Дело 2-638/2022
УИД 33RS0018-01-2022-000950-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2022 года город Судогда
Судогодский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего Куприянова А.В.,
при секретаре Фокиной В.В.,
с участием истца помощника прокурора Судогодского района Владимирской области Арапова И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Судогодского района Владимирской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц; к ООО «Комстройсервис» о возложении обязанности в многоквартирных жилых домах оборудовать люки выхода на кровлю запирающими устройствами,
у с т а н о в и л:
08.08.2022 прокурор Судогодского района Владимирской области, действующий в защиту неопределенного круга лиц, в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ООО «Комстройсервис» о возложении обязанности оборудовать люки выхода на кровлю запирающим устройством в многоквартирных жилых домах по адресам: поселок Головино Судогодского района Владимирской области, улица Советская, дом 19 «а», подъезд № 01; поселок Головино Судогодского района Владимирской области, улица Юбилейная, дом 11 «а», подъезд № 01.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в нарушение п.3.3.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170; в указанных многоквартирных жилых домах люки выхода на кровлю не оборудованы запорными устройствами (отсутствуют замки), имеется свободный доступ посторонних лиц на кровлю многоквартирных домов.
Отсутствие ограничений свободного доступа кровлю посторонних лиц, в том числе несовершеннолетних, создает опасность для их жизни и здоровья, создает угрозу террористической опасности; что явилось основанием обращения прокурора с настоящим иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Судогодского района Арапов И.С. поддержал исковые требования и настаивал на их удовлетворении по прежним основаниям; дополнительно просил установить ООО «Комстройсервис» срок для исполнения настоящего решения в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика ООО «Комстройсервис» (директор) Прокопенко И.В. для участия в судебном заседании не явился, в письменном обращении к суду просил рассмотреть дело в свое отсутствие, признал исковые требования прокурора в полном объеме; дополнительно указав, что на момент повторной проверки 20.09.2022 выявленные прокурором нарушения не были устранены.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 и ч.1.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, а также безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества,
Обязанность по выполнению указанных мероприятий возлагается на собственников жилья в многоквартирном доме, которые исполняют её посредством избрания одного из следующих способов управления: непосредственное управление собственниками, управление товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом, управление управляющей организацией.
Собственники жилья в указанных домах исполнили свою обязанность по организации управления домом и избрали способ управления посредством управляющей организацией ООО «Комстройсервис».
В соответствии с ч.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация принимает на себя обязательства осуществлять любую направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее Правила), которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта, жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, обеспечения выполнения нормативов по содержанию и ремонту жилищного фонда собственниками или управляющими организациями всех организационно-правовых форм (п.1.1).
В силу п.3.3.5 Правил входные двери или люки выхода на кровлю должны быть всегда закрыты на замок (один комплект ключей от которого необходимо хранить у дежурного диспетчера управляющей организации, а другой в одной из ближайших квартир), о чем делается соответствующая надпись на люке. При этом вход в чердачное помещение и на крышу следует разрешать только работникам организаций по обслуживанию жилищного фонда, непосредственно занятым техническим надзором и выполняющим ремонтные работы, а также работникам эксплуатационных организаций, оборудование которых расположено на крыше и в чердачном помещении.
Судом установлено и подтверждено представленными материалами дела, что многоквартирные жилые домах по адресам: поселок Головино Судогодского района Владимирской области, улица Советская, дом 19 «а»; поселок Головино Судогодского района Владимирской области, улица Юбилейная, дом 11 «а» – избрали способ управления управляющей организацией ООО «Комстройсервис».
Согласно актов проверки от 30.06.2022 и 20.09.2022, представленных прокурором, люки выхода на кровлю в указанных домах не оборудованы запорными устройствами, свободный доступ на кровлю не ограничен.
Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2010 № 390-Ф3 «О безопасности» (далее - Федеральный закон № 390-ФЭ) определено, что к основным принципам обеспечения безопасности в Российской Федерации относятся соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, и приоритет предупредите мер в целях обеспечения безопасности.
В силу ст.3 Федерального закона № 390-Ф3 деятельность по обеспечению безопасности включает в себя: прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом регулируется Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-Ф3).
Согласно п.6 ст.3 Федерального закона № 35-Ф3 антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения муниципального округа или городского округа, специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с п.3.1 ст.5 Федерального закона № 35-Ф3 юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В силу положений п.4 ст.5.2 Федерального закона № 35-Ф3 органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Правовые рамки государственной политики в области противодействия терроризму определены Концепцией противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 (далее - Концепция), а также Основами государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года, утвержденными Президентом РФ 15.11.2011 № Пр-3400.
Согласно п.12 Концепции противодействие терроризму в РФ осуществляется по следующим направлениям: предупреждение (профилактика) терроризма, борьба с терроризмом, минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма.
Достижение цели предупреждения (профилактики) терроризма осуществляется, в том числе, по такому направлению, как осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств (п.13 Концепции).
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
На основании п.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях м сооружениях должны быть устроены системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированно; вторжения.
Данные меры направлены на защиту прав неопределенного круга лиц, так как на основании ст.27 Конституции РФ и ст.1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», реализуя право на свободное определение места жительства или пребывания в многоквартирным жилых домах, вправе на законных основаниях находится граждане, круг которых не может быть установлен для привлечения для участия в рассмотрении дела судом. Кроме того, указанное нарушение создает угрозу террористической опасности для лиц, находящихся не только в данном жилом доме, но и в районе близлежащей застройки.
Одновременно суд признает, что отсутствие ограничений свободного доступа кровлю посторонних лиц, в том числе несовершеннолетних, создает опасность для их жизни и здоровья.
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом (ч.4.1 ст.198 ГПК РФ).
Таким образом, в результате бездействия ООО «Комстройсервис» по ограничению доступа посторонних лиц на кровлю вышеперечисленных многоквартирных жилых домов создается угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц и террористической опасности.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
Оценив в совокупности и исследовав в судебном заседании представленные доказательства, суд приходит к выводу о принятии признания иска ответчиком ООО «Комстройсервис», что является основанием для удовлетворения исковых требований прокурора Судогодского района; в том числе и по сроку исполнения (02 месяца), который признается судом разумным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора Судогодского района Владимирской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц; к ООО «Комстройсервис» о возложении обязанности оборудовать люки выхода на кровлю запирающим устройством в многоквартирных жилых домах удовлетворить.
Обязать ООО «Комстройсервис», расположенное в поселке Головино Судогодского района Владимирской области, улица Садовая, дом 01, почтовый индекс 601395; в течение двух месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу в многоквартирных жилых домах по адресам: поселок Головино Судогодского района Владимирской области, улица Советская, дом 19 «а», подъезд № 01; поселок Головино Судогодского района Владимирской области, улица Юбилейная, дом 11 «а», подъезд № 01 - оборудовать люки выхода на кровлю запирающими устройствами.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия во Владимирский областной суд путем представления апелляционной жалобы в Судогодский районный суд Владимирской области.
Председательствующий А.В.Куприянов