммы излишне уплаченной платы за услугу по обращению с ТКО за период с мая 2012 года по май 2024 года в размере 3434,70 рублей, компенсации морального вреда в размере
3000 рублей, штрафа, судебных расходов за плату юридических услуг в размере 5000 рублей, мотивируя требования тем, что является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Площадь квартиры составляет 93,4 кв.м. Указанный многоквартирный дом управляется и обслуживается ООО «ЭК «Стан». Истцу, как собственнику квартиры, начисляется плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО. Исполнителем коммунальной услуги является ответчик. Расчет платы за услугу по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Ответчик производит расчет в соответствии с п. 148(30) Правил и по формуле 9(4) Приложения 2 Правил. В данной формуле при расчете используется общая площадь всех жилых и нежилых помещений МКД, объем контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО. Расчеты размера платы ответчиком производились лишь с учётом площади жилых помещений МКД - 10568,3 кв.м. Однако расчеты производились неверно без учета площадей нежилых помещений дома. Согласно электронному паспорту данного дома, размещенного в открытом доступе в сети Интернет в ГИС ЖКХ: площадь жилых помещений 10568,3 кв.м., площадь нежилых помещений 3259,1 кв.м., то есть площадь общая (жилых и нежилых) помещений 13827,4 кв.м. Таким образом, ответчик нарушил порядок расчета платы за коммунальную услугу, что повлекло увеличение такой платы.

Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13.08.2024 в удовлетворении исковых требований Рыбалкиной В.В. к ООО «ЭК «Стан» о признании действий незаконными, взыскании суммы излишне уплаченной платы за услугу по обращению с ТКО, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов отказано (л.д.47, 48-51).

В апелляционной жалобе Рыбалкина В.В. ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, указывая при этом, что судом нарушены нормы материального, процессуального права, полагает, что расчет платы за услугу по обращению с ТКО должны производиться с учетом площадей нежилых помещений (л.д.53).

В апелляционную инстанцию ответчиком ООО «ЭК «Стан» представлены письменные возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Ефремова Г.В. действующая на основании доверенности б/н от 01.02.2024 поддержала представленные возражения, просила решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления, и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности за жилое помещение.

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что Рыбалкина В.В. является собственником жилого помещения – квартиры в доме по <адрес> площадью 93,4 кв.м, что подтверждается копией выписки из ЕГРН.

Обслуживание многоквартирного дома <адрес> в спорный период осуществлял ответчик ООО «ЭК «Стан»

Истец в обоснование заявленных требований указала, что ответчик производит расчет в соответствии с п. 148(30) Правил и по формуле 9(4) Приложения 2 Правил. В данной формуле при расчете используется общая площадь всех жилых и нежилых помещений МКД, объем контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО. Расчеты размера платы ответчиком производились лишь с учётом площади жилых помещений МКД – 10 568,3 кв.м. Однако расчеты производились неверно без учета площадей нежилых помещений дома. Согласно электронному паспорту данного дома, размещенного в открытом доступе в сети Интернет в ГИС ЖКХ площадь жилых помещений 10 568,3 кв.м, площадь нежилых помещений 3 259,1 кв.м, то есть площадь общая (жилых и нежилых) помещений 13 827,4 кв.м.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 № 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу об отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, поскольку разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (статья 1 Закона).

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Закона).

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 24.6 Закона).

Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (статья 24.7 Закона).

Пунктом 4(1) Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 № 857 (ред. от 27.02.2017) «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению») установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие указанное решение, вправе в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с абзацем первым пункта 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Приказом ДЖКХиЭ Воронежской обл. от 12.02.2019 № 29 (ред. от 19.05.2023) «О расчете платы граждан за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа город Воронеж, и об установлении понижающих коэффициентов» реализовано закрепленное в пункте 4(1) постановления Правительства РФ № 857 право Воронежской области на установление порядка осуществления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа город Воронеж исходя из общей площади жилого помещения.

Так, в связи с введением на территории городского округа город Воронеж раздельного накопления твердых коммунальных отходов при расчете платы граждан за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа город Воронеж, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении определять исходя из общей площади жилого помещения на основании объема вывезенных контейнеров в соответствии с пунктом 148 (30) Правил и формулой 9 (4) приложения № 2 к Правилам (пункт 1).

Расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за нежилые помещения, находящиеся в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа город Воронеж и не используемые для осуществления предпринимательской деятельности, производить исходя из норматива 0,15 м3/год на 1 кв.м общей площади нежилого помещения
(пункт 2).

При раздельном накоплении сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре, размер платы за данную коммунальную услугу в нежилом помещении в многоквартирном доме определяется в соответствии с формулой 9 (6) приложения № 2 к Правилам № 354, исходя из объема вывезенных контейнеров.

Таким образом, нахождение нежилого помещения в многоквартирном доме не исключает право потребителя на выбор способа расчета коммерческого учета ТКО. При этом размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в многоквартирном доме может определяться на основании объема вывезенных контейнеров при наличии у потребителя собственного установленного в местах их накопления контейнера, позволяющего на основании Правил № 505 осуществлять коммерческий учет объема и (или) массы ТКО.

Аналогичный подход изложен в пункте 13 «Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023.

Поскольку из содержания п. 148.1. Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2022 № 354 собственник нежилого помещения в МКД заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО, при выставлении платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении, ответчиком в платежных документах для оплаты собственниками указывается площадь только жилого помещения, что не противоречит действующему законодательству с учетом приведенных норм права.

Указанная правовая позиция также соответствует правоприменительной практике изложенной в решении Верховного Суда РФ от 14.03.2023 № АКПИ23-25.

Кроме того ответчиком производится расчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в жилом помещении исходя из общей площади жилого помещения на основании коэффициента объема (К) вывезенных контейнеров, который определяется в соответствии с п. 148 (30) Правил и формулой 9 (4) приложения № 2 к Правилам с учетом площадь жилых и нежилых помещений которая составляет
13827,4 кв.м.

После расчета коэффициента (V общ/S общ.), производится расчет объем на нежилое помещение (V неж.)= К х / S нежил.), объем на жилое помещение определяется за вычетом на нежилые помещения (V жил.) = V общ. - V неж.), при этом с учетом определенного Воронежской области порядком расчета размеры платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения, в связи с чем, определенный коэффициент объема выведенных контейнеров подлежит умножению на площадь конкретной квартиры.

Таким образом ответчиком учитывается площадь нежилых помещений при расчета платы за услугу по обращению с ТКО.

При указанных обстоятельствах доводы о нарушении ответчиком порядка расчетов платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО основаны на неправильном применении норм права.

На основании изложенного, судебная коллегия, с учетом доводов апелляционной жалобы приходит к выводу, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствие оснований для признания действий ответчика незаконными, а также, с учетом отсутствия нарушений прав истца ответчиком обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов.

Судом первой инстанции правильно определен характер правоотношений, возникший между сторонами по настоящему делу, правильно применен закон, регулирующий спорные правоотношения сторон, юридически значимые обстоятельства установлены в полном объеме, а представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности.

Несогласие подателя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом доказательств, иная оценка фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта судом апелляционной инстанции.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, произвел надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо принятого судом решения, в апелляционной жалобе не содержится.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основания к отмене решения суда, установленные ст. 330 ГПК РФ отсутствуют.

Согласно части 4 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в определении суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.

С учетом отсутствия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, не подлежат и взысканию понесенные Рыбалкиной В.В. расходы за подачу апелляционной жалобы в размере 10 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13 августа 2024 г., оставить без изменения, апелляционную жалобу Рыбалкиной Валентины Владимировны – без удовлетворения.

мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.10.2024.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

№ 33-6880/2024

Дело № 2-5158/2024

УИД 36RS0002-01-2024-004501-74

Строка 2.179 г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 октября 2024 г. г. Воронеж

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Гусевой Е.В.,

судей Кузнецовой И.Ю., Шаповаловой Е.И.,

при секретаре Афониной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповаловой Е.И.,

гражданское дело № 2-5158/2024 по иску Рыбалкиной Валентины Владимировны к обществу с ограниченной ответственностью «ЭК «СТАН» о признании действий незаконными, взыскании суммы излишне уплаченной платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными расходами, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов

по апелляционной жалобе Рыбалкиной Валентины Владимировны

на решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13 августа 2024 г.

(судья Волкова Л.И.),

У С Т А Н О В И Л А:

Рыбалкина В.В. обратилась в суд с иском к ООО «ЭК «Стан», в котором просила признать действия ответчика об использовании при расчетах размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту – ТКО) с мая 2021 года по май 2024 года данных о размерах площади жилых помещений МКД без учета площади нежилых помещений незаконными, взыскании с ответчика суммы излишне уплаченной платы за услугу по обращению с ТКО за период с мая 2012 года по май 2024 года в размере 3434,70 рублей, компенсации морального вреда в размере
3000 рублей, штрафа, судебных расходов за плату юридических услуг в размере 5000 рублей, мотивируя требования тем, что является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Площадь квартиры составляет 93,4 кв.м. Указанный многоквартирный дом управляется и обслуживается ООО «ЭК «Стан». Истцу, как собственнику квартиры, начисляется плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО. Исполнителем коммунальной услуги является ответчик. Расчет платы за услугу по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Ответчик производит расчет в соответствии с п. 148(30) Правил и по формуле 9(4) Приложения 2 Правил. В данной формуле при расчете используется общая площадь всех жилых и нежилых помещений МКД, объем контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО. Расчеты размера платы ответчиком производились лишь с учётом площади жилых помещений МКД - 10568,3 кв.м. Однако расчеты производились неверно без учета площадей нежилых помещений дома. Согласно электронному паспорту данного дома, размещенного в открытом доступе в сети Интернет в ГИС ЖКХ: площадь жилых помещений 10568,3 кв.м., площадь нежилых помещений 3259,1 кв.м., то есть площадь общая (жилых и нежилых) помещений 13827,4 кв.м. Таким образом, ответчик нарушил порядок расчета платы за коммунальную услугу, что повлекло увеличение такой платы.

Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13.08.2024 в удовлетворении исковых требований Рыбалкиной В.В. к ООО «ЭК «Стан» о признании действий незаконными, взыскании суммы излишне уплаченной платы за услугу по обращению с ТКО, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов отказано (л.д.47, 48-51).

В апелляционной жалобе Рыбалкина В.В. ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, указывая при этом, что судом нарушены нормы материального, процессуального права, полагает, что расчет платы за услугу по обращению с ТКО должны производиться с учетом площадей нежилых помещений (л.д.53).

В апелляционную инстанцию ответчиком ООО «ЭК «Стан» представлены письменные возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Ефремова Г.В. действующая на основании доверенности б/н от 01.02.2024 поддержала представленные возражения, просила решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления, и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности за жилое помещение.

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что Рыбалкина В.В. является собственником жилого помещения – квартиры в доме по <адрес> площадью 93,4 кв.м, что подтверждается копией выписки из ЕГРН.

Обслуживание многоквартирного дома <адрес> в спорный период осуществлял ответчик ООО «ЭК «Стан»

Истец в обоснование заявленных требований указала, что ответчик производит расчет в соответствии с п. 148(30) Правил и по формуле 9(4) Приложения 2 Правил. В данной формуле при расчете используется общая площадь всех жилых и нежилых помещений МКД, объем контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО. Расчеты размера платы ответчиком производились лишь с учётом площади жилых помещений МКД – 10 568,3 кв.м. Однако расчеты производились неверно без учета площадей нежилых помещений дома. Согласно электронному паспорту данного дома, размещенного в открытом доступе в сети Интернет в ГИС ЖКХ площадь жилых помещений 10 568,3 кв.м, площадь нежилых помещений 3 259,1 кв.м, то есть площадь общая (жилых и нежилых) помещений 13 827,4 кв.м.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 № 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу об отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, поскольку разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (статья 1 Закона).

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Закона).

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 24.6 Закона).

Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (статья 24.7 Закона).

Пунктом 4(1) Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 № 857 (ред. от 27.02.2017) «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению») установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие указанное решение, вправе в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с абзацем первым пункта 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Приказом ДЖКХиЭ Воронежской обл. от 12.02.2019 № 29 (ред. от 19.05.2023) «О расчете платы граждан за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа город Воронеж, и об установлении понижающих коэффициентов» реализовано закрепленное в пункте 4(1) постановления Правительства РФ № 857 право Воронежской области на установление порядка осуществления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа город Воронеж исходя из общей площади жилого помещения.

Так, в связи с введением на территории городского округа город Воронеж раздельного накопления твердых коммунальных отходов при расчете платы граждан за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа город Воронеж, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении определять исходя из общей площади жилого помещения на основании объема вывезенных контейнеров в соответствии с пунктом 148 (30) Правил и формулой 9 (4) приложения № 2 к Правилам (пункт 1).

Расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за нежилые помещения, находящиеся в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа город Воронеж и не используемые для осуществления предпринимательской деятельности, производить исходя из норматива 0,15 м3/год на 1 кв.м общей площади нежилого помещения
(пункт 2).

При раздельном накоплении сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре, размер платы за данную коммунальную услугу в нежилом помещении в многоквартирном доме определяется в соответствии с формулой 9 (6) приложения № 2 к Правилам № 354, исходя из объема вывезенных контейнеров.

Таким образом, нахождение нежилого помещения в многоквартирном доме не исключает право потребителя на выбор способа расчета коммерческого учета ТКО. При этом размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в многоквартирном доме может определяться на основании объема вывезенных контейнеров при наличии у потребителя собственного установленного в местах их накопления контейнера, позволяющего на основании Правил № 505 осуществлять коммерческий учет объема и (или) массы ТКО.

Аналогичный подход изложен в пункте 13 «Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023.

Поскольку из содержания п. 148.1. Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2022 № 354 собственник нежилого помещения в МКД заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО, при выставлении платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении, ответчиком в платежных документах для оплаты собственниками указывается площадь только жилого помещения, что не противоречит действующему законодательству с учетом приведенных норм права.

Указанная правовая позиция также соответствует правоприменительной практике изложенной в решении Верховного Суда РФ от 14.03.2023 № АКПИ23-25.

Кроме того ответчиком производится расчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в жилом помещении исходя из общей площади жилого помещения на основании коэффициента объема (К) вывезенных контейнеров, который определяется в соответствии с п. 148 (30) Правил и формулой 9 (4) приложения № 2 к Правилам с учетом площадь жилых и нежилых помещений которая составляет
13827,4 кв.м.

После расчета коэффициента (V общ/S общ.), производится расчет объем на нежилое помещение (V неж.)= К х / S нежил.), объем на жилое помещение определяется за вычетом на нежилые помещения (V жил.) = V общ. - V неж.), при этом с учетом определенного Воронежской области порядком расчета размеры платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения, в связи с чем, определенный коэффициент объема выведенных контейнеров подлежит умножению на площадь конкретной квартиры.

Таким образом ответчиком учитывается площадь нежилых помещений при расчета платы за услугу по обращению с ТКО.

При указанных обстоятельствах доводы о нарушении ответчиком порядка расчетов платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО основаны на неправильном применении норм права.

На основании изложенного, судебная коллегия, с учетом доводов апелляционной жалобы приходит к выводу, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствие оснований для признания действий ответчика незаконными, а также, с учетом отсутствия нарушений прав истца ответчиком обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов.

Судом первой инстанции правильно определен характер правоотношений, возникший между сторонами по настоящему делу, правильно применен закон, регулирующий спорные правоотношения сторон, юридически значимые обстоятельства установлены в полном объеме, а представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности.

Несогласие подателя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом доказательств, иная оценка фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта судом апелляционной инстанции.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, произвел надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо принятого судом решения, в апелляционной жалобе не содержится.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основания к отмене решения суда, установленные ст. 330 ГПК РФ отсутствуют.

Согласно части 4 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в определении суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.

С учетом отсутствия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, не подлежат и взысканию понесенные Рыбалкиной В.В. расходы за подачу апелляционной жалобы в размере 10 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13 августа 2024 г., оставить без изменения, апелляционную жалобу Рыбалкиной Валентины Владимировны – без удовлетворения.

мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.10.2024.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-6880/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Рыбалкина Валентина Владимировна
Ответчики
ООО ЭК Стан
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Шаповалова Елена Ивановна
Дело на сайте суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
26.09.2024Передача дела судье
15.10.2024Судебное заседание
21.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2024Передано в экспедицию
15.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее