Решение по делу № 2-297/2016 от 21.01.2016

Копия №2–297/2016 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,

при секретаре судебного заседания Аникиной Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 8 апреля 2016 года гражданское дело по исковому заявлению Кишларь О.Н. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о предоставлении жилого помещения,

установил:

Кишларь О.Н. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указано, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> Сыктывдинский район, Республика Коми, – в котором проживала ее семья на условиях договора социального найма, 23.02.2005 сгорел. До настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, при том, что в установленном порядке семья Кишларь О.Н. признана малоимущей и принята на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указанное свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления возложенной на него законом обязанности по обеспечению семьи истца благоустроенным жилым помещением по договору социального найма.

Истец Кишларь О.Н. и ее представитель адвокат Годованов О.А., действующий на основании ордера, в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Дополнительно указали, что в виду отсутствия данных о площади ранее занимаемого истцом жилого помещения, просили учесть примерную площадь квартиры истца, о которой помнит последняя, как 46 кв.м.

Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Морокова Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не отрицала право истца Кишларь О.Н. на предоставление ее семье жилого помещения по договору социального найма, при этом указала, что в администрации района отсутствуют документы, необходимые для признания жилого помещения непригодным для проживания. Кроме того, представитель указала, что истец состоит в очереди на предоставление жилья, а равно права истца не нарушены ни администрацией сельского поселения «Пажга», ни администрацией муниципального района «Сыктывдинский», тогда как внеочередное предоставление жилого помещения приведет к нарушению прав иных лиц, состоящих на соответствующем учете. Относительно заявления истца о предоставлении жилого помещения на территории сельского поселения «Выльгорт», представитель ответчика возражала, поскольку жилое помещение должно быть предоставлено на территории того сельского поселения, в котором находился сгоревший дом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации сельского поселения «Пажга» Ермолин А.В., действующий на основании решения, по существу требования истца находил обоснованными, однако полагал, что жилое помещение должно быть предоставлено на территории сельского поселения «Пажга».

Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что истец Кишларь О.Н. на условиях социального найма занимала жилое помещение по адресу: <адрес>, Сыктывдинский район.

Материалами дела подтверждается, что дом, в котором располагалось жилое помещение, занимаемое истцом на условиях социального найма, уничтожен в результате пожара, имевшего место 23.02.2005.

Согласно имеющемуся в материалах дела заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 26.11.2008 №7 Межведомственная комиссия на основании акта межведомственной комиссии от 26.11.2008, составленного по результатам обследования жилого дома <адрес>, приняла заключение о непригодности данного жилого дома для постоянного проживания, поскольку основные конструкции дома не соответствуют установленным требованиям.

Постановлением администрации сельского поселения «Пажга» от 12.10.2011 №62/10 с учетом изменений внесенных постановлением от 23.06.2015 №72/06 семья Кишларь О.Н. с составом семьи три человека признана малоимущей для предоставления ей по договору социального найма жилого помещения.

В связи с указанными обстоятельствами 26.10.2011 истец Кишларь О.Н. обратилась в администрацию сельского поселения «Пажга» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, по результатам рассмотрения которого постановлением органа местного самоуправления от 02.11.2011 с учетом изменений внесенных постановлениями от 23.06.2015 №73/06 и от 26.01.2016 №15/01 Кишларь О.Н. с составом семьи три человека принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма в льготный список под №

Лицами, участвующими в рассмотрении дела, не оспаривалось, что на день рассмотрения спора двенадцатиквартирный жилой дом <адрес> разобран и транспортирован как сгоревший.

Указывая на неисполнение органом местного самоуправления возложенной на него законом обязанности по обеспечению ее семьи благоустроенным жилым помещением, и находя свои жилищные права нарушенными, Кишларь О.Н. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Разрешая по существу заявленные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 8 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.

Согласно Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Положения статей 11 Гражданского кодекса РФ и ст.11 Жилищного кодекса РФ предусматривают защиту гражданских и жилищных прав в случае их нарушения.

Согласно ст. 14, ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по предоставлению жилых помещений гражданам отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

Конституционно закреплена обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Исходя из положений ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Как видно из материалов дела, жилым помещением семья истца не обеспечена, состоит на соответствующем учете нуждающихся в улучшении жилых помещений как малоимущая.

Таким образом, поскольку семья истца признана неспособной приобрести на свои личные средства жилое помещение, принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить ей жилое помещение по договору социального найма.

При этом, положения ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права, то есть права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Доводы представителя ответчика об обратном, суд находит ошибочными, поскольку иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Доводы представителя ответчика о том, что дом не признан непригодным в установленном порядке, суд находит несостоятельными, опровергающимися материалами дела, в том числе действиями самого органа местного самоуправления, связанными с разбором спорного жилого дома. При этом сам по себе факт отсутствия заключения о признании жилого помещения, уничтоженного в результате пожара, не пригодным для проживания не может служить основанием для ограничения прав истца на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанности по предоставлению семье Кишларь О.Н. во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма.

При этом, ссылки представителя ответчика о возникновении обязанности по предоставлению Кишларь О.Н. жилого помещения у органа местного самоуправления сельского поселения, на территории которого располагался жилой дом, суд находит основанными на неверном толковании норм материального права, поскольку спорный жилой дом числится на балансе администрации муниципального района.

Более того, согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в числе которых и вопрос обеспечения малоимущих граждан жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Таким образом, вопрос обеспечения семьи истца жилым помещением по договору социального найма с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств относится к непосредственной компетенции органа местного самоуправления муниципального района.

Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания регламентирован ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 постановления Пленума ВС РФ №14 от 2 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса РФ).

Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

Из изложенного следует, что поскольку жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с его уничтожением в результате пожара, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

Вместе с тем, при рассмотрении дела площадь ранее занимаемого истцом жилого помещения в виде квартиры <адрес> установить не представилось возможным в виду отсутствия технической документации, отображающей такие показатели как общую и жилую площади помещений двенадцатиквартирного жилого дома, а также возможности произвести соответствующие замеры в виду отсутствия строения, разобранного после пожара.

Суд не принимает во внимание доводы представителя истца о том, что предоставляемое жилое помещение должно иметь площадь не менее 46 кв.м, как площадь ранее занимаемой квартиры, о которой помнит истец, поскольку они не нашли своего подтверждения.

Разрешая настоящий спор, суд, исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, в числе которых невозможность определения площади ранее занимаемого семьей истца жилого помещения, утраченного пожаром, а также с учетом положений части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности предоставить истцу составом семьи три человека жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления жилого помещения, установленной решением Совета сельского поселения «Пажга» №42/06-10-185 от 07.06.2012 в размере 14 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, а равно общей площадью не менее 42 кв.м.

Кроме того, предоставляемое жилое помещение должно отвечать установленным требованиям и находиться в черте населенного пункта по месту жительства истца.

Оценивая доводы Кишларь О.Н. о необходимости предоставления ей жилого помещения на территории сельского поселения «Выльгорт» и находя их ошибочными, суд исходит из того, что жилое помещение истца, утраченное пожаром, располагалось на территории сельского поселения «Пажга», в котором сохраняет регистрацию по месту жительства семья истца, а также учитывает, что признание семьи истца малоимущей и принятие на учет нуждающихся, осуществление которых происходит по месту жительства заявителя, произведено органом местного самоуправления в лице администрации сельского поселения «Пажга», и приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для предоставления жилого помещения на территории сельского поселения «Выльгорт».

Ссылки истца и его представителя на посещение несовершеннолетними детьми Кишларь О.Н. образовательных учреждений на территории г.Сыктывкара не могут являться самостоятельным и достаточным основанием для удовлетворения требований в указанной части.

Разрешая вопрос о технических характеристиках жилого помещения, суд, руководствуясь требованиями вышеприведенных норм жилищного законодательства, приходит к выводу, что предоставляемое жилое помещение должно соответствовать требованиям, предъявляемым ст.89 Жилищного кодекса РФ.

Учитывая изложенное и, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

решил:

Исковые требования Кишларь О.Н. удовлетворить частично.

Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» предоставить вне очереди семье Кишларь О.Н. на состав семьи из трех человек по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта – с.Пажга Сыктывдинского района Республики Коми жилое помещение общей площадью не менее 42 кв.м, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте с. Пажга Сыктывдинского района Республики Коми.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 13 апреля 2016 года.

Судья Д.А. Колесникова

2-297/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кишларь О.Н.
Ответчики
администрация муниципального образования муниципального района (АМОМР) "Сыктывдинский"
Другие
Администрация сельского поселения (АСП) "Пажга"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Дело на сайте суда
skdsud.komi.sudrf.ru
21.01.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.01.2016Передача материалов судье
21.01.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2016Судебное заседание
24.02.2016Судебное заседание
16.03.2016Судебное заседание
05.04.2016Судебное заседание
08.04.2016Судебное заседание
13.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее