Дело № 2-2818/2020
55RS0007-01-2020-003120-18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 ноября 2020 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Мезенцевой О.П., при секретаре судебного заседания Даниловой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Плешакова А.И. к ФКУ «Военный комиссариат Омской области», ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» о признании права на получение воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества к вновь избранному месту жительства, об обязании выдать воинские перевозочные документы,
Установил:
Истец обратился в суд с названным иском, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации в войсковой части № <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ приказом командира войсковой части был уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
ДД.ММ.ГГГГ приказом № командира войсковой части № истец был исключён из списков личного состава части, снят со всех видов обеспечения и направлен для постановки на воинский учет <адрес>.
После увольнения с военной службы в запас истец продолжил работать в войсковой части № на гражданской должности.
ДД.ММ.ГГГГ войсковая часть № была переформирована в склад радиотехнического вооружения, до ДД.ММ.ГГГГ истец работал в должности <данные изъяты>.
После увольнения планировал проживать в городе <адрес>, не думал уезжать и менять свое место жительства. Однако в ДД.ММ.ГГГГ у истца тяжело заболела мать, в связи с чем тот выехал в город Омск, ухаживал за больной матерью, которая ДД.ММ.ГГГГ умерла. После истцом было принято решение остаться постоянно проживать в городе Омске. Из <адрес> истцом были перевезены вещи, был поставлен на учет в военном комиссариате <данные изъяты> г. Омска как военный пенсионер.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ФКУ «Военный комиссариат Омской области», ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» с заявлением о выдаче воинских перевозочных документов либо справки формы № с записью о том, что воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества к избранному месту жительства не выдавались. Однако ответчиками в выдаче воинских перевозочных документов было отказано. Ссылаясь на ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих», Постановление от 20.04.2000 г. № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества», просил признать за истцом право на получение воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества к вновь избранному месту жительства; возложить на ответчиков обязанность выдать истцу воинские перевозочные документы формы № на проезд от прежнего места жительства к вновь избранному месту жительства, справку формы № для перевозки личного имущества.
В порядке ст. 39 ГПК РФ (03.09.2020 г.) исковая сторона уточнила требования, просила признать незаконным отказ ФКУ «Военный комиссариат Омской области», ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» в выдаче справки формы № с записью о том, что при увольнении истцу воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества к избранному месту жительства не выдавались; взыскать с ответчиков расходы, связанные с перевозкой личного имущества из <адрес> к избранному месту жительства – город Омск в размере 62 587, 95 руб. за транспортно-экспедиционные услуги; 6 200 руб. – за авиабилет <данные изъяты>; 5 186 руб. – за железнодорожный билет <данные изъяты>; взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 419,22 руб. и 300 руб..
Истец Плешаков А.И. и его представитель по ордеру Харитонова О.Д. (л.д. 37) в судебном заседании требования с учетом уточнения просили удовлетворить.
Представитель ФКУ «Военный комиссариат Омской области» - Шмакова Н.А. (по доверенности л.д. 33) в удовлетворении иска просила отказать по доводам отзыва.
В представленном отзыве указала, что в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на избранное место жительства при увольнении с военной службы.
Согласно пункта 1.2 ст. 20 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года за № 76-ФЗ, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.
В соответствии с п. 9 ст. 20 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно Приказу Министра обороны РФ от 27.12.2017 г. № 815 «Об определении Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте» в Вооруженных Силах Российской Федерации используются следующие воинские перевозочные документы:
требование на перевозку воинских пассажиров (требование № 1),
требование-накладная (для расчетов за воинские перевозки с транспортными организациями) (требование № 2),
требование для получения билетов на проезд в пригородном (местном) сообщении и автомобильным транспортом (требование № 3),
талон багажный на перевозку воинского багажа или грузобагажа.
Требования № 1 выдаются для проезда пассажиров железнодорожным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом; требования № 2 выдаются для перевозки воинских эшелонов, воинских грузов, караулов по охране и сопровождению воинских грузов, собственного и арендованного воинскими частями железнодорожного подвижного состава (контейнеров), личного имущества военнослужащих и граждан.
В соответствии с п. 65 Приказа МО РФ от 27.12.2017 г. № 815 - военнослужащим, при увольнении с военной службы выдаются воинские перевозочные документы для проезда от места жительства на момент увольнения с военной службы к избранному месту жительства. Им также выдаются воинские перевозочные документы для перевозки до 20 тонн личного имущества в контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, другими видами транспорта (за исключением воздушного) от места жительства на момент увольнения с военной службы к избранному месту жительства.
На основании п. 68 Приказа МО РФ от 27.12.2017 г. № 815 - военнослужащим, которые при увольнении с военной службы не избрали место жительства и в связи с этим зачисляются на пенсионный (воинский) учет в военном комиссариате по месту увольнения с военной службы, при исключении из списков личного состава воинской части по месту прохождения военной службы выдается справка, в которой указывается, что военнослужащему (указываются воинское звание, фамилия и инициалы) при увольнении с военной службы социальная гарантия по проезду и (или) перевозке личного имущества, а также проезду членов семьи военнослужащего-гражданина (указываются степень родства членов семьи военнослужащего-гражданина, фамилия и инициалы супруги и лиц, находящихся на иждивении, фамилии и инициалы и даты рождения детей) не предоставлялась. В справке также указываются места жительства военнослужащего и членов семьи военнослужащего-гражданина при увольнении военнослужащего (военнослужащего-гражданина) с военной службы.
Гражданам, уволенным с военной службы, в военных комиссариатах по месту пенсионного (воинского) учета, выдаются воинские перевозочные документы для проезда и перевозки личного имущества от места жительства, указанного в справке, к избранному месту жительства один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения военнослужащего с военной службы.
Основанием для выдачи воинских перевозочных документов являются следующие документы:
заявление гражданина о выдаче воинских перевозочных документов;
документ, удостоверяющий личность гражданина;
выписка из приказа командира воинской части об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части;
справка, указанная в настоящем пункте, и документ, подтверждающий место жительства военнослужащего и членов семьи военнослужащего-гражданина на момент увольнения военнослужащего с военной службы или гибели (смерти) военнослужащего-гражданина, если эти сведения не указаны в справке;
извещение о гибели (смерти) военнослужащего-гражданина или иной документ, подтверждающий факт его гибели (смерти).
Справка, в которой указывается, что военнослужащий социальную гарантию по проезду и перевозке личного имущества не использовал, оформляется согласно требований, указанных в п. 10 Приказа МО РФ от 27.12.2017 г. № 815, т.е. оформляется на бланке, ставится подпись и указываются инициалы имени и фамилия лица, их подписавшего, без указания его воинского звания и должности, подпись заверяется гербовой печатью воинской части, оттиск печати должен быть разборчивым и не мешать прочтению произведенных на бланке воинского перевозочного документа записей.
Выдача справки при неиспользовании военнослужащим государственной гарантии по проезду и перевозке личного имущества к избранному месту жительства предусмотрена и ранее действовавшими приказами Министра обороны № 200 от 08.10.1984 г. «О введение в действие Руководства по оформлению воинских перевозок в Министерстве обороны и расчетам за них», № 200 от 06.06.2001 г. «Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации».
На основании п. 76 Приказа МО РФ от 27.12.2017 г. № 815 граждане, уволенные с военной службы, члены их семей, близкие родственники военнослужащих, а также члены семей, родители погибших (умерших) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, по прибытии к избранному месту жительства, по возвращении из медицинской, санаторно-курортной или оздоровительной организации и в других случаях проезда, предусмотренных настоящим Порядком, а также после перевозки личного имущества в течение пятнадцати рабочих дней сдают в военный комиссариат проездные документы (билеты), оформленные по воинским перевозочным документам, а также неиспользованные воинские перевозочные документы.
Плешаков А.И., согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава войсковой части № по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
Согласно пункту 61 приказа Министра обороны № 200 от 08.10.1984 г. «О введение в действие Руководства по оформлению воинских перевозок в Министерстве обороны и расчетам за них», действовавшего до 2002 г. военнослужащим, которые не избрали места жительства и в связи с этим зачисляются на учет в военный комиссариат по месту увольнения с действительной службы, воинские части должны были выдать требование формы 1 с указанием станции отправления, откуда военнослужащий должен убыть к месту жительства, и произвести в строке «Перевезти» требования запись о том, что военнослужащий имеет право на получение взамен настоящего требования воинских перевозочных документов на проезд к избранному месту жительства, а также на проезд семьи в определенном составе и перевозку домашних вещей с указанием их веса, а в графе «дата выдачи» указать день исключения военнослужащего из списка воинской части.
На момент увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации истец был обязан знать положения и требования приказов Министра обороны и при исключении из списков личного состава получить в строевой части вместе с предписанием для постановки на воинский учет справку (требование) о неиспользовании ВПД.
Представитель ФКУ «Военный комиссариат Омской области» - Епифанов А.А. (по доверенности) в удовлетворении иска просил отказать в связи с отсутствием оснований для удовлетворения, в том числе и в связи с не представлением истцом расчетной стоимости перевозки груза для личных (бытовых) нужд в 20-футовом 20-тонном универсальном контейнере по определенному образцу (копию образца представил в дело).
Представитель ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» - Лайко Ю. в судебном заседании участие не принимал, был извещен.
В представленном отзыве указал, что на момент увольнения Плешакова А.И. с военной службы в ДД.ММ.ГГГГ действовал приказ Министра обороны РФ от 02.09.1994 г. № 300 «О порядке реализации льгот по проезду и перевозкам личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей».
Согласно пункту 3 указанного приказа граждане, уволенные с военной службы, проходившие ее по контракту, от места жительства на момент увольнения с военной службы к избранному новому месту жительства используют право на бесплатные проезд и перевозку личного имущества один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части.
Порядок реализации права военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей на проезд и перевозку личного имущества в настоящее время определен приказом Министра обороны РФ 2017 г. № 815 «Об определении Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте».
Согласно п. 68 приказа МО РФ № 815 военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, которые при увольнении с военной службы не избрали место жительства и в связи с этим зачисляются на пенсионный (воинский) учет в военном комиссариате по месту увольнения с военной службы, при исключении из списков личного состава воинской части по месту прохождения военной службы выдается справка, в которой указывается, что военнослужащему при увольнении с военной службы социальная гарантия по проезду и (или) перевозке личного имущества, а также по проезду членов семьи военнослужащего-гражданина не предоставлялась. В справке также указываются места жительства военнослужащего и членов семьи военнослужащего - гражданина при увольнении военнослужащего (военнослужащего-гражданина) с военной службе.
Гражданам, уволенным с военной службы, в военных комиссариатах по месту пенсионного (воинского) учета, в военном комиссариате по месту выдаются воинские перевозочные документы для проезда и перевозки личного имущества к избранному месту жительства один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения военнослужащего с военной службы.
Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № Плешаков А.И. исключен из списков личного состава части ДД.ММ.ГГГГ и направлен на воинский (пенсионный) учет в <адрес>, т.е. сделан вывод, что Плешаков А.И. направлен на учет по избранному месту жительства по увольнению в город <адрес>.
Документов, подтверждающих избрание Плешаковым А.И., иного места жительства по увольнению в Военном комиссариате Камчатского края не имеется. Иного избранного места жительства по увольнению в приказе командира войсковой части № не указано. Кроме того, истец в исковом заявлении сам указываете, что менять место жительства не думал.
Так как после увольнения с военной службы Плешаковым А.И. было избранно место жительства <адрес>, данных об избрании иного места жительства им не представлено, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Как установлено судом, не оспаривалось сторонами спора, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Плешаков А.И. проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации в войсковой части № в городе <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ приказом командира войсковой части был уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
ДД.ММ.ГГГГ приказом № командира войсковой части № истец был исключён из списков личного состава части, снят со всех видов обеспечения и направлен для постановки на воинский учет в <адрес>.
После увольнения с военной службы в запас истец продолжил работать в войсковой части № на гражданской должности.
После переезда в ДД.ММ.ГГГГ на постоянное место жительства в г. Омск, истец обратился в ФКУ «Военный комиссариат Омской области», ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» с заявлением о выдаче воинских перевозочных документов либо справки формы №. Факт получения истцом отказа в выдаче указанных документов явился основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на избранное место жительства при увольнении с военной службы.
Согласно пункта 1.2 ст. 20 Федерального закона РФ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.
Аналогичное право было предусмотрено ст. 20 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих», действовавшего на момент увольнения истца (утратившего силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ).
В соответствии с п. 9 ст. 20 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На момент увольнения Плешакова А.И. с военной службы в ДД.ММ.ГГГГ действовал приказ Министра обороны РФ от 02.09.1994 г. № 300 «О порядке реализации льгот по проезду и перевозкам личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей», согласно пункту 3 которого граждане, уволенные с военной службы, проходившие ее по контракту, от места жительства на момент увольнения с военной службы к избранному новому месту жительства используют право на бесплатные проезд и перевозку личного имущества один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части.
Порядок реализации права военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей на проезд и перевозку личного имущества в настоящее время определен приказом Министра обороны РФ 2017 г. № 815 «Об определении Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте».
Согласно Приказу Министра обороны РФ от 27.12.2017 г. № 815 в Вооруженных Силах Российской Федерации используются следующие воинские перевозочные документы:
требование на перевозку воинских пассажиров (требование № 1 (для проезда пассажиров железнодорожным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом)),
требование-накладная (для расчетов за воинские перевозки с транспортными организациями) (требование № 2 (для перевозки личного имущества военнослужащих и граждан)),
требование для получения билетов на проезд в пригородном (местном) сообщении и автомобильным транспортом (требование № 3),
талон багажный на перевозку воинского багажа или грузобагажа..
В соответствии с п. 65 Приказа Министра обороны РФ от 27.12.2017 г. № 815 военнослужащим, при увольнении с военной службы выдаются воинские перевозочные документы для проезда от места жительства на момент увольнения с военной службы к избранному месту жительства. Им также выдаются воинские перевозочные документы для перевозки до 20 тонн личного имущества в контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, другими видами транспорта (за исключением воздушного) от места жительства на момент увольнения с военной службы к избранному месту жительства.
На основании п. 68 указанного Приказа военнослужащим, которые при увольнении с военной службы не избрали место жительства и в связи с этим зачисляются на пенсионный (воинский) учет в военном комиссариате по месту увольнения с военной службы, при исключении из списков личного состава воинской части по месту прохождения военной службы выдается справка, в которой указывается, что военнослужащему (указываются воинское звание, фамилия и инициалы) при увольнении с военной службы социальная гарантия по проезду и (или) перевозке личного имущества, а также проезду членов семьи военнослужащего-гражданина (указываются степень родства членов семьи военнослужащего-гражданина, фамилия и инициалы супруги и лиц, находящихся на иждивении, фамилии и инициалы и даты рождения детей) не предоставлялась. В справке также указываются места жительства военнослужащего и членов семьи военнослужащего-гражданина при увольнении военнослужащего (военнослужащего-гражданина) с военной службы.
Основанием для выдачи воинских перевозочных документов являются следующие документы:
заявление гражданина о выдаче воинских перевозочных документов;
документ, удостоверяющий личность гражданина;
выписка из приказа командира воинской части об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части;
справка, указанная в настоящем пункте, и документ, подтверждающий место жительства военнослужащего и членов семьи военнослужащего-гражданина на момент увольнения военнослужащего с военной службы или гибели (смерти) военнослужащего-гражданина, если эти сведения не указаны в справке;
извещение о гибели (смерти) военнослужащего-гражданина или иной документ, подтверждающий факт его гибели (смерти).
Справка о том, что военнослужащий социальную гарантию по проезду и перевозке личного имущества не использовал, оформляется в соответствии с требованиями п. 10 Приказа Министра обороны РФ от 27.12.2017 г. № 815 (на бланке, с подписью лица ее оформившего, с гербовой печатью воинской части).
Выдача справки при неиспользовании военнослужащим государственной гарантии по проезду и перевозке личного имущества к избранному месту жительства ранее была предусмотрена приказами Министра обороны № 200 от 08.10.1984 г. «О введение в действие Руководства по оформлению воинских перевозок в Министерстве обороны и расчетам за них», № 200 от 06.06.2001 г. «Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации».
В соответствии с п. 76 Приказа Министра обороны РФ от 27.12.2017 г. № 815 граждане, уволенные с военной службы, члены их семей, близкие родственники военнослужащих, а также члены семей, родители погибших (умерших) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, по прибытии к избранному месту жительства, по возвращении из медицинской, санаторно-курортной или оздоровительной организации и в других случаях проезда, предусмотренных настоящим Порядком, а также после перевозки личного имущества в течение пятнадцати рабочих дней сдают в военный комиссариат проездные документы (билеты), оформленные по воинским перевозочным документам, а также неиспользованные воинские перевозочные документы.
Согласно п. 61 приказа Министра обороны № 200 от 08.10.1984 г. «О введение в действие Руководства по оформлению воинских перевозок в Министерстве обороны и расчетам за них», действовавшего до 2002 г., военнослужащим, которые не избрали места жительства и в связи с этим зачисляются на учет в военный комиссариат по месту увольнения с действительной службы, воинские части должны были выдать требование формы № 1 с указанием станции отправления, откуда военнослужащий должен убыть к месту жительства, и произвести в строке «Перевезти» требования запись о том, что военнослужащий имеет право на получение взамен настоящего требования воинских перевозочных документов на проезд к избранному месту жительства, а также на проезд семьи в определенном составе и перевозку домашних вещей с указанием их веса, а в графе «дата выдачи» указать день исключения военнослужащего из списка воинской части.
Из изложенного выше следует, что реализация права на бесплатный проезд и провоз личного имущества к избранному месту жительства сохраняется за уволенным военнослужащим и членами его семьи один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы с условием предоставления в военный комиссариат требования формы № 1, подлежащего выдаче воинской частью с указанием, что при увольнении военнослужащий не использовал данное право.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Плешаков А.И. исключен из списков личного состава войсковой части №, после увольнения продолжил работать в войсковой части № на гражданской должности, с ДД.ММ.ГГГГ - в должности <данные изъяты>, откуда в ДД.ММ.ГГГГ был уволен.
В ДД.ММ.ГГГГ Плешаков А.И. из города <адрес> переехал с семьей в город Омск, расходы за проезд и по перевозке личных вещей произвел за свой счет.
Из содержания искового заявления и объяснений исковой стороны следует, что при увольнении в запас требование формы № истцу не выдавалось, право на перевозку личного имущества им реализовано не было.
В подтверждение факта несения расходов за проезд и по перевозке личных вещей истцом представлены: электронный авиа/билет по маршруту <адрес> на сумму 6200 руб., электронный Ж/Д/билет по маршруту <адрес> на сумму 5 186 руб.; поручение экспедитору и экспедиторскую расписку (вес 969 кг), счет на оплату и акт на сумму 60 765 руб., чек-ордер на сумму 60 765 руб. и комиссии на сумму 1822,95 руб., итого 62 587,95 руб..
Из справки ИП П. следует, что стоимость 20 футового (тонного) контейнера на ДД.ММ.ГГГГ по направлению <адрес> (с подачей до клиента) – Омская область, г. Омск составляла 150 000 руб..
Из ответа Омского агентства фирменного транспортного обслуживания Западно-Сибирского территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» следует, что расчетная стоимость перевозки груза для личных (бытовых) нужд в 20-футовом 20-тонном универсальном контейнере на вагоне собственности ПАО «Трансконтейнер» по маршруту перевозки со станции отправления <адрес> до станции назначения Омск-Восточный Западно-Сибирской железной дороги в ДД.ММ.ГГГГ составляла 76 239 руб. без учета НДС.
В стоимость перевозки включено: предоставление контейнера и вагона собственности ПАО «Трансконтейнер» - 36 160 руб. без НДС и железнодорожный тариф – 40 079 руб. без НДС.
В стоимость перевозки не включены: сбор за объявленную ценность груза, иные расходы, возникшие по вине грузоотправителя/грузополучателя.
Из ответа Государственного учреждения – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Омской области следует, что ДД.ММ.ГГГГ было обращение П. (супруги истца) по вопросу компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера, в соответствии с положениями ст. 35 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
ДД.ММ.ГГГГ ГУ-УПФР <данные изъяты> г. Омска вынесено положительное решение о компенсации понесенных расходов в сумме 61 245,5 руб. (8960,5 руб. – затраты на проезд, 52 285 руб. - затраты на провоз багажа (весом 658 кг)), выплата произведена по платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ), суд обеспечивает равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (ст. 12 ГПК РФ).
При рассмотрении гражданских дел, суд исходит из представленных истцом и ответчиком доказательств.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ст. 55 ГПК РФ предусмотрено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (ч. 1).
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ суд оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Принимая во внимание, что войсковая часть, где проходил службу истец, в настоящее время переформирована, последний лишен возможности получить требование формы №, подтверждающее, что при увольнении воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества ему не выдавались.
Кроме того, из справки ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Плешаков А.И. на дату выдачи справки состоял на пенсионном учете в военном комиссариате Камчатского края, выплата пенсии в связи с убытием к другому месту жительства приостанавливалась, пенсионное дело в другие военкоматы не высылалось. Справка была выдана для принятия решения о выдаче ему ВПД для проезда и провоза домашних вещей к постоянному месту жительства.
Из справки Войсковой части № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представить справку формы № на право провоза багажа не имеется возможности в связи с уничтожением документов по истечении срока хранения (5 лет), не представляется возможным подтвердить факт получения (неполучения) справки.
Поскольку в приказе командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о выдаче Плешакову А.И. требования формы №, как сведения о выдаче на её основании воинских перевозочных документов, постоянного проживания истца в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, расформирования воинского подразделения, в котором истец проходил службу на момент увольнения, невозможности предоставления документов по истечении срока хранения, суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований в части возмещения расходов истца, затраченных на переезд и перевозку личных вещей к избранному месту жительства, <адрес>, в сумме 65 251 руб. (из расчета: 53 865 руб. + 6200 руб. + 5 186 руб.).
Применительно к требованиям ст. ст. 12, 56 ГПК РФ доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости, достоверности, подтверждающих обстоятельства использования Плешаковым А.И. льготы по перевозке личного имущества к избранному им месту жительства, ответной стороной суду не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу, что таковые отсутствуют, а факт отсутствия формы № у истца сам по себе не свидетельствует о реализации им ранее права на возмещение указанных расходов.
Ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.
Из отзыва ФКУ «Военный комиссариат Омской области» следует, что с учетом положений 20 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ не подлежат возмещению за счет бюджетных средств Министерства обороны Российской Федерации расходы на оплату услуг (сборов), обрешетка груза, погрузка, оформление документов и т.д..
Заместителем директора Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации в письме от 6 ноября 2015 г. № 182/6/7961 указан перечень услуг по перевозке личного имущества, оплата которых не подлежит возмещению. В частности, не возмещаются расходы на оплату услуг по подготовке личного имущества к перевозке, его упаковке и распаковке (аналогичная правовая позиция изложена в «Обзоре практики рассмотрения военными судами административных и гражданских дел, связанных с соблюдением должностными лицами органов военного управления требований законодательства Российской Федерации о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018 г.).
С указанными выше доводами представителя ответчика суд соглашается, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения требований истца в размере: 3 000 руб. и 1 500 руб. – за автоэкспедирование груза, 2400 руб. – за обрешетку, 1822,95 руб. – за комиссию банка, в общей сумме 8 722,95 руб., полагает необходимым в данной части истцу отказать.
Требование же истца к ФКУ «Военный комиссариат Омской области» по тому основанию, что в настоящее время у данного ответчика находится учетное (пенсионное) дело, законным и обоснованным не является, по мнению суда, основано на ошибочном понимании норм права, поскольку воинские перевозочные документы подлежали выдаче войсковой частью, из которой был уволен истец с военной службы.
Требование истца о признании незаконным отказа ФКУ «Военный комиссариат Омской области», ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» в выдаче справки формы № с записью о том, что при увольнении истцу воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества к избранному месту жительства не выдавались, по мнению суда, удовлетворению не подлежит, поскольку истец переехал в г. Омске уже в ДД.ММ.ГГГГ., обязанность по выдаче справки к компетенции ФКУ «Военный комиссариат Омской области» не относится, возможности у ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» выдать справку не имеется в связи с уничтожением дела по истечении срока хранения, а надлежащим способом защиты нарушенного права истца является взыскание денежных средств, данное требование истцом заявлено, т.е. право в данной части реализовано.
В соответствии со ст. 84 ГПК РФ судебные расходы состоят, в том числе из государственной пошлины.
Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Гражданское процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования, в связи с чем, управомоченной на возмещение таких расходов будет являться сторона, в пользу которой состоялось решение суда. Соответственно, возмещает понесенные судебные расходы проигравшая по делу сторона (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).
При обращении в суд истцом была оплачена государственная пошлина в размере 300 руб. по чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ (за требование неимущественного характера о признании незаконным отказа) и 2 419,22 руб. по чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ (за требование имущественного характера о взыскании денежных средств).
Однако за требование имущественного характера - 73 973 руб. (62 587 руб. + 6 200 руб. + 5 186 руб.) оплате подлежала государственная пошлина в размере 2 419,19 руб..
В соответствии с пп. 1 и 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются: прокуроры и иные органы, обращающиеся в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов; а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 г. № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», в пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 Арбитражного Процессуального кодекса Российской Федерации).
Под иными органами в смысле пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Необходимо также учитывать, что если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. п. 2 и 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», военные комиссариаты являются территориальными органами военного управления. Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса, при выступлении в качестве истцов или ответчиков.
В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 года № 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (пункт 4). Военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2).
К основным задачам военных комиссариатов относятся: организация совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и представителями медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) медицинского освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу (военные сборы), и осуществление контроля за прохождением ими медицинского обследования; проведение при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и при участии медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) мероприятий по медицинскому осмотру, освидетельствованию граждан, призванных на военную службу (пункт 17).
Как следует из материалов дела, спор возник в связи с компенсацией расходов истца на проезд и по перевозке личного имущества к новому месту жительства. Таким образом, участие Военного комиссариата Камчатского края в гражданском процессе обусловлено осуществлением указанных выше функций органа военного управления, в связи с чем он выступает в качестве государственного органа и как таковой освобождается от уплаты государственной пошлины (данная правовая позиция изложена, в том числе в апелляционном определении Челябинского областного суда от 10.01.2019 г. по делу № 11-49/2019).
Излишне оплаченная государственная пошлина истцу будет возвращена на основании соответствующего определения суда.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 65 251 ░░░..
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ 06.11.2020 ░.