Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 января 2019 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Рабдановой Г.Г., при секретаре Надцаловой Г.Ц., с участием представителя истца Бадеева К.Н., представителя ответчика Прокопьевой И.В., представителя третьего лица Дорофеевой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Красикова А. С. к ООО "Резерв", Муниципальному учреждению "Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ"о признании договора аренды и решения о предоставлении земельного участка в аренду недействительными, применении последствий недействительности сделки,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, Красиков А.С. просил признать недействительным договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Комитетом по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ и ООО «Резерв», применить последствия недействительности договора аренды.
Заявленные требования были увеличены. Истец также просил суд признать недействительным решение муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ" № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в аренду земельного участка государственная собственность на который не разграничена или находящегося в муниципальной собственности».
Истец Красиков А.С. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Бадеев К.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме. Пояснил суду, что договор аренды нарушает требования закона. Участок расположен в общественно-деловой зоне, размещение АЗС в указанной зоне не предусмотрено. Истец проживает в непосредственной близости к возводимой АЗС. Полагает, что строительство автозаправочной станции и объектов придорожного сервиса будет нарушать права истца и его несовершеннолетних детей. Просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ Прокопьева И.В. исковые требования признала. Пояснила суду, что земельный участок предоставлен в аренду с нарушением требований действующего законодательства. Земельный участок расположен в общественно-деловой зоне, размещение АЗС в указанной зоне недопустимо. Комитетом в адрес ООО «Резерв» направлено уведомление об одностороннем расторжении договора. В случае строительства объектов все постройки будут являться самовольно возведенными в силу ст. 222 ГК РФ.
Представитель ответчика ООО «Резерв» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще. Неявка последнего признана судом неуважительной, не препятствующей рассмотрению спора по существу. Ранее представитель Липунова А.В. исковые требования не признала. Пояснила суду, что договор аренды заключен на законных основаниях в результате судебного разбирательства в АС РБ. ООО «Резерв» прошло все процедуры по согласованию возможности разрешения АЗС, а именно подготовлена проектная документация. Проведена экспертиза проектной документации, публичные слушания, государственная экологическая экспертиза. Полагала, что КУИЗ допущено злоупотребление правом. Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, СНТ «Сибиряк» Дорофеева О.С. полагает, что иск заявлен обоснованно. Пояснила суду, что бензин относится к 4 классу опасности, создает угрозу для граждан, поскольку является токсичным. Рядом находится школа, были вырублена насаждения, которые являлись защитой домов от выхлопных газов, шума и пыли.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец Красиков А.С. является собственником земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, а также жилого дома, расположенного на указанном земельном участке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права №.
Решением решение Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ № № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена или находящегося в муниципальной собственности» ООО «Резерв» в аренду сроком на <данные изъяты> был предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метра, не обремененный публичным сервитутом (категория земель- земли населенных пунктов, кадастровый №), расположенный по адресу: <адрес>, предназначенный для строительства станции придорожного сервиса, АЗС, торгово-административного здания с выносом кабеля связи.
ДД.ММ.ГГГГ. между ООО «Резерв» и КУИиЗ г. Улан-Удэ заключен договор аренды данного земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, предназначенный для строительства станции придорожного сервиса, АЗС, торгово-административного здания с выносом кабеля связи.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
По смыслу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом, то есть лицом, чьи права будут восстановлены в случае приведения сторон недействительной сделки в первоначальное положение.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Материалами дела установлено, что соответствии с утвержденным градостроительным планом на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, данный земельный участок расположен в общественно-деловой зоне (зона ОД).
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ», утвержденных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ., действующих в редакции на момент утверждения градостроительного плана земельного участка, возможность строительства АЗС ни в качестве основного вида разрешенного строительства, ни в качестве условно-разрешенного, для общественно-деловой зоны не предусматривалась. В соответствии с действующими на тот момент Правилам землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ», строительство автозаправочных станций в качестве основного вида разрешенного использования земельного участка предусматривалось для производственной зоны (зона П).
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ. №, автозаправочные станции относятся к объектам придорожного сервиса (код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка 4.9.1).
Согласно Правил землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ», действующих в настоящее время, строительство объектов придорожного сервиса, в том числе АЗС, в общественно-деловой зоне также не предусмотрено. Указанные объекты предусмотрены в качестве основного вида разрешенного использования земельного участка для зоны инженерной и транспортной инфраструктур (зона <данные изъяты>).
В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии имирешенийи реализации таких решений.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Таким образом, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ», действующих как на момент утверждения градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № так и в настоящее время, строительство АЗС на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного в общественно-деловой зоне, не предусмотрено, у Комитета отсутствовали основания для принятия решения № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена или находящегося в муниципальной собственности». По приведенным же основаниям заключенный между ООО «Резерв» и КУИиЗ г. Улан-Удэ договор аренды данного земельного участка с кадастровым номером № заключен в отсутствие правовых оснований.
Таким образом заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Красикова А. С. к ООО "Резерв", Муниципальному учреждению "Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ"о признании договора аренды и решения о предоставлении земельного участка в аренду недействительными, применении последствий недействительности сделки удовлетворить.
Признать недействительным решение Муниципальному учреждению "Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ" № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в аренду земельного участка государственная собственность на который не разграничена или находящегося в муниципальной собственности».
Признать недействительным договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Комитетом по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ и ООО «Резерв».
Применить последствия недействительности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, № от ДД.ММ.ГГГГсделки в виде возврата земельного участка с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Г.Г. Рабданова