Решение по делу № 3а-279/2021 от 26.04.2021

Дело № 3а-279/2021                                                                03 июня 2021 года

Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе

председательствующего судьи Панковой А.В.

при секретаре Пукановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 03 июня 2021 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО11 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

ФИО11 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Правительству Архангельской области об установлении кадастровой стоимости здания с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости.

В обоснование исковых требований указала, что ей на праве собственности принадлежало здание хлебопекарни с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>. Кадастровая стоимость здания с кадастровым номером <данные изъяты>, определенная по состоянию на 05 марта 2015 года, составляет 2 601 889 рублей 09 копеек. Рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная независимым оценщиком по состоянию на указанную дату, составляет 567 000 рублей. Кадастровая стоимость здания значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств. Просит восстановить срок на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости, определить кадастровую стоимость здания в размере его рыночной стоимости.

По определению суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ФКП Росреестра), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Управление Росреестра), в качестве заинтересованных лиц - администрация муниципального образования «Шипицынское», администрация муниципального образования «Котласский муниципальный район».

Административный истец, представители административных ответчиков, заинтересованных лиц администрации муниципального образования «Шипицынское», администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район», заинтересованное лицо ФИО14, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Управление Росреестра в письменном отзыве сообщило, что в 2012 году на территории Архангельской области впервые были проведены работы по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства), выполненные на основании государственного контракта от 18 июня 2012 года № 37Д/2012, заключенного между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (исполнитель). Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Архангельской области утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 596-пп. В результате проведения работ кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> составила 3 295 478 рублей 26 копеек. 24 марта 2015 года в Единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения об оспариваемой кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 2 601 889 рублей 09 копеек. Кадастровая стоимость определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в соответствии с требованиями ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности. Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости подлежат применению по настоящее время. Управление считает себя ненадлежащим ответчиком, так как не нарушает права и законные интересы административного истца.

В отзыве на административный иск ФКП Росреестра указано, что кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, и не наделена функциями по государственной кадастровой оценке. Ответчиком должно являться Правительство Архангельской области как орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости; средние и минимальные значения удельных показателей кадастровой стоимости, на основании которых определяется кадастровая стоимость объектов недвижимости, не вошедших в перечень, поименованный в нормативном акте Правительства. При определении кадастровой стоимости объекта недвижимости филиал Учреждения действовал в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости». В соответствии с пунктами 2.1, 3.1 данного Порядка кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости на его площадь. Значения удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости утверждаются Правительством Архангельской области. Филиал Учреждения наделен полномочиями по определению кадастровой стоимости исключительно в отношении вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик (статья 24.19 Закона об оценочной деятельности). В указанных случаях ФГБУ «ФКП Росреестра» руководствуется методическими рекомендациями по определению кадастровой стоимости, согласно которым производит арифметический расчет кадастровой стоимости исходя из утвержденных исполнительным органом субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки. Акт определения кадастровой стоимости объекта недвижимости не является нормативным правовым актом. Нарушений со стороны филиала Учреждения допущено не было, заинтересованность в исходе дела отсутствует. Органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, остается Правительство Архангельской области и в том случае, когда кадастровая стоимость определена филиалом Учреждения в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности.

Заинтересованное лицо администрация муниципального образования «Шипицынское» не возражают относительно определения кадастровой стоимости здания в размере его рыночной стоимости.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежало здание пекарни с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, назначение нежилое, количество этажей – <данные изъяты> год завершения строительства - <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>. Указанный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ продан ФИО14

В соответствии с п. 15 ст. 378.2, п. 2 ст. 403 Налогового кодекса (в редакции Закона N 334-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Как разъяснено в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.

С учетом вышеуказанного, у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости 16 декабря 2013 года, обращение заявителя в суд является правомерным.

В соответствии с ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В силу ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратилась 21 апреля 2021 года, с нарушением срока, установленного вышеприведенными нормами права.

Учитывая, что по истечении установленного законом периода (24 марта 2018 года) в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, суд полагает необходимым восстановить административному истцу срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Кадастровая стоимость здания, принадлежащего административному истцу, определена органом кадастрового учета по состоянию на 05 марта 2015 года исходя из удельного показателя кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующего назначения, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 596-пп, (<данные изъяты> <данные изъяты>./кв.м.) и его площади (<данные изъяты> кв.м.), и составила 2 601 889 рублей 09 копеек. Результат определения кадастровой стоимости отражен в Акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости . В качестве основания определения кадастровой стоимости указано – изменение характеристик объекта недвижимости. Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 24 марта 2015 года.

В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Пунктом 1 приказа Росреестра от 12.05.2015 № П/210, зарегистрированного в Минюсте России 05.06.2015 за № 37545, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

На территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа такими полномочиями обладает филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Приказом Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 № 113 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» (далее – Порядок).

Согласно п. 1.3 данного Порядка результаты определения кадастровой стоимости здания, помещения отражаются в Акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Как следует из п. 3.1. Порядка кадастровая стоимость помещения в случае его образования, создания или изменения в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, кадастровая стоимость помещений которых установлена, определяется путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения (жилое, нежилое) в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства на площадь помещения.

В силу ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно представленному административным истцом отчету об оценке рыночной стоимости здания от 14 апреля 2021 года № 042/01/2021, составленному частнопрактикующим оценщиком, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 05 марта 2015 года составляет 567 000 рублей.

Данный отчет выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности специалистом, имеющим соответствующее образование и стаж работы в области оценочной деятельности.

Административные ответчики, заинтересованное лицо не оспорили отчет о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, не представили доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости объекта недвижимости, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли, в связи с чем, оснований сомневаться в достоверности представленного административным истцом отчета у суда не имеется. Также отсутствуют основания для назначения экспертизы по инициативе суда.

Таким образом, требование ФИО11 об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости подлежит удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В силу п. 4 ч. 3 ст. 3 названного закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.

Согласно п. 1 ч. 5 ст. 8 данного закона в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для внесения органом регистрации прав такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Датой подачи настоящего иска является 21 апреля 2021 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление ФИО11 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., адрес (местоположение): <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 567 000 рублей по состоянию на 05 марта 2015 года.

Датой подачи административного иска считать 21 апреля 2021 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.

Председательствующий                                                                     А.В. Панкова

3а-279/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Пувкоева Нина Валентиновна
Ответчики
ФГБУ ФКП Росреестра филиал по Архангельской области и НАО
Правительство Архангельской области
Управление Росреестра по Архангельской области и НАО
Другие
Администрация МО "Шипицынское"
Ерыкалов Алексей Владимирович
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Панкова Ангелина Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
26.04.2021Регистрация административного искового заявления
26.04.2021Передача материалов судье
27.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
27.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2021Судебное заседание
03.06.2021Судебное заседание
09.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее