УИД: 04RS0021-01-2023-005238-65
№ 2-407/2024
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Дело № 33-2077/2024
Судья Наумова А.В.
поступило 28 мая 2024 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 24 июня 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Вагановой Е.С.,
судей коллегии Базарова В.Н., Рабдановой Г.Г.,
при секретаре Эрдынеевой О.Ж.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потаповой Т.Л., Мороковой Е.Е., Пронькиной Э.К.-О., Мигуновой Л.М., Патрушевой В.М., Танхаевой А.С., Цыдыповой А.Р., Восканянц К.Е., Ленхобоевой Н.В., Соктоева С.С., Ямпиловой В.Г., Минеева А.В., Булдаевой Е.В. к ПАО «ТГК № 14», ООО «Жилищный участок № 1» о возложении обязанности аннулировать суммы доначислений, произвести замену общедомового (коллективного) узла учета тепловой энергии жилого дома по апелляционной жалобе представителя ответчика ПАО «ТГК-14» Чердонова О.А. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 21 марта 2024 г., которым постановлено:
Исковые требования Мороковой Е.Е. (СНИЛС ...), Потаповой Т.Л. (ИНН ...), Пронькиной Э.К.-О. (СНИЛС ...), Мигуновой Л.М. (СНИЛС ...), Патрушевой В.М. (СНИЛС ...), Танхаевой А.С. (СНИЛС ...), Цыдыповой А.Р. (СНИЛС ...), Восканянц К.Е. (СНИЛС ...), Ленхобоевой Н.В. (СНИЛС ...), Соктоева С.С. (СНИЛС ... Ямпиловой В.Г. (СНИЛС ...), Минеева А.В. (СНИЛС ...), Булдаевой Е.В. (СНИЛС ...) удовлетворить частично.
Обязать ПАО «ТГК-14» (ИНН ...) в течение 5 дней со дня вступления в законную силу решения суда исключить из лицевых счетов по квартирам № ... по <...> суммы оплаты за отопление, доначисленной по результатам произведенной корректировки платы за отопление за период с 01 ноября 2022 года по 01 декабря 2023 года.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с ПАО «ТГК-14» (ИНН ...) в доход муниципального образования г. Улан-Удэ расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 900 руб.
Определением суда от 29 марта 2024 года внесены исправления в резолютивную часть решения Советского районного суда г. Улан-Удэ от 21 марта 2024 года по гражданскому делу № 2-407/2024, указав правильно СНИЛС Танхаевой А.С. ..., СНИЛС Восканянц К.Е. ..., период корректировки с 01 ноября 2022 года по 31 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Базарова В.Н., выслушав истцов Морокову Е.Е., представляющую свои интересы, а также интересы истцов Танхаевой А.С., Пронькиной Э.К.-о., Восканянц К.Е., Патрушеву В.М., Минеева А.В., Булдаеву Е.В., Потапову Т.Л., представителей ответчиков ПАО "ТГК-14" Калашникову Т.К., УК "Жилищный участок-1" – Доржиеву С.Б., представителя третьего лица МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ" Цыдыпова С.А., третьихлиц Панькову Н.В., Долхонову Э.З., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы и возражения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы Морокова Е.Е., Потапова Т.Л. обратились в суд с иском, требуя обязать филиал «Теплоэнергосбыт Бурятии» ПАО «ТГК № 14» аннулировать из лицевых счетов собственников квартир в многоквартирном доме суммы доначислений по оплате за тепловую энергию (отопление), предъявленные к оплате в декабре 2023 года, а именно истцу Потаповой Т.Л. – 13 829,40 руб., Мороковой Е.Е. – 13 260, 55 руб.; обязать управляющую компанию «Жилищный участок № 1» незамедлительно произвести замену общедомового (коллективного) узла учета тепловой энергии жилого дома по ул. Профсоюзная, д. 33 за свой счет.
В обоснование требований в иске указано, что истцы являются собственниками помещений в многоквартирном доме по <...>, коммерческих помещений в доме не имеется. Обслуживание дома осуществляет управляющая компания ООО «Жилищный участок № 1». ПАО «ТГК-14» самостоятельно подготовлены технические условия, проведены конкурсные процедуры по выбору подрядной организации на разработку проектной документации и монтаж прибора учета, а также согласование проекта и осуществление допуска его в эксплуатацию. Общая стоимость узла учета составила 365 562,01 руб. Введенный прибор учета СТУ-1 с момента его установки регистрировал некорректные показания (нештатная ситуация) и фактическое потребление тепловой энергии по дому не принималось для расчета за потребленную тепловую энергию. Несмотря на неоднократные обращения собственников помещений, управляющей организации, ПАО «ТГК 14» на протяжении трех отопительных сезонов (2014/2015 гг., 2015/2016 гг., 2016/2017 гг.) не принимались меры для организации учета. ПАО «ТГК-14» направил теплосчетчик на ремонт на завод – изготовитель в г. Чебоксары и по возврату теплосчетчик был установлен. Начиная с 2018 года расчет производится с учетом показаний теплового счетчика. В период с мая 2023 года по сентябрь 2023 года в доме отсутствовала горячая вода в связи с ремонтом системы отопления в Советском районе г. Улан-Удэ. После проведения поверки узла учета тепловой энергии владельцам квартир пришли уведомления от ПАО «ТГК-14» о проведении перерасчета, согласно которого доначисления составляют от 13 000 руб. и выше без расчета указанных сумм. С октября 2022 года счетчик находился в неисправном состоянии, перерасчет в виде доначисления составлен за период ноябрь, декабрь 2022 года и 2023 год, расчет произведен по нормативу. Управляющей организации было известно о неисправности прибора учета с ноября 2022 года. Узел учета тепловой энергии не исправен на протяжении всего отчетного года, однако собственников не поставили в известность своевременно и не устранили неполадку, возложив ответственность на потребителей, не имеющих доступа к узлу учета тепловой энергии. Доначисления должны оплачиваться за счет управляющей компании.
Замена вышедшего из строя общедомового прибора учета является работой по содержанию и текущему ремонту общего имущества. Его обслуживание и ремонт должны быть запланированы управляющей организацией в рамках работы по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и проводиться за счет средств, которые жители дома ежемесячно вносят за содержание жилого помещения. Самовольное введение управляющей организацией дополнительного взноса на замену ОДПУ считается нарушением. Управляющая организация должна произвести замену теплосчетчика своими силами.
Определением суда от 09 января 2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Пронькина Э.К.-о, Арсланова А.С., Панькова Н.В., Мигунова Л.М., Ленхобоева Н.В., Амасова С.Ф., Ямпилова В.Г., Занданова Г.А., Настащук А.А., Соктоев С.С., Мангадаева В.И., Булдаева Е.В., Ларионов А.А., Минеев А.В., Долхонову Э.З., Восканянц К.Е., Ботоева Ф.П., Потапова Н.С., Петрова Э.В., Бадиева П.С., Урханова Е.С., Батодалаев А.Д., несовершеннолетний Батодалаев Б.Д. в лице законного представителя, Цыдыпова А.Р., Батодалаева Ж.С., Медведева Н.Н., Танхаев С.П., Танхаева А.С., Дымбрылова М.С., Паньков Н.Н.
Определением суда в связи со смертью Медведевой Н.Н., произведено процессуальное правопреемство, третье лицо Медведева Н.Н. заменена на наследников Куприянова И.В., Куприянову Н.В.
Определением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 31 января 2024 года приняты исковые требования и соистцами признаны Пронькина Э.К.-о., Мигунова Л.М., Патрушева В.М., Танхаева А.С., Цыдыпова А.Р., Восканянц К.Е., Ленхобоева Н.В., Соктоев С.С., Ямпилова В.Г., Минеев А.В., Булдаева Е.В.
Истцы Танхаева А.С., Пронькина Э.К.-о. требовали обязать ПАО «ТГК-14» аннулировать из лицевого счета собственников квартир 1,7 суммы доначислений по оплате за тепловую энергию (отопление), предъявленные к оплате в декабре 2023 года, а именно по квартире № 1 <...> принадлежащей Пронькиной Э.К.о. – 13 686,41 руб., по квартире <...>, принадлежащей Танхаевой А.С. – 13 729, 31 руб., обязать управляющую компанию ООО «Жилищный участок -1» незамедлительно произвести замену общедомового (коллективного) узла учета тепловой энергии жилого дома по <...> за свой счет.
Истец Патрушева В.М. просила обязать ПАО «ТГК-14» аннулировать из лицевого счета собственника квартиры сумму доначислений по оплате за тепловую энергию (отопление), предъявленную к оплате в декабре 2023 года – 6 478,49 руб., обязать управляющую компанию ООО «Жилищный участок -1» незамедлительно произвести замену общедомового (коллективного) узла учета тепловой энергии жилого дома по ул. <...> за свой счет.
Истец Минеев А.В. просил обязать ПАО «ТГК-14» аннулировать из лицевого счета собственника квартиры сумму доначислений по оплате за тепловую энергию (отопление), предъявленную к оплате в декабре 2023 года – 14 000 руб., обязать управляющую компанию ООО «Жилищный участок -1» незамедлительно произвести замену общедомового (коллективного) узла учета тепловой энергии жилого дома по ул. <...> за свой счет.
Истец Восканянц К.Е. просил обязать ПАО «ТГК-14» аннулировать из лицевого счета собственника квартиры сумму доначислений по оплате за тепловую энергию (отопление), предъявленную к оплате в декабре 2023 года – 13 743,6 руб., обязать управляющую компанию ООО «Жилищный участок -1» незамедлительно произвести замену общедомового (коллективного) узла учета тепловой энергии жилого дома по ул. <...> за свой счет.
Истец Соктоев С.С. просил обязать ПАО «ТГК-14» аннулировать из лицевого счета собственника квартиры сумму доначислений по оплате за тепловую энергию (отопление), предъявленную к оплате в декабре 2023 года – 17 633,64 руб., обязать управляющую компанию ООО «Жилищный участок -1» незамедлительно произвести замену общедомового (коллективного) узла учета тепловой энергии жилого дома по ул. <...> свой счет.
Истец Булдаева Е.В. просила обязать ПАО «ТГК-14» аннулировать из лицевого счета собственника квартиры сумму доначислений по оплате за тепловую энергию (отопление), предъявленную к оплате в декабре 2023 года – 16 503,73 руб., обязать управляющую компанию ООО «Жилищный участок -1» незамедлительно произвести замену общедомового (коллективного) узла учета тепловой энергии жилого дома по ул. <...> за свой счет.
Истец Мигунова Л.М. просила обязать ПАО «ТГК-14» аннулировать из лицевого счета собственника квартиры сумму доначислений по оплате за тепловую энергию (отопление), предъявленную к оплате в декабре 2023 года – 13 614,91 руб., обязать управляющую компанию ООО «Жилищный участок -1» незамедлительно произвести замену общедомового (коллективного) узла учета тепловой энергии жилого дома по ул. <...> за свой счет.
Истец Ленхобоева Н.В. просила обязать ПАО «ТГК-14» аннулировать из лицевого счета собственника квартиры сумму доначислений по оплате за тепловую энергию (отопление), предъявленную к оплате в декабре 2023 года – 13 790 руб., обязать управляющую компанию ООО «Жилищный участок -1» незамедлительно произвести замену общедомового (коллективного) узла учета тепловой энергии жилого дома по ул. <...> за свой счет.
Истец Ямпилова В.Г. просила обязать ПАО «ТГК-14» аннулировать из лицевого счета собственника квартиры суммы доначислений по оплате за тепловую энергию (отопление), предъявленные к оплате в декабре 2023 года по квартире № ... – 16 300 руб., по квартире № ... – 9 479 руб., по квартире № ... – 13 850 руб., обязать управляющую компанию ООО «Жилищный участок -1» незамедлительно произвести замену общедомового (коллективного) узла учета тепловой энергии жилого дома по <...> за свой счет.
Истец Цыдыпова А.Р. просила обязать ПАО «ТГК-14» аннулировать из лицевого счета собственника квартиры сумму доначислений по оплате за тепловую энергию (отопление), предъявленную к оплате в декабре 2023 года – 6 492,17 руб., обязать управляющую компанию ООО «Жилищный участок -1» незамедлительно произвести замену общедомового (коллективного) узла учета тепловой энергии жилого дома по ул. <...> за свой счет.
Определением суда от 31 января 2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены МКУ «Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ», ЗАО Фирма «Тесс– Инжиниринг».
В судебном заседании истец Морокова Е.Е., представляющая свои интересы, а также интересы истцов Танхаевой Е.Е., Пронькиной Э.К.-о. на основании доверенности, требования поддержала по указанным в иске доводам, пояснила, что со стороны управляющей организации имело место ненадлежащее исполнение обязательств, своевременно не принимались меры к проведению ремонтных работ, также ПАО «ТГК-14» не было проявлено осмотрительности, ПАО «ТГК-14» должны взыскать доначисление с управляющей организации, а не с потребителей, отсутствие расходомеров влечет доначисление, убытки для потребителей тепловой энергии, суммы доначислений подлежат аннулированию. Если прибор учета 2009 года выпуска, срок его службы истек.
В судебном заседании истец Потапова Т.Л. исковые требования поддержала, пояснила, что со стороны сотрудников управляющей организации усматривается халатность, доначисление не соответствует фактическому потреблению.
В судебном заседании истец Минеев А.В. заявленные требования поддержал, пояснил, что с момента установки прибора учета он нормально не работал, каждый год с ним возникают проблемы.
В судебном заседании представители ответчика ПАО «ТГК -14» Чердонов О.А., Калашникова Т.К., действующие на основании доверенности, требования не признали, указав на их необоснованность, пояснили, что доначисление произведено обоснованно, было потребление тепловой энергии, общедомовой прибор учета тепловой энергии до момента истечения срока поверки передавал показания по общему вводу, которые были учтены, альтернативного расчета нет. ПАО «ТГК-14» не усмотрело оснований вмешиваться в текущую хозяйственную деятельность управляющей организации.
В судебном заседании представители ответчика управляющей организации ООО «Жилищный участок-1» Доржиева С.Б., Утесов А.А., Гаврилов А.Е., действующие на основании доверенности, требования не признали, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях, указали, что общедомовой прибор учета находится в удовлетворительном состоянии. Представитель Доржиева С.Б. пояснила, что своевременно проводились мероприятия по поверке прибора учета, обязанность по установке общедомового прибора учета возлагается на собственников помещений многоквартирного дома, общедомовой прибор учета был установлен, введен в коммерческий учет, работает, представители управляющей организации выразили несогласие с доводами, изложенными в ответе на запрос суда ЗАО Фирма «Тэсс Инжиниринг» о недостаточной квалификации. Представитель Гаврилов А.Е. пояснил, что все было предпринято для нормальной работы прибора учета, в настоящее время потребители оплачивают ниже норматива, если по нормативу 56 руб. за 1 Гкал, они оплачивают 50 руб., то есть эффективность от работы прибора учета имеется. Не рекомендуется в отопительный сезон снимать прибор учета, поэтому было принято решение дождаться срока очередной поверки, одновременно провести поверку и ремонт.
Третье лицо Долхонова Э.С. в судебном заседании поддержала представленные в суд письменные пояснения из которых следует, что она оплачивает коммунальные услуги, в том числе было оплачено за установку общедомового прибора учета, в ноябре 2023 года увеличился размер платы за отопление до 2 258,91 руб. (размер платежа увеличился на 544,37 руб.), также произведено доначисление за отопление в сумме 6 453,59 руб., которое Долхоновой Э.С. оплачено, в августе производилась оплата за поверку общедомового прибора учета. Долходнова Э.С. поддержала требования в части аннулирования из лицевых счетов сумм доначислений.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора МКУ «Управление муниципальной жилищной инспекции» Цыдыпов С.А., действующий на основании доверенности, требования истцов поддержал, пояснил, что при открытой системе ГВС, должен быть учет тепловой энергии по системе ГВС, должно определяться количество Гкал, неисправность прибора учета должна быть устранена в течение 2 месяцев собственниками, в течение 3 месяца неисправность должна устранить ресурсоснабжающая организация, в течение 3 месяцев расчет ведется по среднемесячному потреблению.
Районный суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца ПАО «ТГК -14» Чердонов О.А. просит отменить решение суда в части возложения на ПАО ТГК -14 обязанности исключить из лицевых счетов по квартирам №№<...>, суммы оплаты доначисленной по результатам произведенной корректировки платы за отопление за период с 01 ноября 2022 года по 31 октября 2023 года., принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что при принятии решения судом неправильно применены нормы материального права, а само решение принято с нарушением норм процессуального права. В данном случае в силу прямого указания закона размер платы за отопление при отсутствии показаний приборов учета на линии горячего водоснабжения рассчитывается исходя из утвержденного норматива потребления. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего - шестого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды. Данный способ подсчета применяется в случае применения формул 1(1) и 3(4) приложения №2 к указанным Правилам, по которым осуществляется расчет размера платы за отопление по дому №33 по ул. Профсоюзная г. Улан-Удэ. Во исполнение статьи 19 Закона о теплоснабжении в спорном случае коммерческий учет тепловой энергии обеспечен: общедомовой прибор учета тепловой энергии (далее-ОДПУ) работал на общем вводе в многоквартирный дом, который оснащен открытой системой водоразбора. Вывод из коммерческого учета всего ОДПУ, то есть на общем вводе, для целей обслуживания расходомеров на линии горячего водоснабжения в рассматриваемом случае представляется необоснованным и противоречащим части 1 статьи 13 Закона об энергосбережении. Данная норма предусматривает, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. То есть, несмотря на вывод приборов учета на линии горячего водоснабжения, приборный учет тепловой энергии на общем вводе должен быть обеспечен. Пункт 111 Правил коммерческого учета тепловой энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 императивно устанавливает, что в отношении граждан - потребителей коммунальных услуг, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок определения объема потребленной тепловой энергии, теплоносителя устанавливается в соответствии с жилищным законодательством, т.е. Правилами предоставления коммунальных услуг. Такой способ подсчета объема (количества) тепловой энергии применен в спорном случае. Суд первой инстанции, указывая, что проведенная корректировка размера платы за отопление с учетом применения вышеуказанного способа определения объема тепловой энергии не соответствует действующему законодательству, не указал, каким именно законодательным нормам не соответствует эта корректировка. Кроме того, обжалуемое решение приводит к существенному нарушению баланса интересов сторон по делу и создает правовую неопределённость в их правоотношениях. Нарушение баланса интересов заключается в том, что обжалуемым решением потребители фактически освобождены от оплаты тепловой энергии. О том, что потребление тепловой энергии в период спорной корректировки (01.11.2022-31.10.2023) на общем вводе было больше, чем в предшествующий период (01.11.2021-31.10.2022), свидетельствует сравнение их объемов. Факторы, свидетельствующие о том, что корректировка размера платы за отопление должна быть в сторону доначисления, Обществом так же приведены - низкая температура наружного воздуха, увеличение тарифа на тепловую энергию произошло с 01.12.2022 согласно приказу РСТ РБ от 22.11.2022 № 2/126 на 184,98 руб. или на 8,3% (с 2223,32 руб. до 2408,30 руб.). Доказательств иного объема потребления тепловой энергии нет. Неопределённость в правоотношениях заключается в том, что при увеличении объема (количества) потребленной тепловой энергии на общем вводе и при прямом указании пункта 42 (1), пункта 3(4) Приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг необходимости ведения корректировки размера платы за отопление, обжалуемое решение приводит к невозможности проведения такой корректировки, поскольку иной способ определения объема (количества) потребленной тепловой энергии на нужды отопления отсутствует.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ПАО «ТГК-14» Калашникова Т.К. доводы апелляционной жалобы поддержала, пояснила, что требования по замене общедомового прибора учета собственниками действительно заявлялись.
Представитель ответчика УК «Жилищный участок-1» Доржиева С.Б. считает, что решение Советского районного суда г. Улан-Удэ незаконно, пояснила, что все мероприятия по обслуживанию прибора учета проводились, на рост тепловой энергии повлияли сложные погодные условия, трехкратное повышение тарифа на тепловую энергию и площадь квартир.
В суде апелляционной инстанции истцы Морокова Е.Е., Потапова Т.Л., Восканянц К.Е., Патрушева В.М., Минеев А.В., Булдаева Е.В., третьи лица Панькова Н.В., Долхонова Э.З. в суде апелляционной инстанции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ" Цыдыпов С.А. в суде апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении жалобы, считает, что длительное бездействие ответчиков может привести к увеличению платы.
Истцы Пронькина Э.К.-о., Мигунова Л.М., Танхаева А.С., Цыдыпова А.Р., Ленхобоева Н.В., Соктоев С.С., Ямпилова В.Г., третьи лица Арсланова А.С., Амасова С.Ф., Занданова Г.А., Настащук А.А., Мангадаева В.И., Ларионов А.А., Ботоева Ф.П., Потапова Н.С., Петрова Э.В., Бадиева П.С., Урханова Е.С., Батодалаев А.Д., Батодалаев Б.Д. в лице законного представителя, Батодалаева Ж.С., Танхаев С.П., Дымбрылова М.С., Паньков Н.Н., Куприянов И.В., Куприянова Н.В., представитель третьего лица ЗАО Фирма "Тесс-Инжиниринг" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц. При этом суд исходит из того, что участникам процесса известно о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, а в соответствии с пунктом 1 статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) в целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности определены правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Статьей 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами (часть 1).
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2).
Из положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491), следует, что коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Исполнитель коммунальных услуг в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом, содержащим положения об обслуживании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и в силу пункта 5 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации должен обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе обеспечение исполнителем надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемых ресурсов.
Таким образом, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом обязанность собственников по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета переходит к лицу, ответственному за содержание общего имущества в многоквартирном доме за счет платы за содержание жилого помещения.
Согласно части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ в случае неустранения до истечения двух месяцев с момента выявления нарушения требований указанного закона в части обязательного учета потребляемых энергоресурсов соответствующими приборами учета, а также при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления, ресурсоснабжающие организации обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников таких приборов учета.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в многоквартирном доме по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Профсоюзная, д. 33, централизованная система отопления, горячего водоснабжения. Система горячего водоснабжения осуществляется через открытый водоразбор.
В указанном жилом доме 02 октября 2014 года установлен общедомовый прибор учета тепловой энергии, принятый ПАО "ТГК-14". Узел учета на момент его установки был оборудован следующими средствами измерений: тепловычислитель - СТУ-1, заводской номер ..., электронный блок ..., заводской номер ..., расходомер по ГВС УПР № 1 (под.тр.) заводской номер ..., расходомер по ГВС УПР № ... (обр.тр.) заводской номер ..., расходомер по с/о УПР № ... заводской номер ..., расходомер по с/о УПР № ... заводской номер ..., ТПС по ГВС/под, ТПС по ГВС/обр, ТПС по СО/под, ТПС по СО/обр. Стоимость прибора учета составила 365 562,31 руб.
Суду представлены паспорта ультразвукового теплосчетчика СТУ-1, ультразвукового расходомера ... модель ....
Помещения в указанном доме индивидуальными приборами учета тепловой энергии не оснащены.
Из материалов дела следует, что собственниками многоквартирного дома № <...> выбран способ управления – управляющей организацией, каковой является ООО «Жилищный участок -1».
13 июня 2023 года между собственниками жилого дома и ООО «Жилищный участок -1» заключен договор управления многоквартирным домом.
Обслуживает общедомовой прибор учета управляющая организация.
Согласно пункту 94 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034 (далее - Правила N 1034), коммерческому учету тепловой энергии, теплоносителя подлежат количество тепловой энергии, используемой, в том числе, в целях горячего водоснабжения, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении.
В силу пункта 97 Правил N 1034 в открытых и закрытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) определяются:
а) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу;
б) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу за каждый час;
в) среднечасовая и среднесуточная температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
Согласно пункту 100 Правил N 1034, в открытых системах теплопотребления дополнительно определяются:
а) масса (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системах горячего водоснабжения;
б) среднечасовое давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
Из системного толкования совокупности приведенных нормативных требований в их взаимосвязи следует, что в отопительный период для учета расхода теплоносителя, идущего на нужды горячего водоснабжения, необходимо, чтобы в соответствии с пунктом 100 Правил N 1034 в системе горячего водоснабжения были установлены приборы учета горячей воды, фиксирующие массу (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системе горячего водоснабжения, а также давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета: это расходомеры, учитывающие объем теплоносителя, приборы, учитывающие гигакалории, либо преобразователи расхода электромагнитные ПРЭМы, учитывающие как расход, так и гигакалории теплоносителя.
Из обстоятельств дела следует, что узел учета тепловой энергии многоквартирного дома позволяет вести учет расхода теплоносителя, идущего на нужды горячего водоснабжения.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354.
Жилищным законодательством установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 67, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также установлена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Определение порядка расчета размера платы за коммунальную услугу законодателем отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Расчет платы за коммунальную услугу по отоплению регламентируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства от 06 мая 2011 г. N 354.
Абзацем первым пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, предусмотрено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В соответствии с абзацем 3 этого же пункта, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Гарантирующим поставщиком тепловой энергии в виде отопления и горячего водоснабжения в г. Улан-Удэ является ПАО «ТГК-14».
В результате корректировки по лицевым счетам помещений дома ответчик ПАО «ТГК-14» произвел доначисление платы за услугу отопления за период с 01 ноября 2022 года по 31 октября 2023 года, с которым не согласились собственники квартир, что послужило поводом для обращения в суд. В результате доначисления жильцам необходимо доплатить за потребленное тепло 357 086,47 руб., в том числе по квартире № ... – 13 686,40 руб., (а не 13 686,41 руб. как указано в иске), по квартире № ... – 13 614,90 руб. (а не 13 614,91 руб. как указано в иске), по квартире № ... - 6 478,5 руб., по квартире № ... – 13 729,30 руб. (а не 13 729,31 руб. как указано в иске), по квартире № ... – 6 492,79 руб. (в иске указано 6 492,17 руб.), по квартире № ... – 13 743,6 руб., по квартире № ... – 9 510,44 руб. (а не 13 260,55 руб. как указано в иске, по квартире № ... – 13 786,5 руб. (а не 13 790 руб. как указано в иске), по квартире № ... – 15 645,74 руб. (а не 17 633,64 руб. как указано в иске), по квартире № ... – 16 289,24 руб. (а не 16 300 как указано в иске), по квартире № ... – 13 715 руб. (а не 14 000 руб., как указано в иске), по квартире № ... – 16 503,74 руб. (в иске указано 16 503,73 руб.), по квартире № ... – 9 467,54 руб. (а не 9 479 как указано в иске), по квартире № ... – 13 829,40 руб.(а не 13 850 руб. как указано в иске), по квартире № ... - 13 829,40 руб.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости истец Морокова Е.Е. является собственником кв.... площадью ... кв.м., истец Пронькина Э.К.-о. является собственником квартиры № ..., площадью ... кв.м., истец Ленхобоева Н.В. является собственником квартиры № ... площадью ... кв.м., истец Ямпилова В.Г. является собственником квартиры № ... площадью ... кв.м., № ... площадью ... кв.м., № ... площадью ... кв.м., истец Мигунова Л.М. является собственником квартиры № ... площадью ... кв. м., истец Восканянц К.Е. является собственником квартиры ... площадью ... кв.м., истец Булдаева Е.В. является собственником квартиры № ... площадью ... кв.м., истец Соктоев С.С. является собственником кв. 14 площадью ... кв.м., собственником квартиры № 6 площадью ... кв.м. является Патрушева В.М., в общей совместной собственности истца Танхаевой А.С. находится кв. ... площадью ... кв.м., в общей долевой собственности истца Цыдыповой А.Р. находится кв. ... площадью ... кв.м., в общей долевой собственности Потаповой Т.Л. находится кв. ... площадью ... кв.м., в общей долевой собственности Минеева А.В. находится квартира ... площадью ... кв.м.
19 октября 2022 года управляющей компанией ООО «Жилищный участок -1» была направлена в «Теплоэнергосбыт Бурятии» филиал ПАО «ТГК-14» заявка о направлении инспектора для распломбировки линии ГВС.
Из материалов дела также следует, что 20 октября 2022 года инженером по работе с приборами учета «Теплоэнергосбыт Бурятии» филиала ПАО «ТГК-14» ФИО93 в присутствии сотрудника ООО «ЖУ-1» ФИО94 из коммерческого учета выведена система учета ГВС с момента возникновения неисправности 18 сентября 2022 года. В качестве причины указано, что при обследовании общедомового прибора учета тепловой энергии и теплоносителя марки СТУ-1 заводской номер ..., установленного в жилом многоквартирном доме по адресу: <...> произведено распломбирование элементов ОДПУ по системе учета ГВС в связи с некорректной работой прибора учета, сняты пломбы с двух расходомеров УПР -... зав. № ... и УПР -... зав. № ....
Пломбы сняты с расходомеров учета горячей воды.
То есть, с сентября 2022 года из коммерческого учета была выведена система учета ГВС, тем самым расчет потребленной тепловой энергии затраченной на горячее водоснабжение не производился.
Как следует из пояснений представителей управляющей компании ООО «Жилищный участок -1» теплосчетчик СТУ-1 ремонтируется и поверяется на заводе изготовителе в г. Чебоксары, в г. Улан-Удэ данный вид счетчика не обслуживается. Управляющей организацией было принято решение дождаться окончания отопительного сезона и срока поверки (апрель 2023 года), чтобы не выводить теплосчетчик из учета для ремонта в зимний отопительный период (узел учета тепловой энергии состоит из теплосчетчика, вычислителя и 4 расходомеров, являющихся неразъемными между собой, выполнить ремонт или поверку одного из элементов без калибровки с остальными не представляется возможным). Расчет тепловой энергии по общему вводу продолжался в штатном режиме. По истечении срока поверки управляющей организацией было направлено письмо в ПАО «ТГК-14» для распломбировки теплосчетчика и проведения очередной поверки. В июне 2023 года теплосчетчик прошел поверку и ремонт линии ГВС (были заменены пьезоэлектрические преобразователи одного расходомера) в г. Чебоксары на заводе – изготовителе. Сдача теплосчетчика на коммерческий учет в период июнь-июль 2023 года не представилась возможной в связи с реконструкцией ТМ-2 и отсутствием теплоносителя в трубах.
В судебном заседании в качестве свидетеля допрошен ФИО93 – инженер отдела по работе с приборами учета ПАО «ТГК-14», который пояснил, что в сентябре 2022 года был выявлен небаланс в системе горячего водоснабжения, в связи с чем система учета ГВС выведена из коммерческого учета, по мнению свидетеля, нет особой разницы в объеме потребления по прибору учета и по нормативу.
Согласно акту от 25 апреля 2023 года, составленного инженером по работе с приборами учета «Теплоэнергосбыт Бурятии» филиала ПАО «ТГК-14» ФИО93. узел учета тепловой энергии выведен из коммерческого учета с момента истечения срока поверки 24 апреля 2023 года.
03 мая 2023 года управляющей организацией теплосчетчик направлен на завод изготовитель ЗАО Фирма «Тесс-инжиниринг» для проведения ремонта линии ГВС и прохождения поверки.
Установлено, что 01 июня 2023 года ООО «Жилищный участок -1» и ЗАО Фирма "ТЕСС-инжиниринг» заключили договор оказания услуг по государственной поверке с калибровкой на проливной установке ультразвукового прибора учета УРЖ2КМ/СТУ-1 в количестве 4 комплектов и замене одного комплекта ПЭП (на УПР № ... от прибора СТУ-1 № ...).
После поверки и ремонта общедомовой прибор учета отправлен в г. Улан-Удэ посредством ООО «Деловые линии», дата доставки 20 июня 2023 года.
То есть, менее двух месяцев потребовалось на проведение ремонтных работ и поверку.
Актом № ... от 03 октября 2023 года прибор учета СТУ-1, преобразователи расхода УПР № ..., № ..., ультразвуковой расходомер УРЖ2КН, термопреобразователи сопротивления опломбированы, в акте указано, что узел учета соответствует требованиям «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» и другой НТД, пригоден для коммерческого учета потребляемого учета тепловой энергии с 03 октября 2023 года на отопительный сезон 2024-2024 год, при этом вид учета указан общий ввод.
Актом № ... от 03 октября 2023 года общедомовой прибор учета тепловой энергии марки СТУ-1 зав. № ... по системе ГВС не принят на коммерческий учет, в связи с тем, что в момент, когда краны по системе ГВС перекрыты, прибор учета по системе ГВС фиксирует водоразбор, вычисления некорректны. Узел учета тепловой энергии принят в эксплуатацию только на общем вводе.
Актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя № ... от 12 января 2024 года после устранения неисправности прибор учета допущен с 01 февраля 2024 года, вид учета ГВС.
То есть, более года и трех месяцев не осуществлялся учет массы (объема) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системе горячего водоснабжения.
Судом истребованы ведомости учета параметров теплопотребления за период с 01 ноября 2022 года по 15 ноября 2022 года, с 16 ноября 2022 года по 15 декабря 2022 года, с 16 декабря 2022 года по 15 января 2023 года, с 16 января 2023 года по 20 февраля 2023 года, с 16 января 2023 года по 20 февраля 2023 года, с 21 февраля 2023 года по 20 марта 2023 года, с 21 марта 2023 года по 23 апреля 2023 года, с 03 октября 2023 года по 20 октября 2023 года, с 21 октября 2023 года по 31 октября 2023 года.
Из указанных ведомостей следует, что в период корректировки прибор учета на общем вводе работал, за исключением периода с 24 апреля 2023 года по 02 октября 2023 года, показания передавались по общему вводу.
Также суду представлены ведомости учета по общему вводу с 01 января 2021 года по 20 января 2024 года. Из ведомостей следует, что показания прибора учета передаются, то есть, он находится в рабочем состоянии.
По вопросу доначисления платы за коммунальную услугу по отоплению истец Морокова Е.Е. обращалась в МКУ «Управление муниципальной жилищной инспекции».
Из ответа МКУ «Управление муниципальной жилищной инспекции» от 12 января 2021 года следует, что произведенные корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению при способе оплаты «равномерно в течение календарного года» являются обязательным требованием законодательства. По информации ПАО «ТГК-14» в ноябре 2023 года собственникам помещений дома № <...> произведена корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению за период с 01 ноября 2022 года по 31 октября 2023 года по формуле 3(4) приложения № 2 Правил № 354 в размере 357 086,47 руб. в сторону доначисления. Количество тепловой энергии, предоставленной в дом за период с 01 ноября 2022 года по 31 октября 2023 года определено ПАО «ТГК-14» по общему вводу исходя из показаний ОДПУ, в том числе за периоды с 24 апреля 2023 года по 10 мая 2023 года и с 06 сентября 2023 года по 02 октября 2023 года в соответствии с п. 59 (1) Правил № 354 исходя из среднемесячного потребления в связи с проведением очередной поверки, количество составляет 663,77 Гкал. Количество тепловой энергии на системе горячего водоснабжения за период с 01 ноября 2022 года по 31 декабря 2022 года рассчитано исходя из среднемесячного потребления по показаниям преобразователей расхода, с 01 января 2023 года по 31 октября 2023 года исходя из показаний индивидуальных приборов учета горячей воды, установленных в помещениях дома, норматива потребления горячей воды и норматива на подогрев 0,51119 Гкал/м3, и согласно предоставленной ПАО «ТГК-14» информации за период с 01 ноября 2022 года по 31 октября 2023 года количество составило 39,24 Гкал. При корректировке платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений дома за период с 01 ноября 2022 года по 31 октября 2023 года применен расчетный способ определения объема тепловой энергии, затраченного на отопление, который является некорректным, поскольку возлагает на потребителя дополнительные тепловые потери, которые при таком расчете включаются в состав коммунальной услуги по отоплению, что противоречит ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ.
При расчетном способе остаток тепловой энергии, то есть тепловые потери в системе горячего водоснабжения, фактически суммируются с объемом потребления тепловой энергии на отопление как в отопительный, так и в межотопительный период. По результатам внеплановых документарных проверок ООО «ЖУ-1», ПАО «ТГК-14» выданы предписания об обеспечении учета тепловой энергии на системе горячего водоснабжения в многоквартирном доме № 33 по ул. Профсоюзная г. Улан-Удэ.
Поскольку расходомеры учета горячей воды были выведены из коммерческого учета в связи с их некорректной работой, показания не могли быть использованы для расчета корректировки платы за отопление. При этом ПАО "ТГК-14" произвело расчет с учетом показаний общедомового прибора учета по системе общего ввода. Объем тепловой энергии, ушедший на горячее водоснабжение, был рассчитан по нормативу, а именно, объем потребленной горячей воды, определенный по индивидуальным приборам учета горячего водоснабжения, + объем потребления по нормативу (при отсутствии индивидуальных приборов учета ГВС) умножен на норматив на подогрев горячей воды (0,05119).
Подобный расчет тепловой энергии на горячее водоснабжение при открытой системе горячего водоснабжения не предусмотрен ни вышеуказанными Правилами № 354, ни иными нормативно-правовыми актами.
Поэтому корректировка, допускаемая Правилами предоставления коммунальных услуг, была произведена необоснованно с учетом расчетного способа определения объема тепловой энергии, затраченного на отопление, что не соответствует действующему законодательству.
При таком подходе, остаток тепловой энергии, т.е. тепловые потери в системе горячего водоснабжения фактически суммируются с объемом потребления тепловой энергии на отопление, как в отопительный, так и межотопительный период. Тем самым увеличивается действительный расход тепловой энергии, приходящейся на отопление в доме. Вышеуказанными Правилами не предусмотрено взимание платы за тепловую энергию, затраченную на циркуляцию горячего водоснабжения во внутридомовых сетях, в качестве платы за отопление.
Данный способ расчета возлагает на потребителей дополнительные тепловые потери, которые при таком расчете включаются в состав коммунальной услуги по отоплению.
Расчет корректировки платы за отопление, произведенный ответчиком ПАО «ТГК-14» жильцам многоквартирного дома № <...> за период с 01 ноября 2022 года по 31 октября 2023 года, является не соответствующим требованиям законодательства, нарушающим права потребителей.
При этом ни управляющей организацией, ни ресурсоснабжающей организацией в течение длительного времени (более года) не принимались меры к эксплуатации расходомеров учета горячей воды, что является грубым нарушением ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ.
Из письма, генерального директора управляющей организации ООО «Жилищный участок -1» Утесовой Н.Ф. от 18 декабря 2023 года, адресованного истцу Мороковой Е.Е. следует, что корректировка размера платы за отопление производится ежегодно исходя из фактического объема потребления тепловой энергии по показаниям прибора учета, на рост объема потребления тепловой энергии повлияло увеличение продолжительности отопительного сезона, сложившиеся погодные условия, повышение температуры теплоносителя в холодный период, 2 кратное повышение тарифа на тепловую энергию. Теплосчетчик проверен, работает в штатном режиме, показания снимаются и передаются ежемесячно.
Как следует из фактических обстоятельств, управляющей организацией в установленный законом срок не принимались меры для организации учета тепловой энергии, затраченной на горячее водоснабжение, чтобы можно было производить расчеты по показаниям приборов учета, в том числе после поверки расходомеры горячей воды введены в коммерческий учет только в январе 2024 года после подачи иска в суд, что свидетельствует о ненадлежащем содержании общего имущества многоквартирного дома.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильно примененных и истолкованных положениях норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, подтверждается имеющимися в деле и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
В письменных возражениях представитель ООО «Жилищный участок -1» указывает, что управляющая организация свои обязанности по своевременной поверке в соответствии с графиком и сроками, а также проведения на заводе изготовителе в г. Чебоксары необходимых ремонтных и наладочных работ прибора учета исполняет в полном объеме.
С указанным доводом суд первой инстанции обоснованно не согласился, поскольку фактические обстоятельства свидетельствуют об обратном. Управляющей организацией не обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", письма Минстроя России от 18.09.2015 N 30162-ОЛ/04 «О действиях по эксплуатации приборов учета коммунальных услуг» поскольку неисправности прибора учета длительное время не устраняются.
На запрос суда ЗАО Фирма «Тесс – инжиниринг» сообщило, что прибор учета СТУ-1 зав. № ... изготовлен в 2013 году, на ремонт прибор поступил в мае 2023 года, ремонт его произведен 05 июня 2023 года согласно акта, во время ремонта на электронном блоке заменены два транзистора марки <...>. На УПР № ... (измерительный участок) был заменен неисправный комплект ультразвуковых датчиков. Транзисторы вышли из строя, причина не установлена. Устранить неисправность было невозможно без отправки на завод –изготовитель, поскольку у ответчика по делу нет соответствующих специалистов. Прибор после ремонта прошел требуемую поверку путем его проливки на заводском оборудовании. Обращено внимание суда на недостаточный уровень подготовки специалистов ответчика. Также сообщено, что срок службы прибора учета – теплосчетчика СТУ-1 зав. № ... составляет 12 лет со дня его установки. В приборе нет отдельных элементов. В электронный блок теплосчетчика конструктивно входит расходомер и вычислитель, срок службы которых составляет 12 лет со дня их установки.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что на момент рассмотрения настоящего дела общедомовой прибор учета тепловой энергии многоквартирного дома № <...> находится в рабочем состоянии, в 2023 году он прошел поверку, состоит на коммерческом учете, как по общему вводу, так и по системе горячего водоснабжения, срок службы прибора учета не истек, в связи с чем не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требования истцов о возложении на управляющую организацию ООО «Жилищный участок-1» обязанности незамедлительно провести замену общедомового (коллективного) узла учета тепловой энергии жилого дома по <...> за свой счет.
При установлении данных обстоятельств судом сделан правильный вывод об обоснованности требования истцов к ПАО «ТГК-14» об аннулировании доначислений, обоснованно указав, что корректировка с учетом примененного расчетного способа определения объема тепловой энергии, затраченного на отопление, не соответствует действующему законодательству и нарушает права потребителей.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Правовых оснований, влекущих в пределах действия статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену постановленного по делу решения, судебной коллегией при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 21 марта 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Судьи коллегии