Дело № 2-674/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2022 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Казацкого В.В.
при участии секретаря Окуневой В.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махмудова Э. Б. к Правительству Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьи лица Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Управление государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя, Управление регистрации права и кадастра города Севастополя о признании права собственности на объект капитального строительства в порядке наследования, -
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам, третьи лица Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Управление государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя, Управление регистрации права и кадастра города Севастополя о признании права собственности на объект капитального строительства в порядке наследования. В обоснование исковых требований истец указывают на то, что он принял наследство в виде объекта недвижимости - торгового павильона, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 101, 2 кв.м, после смерти ДД.ММ.ГГГГ отца ФИО, однако в виду отсутствия свидетельства о государственной регистрации права на принадлежащий отцу торговый павильон, расположенный в г. Севастополе, <адрес>, внести в наследственную массу данное имущество не представляется возможным, в связи, с чем истец за защитой своих прав обратится в суд.
Истец и его представитель в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания, извещены надлежаще. От представителя истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, в котором она указывает, что поддерживает исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Правительства Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания, извещен надлежаще, причины неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания, извещен надлежаще, причины неявки суду не сообщил.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания, извещены надлежаще, причины неявки суду не сообщили.
Исследовав материалы дела, доказательства по делу, пояснения лиц, участвующих в деле, оценив доказательства и доводы, приведенные участниками судебного процесса в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, наследодателю ФИО при жизни принадлежал объект недвижимости - торговый павильон, расположенный в г. Севастополе, <адрес>, общей площадью 101,2 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО умер, однако из-за отсутствия свидетельства о государственной регистрации права на принадлежащий ФИО торговый павильон, расположенный в г. Севастополе, <адрес>, включить в наследственную массу данное имущество не представляется возможным.
Согласно представленных суду материалов, наследодателю был выделен земельный участок под рассматриваемый объект недвижимости, а именно для строительства и обслуживания торгового павильона, с отнесением этих земель к категории земель населенных пунктов, используемых для коммерческих целей, о чем свидетельствует договор аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ. Договор аренды земельного участка был зарегистрирован в Книге записей государственной регистрации аренды земли в Орлиновском сельском Совете за № от ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия договора до ДД.ММ.ГГГГ. Указанный договор аренды земельного участка пролонгирован согласно письма Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №. <адрес> земельного участка - 0,0178 га.
В то же время, наследодателем, в соответствии с действующими нормами законодательства до 2014 года на момент производства строительных работ, была получена декларация о начале выполнения строительных работ, которая зарегистрирована в установленном порядке № от ДД.ММ.ГГГГ и декларация о готовности объекта к эксплуатации – № от ДД.ММ.ГГГГ.
Строительство рассматриваемого объекта недвижимости приходится на период действия законодательства Украины, т.е. до 2014 года.
На основании ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» ст.12 все документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым и города Севастополя, являются действительными.
Принимая во внимание положения части 3 статьи 1, статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон № 6-ФКЗ), статей 4, 422, 1211 ГК РФ, суд должен учесть, что при рассмотрении настоящего спора подлежит применению законодательство, действующее в период возникновения соответствующих правоотношений.
При таких обстоятельствах к спорным правоотношениям подлежат применению нормы гражданского законодательства Украины.
Создание или изготовление новой вещи является распространенным первичным способом приобретения права собственности. Гражданским кодексом РФ установлено, что право собственности на здание, сооружение и другое вновь созданное недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права. Следовательно, до тех пор, пока право на объект не зарегистрировано в установленном порядке, лицо, построившее объект не будет вправе распоряжаться данным объектом недвижимости и совершать в отношении него какие-либо гражданско-правовые сделки.
Особенности государственной регистрации прав на вновь созданный объект недвижимого имущества установлены ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон №218-ФЗ), в соответствии с которой право регистрируется на основании документов, подтверждающих факт создания указанного объекта.
В силу пункта 1 части 2 названной статьи Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Как следует из пункта 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ, к заявлению о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав прилагаются необходимые для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав документы, а именно: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. Перечень документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также требования к ним, установлены ст. 14, 21 Закона № 218-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 14 Закона №218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории). К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в частности проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; (п.3 ч.3 ст. 3 Закона № 218- ФЗ).
Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (п.4 ст. 69 Закона № 218-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 7 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены статьей 21 данного Закона.
Зарегистрированная декларация о готовности объекта к эксплуатации - документ, предусмотренный законодательством Украины, приравнивается к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотренному Российским законодательством.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя установлены Законом города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее - Закон № 46-ЗС).
Частью 1 статьи 7 Закона № 46-ЗС предусмотрено, что к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (на момент принятия спорных решений вступил в силу новый Закон № 218-ФЗ), с учетом особенностей, установленных данной статьей.
Согласно части 5 статьи 7 Закона № 46-ЗС в случае обращения заявителя с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права государственная регистрация ранее возникшего права осуществляется в порядке и сроки, установленные Законом о регистрации, с учетом положений данной статьи на основании такого заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием возникновения ранее возникшего права и хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию прав до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ в соответствии с ранее действовавшими актами. Представление заявителями таких документов в данном случае требуется, только если указанные документы отсутствуют в названных органах и (или) организациях.
Согласно Постановления Правительства города Севастополя №384 «О внесении дополнений в перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав» от 9 октября 2014 г. № 384, во исполнение пункта 3 статьи 7 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", руководствуясь Законом города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", Законом города Севастополя от 30.04.2014 N 6-ЗС "О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя", Правительство Севастополя постановило: 1. Дополнить Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации, утвержденный постановлением Правительства Севастополя от 07.08.2014 №202, пунктами 12, 13, 14, 15, 16 следующего содержания: 12) акт государственной приемочной комиссии о принятии в эксплуатацию законченного строительством объекта, утвержденный распоряжением городской или районной администрации и зарегистрированный в уполномоченном органе в установленном законом порядке; 13) декларация о готовности объекта к эксплуатации, сертификат или иные документы, выданные (зарегистрированные) уполномоченным органом власти в соответствии с требованиями законодательства, которые являлись основанием для регистрации права собственности на объекты недвижимости; 14) уведомление о начале выполнения строительных работ, внесенное в реестр полученных уведомлений о начале выполнения подготовительных и строительных работ; 15) декларация о начале выполнения строительных работ и разрешение на выполнение строительных работ, выданные (зарегистрированные) уполномоченным органом власти в соответствии с требованиями законодательства.
Возведение объекта недвижимости, возможно только на специально отведенном для этих целей земельном участке, у застройщика должен быть документ о выделении земельного участка под строительство, договор аренды земельного участка или иной документ, подтверждающий право застройщика использовать земельный участок.
Так, торговый павильон подключен к централизованным городским сетям: электроснабжения, водоснабжения, водоотведения. Рассматриваемый объект имеет прочную связь с землей, что является основным признаком для отнесения его к недвижимости.
Вместе с тем, торговый павильон был создан в соответствии с Градостроительным законодательством. В силу вышеназванных положений и норм действие документов, подтверждающих право заявителя на завершение оформления документов права собственности, признается и не требует дополнительного подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации.
Кроме того, Постановлением Правительства Севастополя от 25.03.2016 года №224-ПП "О некоторых вопросах применения на территории города Севастополя разрешительных документов в сфере строительства, выданных официальными органами Украины" установлено, что на территории города Севастополя документами, подтверждающими принятие объектов капитального строительства в эксплуатацию за период времени с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, являются декларации о готовности объектов к эксплуатации, зарегистрированные Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля города Севастополя, - в отношении объектов I - III категорий сложности, а также сертификаты, выданные Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля города Севастополя либо Государственной архитектурно-строительной инспекцией Украины, - в отношении объектов IV и V категории сложности.
Таким образом, при возведении объекта не были допущены нарушения градостроительных и строительных норм и правил, постройка не создает угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается вышеуказанным заключением.
Гражданское законодательство ст.12 ГК РФ, определяя способы защиты гражданских прав, устанавливает, что одним из способов защиты является признание права.
Право собственности может быть приобретено, а как следствие признано за собственником только по тем основаниям, которые предусмотрены законодательством.
В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с ч.4 ст.1152 ГК РФ принятое наследство считается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец является наследником по закону на имущество, принадлежащее наследодателю ФИО, а умерший, как следует из материалов дела, не осуществил правовую регистрацию торгового павильон, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, а во внесудебном порядке истец лишен возможности принять наследственное имущество на праве собственности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, по причине того, что конституционные права заявителя нарушены.
Право на судебную защиту относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод статья 46, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 3 ГПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. ст. 1,9 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты; граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
Положениями статей 11,12 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в суде осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав способами, перечисленными в ст. 12 названного Кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Конституционный принцип правового государства возлагает на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, что предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать за Махмудовым Э. Б. право собственности в порядке наследования по закону поле смерти отца ФИО на торговый павильон общей площадью 101,2 кв. м, расположенный по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес>.
Настоящее решение является основанием для Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на объект недвижимости - торговый павильон, общей площадью 101,2 кв.м, расположенный по адресу: Россия, г. Севастополь, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления прокурором) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.В.Казацкий