Решение по делу № 2-204/2024 (2-4318/2023;) от 16.10.2023

УИД 63RS0021-01-2023-000698-85

№2-204/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 января 2024 года      г. Сызрань

Судья Сызранского городского суда Самарской области Фомина А.В.,

при секретаре Любимовой В.А.,

с участием истца Сорокина П.С., представителя ответчика ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения <адрес>» - Субботиной Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-204/2024 по иску Сорокина П.С. к Государственному казенному учреждению Самарской области «Главное управление социальной защиты населения <адрес>» об обязании произвести выплаты, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Истец Сорокин П.С. обратился в суд с иском к ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения <адрес>» об обязании произвести выплату компенсации за оказанные ООО «СамРэк – Эксплуатация» услуги по отоплению в размере 9 000 руб., компенсации морального вреда в размере 10 000 руб., ссылаясь на то, что порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую собственникам им пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах на территории Самарской области, утвержден приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от <дата> № ***.

В силу п.1 Приказа, при расчете платы граждан за коммунальную услугу по отоплению используются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действующие в муниципальных образованиях Самарской области по состоянию на <дата>, до момента вступления в силу нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных приказом Министерства энергетики и жилищно – коммунального хозяйства Самарской области от <дата> № *** «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению», за исключением случая, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в котором используется коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, принято решение о внесении платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с показаниями коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Приказом Министерства энергетики и жилищно – коммунального хозяйства Самарской области от <дата> № *** «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению» утверждены соответствующие нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, представляющие собой стоимость единицы мощности, равной одной Гкал на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц.

Порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <дата> № ***.

При этом, как формула 3, так и формула 3(4) Правил не содержит переменной «норматив потребления коммунальной услуги по отоплению», следовательно, при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с вышеуказанными формулами, норматив потребления не учитывается.

Кроме того, в силу п.2 Правил, норматив потребления коммунальной услуги – это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов РФ и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами.

Из совокупности правовых норм следует, что способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года не является нормативом, поскольку не утверждается государственным органом, а рассчитывается в зависимости от изменяемых величин.

Следовательно, п.1 Приказа не подлежит применению при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД, расположенном по адресу Самарская область, г.о.Октябрьск, <адрес>.

Таким образом, полагает, что ООО «СамРэк – Эксплуатация» допущено неправомерное применение способа оплаты коммунальной услуги по отопле6нию равномерно в течение календарного года в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу Самарская область, г.о.Октябрьск, <адрес>, что в свою очередь влечет нарушение прав истца, проживающего в указанном МКД, на надлежащий порядок предоставления коммунальной услуги и ее оплату.

В соответствии с ч.3 ст.1 Закона Самарской области от <дата> № ***-ГД «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области», истцу, как лицу отнесенному к специальной категории граждан, предоставляется льгота 50% от платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объеме потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке.

Таким образом, способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, не позволяет истцу получить компенсацию за предоставленные ЖКУ в полном объеме, в части 50% от доначисленной суммы, а именно 50% от 8 000 руб.

<дата> гражданское дело по исковому заявлению Сорокина П.С. к ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения <адрес>» об обязании произвести выплаты, компенсации морального вреда направлено по подсудности для рассмотрения по существу в Сызранский городской суд Самарской области, по адресу организации ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения <адрес>».

В судебном заседании истец Сорокин П.С. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, сославшись на вышеизложенные доводы.

В судебном заседании представитель ответчика ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения <адрес>» по доверенности Субботина Е.С. против удовлетворения исковых требований возражала в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.

В судебное заседание представитель третьего лица ООО "САМРЭК-ЭКСПЛУАТАЦИЯ" не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны, об отложении слушания дела не просили, возражений против иска не представили.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, полагает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 46 Конституции РФ и ст. 3 ГПК РФ каждый имеет право на судебную защиту, обращение в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.

Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст. 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (п. 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № *** «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (п. 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № *** «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Статьей 160 ЖК РФ предусмотрено предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

По смыслу ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" утверждает единый стандарт предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, предусмотренных настоящей статьей, подлежащий соблюдению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, подведомственными им организациями, иными организациями при оказании таких услуг.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы.

Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления может быть установлено, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилые помещения и коммунальные услуги.

Меры социальной поддержки для инвалидов, в том числе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установлены Федеральным законом от <дата> №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлены Законом Самарской области от <дата> № ***-ГД «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области".

В силу ч.6 ст.1 Закона Самарской области от <дата> № ***-ГД «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области» инвалидам компенсация предоставляется в размере 50 процентов:

платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда.

Статья 154 ЖК РФ определяет структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений, собственников помещений в многоквартирном доме и собственников жилых домов. Так, в силу части 2 названной статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

В соответствии с п. 2.3.1 Устава ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения» предметом деятельности учреждения является прием документов и назначение (отказ в назначении) пособий, компенсаций, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, доплат к пенсиям и пособиям и иных денежных выплат, относящихся к полномочиям учреждения в соответствии с действующим законодательством.

Судом установлено, что Сорокин П.С. является инвалидом III группы, что подтверждается справкой серии МСЭ-2022 № *** от <дата>.

Сорокин П.С. зарегистрирован с <дата> по настоящее время в жилом помещении – квартире, общей площадью 60,1 кв.м., расположенной по адресу: Самарская область, <адрес>, собственником которого он является, что так же подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АБ № *** от <дата>.

Согласно информации, представленной ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения <адрес>» Сорокин П.С. является получателем ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории «инвалид».

Выплата компенсации жилищно – коммунальных услуг производится по услугам: холодное водоснабжение, общедомовые расходы, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, водоотведение, обращение с твердыми коммунальными отходами на основании сведений о начисленных и оплаченных платежах, поступивших от поставщиков жилищно – коммунальных услуг.

Поставщиками жилищно – коммунальных услуг по адресу Самарская область, <адрес> являются следующие организации: ООО «УК «Символ», ПАО «Самараэнерго», ООО «СамРэк – Эксплуатация», ООО «Газпром межрегионгаз Самара», ООО «ЭкоСтройРесурс», МУП «Жилищное управление».

В соответствии с п. 6 ст.1 Закона Самарской области от 26.12.2016г. № ***-ГД «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Самарской области», гражданам по категории «инвалид» предоставляется компенсация в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При расчете размера компенсации учитывается состав семьи, площадь жилого помещения.

Согласно п. 2, п. 4 ст. 2 Постановления Правительства Самарской области от <дата> № *** «О мерах по реализации Закона Самарской области «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области» ресурсоснабжающая организация заключает соглашения об информационном обмене с министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области, государственным казенным учреждением Самарской области "Региональный центр обеспечения социальной поддержки населения” или уполномоченным учреждением.

Поставщики ЖКУ, заключившие соглашение, предоставляют в уполномоченные учреждения или в региональный центр сведения, необходимые для расчета компенсации ЖКУ.

В соответствии с п. 7, п. 8 ст. 2 Порядка назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от <дата> № *** «О мерах по реализации Закона Самарской области «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области», на основании сведений, полученных от поставщиков ЖКУ, региональный центр с использованием программных средств организует расчет, перерасчет и обеспечивает выплату’ компенсации ЖКУ в соответствии с сформированным регистром получателей.

Ответственность за достоверность сведений о начисленных суммах и фактически понесенных гражданином расходах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг несет поставщик ЖКУ, подписавший соглашение и предоставивший указанную информацию.

Из материалов дела следует, что в октябре 2021 года ООО «САМРЭК-ЭКСПЛУАТАЦИЯ», была выставлена истцу квитанция на оплату услуги теплоснабжения в размере 10 307 рублей 04 копейки, из которых текущий платеж составляет 1 996 рублей 66 копеек и «отопление корректировка» в сумме 8 310 рублей 38 копеек.

Данные сведения ресурсоснабжающая организация передала в региональный центр для расчета компенсации и организации выплаты.

По представленной ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения <адрес>» информации расчет производится следующим образом: Площадь жилого помещения (60,1 кв.м.) * норматив (0,015 Гкал/кв.м.) * стоимость Гкал (2 220 рублей) = 2 001 рубль 33 копейки (максимальный размер в пределах норматива).

В связи с тем, что совместно с Сорокиным П.С., зарегистрированы еще 3 человека, компенсация расходов по оплате за ЖКУ производится в размере 50 % от ? доли оплаты по коммунальным услугам и рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке (при отсутствии приборов учета оплата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке).

Размер компенсации по услуге теплоснабжения составляет: (максимальный размер в пределах норматива) 2 001,33 руб. /количество зарегистрированных (4) / 50% и равен 250,17 руб.

Таким образом, суд полагает, что представленный ответчиком расчет компенсации по услуге теплоснабжения является арифметически верным, соответствующим нормам действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, компенсация по услуге теплоснабжения Сорокину П.С. была выплачена в полном объеме в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем исковые требования об обязании произвести выплату 50 % от оплаченной суммы не подлежат удовлетворению, так как противоречат требованиям действующего законодательства.

При этом, поскольку судом не установлено нарушение прав истца, как получателя компенсации расходов по оплате за ЖКУ, в связи с чем исковые требования Сорокина П.С. о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Сорокина П.С. к Государственному казенному учреждению Самарской области «Главное управление социальной защиты населения <адрес>» об обязании произвести выплаты, компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                              Фомина А.В.

Мотивированное решение суда изготовлено 22 января 2024 года

Судья                              Фомина А.В.

2-204/2024 (2-4318/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сорокин Петр Степанович
Ответчики
ГКУ СО "ГУСЗН Западного округа"
Другие
ООО "СамРЭК-Эксплуатация"
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Фомина А.В.
Дело на сайте суда
syzransky.sam.sudrf.ru
16.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
17.10.2023Передача материалов судье
19.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.11.2023Предварительное судебное заседание
10.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.12.2023Предварительное судебное заседание
18.01.2024Судебное заседание
22.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2024Дело оформлено
18.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее