№ 2а-388/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 августа 2019 года г.Мичуринск
Мичуринский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Калининой О.В.,
при секретаре Козловой Н.В.,
с участием представителя административного истца Кириллова А.А.,
представителя заинтересованного лица ООО УК «Климат нашего двора» Дегтяревой И.И.,
представителя заинтересованного лица администрации Мичуринского района Тамбовской области Ремневой Е.В.,
заинтересованных лиц Лопатникова С.Ю., Коробова Е.С., Поветьевой Т.С. Коноваловой Н.Л., Поповой Т.В., Садчикова В.М., Матовниковой А.В., Курьянова С.Н., Мамонтовой Е.Н., Азовцевой Л.А., Волковой Т.Е., Новокрещенова А.П., Романенковой Т.Н., Поветьева В.Д., Ершовой Н.А., Золотухиной С.В., Забелиной Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Михалева Д. В. к Управлению государственного жилищного надзора Тамбовской области о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
Михалев Д.В. обратился в суд с административным иском к Управлению государственного жилищного надзора о признании незаконным и отмене предписания Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области № 370 от 07.09.2017 года в части возложения обязанности на ООО УК «Климат нашего двора» производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в отопительный период 2017-2018 годов собственнику жилого помещения - <адрес> многоквартирном <адрес>, Михалеву Д.В., строго с соблюдением правил № 354; а также возложения обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленную с нарушением правил № 354 по лицевым счетам на жилые помещения (квартиры) <адрес> в многоквартирном доме <адрес> и <адрес> в многоквартирном <адрес> при получении письменного обращения от собственников и (или) пользователей данных жилых помещений. В обоснование административных исковых требований указал, что он является собственником <адрес> жилом многоквартирном <адрес> на основании договора купли-продажи квартиры от 03.11.2015 года. На момент приобретения истцом квартиры, в ней было в установленном законом порядке осуществлено переустройство, заключающееся в организации индивидуального отопления с помощью индивидуального газового котла и технологическом отсоединении от общедомовой системы отопления. Управление данным многоквартирным домом осуществляет ООО УК «Климат нашего двора». В связи с этим считает, что вынесенное административным ответчиком предписание нарушает его права, поскольку на основании него управляющей компанией был произведен перерасчет платы по отоплению всем собственникам многоквартирного <адрес>, хотя часть квартир жилого дома имеет индивидуальное отопление, а часть получает тепловую энергию от централизованной системы отопления. Жилой дом не оборудован поквартирными индивидуальными приборами учета тепловой энергии, в доме установлен коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии. В доме не осуществляется обогрев мест общего пользования, что подтверждается схемой теплоснабжения, утвержденной главным инженером управляющей компании. Поскольку иные квартиры были отсоединены от общей системы отопления в связи с оборудованием индивидуального газового отопления, начисление платы за коммунальную услугу «отопление» в отношении данных квартир не производилось. Собственники данных квартир несли расходы на оплату бытового газа, используемого в целях отопления квартир газовыми котлами. Вынесенным предписанием административный ответчик фактически обязал управляющую компанию производить начисление платы за услугу централизованное отопление исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии всем собственникам квартир без исключения. В связи с этим считает, что данное предписание в отношении многоквартирного <адрес> не основано на нормах действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца Кириллов А.А. заявленные требования поддержал, пояснил, что Михалев Д.В. 03.11.2015 года приобрел по договору купли-продажи <адрес> жилом многоквартирном <адрес>, в которой в установленном законом порядке на момент приобретения было осуществлено переустройство, заключающееся в организации индивидуального отопления с помощью индивидуального газового котла и технологическом отсоединении от общедомовой системы отопления. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО УК «Климат нашего двора». Управлением государственного жилищного надзора Тамбовской области 07.09.2017г. в отношении ООО УК «Климат нашего двора» была проведена проверка правильности начисления коммунальной услуги «отопление» в отношении вышеуказанного жилого дома, по результатам которой в адрес управляющей компании было выдано обжалуемое предписание № 370 от 07.09.2017г. На основании чего ООО УК «Климат нашего двора» расчет платы по отоплению стало производить в отношении всех собственников многоквартирного <адрес> учетом Правил № 354. Данный жилой дом состоит из 27 квартир, часть из которых перешли на индивидуальное отопление, а часть получают тепловую энергию от централизованной системы отопления. Жилой дом не оборудован поквартирными индивидуальными приборами учета тепловой энергии. Однако, в данном доме установлен коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, который осуществляет учет объема потребления коммунального ресурса теплоносителя в тепловой сети для предоставления коммунальной услуги по отоплению в квартиры <адрес>. В многоквартирном доме не осуществляется обогрев мест общего пользования, что подтверждается схемой теплоснабжения, утвержденной главным инженером управляющей компании. Поскольку иные квартиры были отсоединены от общей системы отопления в связи с оборудованием индивидуального газового отопления, начисление платы за коммунальную услугу «отопление» в отношении данных квартир не производилось. Собственники данных квартир несли расходы на оплату бытового газа, используемого в целях отопления квартир газовыми котлами. Вынесенным предписанием административный ответчик фактически обязал управляющую компанию производить начисление платы за услугу централизованное отопление в отопительный период 2017-2018г.г. исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии всем собственникам квартир без исключения. Данный факт нарушает права и законные интересы Михалева Д.В., поскольку он как собственник квартиры, в которой осуществлено переустройство и оборудована индивидуальная система отопления, перестал быть потребителем коммунальной услуги «централизованное отопление». Кроме того, предписание нарушает ст.37 Закона РФ от 07.02.1992г. "О защите прав потребителей", согласно которой потребитель обязан оплачивать только за фактически оказанные ему услуги при условии их принятия потребителем. О существовании обжалуемого предписания Михалев Д.В. узнал только в декабре 2018г., когда получил претензию от управляющей компании о наличии задолженности за коммунальные услуги. Пояснил, что в адрес администрации Тамбовской области в ноябре 2017г. было направлено коллективное письмо жителей многоквартирного <адрес>. Между тем Михалев Д.В. является собственником квартиры в <адрес> отношения к данному письму не имеет, на собрании, когда жильцами было написано данное письмо, Михалев Д.В. не присутствовал. Считает, что данный документ не подлежит оценке в качестве доказательства, поскольку отсутствует его оригинал, заверенной копии также не имеется. Не оспаривает того факта, что в отношении Михалева Д.В. в настоящее время применена новая формула расчета за потребление коммунальной услуги по отоплению за 2017-2018г.г., предусмотренная постановлением Правительства № 354. В марте 2019г. УК «Климат нашего двора» произведен перерасчет задолженности за коммунальную услугу по отоплению за 2017-2018г.г. с применением новой формулы, разработанной уже с учетом положений Постановления Конституционного суда от 20.12.2018г. №46-П. Однако считает, что несмотря на перерасчет и отсутствие нарушений прав административного истца в настоящее время, его законные права и интересы могут быть нарушены в будущем, поскольку Управление жилищного надзора вправе вновь указать управляющей компании на необходимость осуществления расчета задолженности за 2017-2018г.г. Михалеву Д.В. по старой формуле. Просил признать незаконным и отменить предписание Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области № 370 от 07.09.2017 года в той части, в которой оно возлагает на ООО УК «Климат Нашего двора» обязанность производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в отопительный период 2017-2018 годов строго с соблюдением правил № 354 именно в отношении собственника <адрес> многоквартирном <адрес> - Михалева Д.В. А также просил признать указанное предписание незаконным и отменить в части возложения обязанности на ООО УК «Климат нашего двора» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленную с нарушением правил № 354 по лицевым счетам на жилые помещения (квартиры) <адрес> в многоквартирном доме <адрес> и <адрес> в многоквартирном <адрес> при получении письменного обращения от собственников и (или) пользователей данных жилых помещений.
Представитель административного ответчика Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания. В своем заявлении заместитель начальника управления Дрожжин С.И. просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, указав, что считает требования административного истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В возражении, имеющемся в материалах дела, указывает на пропуск административным истцом срока обращения в суд. Предписание от 07.09.2017 № 370 в адрес управляющей организации ООО УК «Климат нашего двора» было выдано с учетом действующего на тот момент законодательства. Указанное предписание не было обжаловано в установленном законом порядке и было исполнено ООО Управляющей компанией «Климат нашего двора», что подтверждается письмом от 31.10.2017 года № 164. Согласно данному письму, с началом отопительного сезона с 04.10.2017 года управляющей компанией произведено начисление отопления вмногоквартирных домах <адрес> и <адрес> согласно нормам, изложенным в Правилах № 354 по ОДПУ всем собственникам без исключения, как на индивидуальном отоплении так и подключенных к централизованному. Это также доказывает тот факт, что Михалев Д.В. знал об обжалуемом предписании. Ссылка Михалева Д.В. на то, что ему стало известно о нарушении его законных прав и о существовании обжалуемого предписания только в декабре 2018 года, с момента получения претензии от управляющей компании о наличии задолженности за коммунальные услуги, не соответствует действительности. Так, 07.12.2017 года в управление государственного жилищного надзора области из администрации области поступило коллективное обращение жителей многоквартирных домов <адрес>, о несогласии с действиями Управления по выдаче предписания № 370 от 07.09.2017 года. Данное обращение было подписано 31 собственником помещений многоквартирного дома, в том числе и Михалевым Д.В. Управлением государственного жилищного надзора области было рассмотрено обращение заявителей и в их адрес был направлен ответ в письменном виде. Указывает на то, что в состав общего имущества в многоквартирном доме входят помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); также включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. В многоквартирных домах <адрес> имеются подвальные помещения, в которых проходят внутридомовые сети отопления (трубопроводы розлива и отводы к стоякам отопления для квартир с центральным отоплением). В Постановлении Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 № 46-П, указано, что до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений - в целях обеспечения теплоснабжения, установить соответствующе: собственники и пользователи жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые перешли на отопление конкретного помещения: использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, не освобождаются от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды. Изменения по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, внесены постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708 и вступили в силу с 01 января 2019 года. Согласно внесенным изменениям, введена новая формула для расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, в соответствии с которой собственники помещений, переведенных на индивидуальное отопление, обязаны оплачивать только ту тепловую энергию, которая была затрачена на отопление общего имущества многоквартирного дома (том 1 – л.д.45-46).
Представитель заинтересованного лица ООО Управляющая компания «Климат нашего двора» Дегтярева М.И. указала, что требования истца являются обоснованными. Пояснила, что управление многоквартирными домами <адрес> осуществляет ООО УК «Климат нашего двора». Ресурсоснабжающей организацией является АО «Тамбовская сетевая компания». Указала, что часть квартир перешли на индивидуальное отопление, а другая часть получают тепловую энергию от централизованной системы отопления. До вынесения предписания управляющей компанией на основании показаний общедомового прибора учета осуществлялось начисление платы за коммунальную услугу «отопление» только в отношении лицевых счетов, открытых на собственников квартир и, которые на границе балансово-эксплуатационной ответственности имеют технологическое подключение к централизованной системе отопления внутриквартирного оборудования, с использованием которого возможно осуществлять потребление коммунальной услуги по отоплению. Поскольку иные квартиры были отсоединены от общей системы отопления в связи с оборудованием индивидуального газового отопления, начисление платы за коммунальную услугу «отопление» в отношении данных квартир не производилось. В отопительный период 2017-2018г.г. действовали договорные отношения между Мичуринским филиалом АО «Тамбовская сетевая компания» и ООО УК «Климат нашего двора». С ноября 2018г. собственники помещений в многоквартирных жилых домах, находящихся под управлением ООО УК «Климат нашего двора», перешли на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией. Всем собственникам квартир в многоквартирных домах <адрес> на основании предписания Управления жилищного надзора № 370 от 07.09.2017г. осенью 2017 года расчет за услуги теплоснабжения стал производиться в соответствии с Правилами № 354, что было отражено в направляемых в адрес жильцов квитанциях, в которых сумма за отопление значительно возросла. Многие были не согласны с этим. Со стороны управляющей компании, перед начислением задолженности, дважды в месяц осуществлялся выезд к жильцам указанных домов, где путем проведения собраний были разъяснены причины начисления платы по отоплению согласно Правил № 354, в том числе разъяснялось, что это произведено на основании предписания № 370 от 07.09.2017г. Задолженность за 2017-2018г.г. взыскивалась только с Иноземцевых, которые погасили долг добровольно, остальные судебные приказы были отменены. С иском к Михалеву Д.В. о взыскании задолженности по теплоснабжению за 2017-2018г.г. управляющая компания не обращалась. Задолженность за 2017-2018г.г., рассчитанная на основании предписания от 07.09.2017г. № 370, без учета изменений законодательства, Михалевым Д.В. погашена не была. Предписание № 370 от 07.09.2017г. было исполнено управляющей компанией, после начисления всем жильцам платы по отоплению, рассчитанной в соответствии с Правилами № 354, в адрес Управления жилищного надзора Тамбовской области управляющей компанией 31.10.2017г. направлено соответствующее сообщение. На основании Постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 № 46-П, Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 №1708 были внесены изменения - изменен порядок начисления платы за отопление, принята новая формула для расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренная Правилами № 354, в соответствии с которой собственники помещений, переведенных на индивидуальное отопление, обязаны оплачивать только ту тепловую энергию, которая была затрачена на отопление общего имущества многоквартирного дома. В связи с этим управляющей компанией в марте 2019 года в отношении всех собственников квартир многоквартирных домов <адрес> произведен перерасчет задолженности начисленной в 2017-2018г.г., в том числе и Михалеву Д.В. по новой формуле, т.е. с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 № 46-П. До настоящего момента задолженность Михалевым Д.В. не погашена.
Представитель заинтересованного лица АО «Тамбовская сетевая компания» Мичуринский филиал в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания. В своем заявлении представитель общества Гуреева Е.Г. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя Тамбовской сетевой компании. Также в заявлении указала на то, что обжалуемым предписанием законные права АО «Тамбовская сетевая компания» не затронуты. В отопительный период 2017-2018г.г. действовали договорные отношения меду Мичуринским филиалом АО «Тамбовская сетевая компания» и ООО УК «Климат нашего двора». Задолженность управляющей компании за теплоснабжение перед обществом за указанный период отсутствует. С ноября 2018г. собственники помещений в многоквартирных жилых домах, находящихся под управлением ООО УК «Климат нашего двора», перешли на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Представитель заинтересованного лица администрации Мичуринского района Тамбовской области Ремнева Е.В. просила вынести решение на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо Коробов Е.С. просил отказать в удовлетворении требований Михалева Д.В. Также указал на пропуск административным истцом срока обращения в суд, поскольку Михалев Д.В. в течение 2017 и 2018 годов получал квитанции об оплате коммунальных услуг по отоплению, рассчитанных на основании предписания № 370 от 07.09.2017г., знал об обжалуемом им предписании. Сумма в данных квитанциях разительно отличалась от обычной – была значительно выше. По данному поводу жильцы многоквартирных домов <адрес>, неоднократно собирались на общем собрании, обсуждая данный вопрос и выражая свое несогласие. Указал на то, что Михалев Д.В. присутствовал на общем собрании, когда было решено написать коллективное письмо в адрес губернатора Тамбовской области и в адрес Управления Жилищного надзора, и подписывал указанное письмо наряду со всеми. Указал на то, что данный факт был подтвержден председателем указанного собрания Лопатниковым С.Ю. в ходе проведения подготовки по делу. Подтвердил тот факт, что платежные документы, содержащие расчет стоимости отопления с учетом обжалуемого предписания, приходили в его адрес как в 2017 году, так и в 2018 году. Управляющая компания не предпринимала никаких мер по взысканию задолженности за отопление за 2017-2018г.г., поскольку жители отказывались платить, вплоть до 2018 года, обратившись в суд с иском к собственнику <адрес> Иноземцевым А.Н. и Г.С. Кроме того, в 2019 году управляющей компанией произведен перерасчет задолженности Михалева В.Д. за 2017-2018г.г. за отопление согласно новой формуле. Однако Михалев Д.В. задолженность не погасил, а управляющая компания в суд с иском о взыскании с него указанной задолженности не обращается. Считает обжалуемое предписание № 370 от 07.09.2017г. не подлежащим применению в отношении лиц, не имеющих неисполненных судебных решений.
Заинтересованное лицо Волкова Т.Е. поддержала позицию Коробова Е.С., просила в удовлетворении административного иска Михалева Д.В. отказать. Указала, что обращалась с жалобой в Управление жилищного надзора на то, что плата за отопление производилась не согласно Постановлению Правительства № 354. Жильцы платили огромные суммы на отопление, вся тяжесть легла на 11 квартир в доме. Все коммуникации остались прежними, хотя другие квартиры были переведены на индивидуальное отопление, никакой реконструкции сетей не было, очень большая потеря тепла происходит в подвале, по лестничным клеткам. Предписание является законным, оно было выполнено, все жильцы оплачивали выставленные счета в 2017г. согласно предписанию.
Заинтересованные лица Мамонтова Е.Н., Ершова Н.А., Азовцева Л.А., Курьянов С.Н., Садчиков В.М. и Попова Т.В. просили удовлетворить требования Михалева Д.В. Указали, что в 2017-2018г.г. им произведено начисление за отопление согласно предписанию № 370 от 07.09.2017г. Данное предписание нарушает их права, поскольку понуждает оплачивать коммунальную услугу, которой они не пользуются, поскольку принадлежащие им квартиры оборудованы индивидуальными системами отопления.
Заинтересованные лица Поветьев В.Д., Романенкова Т.Н. пояснили, что их квартиры подключены к центральному отоплению, просили отказать в иске Михалеву В.Д. Квитанции с расчетом платы за отопление, рассчитанной согласно предписания № 370 от 07.09.2017г., приходили в 2017 году всем жильцам.
Заинтересованные лица Золотухина С.В. и Матовникова А.В. своей позиции не высказали.
Заинтересованное лицо Новокрещенов А.П. просил удовлетворить требования Михалева Д.В., указал, что предписание нарушает его права. Пояснил, что квитанции с расчетом платы по отоплению за 2017г., произведенной на основании предписания № 370 от 07.09.2017г., жильцы домов получили осенью 2017 года.
Заинтересованное лицо Лопатников С.Ю. пояснил, что в его квартире оборудовано индивидуальное отопление. Осенью 2017 года им получена квитанция по оплате услуг по отоплению, расчет в которой был произведен в соответствии с предписанием № 370. Поскольку сумма, указанная в квитанции была значительно выше обычной, жильцами <адрес>, расположенного по <адрес>, было проведено общее собрание по вопросу начисления управляющей компанией платы за коммунальную услугу по отоплению. Не может точно сказать, был ли Михалев Д.В. на данном собрании, но указал, что каждый из присутствующих самостоятельно подписал написанное коллективное письмо в адрес администрации Тамбовской области и Управления жилищного надзора. Не может пояснить, сохранился ли протокол общего собрания и оформлялся ли он в тот день, поскольку иногда жители собирались без ведения протокола.
Заинтересованное лицо Иноземцев А.Н. в судебном заседании 29.07.2019г. показал, что не помнит, присутствовал ли он при проведении собрания, в ходе которого жильцами было написано коллективное письмо в адрес администрации Тамбовской области и Управления жилищного надзора, однако указал, что подпись в письме принадлежит ему.
Заинтересованное лицо Коновалова Н.Л. просила удовлетворить требования административного истца. Указала, что в ее квартире установлено индивидуальное отопление. В 2017 году жильцам многоквартирных домов <адрес> стали поступать квитанции по оплате коммунальных услуг, в том числе и отопления, плата за которую была рассчитана на основании предписания от 07.09.2017г. № 370. Жильцы, не согласившись с таким положением, начали проводить собрания, на которых обсуждался вопрос о расчете платежей за отопление в 2017 году. Однако не помнит обстоятельств написания коллективного письма, направленного в адрес администрации Тамбовской области и Управления жилищного надзора, поскольку жильцами домов <адрес> было написано большое количество коллективных писем во все инстанции, в том числе и в управляющую компанию.
Заинтересованное лицо Забелина Т.П. просила удовлетворить административный иск, пояснила, что квитанцию, в которой был расчет суммы по отоплению за 2017г. согласно предписанию жилищной инспекции, она получила в 2017 году.
Заинтересованное лицо Поветьева Т.С. просила отказать Михалеву В.Д. в удовлетворении его требований, пояснила, что ее квартира подключена к центральному отоплению. Применение новых формул для расчета за тепло в многоквартирных домах незаконно, так как в технической документации на многоквартирные дома нет информации об отсутствии в каких-либо помещениях источников тепла. Конституционный суд РФ от 20.12.2018 года в Постановлении № 46 указывает на соблюдение всех нормативно-правовых актов на момент переустройства помещения на индивидуальное отопление. На многоквартирные дома нет проекта реконструкции внутренних инженерных сетей с внесением соответствующих изменений в схему теплоснабжения на основе закона «О теплоснабжении», ФЗ № 190 п. 15 ст. 14. Соответственно не произведена реконструкция системы отопления многоквартирных домов, трубы-теплоносители, примерно 200 метров по периметру подвала, рассчитаны на 27 квартир, греют оставшиеся 10 квартир с центральным отоплением, 24 часа в сутки, полгода. Объем подвала – 1147 кубических метров, до 22,4 градусов Цельсия, акт прилагается. Все собственники многоквартирного дома имеют в этом подвале сараи под замком. Только с пользователей центрального отопления взималась плата за потерю тепловой энергии в подвале, подъездах и через стояки, проходящие через квартиры с индивидуальным отоплением. Согласно Постановлению № 42 от 03.04.2013 года Заворонежского сельсовета, не выполнены п. 3.3.6, нарушен Жилищный кодекс РФ ч. 3 ст. 36, п. 3.6.2, п. 3.6.5, п. 4.5, п. 4.6, где житель, который перешел на индивидуальное отопление, сам должен в течение 10 дней составить договор с ресурсоснабжающей организацией на оплату мест общего пользования и за потерю через стояки. И п.4.7, согласно которому управляющая компания должна была взимать, но не взимала плату с собственников квартир с индивидуальным отоплением за потери тепла в местах общего пользования. Плата за тепло центрального отопления возросла в разы. Ежемесячно, где-то 40% потребленной тепловой энергии, согласно общедомового прибора учета, является потерей тепла в общедомовом пространстве многоквартирного дома. Оплачивают эти потери, оставшиеся на центральном отоплении пенсионеры, малоимущие граждане.
Заинтересованные лица Хребтов А.Н., Рязанов Н.Н., Остроухова С.А., Оводов О.В., Коновалов М.Ю., Коновалов А.Ю., Иноземцев И.А., Афанасьева В.А., Афанасьев М.Д., Афанасьев Д.А., Авдеев Ю.А., Лисицына Г.И., Лисицын Д.И., Соловьев А.А., Соловьева И.А., Швырев Н.А., Тарасов С.Ю., Фролова В.М., Садчикова С.А., Бортникова О.Н., Нестерова О.В., Нестеров А.А., Зайцева О.А., Мячин М.Н., Кретинин В.И., Емельянова Н.В., Сорокин О.В., Сорокина С.Е., Попов О.П., Попова Д.О., Полякова Н.М., Струкова Г.И., Синепупов К.А., Остроухова С.А., Курьянова Т.С., Курьянова Л.Е., Ястребкова В.П., Ястребкова М.В., Ястребков В.А., Ястребков О.В., Фролов Б.В., Ширяева И.Ю., Ширяев А.В., Нечаева В.А., Дубовицкая М.И., Кицан О.И., Журавлев А.Н., Азовцев Е.Ю., Азовцева О.Ю., Княжева Н.А., Новокрещенов И.А., Сафонов В.В., Самотаев П.В., Поветьев С.В., Шеболдина З.Ф., Родюковоа Л.В.,, Семенчук О.А., Манаенкова Л.С., Ахмедова А.М., Забелина Ю.В., Забелина Н.В., Забелин В.Н., Поздняков В.М., Жуков В.В., Жукова В.В., Жуков Д.В. в судебное заседание не явились.
Суд считает возможным с согласия участников процесса рассмотреть данное дело в отсутствие представителя административного ответчика Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области, представителя заинтересованного лица АО «Тамбовская сетевая компания», и заинтересованных физических лиц, извещенных о дате, времени и месте проведения судебного заседания.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Михалев Д.В. является собственником <адрес> жилом многоквартирном <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи от 03.11.2015 года, свидетельством о государственной регистрации права от 17.11.2015 года, запись регистрации №, сведениями ЕГРН (т.1 - л.д.27,28, т. 2 – л.д.141-142).
Согласно п. 2.2 положения о порядке перевода на индивидуальное газовое отопление жилых и нежилых помещений на территории Заворонежского сельсовета, утвержденного Постановлением Администрации Заворонежского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области № 42 от 03.04.2013 г. в двух-, трех- этажных жилых домах допускается установка индивидуальных теплогенераторов (котлов) с герметичной камерой сгорания только при наличии специальных вертикальных дымоходов. В двух-, трех- этажных жилых домах установка индивидуальных теплогенераторов (котлов) с открытой камерой сгорания допускается, в качестве исключения, только при наличии специальных вертикальных дымоходов, объема кухни не менее 31 куб.м или отдельного помещения объемом не менее 15 куб.м, имеющего наружную стену и окно с площадью остекления из расчета 0,03 кв.м на 1 куб.м объема помещения.
На основании пункта 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данная норма закона носит отсылочный характер и устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии только в том случае, если такие источники тепловой энергии включены в перечень, определенный пунктом 44 Правил № 307 (действующих на момент спорных правоотношений). Случаи, определенные схемой теплоснабжения, являются исключительными и учитываются тогда, когда к рассматриваемой ситуации не подлежит применению общее правило, установленное пунктом 15 статьи 14 Закона № 190-ФЗ.
Прежним собственником <адрес> являлся Локтионов А.В., который оборудовал индивидуальное отопление в указанной квартире.
Административным истцом предоставлены документы в подтверждение законности произведенного оборудования квартиры системой индивидуального отопления: протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 10.02.2013 года и приложение к нему; протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 27.09.2013 года и приложение к нему; решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения от 13.03.2014 года № 30; акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 24.06.2014 года; акт об отключении квартиры административного истца от системы отопления в многоквартирном доме от 25.06.2014 года; акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения от 18.07.2014 года (л.д.14,15,24,25,26,36,37,38).
Управление многоквартирными домами <адрес> осуществлялось ООО УК «Климат нашего двора». В отопительный период 2017-2018г.г. действовали договорные отношения меду Мичуринским филиалом АО «Тамбовская сетевая компания» и ООО УК «Климат нашего двора». Задолженность управляющей компании за теплоснабжение перед обществом за указанный период отсутствует. С ноября 2018г. собственники помещений в многоквартирных жилых домах, находящихся под управлением ООО УК «Климат нашего двора», перешли на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией, что не оспаривают стороны.
Как установлено судом, что не оспаривают участники процесса, часть квартир в домах <адрес> перешли на индивидуальное отопление, часть квартир получают тепловую энергию от централизованной системы отопления.
Как следует из акта осмотра общедомовой инженерной сети отопления многоквартирного <адрес>, отопление квартир осуществляется за счет использования 2-х систем отопления – централизованной и индивидуального отопления, установленного в квартирах некоторых жильцов. Трубы централизованной системы отопления идут по подвальному помещению, также вертикально (подающего и обратного). Вертикальные трубопроводы квартир <адрес>. На транзитные вертикальные трубопроводы, проходящие по позициям квартир <адрес> в помещениях наложена теплоизоляция согласно проекта на переустройство. На вводе в данный дом по проекту установлен коммерческий общедомовой прибор учета тепловой энергии. Отопление мест общего пользования из-за отсутствия энергопринимающего оборудования не осуществляется (л.д.33-34).
Согласно ч.1 ст.153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктами 1,3 ч.2 ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 3) плату за коммунальные услуги.
Как следует из ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подп. «а» п.2 Постановление Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Пунктом 6 указанных Правил предусмотрено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Как следует из п.1 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Многоквартирные <адрес> имеют подвальные помещения, в которых проходят внутридомовые сети отопления (трубопроводы розлива и отвода к стоякам отопления для квартир с центральным отоплением).
На основании ч. 2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (ч. 4 ст. 20 ЖК РФ).
Как следует из выданного Управлением государственного жилищного надзора области предписания № 370 от 07.09.2017 года, Управлением проведена проверка по коллективному обращению жильцов многоквартирных домов № <адрес> <адрес> по вопросу начисления платы за коммунальную услугу по отоплению. В ходе проверки было установлено, что начисление платы собственникам и нанимателям жилых помещений за потребленную тепловую энергию в указанных многоквартирных домах производит ООО Управляющая компания «Климат нашего двора» исходя из показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии и общей площади жилых помещений по формуле 3 приложения 2 Правил № 354, только на жилые помещения оборудованные центральным теплоснабжением. В обоих многоквартирных домах некоторые жилые помещения оборудованы индивидуальным теплоснабжением. Расчет платы по данной формуле производится исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений, и не предусматривает исключение из этой площади жилых и нежилых помещений которые оборудованы индивидуальными квартирными источниками тепловой энергии. В связи с чем Управляющей компании «Климат нашего двора» предписано: 1) начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в отопительный период 2017-2018 годов собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах <адрес> производить строго с соблюдением требований Правил №354; 2) произвести перерасчет платы за коммунальную слугу по отоплению начисленную с нарушением Правил № 354 по лицевым счетам на жилые помещения (квартиры) <адрес> при получении письменного обращения от собственников и (или) пользователей данных жилых помещений (л.д.10-11,12-13).
Судом установлено, что не оспаривали участники процесса, что на основании выданного предписания ООО УК «Климат нашего двора» в октябре 2017г. произведен расчет стоимости потребляемой электроэнергии и в адрес всех собственников квартир многоквартирных домов <адрес>, в том числе и Михалева Д.В., осенью 2017 года выставлено уведомление о расчете стоимости потребленной тепловой энергии за 2017 год, рассчитанной на основании предписания № 370 от 07.09.2017г.
Как следует из ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положения ч.1,7,8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривают, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Факт получения платежных документов по оплате стоимости коммунальной услуги по отоплению, рассчитанной согласно вынесенному предписанию № 370 от 07.09.2017г., направленных осенью 2017г., а также в течение 2018 года, установлен судом, подтверждается показаниями заинтересованных лиц, представленными квитанциями по оплате коммунальных услуг. Доказательств обратному суду административным истцом не представлено.
Судом также установлено, что Михалев Д.В. постоянно проживает по адресу: <адрес>, что не оспаривали стороны.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Михалеву Д.В. уже с октября 2017г. было известно о вынесенном предписании № 370 от 07.09.2017г., поскольку в его адрес также приходили платежные документы по оплате коммунальных услуг, в том числе и отоплению, рассчитанному в соответствии с указанным предписанием. Сумма платы за коммунальную услугу по отоплению в квитанциях на оплату была значительно выше ранее начисляемой.
31.10.2017 года ООО УК «Климат нашего двора» в адрес Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области направлена информация об исполнении предписания № 370 от 07.09.2017г., в соответствии с которым управляющая компания сообщает об исполнении указанного предписания. Указано, что с началом отопительного сезона с 04.10.2017 года управляющей компанией произведено начисление платы за отопление в многоквартирных домах <адрес> согласно нормам, изложенным в Правилах № 354 всем собственникам без исключения, находящимся как на индивидуальном отоплении, так и квартиры которых подключены к централизованному отоплению (том – л.д.148).
Как установлено судом, после получения в 2017 году платежных документов, содержащих сумму расходов по отоплению, рассчитанную согласно предписанию № 370 от 07.09.2017г., со стороны управляющей компании неоднократно осуществлялись выезды в многоквартирные <адрес> для прояснения сложившейся ситуации, поскольку многие жители обращались с претензией. При этом жильцам разъяснялось, что расчет услуги по отоплению произведен согласно предписанию № 370 от 07.09.2017г. Также, жителями указанных домов неоднократно проводились общие собрания по данному поводу. Указанные обстоятельства не опровергнуты административным истцом.
Кроме того, как следует из пояснений заинтересованных лиц, жильцы указанных домов по вопросу перерасчета стоимости услуги по отоплению на основании предписания № 370 от 07.09.2017г. неоднократно обращались в различные органы.
Так, 30.11.2017 года на имя губернатора Тамбовской области, а также начальника Управления государственного жилищного надзора было направлено коллективное письмо жильцов <адрес> (как указано в заявлении) по <адрес>, по вопросу начисления платы за коммунальную услугу по отоплению согласно предписанию Управления Жилищного надзора Тамбовской области № 370 от 07.09.2017г., в котором также имеется фамилия Михалева Д.В. и стоит подпись (том 3- л.д.215-222).
Также ответ по данному коллективному обращению дан Управлением Жилищного надзора Тамбовской области и направлен 29.12.2017г. в адрес Иноземцева А.Н. и для сведения других заявителей (том 1 - л.д.121-122).
Представитель административного истца Кириллов А.А. указал, что Михалева Д.В. на данном собрании не было, в связи с чем он не мог подписать данное письмо, однако доказательств обратному не предоставил, подпись Михалева Д.В. не оспорил, не просил о проведении какого-либо исследования по данному поводу.
Ссылку представителя административного истца Кириллова А.А. на то, что представленное администрацией Тамбовской области коллективное письмо нельзя признать допустимым доказательством, поскольку отсутствует его оригинал, а также то, что письмо подано только жильцами <адрес>, в связи с чем Михалев Д.В. никакого отношения к нему не имеет, суд считает необоснованной.
Как установлено судом, указанное заявление фактически было подписано 14 собственниками квартир <адрес>, и кроме того 7 собственниками квартир <адрес>, а именно: Азовцевой Л.А., Курьяновым С.Н., Струковой Г.И., Ахметовой А.И., Забелиной Т.П., Мамонтовой Е.Н. В письме, в том числе, имеется подпись Михалева Д.В.
Как пояснил в судебном заседании заинтересованное лицо Лопатников С.Ю., он не может точно сказать, был ли Михалев Д.В. на данном собрании, в ходе которого было написано данное письмо, однако указал, что каждый из присутствующих самостоятельно подписал указанное коллективное письмо. Пояснить, сохранился ли протокол общего собрания и оформлялся ли он в тот день, не смог, поскольку иногда жители собирались без ведения протокола.
Кроме того, по запросу суда, администрацией Тамбовской области предоставлен пакет документов, прошитый, заверенный надлежащим образом, в котором имеется вышеуказанное коллективное письмо жильцов, с приложением лиц, его подписавших.
В связи с чем, данное письмо также доказывает тот факт, что Михалеву Д.В. по состоянию на ноябрь 2017 года было известно о предписании № 370 от 07.09.2017г.
Все вышеизложенные обстоятельства, указывают на пропуск административным истцом срока обращения в суд, предусмотренного ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ.
О восстановлении срока обращения в суд административный истец не просил.
Таким образом, доводы представителя административного ответчика о пропуске административным истцом срока обращения в суд нашли свое подтверждение в судебном заседании.
В связи с чем, в удовлетворении административного иска следует отказать.
Кроме того, Постановлением Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2018г. N46-П абзац второй пункта40 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г.N354, признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Конституционный суд РФ указал, что до внесения в правовое регулирования надлежащих изменений - в целях обеспечения теплоснабжения, соответствующе: требованиям технических регламентов, достижения баланса экономически интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также баланса прав и законных интересов всех собственников и пользователе помещений в многоквартирном доме - собственники и пользователи жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжение многоквартирном доме, которые перешли на отопление конкретного помещения : использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, не освобождаются от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды. Исчисление подлежащей внесению такими лицами платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться на основе методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые должны быть утверждены в кратчайшие сроки Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства и теплоснабжения.
Изменения по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, внесены постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708 и вступили в силу с 01 января 2019 года.
Согласно внесенным изменениям, собственники жилых помещений, которые перешли на индивидуальное отопление, и собственники помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрены приборы отопления, смогут включать в плату за коммунальную услугу по отоплению только оплату отопления мест общего пользования.
Таким образом, Постановление Правительства РФ от 28.12.2018 №1708 предусматривает введение новой формулы платы за коммунальную услугу по отоплению, в соответствии с которой собственники помещений, переведенных на индивидуальное отопление, обязаны оплачивать только ту тепловую энергию, которая была затрачена на отопление общего имущества многоквартирного дома.
Оспариваемое предписание было вынесено до принятия указанного постановления Правительства РФ.
Судом установлено, что не оспаривали участники процесса, что в марте 2019 года ООО УК «Климат нашего двора», в связи с внесенными изменениями в законодательство на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2018г. № 46-П, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2018г. N1708, был произведен перерасчет размера задолженности по оплате коммунальной услуги по отоплению за 2017-2018 годы, начисленной ранее на основании предписания № 370 от 07.09.2017г., в том числе и в отношении Михалева Д.В., т.е. с применением новой формулы расчета. Данное обстоятельство не оспаривал представитель административного истца.
Ранее решения суда о взыскании с Михалева Д.В. задолженности по оплате коммунальных услуг по отоплению за 2017-2018г.г. не принималось.
Как установлено, задолженность Михалевым Д.В. до настоящего момента погашена не была.
В связи с чем, нарушений прав административного истца в настоящее время не имеется.
Не подлежат удовлетворению и требования административного истца в части признания незаконным и отмене пункта 2 предписания Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области № 370 от 07.09.2017 года, предписывающего ООО УК «Климат нашего двора» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленную с нарушением правил № 354 по лицевым счетам на жилые помещения (квартиры) <адрес> при получении письменного обращения от собственников и (или) пользователей данных жилых помещений. Указанный пункт предписания вынесен в отношении собственников квартир <адрес>, и не затрагивает прав и законных интересов административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175,178-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Михалеву Д. В. в удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Мичуринский районный суд Тамбовской области.
Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2019 года.
Председательствующий Калинина О.В.