Решение по делу № 2а-1449/2019 от 29.07.2019

Дело №2а-1449/2019

УИД 33RS0014-01-2019-001828-80

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

02 августа 2019 года                                         

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Муравьевой Т.А.,

при секретаре Тетериной Ю.А.,

с участием представителя административного истца Территориальной избирательной комиссии Муромского района Успенской А.В., административного ответчика Орлова Е.И., его представителя адвоката Минец К.М., прокурора Киселева Г.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Территориальной избирательной комиссии Муромского района к Орлову Е. И. об отмене постановления о регистрации кандидата в депутаты,

установил:

Территориальная избирательная комиссия Муромского района (далее - ТИК Муромского района) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Орлову Е.И. об отмене решения ТИК Муромского района от 19.07.2019 г. № 369 «О регистрации Орлова Е. И. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Муромского района (далее - СНД Муромского района) пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 2», выдвинутого в порядке самовыдвижения.

В обоснование требований указано, что решением СНД Муромского района Владимирской области от 19.06.2019 г. № 38 на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов СНД Муромского района пятого созыва.

Административный ответчик Орлов Е.И. 10.07.2019 г. представил в ТИК Муромского района документы для уведомления о выдвижении его кандидатом на выборах депутатов СНД Муромского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 в порядке самовыдвижения.

Административным ответчиком Орловым Е.И. 15.07.2019 г. в ТИК Муромского района представлены подписные листы в поддержку кандидата в депутаты СНД Муромского района пятого созыва.

Постановлением ТИК Муромского района от 19.07.2019 г. № 369 Орлов Е.И. зарегистрирован кандидатом в депутаты СНД Муромского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 2.

Вместе с тем, Орлов Е.И., будучи членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса № 927 осуществлял сбор подписей в поддержку как кандидата в депутаты СНД Муромского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 2, о чем сведения указаны им в представленных подписных листах. При этом с заявлением о приостановлении, прекращении полномочий как члена участковой избирательной комиссии административный ответчик не обращался, ТИК Муромского района соответствующего решения не принимала.

Следовательно, 14 подписей, собранных Орловым Е.И. в свою поддержку как кандидата в депутаты СНД Муромского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 2, являются недействительными, в связи с чем недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных Орловым Е.И. для регистрации являются основанием для отказа в регистрации его как кандидата в депутаты СНД Муромского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 2.

В судебном заседании представитель административного истца председатель ТИК Муромского района Успенская А.В. поддержала заявленные требования.

Административный ответчик Орлов Е.И. и его представитель адвокат Минец К.М. заявленные требования не признали, указав, что административный ответчик поставил устно в известность председателя участковой избирательной комиссии о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты СНД Муромского района, в связи с чем ТИК Муромского района должна была приостановить или прекратить его полномочия как члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. При этом указанная участковая избирательная комиссия № 927 в указанный период не собиралась и не проводила какие-либо заседания. Доказательств, что Орлов Е.И. при сборе подписей злоупотреблял своим полномочиями как члена участковая избирательная комиссия № 927 с правом решающего голоса административным истцом не представлено.

Определением от 30.07.2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Избирательная комиссия Владимирской области.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Владимирской области, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, в адресованной суду телефонограмме, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, поддерживая позицию, изложенную в ранее представленном отзыве, где просили заявленные требования удовлетворить.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные доказательства, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ч. 2 ст. 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона № 67-ФЗ, ст. 29 закона Владимирской области от 13.02.2003 г. № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» (далее - Избирательный кодекс Владимирской области) самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

В силу п. 6 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ участие членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей не допускается. Подписи, собранные с нарушением названных положений, являются недействительными.     

Согласно п.п. «к» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных п. 6 ст. 37 указанного закона.

На основании п.п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Аналогичные нормы содержатся и в п. 4 ст. 31, п.п. «к» п. 12 ст. 33, п.п. «д» п. 23.1 ст. 33 Избирательного кодекса Владимирской области.

Судом установлено и из материалов дела следует, что решением СНД Муромского района Владимирской области от 19.06.2019 г. № 38 на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов СНД Муромского района пятого созыва.

10.07.2019 г. административный ответчик Орлов Е.И. представил в ТИК Муромского района документы для уведомления о выдвижении его кандидатом на выборах депутатов СНД Муромского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 в порядке самовыдвижения.

15.07.2019 г. административным ответчиком в ТИК Муромского района представлены подписные листы в поддержку кандидата в депутаты СНД Муромского района пятого созыва.

Постановлением ТИК Муромского района от 19.07.2019 г. № 369 Орлов Е.И. зарегистрирован кандидатом в депутаты СНД Муромского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 2.

Однако административный ответчик согласно постановлению ТИК Муромского района от 06.06.2018 г. № 184 «О формировании участковых избирательных комиссий избирательных участков №№ 917-944, 1049-1055 для голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума сроком на пять лет» является членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса № 927.

Административный ответчик при этом с заявлением о приостановлении, прекращении его полномочий как члена участковой избирательной комиссии не обращался. Постановлений ТИК Муромского района о приостановлении или прекращении полномочий Орлова Е.И., как члена участковой избирательной комиссии, не принималось.

Административный ответчик представил в ТИК Муромского района подписные листы в свою поддержку как кандидата в депутаты СНД Муромского района пятого созыва, где в качестве лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, указан сам кандидат Орлов Е.И.

Таким образом, подписи, собранные Орловым Е.И., будучи членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в свою поддержку как кандидата в депутаты СНД Муромского района пятого созыва являются недействительными. В связи с чем недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных Орловым Е.И. для регистрации являлось основанием для отказа в регистрации его как кандидата в депутаты СНД Муромского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 2.

Вместе с тем, постановлением ТИК Муромского района от 19.07.2019 г. № 369 «О регистрации Орлова Егора Ивановича кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Муромского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 2» в нарушении вышеприведенных норм избирательного законодательства зарегистрировала Орлова Е.И. кандидатом в депутаты СНД Муромского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 2. Поэтому указанное постановление является незаконным.

Доводы административного ответчика об устном сообщении о согласии его баллотироваться кандидатом в депутаты СНД Муромского района, возникшей у ТИК Муромского района обязанности самим приостановить или прекратить его членство в участковой избирательной комиссии судом во внимание не принимаются как основанные на ошибочном толковании вышеприведенного избирательного законодательства.

На основании ч. 1 ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Отсутствие указания в просительной части административного искового заявления на признании оспариваемого постановления незаконным не умаляет его правового значения и следует из анализа вышеприведенного избирательного законодательства.       

Изложенная судом позиция по делу соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, отраженной в п. 1.6 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 20.12.2017 г.

В соответствии с 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Как указывается в ст. 75 Федерального закона № 67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд (п. 1).

Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды (п. 2).

Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями (п. 3).

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (п. 5).

Предварительное обращение в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд (п. 8).

С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии (п. 10).

В силу п. 1 и 2 ст. 78 Федерального закона № 67-ФЗ суд соответствующего уровня не вправе отказать в приеме жалобы на нарушение избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Жалоба на решение, действие (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума по иным (кроме заверения, регистрации, отказа в заверении, регистрации списка кандидатов, кандидата) вопросам в период избирательной кампании, кампании референдума может быть подана в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума в течение 15 дней, а после завершения избирательной кампании - в течение 30 дней со дня принятия обжалуемого решения. Жалоба на решение избирательной комиссии, комиссии референдума, принятое в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 75 настоящего Федерального закона, может быть подана в период избирательной кампании, кампании референдума в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения, а после завершения избирательной кампании - в течение 15 дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанные сроки восстановлению не подлежат.

Административный истец обратился в суд с рассматриваемым заявлением 29.07.2019 г., следовательно срок для обращения за отменой оспариваемого постановления им не пропущен.

Указание административным истцом в исковом заявлении наименования оспариваемого акта как решение вместо постановления не влияет на существо заявленных требований и не выходит в соответствии со ст. 178 КАС РФ за пределы заявленных требований.

При указанных выше обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования и отменить постановление ТИК Муромского района от 19.07.2019 г. № 369 «О регистрации Орлова Е. И. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Муромского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 2».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Территориальной избирательной комиссии Муромского района удовлетворить.

Отменить постановление Территориальной избирательной комиссии Муромского района от 19.07.2019 г. № 369 «О регистрации Орлова Е. И. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Муромского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 2».

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, принесено представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение 5-ти дней со дня его принятия.

Председательствующий судья                                   Т.А. Муравьева

2а-1449/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Территориальная избирательная комиссия Муромского района
Муромский городской прокурор
Ответчики
Орлов Егор Иванович
Другие
Избирательная комиссия Владимирской области
Суд
Муромский городской суд Владимирской области
Дело на сайте суда
muromsky.wld.sudrf.ru
29.03.2020Регистрация административного искового заявления
29.03.2020Передача материалов судье
29.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2020Подготовка дела (собеседование)
29.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2020Судебное заседание
29.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2020Дело оформлено
02.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее