Дело №2а-3272/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 августа 2018 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Морева Е.А.,
при секретаре Бебешко П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Воробьевой Анны Сергеевны, Воробьева Александра Львовича, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Воробьева Ивана Александровича к Администрации города Костромы о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Воробьева А.С., Воробьев А.Л., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Воробьева И.А., обратились в суд с иском к Администрации г. Костромы о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, мотивируя свои требования тем, что являются молодой семьей, брак зарегистрирован <дата>. Проживают и зарегистрированы по адресу: <адрес>, общая площадь жилого помещения составляет 232,5 кв.м. и находится в долевой собственности (13/50 доли принадлежит ФИО5 (<адрес>), 7/50 – ФИО6 (<адрес>), 6/50 – ФИО7 (<адрес>), 6/50 – ФИО8 (<адрес>), 18/50 – ФИО9 (<адрес>)). Из этих 232,5 кв.м. ФИО10 (<адрес>) узаконены 11,8 кв.м., а 11,9 кв.м. являются самовольно возведенной собственником <адрес> ФИО11 пристройкой. В <адрес>, площадью 74,1 кв.м., владельцем которой является ФИО12, зарегистрировано 8 человек: ФИО12, ФИО2, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО1, ФИО16, ФИО17 ФИО3 также проживает и зарегистрирован в указанной квартире по месту пребывания. Истцы были намерены встать на учет с целью реализации своих прав, предусмотренных программой «Обеспечение жильем молодых семьей». Администрацией г. Костромы в постановке истцов на учет было отказано, так как согласно выписке из ЕГРН от <дата>, в жилом доме по адресу: <адрес>, площадью 220,6 кв.м., из общего количества лиц, проживающих в нем (15 человек), каждый имеет в пользовании 14,71 кв.м. С этим доводом согласиться нельзя. Дом находится в долевой собственности. Фактически в пользовании истцов 18/50 долей, что составляет 74,1 кв.м. общей площади жилого помещения, то есть на каждого проживающего (8 человек) приходится по 9,26 кв.м. Таким образом, исходя из общего количества проживающих лиц, на семью ФИО21 приходится 18,52 кв.м. Вместе с тем, ФИО3 имеет право пользования в качестве члена семьи собственника жилым домом, общей площадью 64,1 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>. Исходя из общего количества лиц, проживающих в доме (5 человек) и имеющих право пользования им, на ФИО3 приходится 12,8 кв.м. Учитывая совокупную площадь вышеуказанных жилых помещений, истцы имеют в пользовании 31,32 кв.м., то есть обеспеченность их семьи, состоящей из трех человек, составляет по 10,44 кв.м. на каждого члена семьи, что меньше установленной учетной нормы. В связи с чем решение Администрации г. Костромы об отказе в постановке на учет считают незаконным. Кроме того, основанием к отказу в постановке на учет также послужило непредставление справки о данных технического учета в отношении вышеуказанных жилых помещений. Данные справки истцы смогли получить только в период с 25 июня по <дата> в отношении жилого помещения по адресу: <адрес> и с 25 июня по <дата> в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>. На основании изложенного просят признать незаконным решение Администрации г. Костромы об отказе в постановке на учет семьи ФИО21 от <дата>, обязать Администрацию <адрес> признать ФИО2, ФИО3, ФИО1 нуждающимися в улучшении жилищных условий и принять на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В судебном заседании истцы Воробьева А.С., Воробьев А.Л. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям. Не оспаривали то обстоятельство, что в адрес органов местного самоуправления при подаче заявления о постановке на учет на улучшение жилищных условий, справки о данных технического учета в отношении занимаемых ими жилых помещений не предоставлялись.
Представитель ответчика Администрации г. Костромы в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, в предыдущем судебном заседании представитель по доверенности Мелкумян А.С. исковые требования не признал, считал отказ в признании малоимущим семью истцов обоснованным.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что <дата> Воробьева А.С. обратилась в Администрацию г. Костромы с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с учетом членов ее семьи: мужа ФИО3 и несовершеннолетнего сына ФИО1. В качестве основания принятия на учет указано на отсутствие у заявителя и членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им праве собственности или по договору социального найма, а также наличие статуса «молодая семья».
Согласно письму Администрации г. Костромы от <дата> №исх-423/18 в признании семьи Воробьевой А.С. малоимущей отказано. В качестве основания к отказу указано на то, что обеспеченность семьи истца жилой площадью составляет 14,07 кв.м. на одного человека, что превышает установленную учетную норму. Кроме того Администрацией отмечено, что заявителем не представлены документы, предусмотренные п.4 ч.2 ст.5 Закона Костромской области от 15 ноября 2005 года №320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»: справки о данных технического учета на жилые помещения, расположенные по адресам: <адрес>.
На момент обращения с указанным заявлением ФИО2 и ее несовершеннолетний сын ФИО1 были зарегистрированы и проживали в жилом доме по адресу: <адрес>.
Ее супруг ФИО3 также проживал и был зарегистрирован по месту пребывания по указанному адресу.
Истцы, а также их несовершеннолетний сын ФИО1 вселены в спорную квартиру в качестве членов семьи собственника ФИО12 – матери ФИО2
При определении площади указанного жилого помещения суд полагает определить его в размере 220,6 кв.м. исходя из объяснений истцов, сведений Россреестра и БТИ. Согласно данным БТИ, общая площадь дома составляет 232,5 кв.м. Из объяснений истцов следует, что собственником <адрес> самовольно возведена пристройка к дому площадью 11,9 кв.м. До настоящего времени в установленном законом порядке право собственности на нее не признано. При таких обстоятельствах данная часть дома не может участвовать в гражданском обороте, и учитываться при определении площади, занимаемого истцами жилого помещения. Таким образом, площадь дома (без учета самовольно возведенной пристройки) составляет 220,6 кв.м., что соответствует записи в едином государственном реестре недвижимости. Истцами и представителем ответчика данные обстоятельства не оспаривались.
Данный дом находится в долевой собственности: 13/50 долей принадлежит ФИО5 (занимает <адрес>), 7/50 долей принадлежит ФИО6 (занимает <адрес>), 6/50 долей принадлежит ФИО7 (занимает <адрес>), 6/50 долей принадлежит ФИО8 (занимает <адрес>), 18/50 долей принадлежит ФИО12 (занимает <адрес>).
По сути, дом состоит из обособленных жилых помещений – пяти квартир, имеющих самостоятельные входы. Соглашение о порядке пользования жилым домом между собственниками не заключалось, доли в праве собственности на жилые помещения не выделялись.
На момент принятия оспариваемого решения органами местного самоуправления в <адрес> зарегистрированы по месту жительства: ФИО12 (собственник), ФИО2 (дочь собственника), ФИО13 (дочь), ФИО14 (сын), ФИО15 (муж), ФИО1 (внук), ФИО16 (внучка), ФИО17 (внучка), ФИО3 (зять).
Кроме того, в пользования ФИО3, как члена семьи собственника, находится жилой дом, общей площадью 64,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит на основании решения Нерехтского районного суда <адрес> от <дата> его матери ФИО19
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Статьей 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (часть 1).
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (часть 3).
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе(часть 4).
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 7).
Согласно ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Порядок ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен Законом Костромской области от 15 ноября 2005 г. N 320-ЗКО "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее - Закон).
В силу ст. 3 Закона учет граждан ведется органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) по месту жительства граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Частями 1 и 2 статьи 4 Закона предусмотрено, что на учет принимаются граждане, проживающие на территории Костромской области, признанные органами местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом Костромской области, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) по основаниям, предусмотренным законодательством. На учет могут быть приняты определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Костромской области иные категории граждан, признанные нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 5 Закона для принятия на учет гражданин представляет (направляет) в орган, осуществляющий принятие на учет, заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Форма заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении утверждается органами местного самоуправления (часть 1).
К заявлению гражданин прилагает, в том числе справку о данных технического учета по жилому помещению в жилом доме, выданную организацией по техническому учету и инвентаризации объектов недвижимости, если принятие на учет осуществляется на основании пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 2).
В силу ч.2.2 ст.5 Закона документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 2, 5 и 6 части 2 настоящей статьи, запрашиваются органом, осуществляющим принятие на учет в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если гражданин не представил указанные документы самостоятельно.
Таким образом, именно на заявителя возложена обязанность по предоставлению справок БТИ о данных технического учета в отношении жилых помещений, предоставленных им собственниками для проживания.
Согласно ст. 6 Закона по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных документов, указанных в части 2 статьи 5 настоящего Закона, орган, осуществляющий принятие на учет в течение 30 рабочих дней со дня принятия заявления о принятии на учет принимает решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет. Орган, осуществляющий принятие на учет, вправе принять решение об отказе в принятии на учет только по основаниям, предусмотренным статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (части 3, 4).
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что поскольку заявителем Воробьевой А.С. не были представлены документы, предусмотренные п.4 ч.2 ст.5 Закона Костромской области от 15 ноября 2005 года №320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», а именно справки о данных технического учета в отношении жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес>, Администрация г. Костромы с учетом положений п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ законно и обоснованно отказала ей в постановке ее семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
При этом доводы истцов о том, что со стороны сотрудника, осуществляющего прием документов им не было сообщено о необходимости предоставления дополнительных документов, правового значения не имеет, поскольку закон не предусматривает данное обстоятельство как безусловное основание постановки на жилищный учет. Отсутствие документов, которые могут быть предоставлены только заявителем, лишает орган местного самоуправления, возможности проверить нуждаемость истца в предоставлении жилого помещения.
Суд полагает необходимым отметить, что в настоящее время Воробьева А.С. не лишена возможности вновь обратиться в органы местного самоуправления по месту своего фактического проживания с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, представив все необходимые документы.
Вместе с тем, доводы администрации об обеспеченности семьи истца общей площадью жилого помещения на одного члена семьи выше учетной нормы, суд находит основанной на неправильном применении норм материального права.
Согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, жилого дома, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Реализация собственником правомочий владения и пользования жилым помещением, находящимся в долевой собственности, зависит от размера его доли в праве собственности на это жилое помещение и соглашения собственников.
По смыслу статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, применительно к жилому помещению как к объекту жилищных прав, а также с учетом того, что жилые помещения предназначены для проживания граждан, в отсутствие соглашения собственников жилого помещения о порядке пользования этим помещением участник долевой собственности имеет право на предоставление для проживания части жилого помещения, соразмерной его доле либо в большем (меньшем) размере, с учетом сложившегося фактического порядка пользования жилым помещением, находящимся в долевой собственности, по решению суда.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, ФИО12 принадлежит на праве собственности 18/50 доли жилого дома общей площадью 220,6 кв.м., что составляет 79,42 кв.м. При этом члены семьи ФИО12 не обладают правом пользования всем жилым домом, поскольку их права являются производными от прав ФИО12, которая вправе пользоваться только 18/50 доли жилого дома.
Остальные собственники жилого дома не являются членами семьи ФИО12, проживают в отдельных жилых помещениях (квартирах), общее хозяйство с ФИО12 не ведут.
Таким образом, исходя из доли в праве на жилое помещение ФИО12 и количества зарегистрированных в <адрес> граждан (8 человек), истец ФИО2 и ее несовершеннолетний сын ФИО1 как члены семьи собственника имеют в пользовании 19,86 кв.м.
С учетом площади жилого помещения, находящегося в пользовании истца ФИО3 по адресу: <адрес>, в размере 12,82 кв.м. обеспеченность жилым помещением семьи истцов составляет 32,68 кв.м., что менее учетоной нормы, установленной пунктом 2 решения Думы г. Костромы от 23.06.2005 года N 54 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Костроме", согласно которой учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на территории города Костромы, установлена в отдельном жилом помещении - в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
При таких обстоятельствах отказ Администрации города Костромы в признании семьи Воробьевой А.С. нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет является законным и обоснованным.
На основании изложенного исковые требования Воробьевой А.С. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175 – 181, 226 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░