Решение от 02.11.2020 по делу № 2-2818/2020 от 10.08.2020

Дело № 2-2818/2020

55RS0007-01-2020-003120-18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 ноября 2020 года                                    город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Мезенцевой О.П., при секретаре судебного заседания Даниловой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Плешакова А.И. к ФКУ «Военный комиссариат Омской области», ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» о признании права на получение воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества к вновь избранному месту жительства, об обязании выдать воинские перевозочные документы,

      Установил:

Истец обратился в суд с названным иском, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации в войсковой части <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ приказом командира войсковой части был уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

ДД.ММ.ГГГГ приказом командира войсковой части истец был исключён из списков личного состава части, снят со всех видов обеспечения и направлен для постановки на воинский учет <адрес>.

После увольнения с военной службы в запас истец продолжил работать в войсковой части на гражданской должности.

ДД.ММ.ГГГГ войсковая часть была переформирована в склад радиотехнического вооружения, до ДД.ММ.ГГГГ истец работал в должности <данные изъяты>.

После увольнения планировал проживать в городе <адрес>, не думал уезжать и менять свое место жительства. Однако в ДД.ММ.ГГГГ у истца тяжело заболела мать, в связи с чем тот выехал в город Омск, ухаживал за больной матерью, которая ДД.ММ.ГГГГ умерла. После истцом было принято решение остаться постоянно проживать в городе Омске. Из <адрес> истцом были перевезены вещи, был поставлен на учет в военном комиссариате <данные изъяты> г. Омска как военный пенсионер.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ФКУ «Военный комиссариат Омской области», ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» с заявлением о выдаче воинских перевозочных документов либо справки формы с записью о том, что воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества к избранному месту жительства не выдавались. Однако ответчиками в выдаче воинских перевозочных документов было отказано. Ссылаясь на ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих», Постановление от 20.04.2000 г. № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества», просил признать за истцом право на получение воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества к вновь избранному месту жительства; возложить на ответчиков обязанность выдать истцу воинские перевозочные документы формы на проезд от прежнего места жительства к вновь избранному месту жительства, справку формы для перевозки личного имущества.

В порядке ст. 39 ГПК РФ (03.09.2020 г.) исковая сторона уточнила требования, просила признать незаконным отказ ФКУ «Военный комиссариат Омской области», ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» в выдаче справки формы с записью о том, что при увольнении истцу воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества к избранному месту жительства не выдавались; взыскать с ответчиков расходы, связанные с перевозкой личного имущества из <адрес> к избранному месту жительства – город Омск в размере 62 587, 95 руб. за транспортно-экспедиционные услуги; 6 200 руб. – за авиабилет <данные изъяты>; 5 186 руб. – за железнодорожный билет <данные изъяты>; взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 419,22 руб. и 300 руб..

Истец Плешаков А.И. и его представитель по ордеру Харитонова О.Д. (л.д. 37) в судебном заседании требования с учетом уточнения просили удовлетворить.

Представитель ФКУ «Военный комиссариат Омской области» - Шмакова Н.А. (по доверенности л.д. 33) в удовлетворении иска просила отказать по доводам отзыва.

В представленном отзыве указала, что в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на избранное место жительства при увольнении с военной службы.

Согласно пункта 1.2 ст. 20 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года за № 76-ФЗ, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.

В соответствии с п. 9 ст. 20 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно Приказу Министра обороны РФ от 27.12.2017 г. № 815 «Об определении Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте» в Вооруженных Силах Российской Федерации используются следующие воинские перевозочные документы:

требование на перевозку воинских пассажиров (требование № 1),

требование-накладная (для расчетов за воинские перевозки с транспортными организациями) (требование № 2),

требование для получения билетов на проезд в пригородном (местном) сообщении и автомобильным транспортом (требование № 3),

талон багажный на перевозку воинского багажа или грузобагажа.

Требования № 1 выдаются для проезда пассажиров железнодорожным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом; требования № 2 выдаются для перевозки воинских эшелонов, воинских грузов, караулов по охране и сопровождению воинских грузов, собственного и арендованного воинскими частями железнодорожного подвижного состава (контейнеров), личного имущества военнослужащих и граждан.

В соответствии с п. 65 Приказа МО РФ от 27.12.2017 г. № 815 - военнослужащим, при увольнении с военной службы выдаются воинские перевозочные документы для проезда от места жительства на момент увольнения с военной службы к избранному месту жительства. Им также выдаются воинские перевозочные документы для перевозки до 20 тонн личного имущества в контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, другими видами транспорта (за исключением воздушного) от места жительства на момент увольнения с военной службы к избранному месту жительства.

На основании п. 68 Приказа МО РФ от 27.12.2017 г. № 815 - военнослужащим, которые при увольнении с военной службы не избрали место жительства и в связи с этим зачисляются на пенсионный (воинский) учет в военном комиссариате по месту увольнения с военной службы, при исключении из списков личного состава воинской части по месту прохождения военной службы выдается справка, в которой указывается, что военнослужащему (указываются воинское звание, фамилия и инициалы) при увольнении с военной службы социальная гарантия по проезду и (или) перевозке личного имущества, а также проезду членов семьи военнослужащего-гражданина (указываются степень родства членов семьи военнослужащего-гражданина, фамилия и инициалы супруги и лиц, находящихся на иждивении, фамилии и инициалы и даты рождения детей) не предоставлялась. В справке также указываются места жительства военнослужащего и членов семьи военнослужащего-гражданина при увольнении военнослужащего (военнослужащего-гражданина) с военной службы.

Гражданам, уволенным с военной службы, в военных комиссариатах по месту пенсионного (воинского) учета, выдаются воинские перевозочные документы для проезда и перевозки личного имущества от места жительства, указанного в справке, к избранному месту жительства один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения военнослужащего с военной службы.

Основанием для выдачи воинских перевозочных документов являются следующие документы:

заявление гражданина о выдаче воинских перевозочных документов;

документ, удостоверяющий личность гражданина;

выписка из приказа командира воинской части об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части;

справка, указанная в настоящем пункте, и документ, подтверждающий место жительства военнослужащего и членов семьи военнослужащего-гражданина на момент увольнения военнослужащего с военной службы или гибели (смерти) военнослужащего-гражданина, если эти сведения не указаны в справке;

извещение о гибели (смерти) военнослужащего-гражданина или иной документ, подтверждающий факт его гибели (смерти).

Справка, в которой указывается, что военнослужащий социальную гарантию по проезду и перевозке личного имущества не использовал, оформляется согласно требований, указанных в п. 10 Приказа МО РФ от 27.12.2017 г. № 815, т.е. оформляется на бланке, ставится подпись и указываются инициалы имени и фамилия лица, их подписавшего, без указания его воинского звания и должности, подпись заверяется гербовой печатью воинской части, оттиск печати должен быть разборчивым и не мешать прочтению произведенных на бланке воинского перевозочного документа записей.

Выдача справки при неиспользовании военнослужащим государственной гарантии по проезду и перевозке личного имущества к избранному месту жительства предусмотрена и ранее действовавшими приказами Министра обороны № 200 от 08.10.1984 г. «О введение в действие Руководства по оформлению воинских перевозок в Министерстве обороны и расчетам за них», № 200 от 06.06.2001 г. «Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации».

На основании п. 76 Приказа МО РФ от 27.12.2017 г. № 815 граждане, уволенные с военной службы, члены их семей, близкие родственники военнослужащих, а также члены семей, родители погибших (умерших) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, по прибытии к избранному месту жительства, по возвращении из медицинской, санаторно-курортной или оздоровительной организации и в других случаях проезда, предусмотренных настоящим Порядком, а также после перевозки личного имущества в течение пятнадцати рабочих дней сдают в военный комиссариат проездные документы (билеты), оформленные по воинским перевозочным документам, а также неиспользованные воинские перевозочные документы.

Плешаков А.И., согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава войсковой части по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.

Согласно пункту 61 приказа Министра обороны № 200 от 08.10.1984 г. «О введение в действие Руководства по оформлению воинских перевозок в Министерстве обороны и расчетам за них», действовавшего до 2002 г. военнослужащим, которые не избрали места жительства и в связи с этим зачисляются на учет в военный комиссариат по месту увольнения с действительной службы, воинские части должны были выдать требование формы 1 с указанием станции отправления, откуда военнослужащий должен убыть к месту жительства, и произвести в строке «Перевезти» требования запись о том, что военнослужащий имеет право на получение взамен настоящего требования воинских перевозочных документов на проезд к избранному месту жительства, а также на проезд семьи в определенном составе и перевозку домашних вещей с указанием их веса, а в графе «дата выдачи» указать день исключения военнослужащего из списка воинской части.

На момент увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации истец был обязан знать положения и требования приказов Министра обороны и при исключении из списков личного состава получить в строевой части вместе с предписанием для постановки на воинский учет справку (требование) о неиспользовании ВПД.

Представитель ФКУ «Военный комиссариат Омской области» - Епифанов А.А. (по доверенности) в удовлетворении иска просил отказать в связи с отсутствием оснований для удовлетворения, в том числе и в связи с не представлением истцом расчетной стоимости перевозки груза для личных (бытовых) нужд в 20-футовом 20-тонном универсальном контейнере по определенному образцу (копию образца представил в дело).

Представитель ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» - Лайко Ю. в судебном заседании участие не принимал, был извещен.

В представленном отзыве указал, что на момент увольнения Плешакова А.И. с военной службы в ДД.ММ.ГГГГ действовал приказ Министра обороны РФ от 02.09.1994 г. № 300 «О порядке реализации льгот по проезду и перевозкам личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей».

Согласно пункту 3 указанного приказа граждане, уволенные с военной службы, проходившие ее по контракту, от места жительства на момент увольнения с военной службы к избранному новому месту жительства используют право на бесплатные проезд и перевозку личного имущества один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части.

Порядок реализации права военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей на проезд и перевозку личного имущества в настоящее время определен приказом Министра обороны РФ 2017 г. № 815 «Об определении Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте».

Согласно п. 68 приказа МО РФ № 815 военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, которые при увольнении с военной службы не избрали место жительства и в связи с этим зачисляются на пенсионный (воинский) учет в военном комиссариате по месту увольнения с военной службы, при исключении из списков личного состава воинской части по месту прохождения военной службы выдается справка, в которой указывается, что военнослужащему при увольнении с военной службы социальная гарантия по проезду и (или) перевозке личного имущества, а также по проезду членов семьи военнослужащего-гражданина не предоставлялась. В справке также указываются места жительства военнослужащего и членов семьи военнослужащего - гражданина при увольнении военнослужащего (военнослужащего-гражданина) с военной службе.

Гражданам, уволенным с военной службы, в военных комиссариатах по месту пенсионного (воинского) учета, в военном комиссариате по месту выдаются воинские перевозочные документы для проезда и перевозки личного имущества к избранному месту жительства один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения военнослужащего с военной службы.

Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ Плешаков А.И. исключен из списков личного состава части ДД.ММ.ГГГГ и направлен на воинский (пенсионный) учет в <адрес>, т.е. сделан вывод, что Плешаков А.И. направлен на учет по избранному месту жительства по увольнению в город <адрес>.

Документов, подтверждающих избрание Плешаковым А.И., иного места жительства по увольнению в Военном комиссариате Камчатского края не имеется. Иного избранного места жительства по увольнению в приказе командира войсковой части не указано. Кроме того, истец в исковом заявлении сам указываете, что менять место жительства не думал.

Так как после увольнения с военной службы Плешаковым А.И. было избранно место жительства <адрес>, данных об избрании иного места жительства им не представлено, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Как установлено судом, не оспаривалось сторонами спора, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Плешаков А.И. проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации в войсковой части в городе <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ приказом командира войсковой части был уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

ДД.ММ.ГГГГ приказом командира войсковой части истец был исключён из списков личного состава части, снят со всех видов обеспечения и направлен для постановки на воинский учет в <адрес>.

После увольнения с военной службы в запас истец продолжил работать в войсковой части на гражданской должности.

После переезда в ДД.ММ.ГГГГ на постоянное место жительства в г. Омск, истец обратился в ФКУ «Военный комиссариат Омской области», ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» с заявлением о выдаче воинских перевозочных документов либо справки формы . Факт получения истцом отказа в выдаче указанных документов явился основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на избранное место жительства при увольнении с военной службы.

Согласно пункта 1.2 ст. 20 Федерального закона РФ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.

Аналогичное право было предусмотрено ст. 20 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих», действовавшего на момент увольнения истца (утратившего силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ).

В соответствии с п. 9 ст. 20 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На момент увольнения Плешакова А.И. с военной службы в ДД.ММ.ГГГГ действовал приказ Министра обороны РФ от 02.09.1994 г. № 300 «О порядке реализации льгот по проезду и перевозкам личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей», согласно пункту 3 которого граждане, уволенные с военной службы, проходившие ее по контракту, от места жительства на момент увольнения с военной службы к избранному новому месту жительства используют право на бесплатные проезд и перевозку личного имущества один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части.

Порядок реализации права военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей на проезд и перевозку личного имущества в настоящее время определен приказом Министра обороны РФ 2017 г. № 815 «Об определении Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте».

Согласно Приказу Министра обороны РФ от 27.12.2017 г. № 815 в Вооруженных Силах Российской Федерации используются следующие воинские перевозочные документы:

требование на перевозку воинских пассажиров (требование № 1 (для проезда пассажиров железнодорожным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом)),

требование-накладная (для расчетов за воинские перевозки с транспортными организациями) (требование № 2 (для перевозки личного имущества военнослужащих и граждан)),

требование для получения билетов на проезд в пригородном (местном) сообщении и автомобильным транспортом (требование № 3),

талон багажный на перевозку воинского багажа или грузобагажа..

В соответствии с п. 65 Приказа Министра обороны РФ от 27.12.2017 г. № 815 военнослужащим, при увольнении с военной службы выдаются воинские перевозочные документы для проезда от места жительства на момент увольнения с военной службы к избранному месту жительства. Им также выдаются воинские перевозочные документы для перевозки до 20 тонн личного имущества в контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, другими видами транспорта (за исключением воздушного) от места жительства на момент увольнения с военной службы к избранному месту жительства.

На основании п. 68 указанного Приказа военнослужащим, которые при увольнении с военной службы не избрали место жительства и в связи с этим зачисляются на пенсионный (воинский) учет в военном комиссариате по месту увольнения с военной службы, при исключении из списков личного состава воинской части по месту прохождения военной службы выдается справка, в которой указывается, что военнослужащему (указываются воинское звание, фамилия и инициалы) при увольнении с военной службы социальная гарантия по проезду и (или) перевозке личного имущества, а также проезду членов семьи военнослужащего-гражданина (указываются степень родства членов семьи военнослужащего-гражданина, фамилия и инициалы супруги и лиц, находящихся на иждивении, фамилии и инициалы и даты рождения детей) не предоставлялась. В справке также указываются места жительства военнослужащего и членов семьи военнослужащего-гражданина при увольнении военнослужащего (военнослужащего-гражданина) с военной службы.

Основанием для выдачи воинских перевозочных документов являются следующие документы:

заявление гражданина о выдаче воинских перевозочных документов;

документ, удостоверяющий личность гражданина;

выписка из приказа командира воинской части об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части;

справка, указанная в настоящем пункте, и документ, подтверждающий место жительства военнослужащего и членов семьи военнослужащего-гражданина на момент увольнения военнослужащего с военной службы или гибели (смерти) военнослужащего-гражданина, если эти сведения не указаны в справке;

извещение о гибели (смерти) военнослужащего-гражданина или иной документ, подтверждающий факт его гибели (смерти).

Справка о том, что военнослужащий социальную гарантию по проезду и перевозке личного имущества не использовал, оформляется в соответствии с требованиями п. 10 Приказа Министра обороны РФ от 27.12.2017 г. № 815 (на бланке, с подписью лица ее оформившего, с гербовой печатью воинской части).

Выдача справки при неиспользовании военнослужащим государственной гарантии по проезду и перевозке личного имущества к избранному месту жительства ранее была предусмотрена приказами Министра обороны № 200 от 08.10.1984 г. «О введение в действие Руководства по оформлению воинских перевозок в Министерстве обороны и расчетам за них», № 200 от 06.06.2001 г. «Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации».

В соответствии с п. 76 Приказа Министра обороны РФ от 27.12.2017 г. № 815 граждане, уволенные с военной службы, члены их семей, близкие родственники военнослужащих, а также члены семей, родители погибших (умерших) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, по прибытии к избранному месту жительства, по возвращении из медицинской, санаторно-курортной или оздоровительной организации и в других случаях проезда, предусмотренных настоящим Порядком, а также после перевозки личного имущества в течение пятнадцати рабочих дней сдают в военный комиссариат проездные документы (билеты), оформленные по воинским перевозочным документам, а также неиспользованные воинские перевозочные документы.

Согласно п. 61 приказа Министра обороны № 200 от 08.10.1984 г. «О введение в действие Руководства по оформлению воинских перевозок в Министерстве обороны и расчетам за них», действовавшего до 2002 г., военнослужащим, которые не избрали места жительства и в связи с этим зачисляются на учет в военный комиссариат по месту увольнения с действительной службы, воинские части должны были выдать требование формы № 1 с указанием станции отправления, откуда военнослужащий должен убыть к месту жительства, и произвести в строке «Перевезти» требования запись о том, что военнослужащий имеет право на получение взамен настоящего требования воинских перевозочных документов на проезд к избранному месту жительства, а также на проезд семьи в определенном составе и перевозку домашних вещей с указанием их веса, а в графе «дата выдачи» указать день исключения военнослужащего из списка воинской части.

Из изложенного выше следует, что реализация права на бесплатный проезд и провоз личного имущества к избранному месту жительства сохраняется за уволенным военнослужащим и членами его семьи один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы с условием предоставления в военный комиссариат требования формы № 1, подлежащего выдаче воинской частью с указанием, что при увольнении военнослужащий не использовал данное право.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Плешаков А.И. исключен из списков личного состава войсковой части , после увольнения продолжил работать в войсковой части на гражданской должности, с ДД.ММ.ГГГГ - в должности <данные изъяты>, откуда в ДД.ММ.ГГГГ был уволен.

В ДД.ММ.ГГГГ Плешаков А.И. из города <адрес> переехал с семьей в город Омск, расходы за проезд и по перевозке личных вещей произвел за свой счет.

Из содержания искового заявления и объяснений исковой стороны следует, что при увольнении в запас требование формы истцу не выдавалось, право на перевозку личного имущества им реализовано не было.

В подтверждение факта несения расходов за проезд и по перевозке личных вещей истцом представлены: электронный авиа/билет по маршруту <адрес> на сумму 6200 руб., электронный Ж/Д/билет по маршруту <адрес> на сумму 5 186 руб.; поручение экспедитору и экспедиторскую расписку (вес 969 кг), счет на оплату и акт на сумму 60 765 руб., чек-ордер на сумму 60 765 руб. и комиссии на сумму 1822,95 руб., итого 62 587,95 руб..

Из справки ИП П. следует, что стоимость 20 футового (тонного) контейнера на ДД.ММ.ГГГГ по направлению <адрес> (с подачей до клиента) – Омская область, г. Омск составляла 150 000 руб..

Из ответа Омского агентства фирменного транспортного обслуживания Западно-Сибирского территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» следует, что расчетная стоимость перевозки груза для личных (бытовых) нужд в 20-футовом 20-тонном универсальном контейнере на вагоне собственности ПАО «Трансконтейнер» по маршруту перевозки со станции отправления <адрес> до станции назначения Омск-Восточный Западно-Сибирской железной дороги в ДД.ММ.ГГГГ составляла 76 239 руб. без учета НДС.

В стоимость перевозки включено: предоставление контейнера и вагона собственности ПАО «Трансконтейнер» - 36 160 руб. без НДС и железнодорожный тариф – 40 079 руб. без НДС.

В стоимость перевозки не включены: сбор за объявленную ценность груза, иные расходы, возникшие по вине грузоотправителя/грузополучателя.

Из ответа Государственного учреждения – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Омской области следует, что ДД.ММ.ГГГГ было обращение П. (супруги истца) по вопросу компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера, в соответствии с положениями ст. 35 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

ДД.ММ.ГГГГ ГУ-УПФР <данные изъяты> г. Омска вынесено положительное решение о компенсации понесенных расходов в сумме 61 245,5 руб. (8960,5 руб. – затраты на проезд, 52 285 руб. - затраты на провоз багажа (весом 658 кг)), выплата произведена по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ), суд обеспечивает равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (ст. 12 ГПК РФ).

При рассмотрении гражданских дел, суд исходит из представленных истцом и ответчиком доказательств.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ст. 55 ГПК РФ предусмотрено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (ч. 1).

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ суд оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Принимая во внимание, что войсковая часть, где проходил службу истец, в настоящее время переформирована, последний лишен возможности получить требование формы , подтверждающее, что при увольнении воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества ему не выдавались.

Кроме того, из справки ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Плешаков А.И. на дату выдачи справки состоял на пенсионном учете в военном комиссариате Камчатского края, выплата пенсии в связи с убытием к другому месту жительства приостанавливалась, пенсионное дело в другие военкоматы не высылалось. Справка была выдана для принятия решения о выдаче ему ВПД для проезда и провоза домашних вещей к постоянному месту жительства.

Из справки Войсковой части <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представить справку формы на право провоза багажа не имеется возможности в связи с уничтожением документов по истечении срока хранения (5 лет), не представляется возможным подтвердить факт получения (неполучения) справки.

Поскольку в приказе командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о выдаче Плешакову А.И. требования формы , как сведения о выдаче на её основании воинских перевозочных документов, постоянного проживания истца в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, расформирования воинского подразделения, в котором истец проходил службу на момент увольнения, невозможности предоставления документов по истечении срока хранения, суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований в части возмещения расходов истца, затраченных на переезд и перевозку личных вещей к избранному месту жительства, <адрес>, в сумме 65 251 руб. (из расчета: 53 865 руб. + 6200 руб. + 5 186 руб.).

Применительно к требованиям ст. ст. 12, 56 ГПК РФ доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости, достоверности, подтверждающих обстоятельства использования Плешаковым А.И. льготы по перевозке личного имущества к избранному им месту жительства, ответной стороной суду не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу, что таковые отсутствуют, а факт отсутствия формы у истца сам по себе не свидетельствует о реализации им ранее права на возмещение указанных расходов.

Ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.

Из отзыва ФКУ «Военный комиссариат Омской области» следует, что с учетом положений 20 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ не подлежат возмещению за счет бюджетных средств Министерства обороны Российской Федерации расходы на оплату услуг (сборов), обрешетка груза, погрузка, оформление документов и т.д..

Заместителем директора Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации в письме от 6 ноября 2015 г. № 182/6/7961 указан перечень услуг по перевозке личного имущества, оплата которых не подлежит возмещению. В частности, не возмещаются расходы на оплату услуг по подготовке личного имущества к перевозке, его упаковке и распаковке (аналогичная правовая позиция изложена в «Обзоре практики рассмотрения военными судами административных и гражданских дел, связанных с соблюдением должностными лицами органов военного управления требований законодательства Российской Федерации о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018 г.).

С указанными выше доводами представителя ответчика суд соглашается, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения требований истца в размере: 3 000 руб. и 1 500 руб. – за автоэкспедирование груза, 2400 руб. – за обрешетку, 1822,95 руб. – за комиссию банка, в общей сумме 8 722,95 руб., полагает необходимым в данной части истцу отказать.

Требование же истца к ФКУ «Военный комиссариат Омской области» по тому основанию, что в настоящее время у данного ответчика находится учетное (пенсионное) дело, законным и обоснованным не является, по мнению суда, основано на ошибочном понимании норм права, поскольку воинские перевозочные документы подлежали выдаче войсковой частью, из которой был уволен истец с военной службы.

Требование истца о признании незаконным отказа ФКУ «Военный комиссариат Омской области», ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» в выдаче справки формы с записью о том, что при увольнении истцу воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества к избранному месту жительства не выдавались, по мнению суда, удовлетворению не подлежит, поскольку истец переехал в г. Омске уже в ДД.ММ.ГГГГ., обязанность по выдаче справки к компетенции ФКУ «Военный комиссариат Омской области» не относится, возможности у ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» выдать справку не имеется в связи с уничтожением дела по истечении срока хранения, а надлежащим способом защиты нарушенного права истца является взыскание денежных средств, данное требование истцом заявлено, т.е. право в данной части реализовано.

В соответствии со ст. 84 ГПК РФ судебные расходы состоят, в том числе из государственной пошлины.

Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Гражданское процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования, в связи с чем, управомоченной на возмещение таких расходов будет являться сторона, в пользу которой состоялось решение суда. Соответственно, возмещает понесенные судебные расходы проигравшая по делу сторона (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).

При обращении в суд истцом была оплачена государственная пошлина в размере 300 руб. по чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ (за требование неимущественного характера о признании незаконным отказа) и 2 419,22 руб. по чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ (за требование имущественного характера о взыскании денежных средств).

Однако за требование имущественного характера - 73 973 руб. (62 587 руб. + 6 200 руб. + 5 186 руб.) оплате подлежала государственная пошлина в размере 2 419,19 руб..

В соответствии с пп. 1 и 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются: прокуроры и иные органы, обращающиеся в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов; а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 г. № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», в пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 Арбитражного Процессуального кодекса Российской Федерации).

Под иными органами в смысле пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Необходимо также учитывать, что если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. п. 2 и 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», военные комиссариаты являются территориальными органами военного управления. Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса, при выступлении в качестве истцов или ответчиков.

В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 года № 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (пункт 4). Военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2).

К основным задачам военных комиссариатов относятся: организация совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и представителями медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) медицинского освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу (военные сборы), и осуществление контроля за прохождением ими медицинского обследования; проведение при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и при участии медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) мероприятий по медицинскому осмотру, освидетельствованию граждан, призванных на военную службу (пункт 17).

Как следует из материалов дела, спор возник в связи с компенсацией расходов истца на проезд и по перевозке личного имущества к новому месту жительства. Таким образом, участие Военного комиссариата Камчатского края в гражданском процессе обусловлено осуществлением указанных выше функций органа военного управления, в связи с чем он выступает в качестве государственного органа и как таковой освобождается от уплаты государственной пошлины (данная правовая позиция изложена, в том числе в апелляционном определении Челябинского областного суда от 10.01.2019 г. по делу № 11-49/2019).

Излишне оплаченная государственная пошлина истцу будет возвращена на основании соответствующего определения суда.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

     Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 65 251 ░░░..

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                    ░░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░ 06.11.2020 ░.

2-2818/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Плешаков Анатолий Иосифович
Ответчики
ФКУ "Военный комиссариат Камчатского края"
ФКУ "Военный комиссариат Омской области"
Другие
Харитонова Ольга Дмитриевна (филиал №6 ООКА)
Суд
Центральный районный суд г. Омск
Судья
Мезенцева Оксана Петровна
Дело на сайте суда
centralcourt.oms.sudrf.ru
10.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2020Передача материалов судье
14.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2020Подготовка дела (собеседование)
27.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2020Судебное заседание
16.09.2020Судебное заседание
25.09.2020Судебное заседание
02.11.2020Судебное заседание
06.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее