Решение по делу № 33а-160/2022 (33а-5962/2021;) от 14.12.2021

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Севодина О.В.                                           390020-01-2021-000868-02

№2а-703/2021

                                                                                                  № 33а-160/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 января 2022 года                                               г. Калининград

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего              Мухарычина В.Ю.,

судей                                              Гарматовской Ю.В., Куниной А.Ю.,

при секретаре                         Журавлевой М.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Калининградской области к Левковскому Валерию Александровичу о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу по апелляционной жалобе Левковского В.А. на решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 21 сентября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Гарматовской Ю.В., пояснения Левковского В.А., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Калининградской области обратилась в суд с административным иском, в котором просила взыскать с Левковского В.А. пени по транспортному налогу за 2015 год – 92,70 руб., недоимку по транспортному налогу за 2017 год – 2 063 руб. и пени – 90,90 руб., недоимку по транспортному налогу за 2018 год – 2063 рублей и пени 09,68 рублей.

Судом вынесено решение, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.

С Левковского В.А. в пользу МИ ФНС России № 7 по Калининградской области взыскана задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2017 г. в сумме 2063 руб., пени – 90,90 руб., по транспортному налогу с физических лиц за 2018 г. в сумме 2063 руб., пени – 9,68 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказано.

С Левковского В.А. в доход местного бюджета гор. Светлогорска взыскана государственная пошлина в сумме 400 руб.

В апелляционной жалобе Левсковский В.А. просит решение отменить, указывая, что транспортный налог начислен на автомобили, которые в настоящее время отсутствуют, однако он не может снять их с регистрационного учета.

Также настаивает на пропуске срока исковой давности по заявленным требованиям, последствия которого судом безосновательно не применены.

Межрайонной ИФНС № 7 по Калининградской области представлены возражения на апелляционную жалобу.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не просившего об отложении дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу п.1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

Согласно положениям ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

По смыслу приведенных норм Налоговый кодекс в качестве объекта налогообложения налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.

Согласно п.1 ст. 235 ГК РФ основанием прекращения права собственности на вещь является, в том числе, гибель или уничтожение этой вещи, влекущие полную и безвозвратную утрату такого имущества.

Право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи.

В силу п.3 ст. 3 НК РФ налоги должны иметь экономическое обоснование.

Исходя из указанных положений закона, доказательством отсутствия объекта налогообложения являются документированные и не опровергнутые налоговым органом сведения, подтверждающие, что налогооблагаемое транспортное средство полностью уничтожено.

Как следует из материалов дела, Левковский В.А. в 2017-2018 годах являлся собственником транспортных средств марки «Форд сиера», государственный регистрационный знак и «Опель омега», государственный регистрационный знак .

При этом административным ответчиком, как владельцем автомобилей данные транспортные средства не утилизировались и с регистрационного учета в органах ГИБДД, в порядке предусмотренном Правилами государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденными Приказом МВД Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 399, не снимались, что опровергает его доводы о полном уничтожении автомобилей, влекущем его полную и безвозвратную утрату.

При таких обстоятельствах суд первой инстанций пришел к правильному выводу о том, что Левковский В.А. является налогоплательщиком транспортного налога, поэтому обязан платить установленные законом налоги.

Положения о транспортном налоге, налоговых ставках, льготах, порядке и сроках уплаты транспортного налога установлены Законом Калининградской области от 16 ноября 2002 года № 193 «О транспортном налоге».

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налоговых уведомлений, направленных налоговым органом (п.3 ст. 363 НК РФ ).

В порядке ст. 52 НК РФ налоговый орган в адрес налогоплательщика в электронной форме направил налоговые уведомления:

от 04.07.2018 года об уплате налога за 2017, срок уплаты до 03.12.2018.

от 04.07.2019 об уплате налога за 2018 г. – срок уплаты до 02.12.2019.

Поскольку в установленный срок налог за 2017,2018 годы не был уплачен, налоговым органом выставлены требования.

Требование № об уплате налога на 24.05.2019 года в сумме 2063 руб. и пени 90,90 рублей в срок до 05 июля 2019 года, отправлено электронным способом ( п.6 ст. 69 НК РФ).

Между тем, данное требование выставлено налоговым органом с нарушением сроков, установленных законом по налоговому периоду за 2017 г., поскольку в силу ст. 70 НК РФ требование подлежало направлению ответчику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога за налоговый период 2017 г., т.е. до 03 марта 2019 г.

Требование № об уплате налога на 25.12.2019 года в сумме 2063 руб. и пени 9,68 рублей в срок до 05 февраля 2020 года, отправлено электронным способом, с соблюдением сроков в ст. 70 НК РФ в редакции, действовавшей в период уплаты налога за 2018 год.

Однако при несоблюдение налоговым органом срока направления требования об уплате налога за 2017 год, установленного ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней. Исчисление установленного данным Кодексом принудительного взыскания налога с физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, производится исходя из совокупности сроков, установленных в ст.ст. 70 и 48 НК РФ.

Согласно ст. 48 п.1 и п. 2 в редакции на дату уплаты налога за 2017 год, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Таким образом, с учетом указанных положений закона, суд первой инстанции верно указал, что для уплаты налога за 2018 год Левковскому В.А. был установлен срок до 05.02.2020, после чего, вследствие неисполнения обязанности по уплате налога размер недоимки превысил 3000 руб., в связи с чем у инспекции возникла возможность обратиться за взысканием недоимки в судебном порядке. С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился 13.07.2020, то есть в пределах шестимесячного срока.

Вопреки доводам апелляционной жалобы обоснованно налоговая инспекция воспользовалась и правом на обращение за выдачей судебного приказа.

В соответствии с п.6 ч.1 ст. 387 КАС РФ в административном исковом заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В подтверждение этого к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается копия определения судьи об отмене судебного приказа (часть 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таким образом законом предусмотрены последовательные меры по взысканию налоговым органом налоговой задолженности, а именно, первоочередной является подача заявления о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - предъявление административного иска.

С учетом неисполнения требования, образования задолженности за 2017,2018 годы свыше трех тысяч рублей, налоговый орган обратился 12.07.2020 года (шесть месяцев после 05 февраля 2020 года) с заявлением о вынесении судебного приказа, который был вынесен мировым судьей 16 июля 2020 года.

В связи с поступившими возражениями налогоплательщика определением мирового судьи от 13 ноября 2020 года судебный приказ отменен.

Вопреки доводам жалобы, установленный ст. 48 НК РФ срок для подачи административного искового заявления налоговым органом не пропущен при том, что заявление о выдаче судебного приказа подано 12.07.2020 года в пределах шести месяцев со дня истечения срока, установленного для добровольного исполнения требования об уплате налога и пени и образования налоговой задолженности в сумме свыше 3000 рублей.

После отмены 13.11.2020 года судебного приказа административное исковое заявление в пределах шести месяцев направлено в суд 12 мая 2021 года, что подтверждается отметкой почтовой службы об отправлении искового заявления именно 12.05.2021 года.

Таким образом, установленные налоговым законодательством для взыскании налога и пени за 2017,2018 годы процессуальные сроки, вопреки доводам апелляционной жалобы, налоговым органом соблюдены в полной мере.

Ссылка в жалобе на пропуск таких сроков необоснованна, противоречит положениям ст. 48 НК РФ о сроках обращения в суд с учетом размера задолженности.

Поскольку налогоплательщиком своевременно не была исполнена обязанность по уплате налога, истец правомерно, в соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ, начислил пени за период с 02.12.2018 по 23.05.2019 в сумме 90,90 руб. (за 2017 год), и с 03.12.2019 по 24.12.2019 в размере 9,68 руб. (за 2018 год).

При этом суд обоснованно отказал во взыскании пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 92,70 руб., включенных в общий размер недоимки по пени в размере 13 549,87 руб., указанной в требовании № 31856 (л.д. 29) со сроком уплаты 15 августа 2017 года, в связи с пропуском административным истцом установленного ст. 48 НК РФ срока обращения о взыскании вышеуказанной недоимки.

С учетом изложенного оснований к отмене решения не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 21 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 января 2022 года.

Председательствующий:

Судьи:

33а-160/2022 (33а-5962/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Калининградской области
Ответчики
Левковский Валерий Александрович
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Гарматовская Юлия Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.kln.sudrf.ru
16.12.2021Передача дела судье
11.01.2022Судебное заседание
17.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2022Передано в экспедицию
11.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее