Гражданское дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июля 20016 года с. Баргузин
Судья Баргузинского районного суда РБ Ласкина М.М., с участием помощника прокурора Баргузинского района Носкова Я.Г., при секретаре Беспрозванных Ж.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Баргузинского района РБ в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ИП Сабашникову А.В. о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Баргузинского района РБ обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к ИП Сабашникову А.В. о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства.
Исковое заявление мотивировано тем, что Прокуратурой Баргузинского района в рамках осуществления постоянного надзора за исполнением требований федерального законодательства проведена проверка за соблюдением законодательства об охране окружающей природной среды в деятельности Индивидуального предпринимателя Сабашникова А.В. (далее по тексту – ИП Сабашников А.В.).
Сабашников А.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе, ИНН №, ОГРНИП №, дата регистрации ОГРН ДД.ММ.ГГГГ. Одним из основных видов хозяйственной деятельности предприятия Сабашникова А.В. является осуществление деятельности в сфере лесопользования: общестроительных работ, а также лесозаготовка, распиловка и строгание древесины, пропитка древесины, производство пиломатериалов, а также оптовая и розничная торговля строительными (древесными) материалами.
Переработку древесины ИП Сабашников А.В, осуществляет на пункте приема и отгрузки древесины – пилораме, расположенной по адресу: <адрес>
Земельный участок, на котором располагается пилорама, находится в пользовании ИП Сабашникова А.В. на основании договора аренды земельного участка №-ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ОАО «Баргузинское СМУ».
Земельный участок, на котором располагается пункт приема и отгрузки древесины ИП «Сабашников А.В.», представляет из себя территорию площадью 1205 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
На пункте приема и отгрузки древесины находится и используется следующее оборудование: 6 ленточных пилорамных станков, расположенные под дощатым навесом, имеется 1 челюстной погрузчик марки SUBARU желтого цвета. На момент проверки на данном оборудовании рабочими пилорамы осуществлялась деятельность по распиловке древесины. На территории пилорамы также расположено дощатое бытовое здание-помещение конторы с печным отоплением.
Предприниматель Сабашников А.В. осуществляет на указанном земельном участке предпринимательскую деятельность в виде переработке древесины – лесоприемный пункт. Земельный участок, вышеуказанное оборудование и помещения используется ИП Сабашниковым А.В. на пункте приема и отгрузки древесины по адресу: <адрес>, для осуществления своей предпринимательской деятельности.
На момент проверки на предприятии ИП Сабашникова А.В. установлена деятельность по приему, выгрузке, погрузке древесины, распиловке и переработке древесины, эксплуатация и техническое обслуживание зданий, цехов и автотранспорта, а именно: наличие отгруженной древесины (нахождение на территории круглого леса различного диаметра длиной до 6 м.) в объеме более 200 куб.м., в том числе продукт распиловки деловой древесины – пиломатериалы-бруски в объеме около 10 куб.м.
Исходя из фактического вида деятельности на предприятии образуются следующие виды отходов: отходы бумаги и картона от бухгалтерской деятельности и делопроизводства, мусор от бытовых помещений предприятия несортированный, отходы обработки натуральной чистой древесины, незагрязненные опасными веществами, опилки древесные, отходы горбыля и срезки, покрышки автомобильные изношенные, камеры пневматические изношенные, аккумуляторы отработанные с неслитым электролитом, масла отработанные, моторные, трансмиссионные, промасленная ветошь.
На момент проверки на предприятии ИП «Сабашников А.В.» зафиксировано, что на территории пилорамы неконтролируемо и не в местах, специально предназначенных для размещения отходов, располагаются в большом объеме отходы производства от лесопереработки, а именно: отходы лесопиления в виде опилок свежих незагрязненных на площади более 0,3 га объемом около 500 куб.м., на земельном участке в центре, а также вдоль ограждения навалом на грунте расположены до 150 куб.м. старых отходов производства в виде срезки, горбыля, древесной коры на примерной площади в 300 кв.м
Исходя из фактического вида деятельности ИП «Сабашников А.В.» пилорама – пункта приема и отгрузки древесины является предприятием, осуществляющим переработку древесины для дальнейшей реализации пиломатериалов. В процессе производства и осуществления деятельности предприятие использует территорию пилорамы и образуются отходы производства и потребления 3, 4 и 5 класса опасности: кора с примесью земли, отходы щепы натуральной чистой древесины, обрезь натуральной чистой древесины, опилки натуральной чистой древесины, древесинные отходы из натуральной чистой древесины несортированные.
Исходя из фактического вида деятельности ИП Сабашников А.В. является производителем отходов, оказывает негативное воздействие на окружающую среду в процессе своей деятельности в виде выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образования отходов производства и потребления и их размещения. При осуществлении своей предпринимательской деятельности ИП Сабашниковым А.В. допущены существенные несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Так, согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Статьями 34, 35 и 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные объекты, на водосборные площади, в недра и почву.
Аналогичные требования закона установлены в статьях 10, 11 и 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Согласно ст. 6 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 № 1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республики Бурятия» запрещается выгрузка и размещение отходов на несанкционированных свалках, захламление земель.
В соответствии со ст.ст. 5 и 6 Закона Республики Бурятия «Об отходах производства и потребления в Республики Бурятия» производители отходов обязаны соблюдать требования к обращению с отходами, установленные федеральным законодательством. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, обязаны, в том числе обеспечивать строительство и использование площадок, складов, накопителей и других хранилищ для раздельного, безопасного хранения отходов по видам и классам опасности, а также недопущение вредного влияния отходов на состояние здоровья населения, окружающей среды, природные ресурсы. В соответствии с федеральным законодательством запрещается производить несанкционированное сжигание отходов открытым способом, осуществлять сброс отходов в водоемы всех видов пользования, на берега, лед этих водоемов, в недра и на почву.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования в том числе экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствие с п. 3.7 СанПиНа 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал в том числе загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное с размещением отходов производства и потребления.
Статья 55 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и статья 28 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ устанавливают, что за нарушение санитарного законодательства и законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами устанавливается дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В нарушение вышеперечисленных требований действующего законодательства ИП Сабашниковым А.В. ненадлежащим образом организован регулярный сбор, вывоз и размещение отходов.
Так, на предприятии ИП «Сабашникова А.В.», расположенного по адресу: <адрес>, отходы производства и потребления размещены на несанкционированных местах, произведен сброс отходов в недра и почву, захламление земель. Предпринимателем не обеспечено строительство и использование площадок, складов, накопителей и других хранилищ для раздельного, безопасного хранения отходов по видам и классам опасности. Мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности ИП «Сабашниковым А.В.» не организованы и не проведены.
Установлено, что на пункте приема и отгрузки древесины ИП Сабашникова А.В., расположенного по адресу: <адрес> на непокрытой почве располагаются в большом объеме отходы производства от лесопереработки, а именно: отходы лесопиления в виде опилок свежих незагрязненных на площади более 0,3 га объемом около 500 куб.м., на земельном участке в центре, а также вдоль ограждения навалом на грунте расположены до 150 куб.м. старых отходов производства в виде срезки, горбыля, древесной коры на примерной площади в 300 кв.м.
Весь объект пункта приема и отгрузки древесины ИП Сабашникова А.В. находится на территории водоохраной зоны реки Баргузин и озера Байкал, на Байкальской природной территории, в Центральной экологической зоне озера Байкал.
В нарушение ст. 17 Федерального закона № 89-ФЗ и п. 6 Приказа Минприроды «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» № 721 от 01.09.2011 ИП Сабашников А.В. учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в установленном порядке не ведется. На предприятии ИП «Сабашников А.В.» отсутствуют журналы учета и движения отходов согласно установленным формам Таблиц, не предусмотрен раздельный сбор отходов ТБО; в нарушение ст. 26 ФЗ № 89 от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» на предприятии отсутствует утвержденный порядок производственного контроля за отходами производства и потребления; на предприятии ИП «Сабашников А.В.» отсутствуют договора на утилизацию твердых бытовых отходов (ТБО) и жидких бытовых отходов (ЖБО).
Кроме того, при осуществлении своей предпринимательской деятельности ИП Сабашниковым А.В. допущены отдельные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
Согласно требованиям п. 2.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 74 от 25.09.2007 (далее по тексту СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03), в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источникамивоздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. В нарушение вышеуказанного требований закона на предприятии ИП Сабашникова А.В. не установлен размер санитарно-защитной зоны.
Согласно требованиям п. 3.12 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона). В нарушение вышеуказанного требований закона на предприятии ИП Сабашникова А.В. нет проекта ориентировочной санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и. др.).
В нарушение требований ст.ст. 11, 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предпринимателем Сабашниковым А.В. не осуществляется производственный контроль за соблюдением санитарных правил, в т.ч. с применением лабораторных и инструментальных исследований и измерений по контролю за условиями труда сотрудников, уровня загрязнения окружающей среды на границе промышленной площадки.
Весь объект пункта приема и отгрузки древесины, на котором размещены отходы, находится на территории водоохраной зоны реки Баргузин и озера Байкал, на Байкальской природной территории, в Центральной экологической зоне озера Байкал.
Вышеуказанные нарушения привели к загрязнению земельного участка, расположенного на Байкальской природной территории <адрес> в <адрес>, что негативно влияет на окружающую природную среду Баргузинского района и благосостояние водного объекта озера Байкал и его притоков (реки Баргузин). Ненадлежащие соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления влечет за собой образование несанкционированных свалок и захламление прилегающих территорий Баргузинского района и озера Байкал. Указанные нарушения закона повлекли создание неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, а также природоохранной обстановке в Баргузинском районе. Несоблюдение указанных требований закона о порядке обращения с отходами производства и потребления и санитарно-эпидемиологического законодательства с каждым днем усугубляет экологическую безопасность на территории Баргузинского района.
Опрошенный в ходе проведенной проверки ИП Сабашников А.В. согласен со всеми вышеуказанными нарушениями законодательства. Вину в совершении административного правонарушения он признает полностью, нарушения будут устранены.
По выявленным нарушениям прокуратурой района в отношении ИП Сабашникова А.В. вынесено 1 постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, которое находится на стадии рассмотрения.
Кроме того, по результатам проверки в деятельности ИП Сабашникова А.В. выявлены нарушения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха.
Так, согласно ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.
В соответствии Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.
Согласно ст. 14 указанного Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.
Статьей 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти; внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования; обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух; обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Как следует из ст.20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Установлено, что на пилораме – пункте приема и отгрузки древесины ИП Сабашникова А.В. находятся здания и помещения, используемые предпринимателем для осуществления своей хозяйственной деятельности:дощатое бытовое здание-помещение конторы с печным отоплением (<адрес>), которое отапливаются стационарной печью с помощью твердого топлива (дров).
В нарушение вышеуказанных требований закона на предприятии Сабашникова А.В. при использовании стационарных печей для отопления помещений пункта приема и отгрузи древесины, не имеется специального разрешения для выброса вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него. На предприятии ИП Сабашникова А.В. не разработан и отсутствует проект предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Опрошенный в ходе проведенной проверки ИП Сабашников А.В. пояснил, что он согласен со всеми выявленными нарушениями природоохранного законодательства.
Кроме того, по результатам проверки в деятельности ИП Сабашникова А.В. выявлены нарушения противопожарного законодательства.
В соответствии со ст.ст. 4, 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Статьей 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ (далее – Федеральный закона «О пожарной безопасности») определено, что основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Согласно ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В силу ст.ст. 37 и 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно ст. 21 Федерального закона «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности. Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.
В соответствии со ст.ст. 2 и 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности
Пунктами 1 и 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее ППР в РФ) определено, что настоящие Правила содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности. В отношении каждого объекта руководителем организации, в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.
Так, при проверке территории, а также зданий и помещений пункта приема и отгрузки древесины ИП «Сабашникова А.В.» выявлены следующие нарушения обязательных требований противопожарного законодательства.
1.В нарушение вышеуказанных требований закона, п. 70, 478, 480 ППР РФ, п.п. 3.32, 4.1.33, 4.3.1, 4.3.2, 4.3.5, 4.3.7, 4.3.16, 4.2.5-4.2.7 Свода правил № 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушителя. Требования к эксплуатации», утвержденного и введенного в действие Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 179, на пункте приема и отгрузки древесины ИП «Сабашникова А.В.» отсутствуют огнетушители по нормам ППР РФ, с соблюдением сроков их перезарядки, освидетельствованием и своевременной замены. Не обеспечивается наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Специальный журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения, паспорта на огнетушители не ведутся на предприятии.
2.В нарушение вышеуказанных требований закона, п.п. 19, 72, 77 ППР РФ территория пункта приема и отгрузки древесины ИП «Сабашников А.В.» не очищена от мусора и других отходов – горючих материалов: отходы лесопиления в виде опилок свежих незагрязненных на площади более 0,3 га объемом около 500 куб.м., на земельном участке в центре, а также вдоль ограждения навалом нагрунте расположены до 150 куб.м. старых отходов производства в виде срезки, горбыля, древесной коры на примерной площади в 300 кв.м.. Предпринимателем не исполняется запрет устраивать свалки горючих отходов на территории предприятия, которое располагается в черте поселения, рядом с жилыми застройками и в жилом секторе <адрес>, ИП «Сабашников А.В.» не обеспечивает очистку объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора.
3.В нарушение вышеуказанных требований закона, п. 481-484 ППР РФ на пункте приема и отгрузки древесины ИП «Сабашников А.В.» имеющиеся противопожарный щит оборудован противопожарным инвентарем ненадлежащим образом, не в соответствии с нормами комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментов (приложение № к Правилам противопожарного режима в РФ); на момент проверки доступ к ящику с песком, и противопожарному щиту завален отходами лесопиления в виде срезки; кроме того, имеющееся количество противопожарных щитов не соответствует нормам оснащения зданий, сооружений, строений и территорий пожарными щитами (приложение № к Правилам противопожарного режима в РФ);
4. В нарушение п. 2 ППР РФ на предприятии ИП Сабашников А.В. не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил.
5.В нарушение п. 6 ППР РФ на предприятии ИП «Сабашников А.В.» не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.
6.В нарушение п. 14 ППР РФ на предприятии ИП «Сабашников А.В.» не обеспечено размещение знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено", не определены места, специально отведенные для курения табака.
7.В нарушение п. 41-42 ППР РФ на предприятии ИП «Сабашников А.В.» используются воздушные линии электропередачи (в том числе временные и проложенные кабели) над горючими кровлями, навесами, а также открытыми складами (штабелями, скирдами и др.) горючих веществ, материалов и изделий; у электродвигателей и пусковой аппаратуры размещаются (складируются) горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы в виде пиломатериалов (круглый лес) и отходов лесопиления в виде срезок, горбыля, опилок.
Статьей 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» определено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Согласно ст. 37, ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.
В результате бездействия ИП Сабашникова А.В.. по обеспечению пожарной безопасности зданий, помещений и территории пункта приема и отгрузки древесины по проведению мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, допущены существенные нарушения конституционных прав граждан. Выявленные нарушения являются существенными, их наличие создает угрозу жизни и здоровью населения Баргузинского района, а также может повлечь причинение крупного материального ущерба организациям и гражданам.
Проверкой установлено, что ИП Сабашниковым А.В. в нарушение требований закона (по адресу: <адрес>) не исполняются установленные требования пожарной безопасности на территории пунктов приема и отгрузки древесины.
Опрошенный в ходе проведенной проверки ИП Сабашников А.В. согласен со всеми вышеуказанными нарушениями законодательства. Вину в совершении административного правонарушения он признает полностью, нарушения будут устранены.
По выявленным нарушениям прокуратурой района в отношении ИП Сабашникова А.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, которое находится на стадии рассмотрения.
Кроме того, по результатам проверки в деятельности ИП Сабашникова А.В. выявлены нарушения законодательства в сфере организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории <адрес>.
Закон Республики Бурятия от 07.10.2009 г. № 1035-IV «Об организации деятельности пунктом приема и отгрузки древесины» (далее по тексту Закон Республики Бурятия «Об организации деятельности пунктом приема и отгрузки древесины» определяет порядок и требования к организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины. Юридические лица, индивидуальные предприниматели осуществляют обращение древесины в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Бурятия «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия» пункт приема и отгрузки древесины - место, где юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем независимо от целей использования древесины осуществляется деятельность по приему и последующей отгрузке древесины в переработанном или непереработанном виде; предоставлению хотя бы одной из следующих видов услуг: хранение, переработка и отгрузка древесины.
Согласно ст. 3 Закона Республики Бурятия «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия» деятельность по приему и отгрузке древесины осуществляется лицами, зарегистрированными в соответствии с федеральным законодательством. Пункты приема и отгрузки древесины подлежат обязательной постановке на учет исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, уполномоченным Правительством Республики Бурятия.
Частью 3 ст. 3 Закона Республики Бурятия от 07.10.2009 № 1035-IV регламентировано, что на пункте приема и отгрузки древесины должна находиться и по требованию уполномоченных контролирующих и правоохранительных органов предъявляться следующая документация:
1) свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием и отгрузку древесины;
2) документы, подтверждающие право на земельный участок, на котором расположен пункт приема и отгрузки древесины;
3) разрешение на привлечение и использование иностранных работников (в случае привлечения иностранных работников);
4) книга учета принятой и отгруженной древесины, составленная по форме согласно приложению к настоящему Закону, и документы, подтверждающие законность происхождения древесины в соответствии с порядком, определенным в статье 4 настоящего Закона;
5) документы о постановке на учет пункта приема и отгрузки древесины уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия.
Документы, указанные в пунктах 1, 2, 3 и 5, могут находиться на пункте приема и отгрузки древесины в копиях, заверенных руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.
В нарушение вышеуказанных требований закона в ходе проверки на пункте приема и отгрузки древесины ИП «Сабашников А.В.» не находятся и не представлены проверяющим контролирующим, правоохранительным органам вышеуказанные документы: свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием и отгрузку древесины; документы, подтверждающие право на земельный участок, на котором расположен пункт приема и отгрузки древесины;книга учета принятой и отгруженной древесины, составленная по форме согласно приложению к настоящему Закону, и документы, подтверждающие законность происхождения древесины в соответствии с порядком, определенным в статье 4 настоящего Закона; документы о постановке на учет пункта приема и отгрузки древесины уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия.
Установлено, что указанная документация (ни в оригиналах, ни в копиях) не находилась по адресу пункта приема и отгрузки древесины ИП «Сабашников А.В.»: <адрес> и представлена индивидуальным предпринимателем Сабашниковым А.В. из иного места хранения, а именно: свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ на Сабашникова А.В. (ОГРНИП №); документы, подтверждающие право на земельный участок, на котором расположен пункт приема и отгрузки древесины – договор аренды земельного участка №-ДД.ММ.ГГГГ; книга учета принятой и отгруженной древесины, составленная по форме согласно приложению к настоящему Закону, и документы, подтверждающие законность происхождения древесины в соответствии с порядком, определенным в статье 4 настоящего Закона; свидетельство о постановке на учет пункта приема и отгрузки древесины № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Республиканским агентством лесного хозяйства.
Также, в соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона Республики Бурятия от 07.10.2009 № 1035-IV «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по приему и отгрузке древесины, обеспечивают наличие на каждом пункте приема и отгрузки древесины в доступном для обозрения месте следующей информации:
1) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный регистрационный номер налогоплательщика (ОГРН), адрес местонахождения пункта приема и отгрузки древесины, номера их телефонов;
2) локальный нормативный акт (приказ, распоряжение) руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя о назначении работника, ответственного за исполнение требований настоящего Закона на пункте приема и отгрузки древесины;
3) режим работы пункта приема и отгрузки древесины.
В нарушение вышеуказанного требований закона в ходе проверки ИП «Сабашников А.В.» на пункте приема и отгрузки древесины, расположенного по адресу: <адрес> не обеспечено наличие в доступном для обозрения месте информация о фамилии, имени, отчестве индивидуального предпринимателя, идентификационном номере налогоплательщика (ИНН), основном государственном регистрационном номере налогоплательщика (ОГРН), адресе местонахождения пункта приема и отгрузки древесины, номере телефона индивидуального предпринимателя; локальном нормативном акте (приказе, распоряжении) индивидуального предпринимателя о назначении работника, ответственного за исполнение требований Закона Республики Бурятия «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия» на пункте приема и отгрузки древесины ИП Сабашникова А.В.; режиме работы пункта приема и отгрузки древесины.
Кроме того, в соответствии со ст. 4 Закона Республики Бурятия «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием и отгрузку древесины, обеспечивают ее учет в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и настоящим Законом (далее - учет древесины), а также обеспечивают предоставление отчетности о принятой и отгруженной древесине в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия. Учет древесины организуется руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем и ведется лицами, ими на то уполномоченными. Древесина учитывается по объему в метрах кубических с точностью не менее чем до 0,1 куб. м и по количеству - для круглого леса в штуках. Учет древесины осуществляется с обязательным занесением данных первичных учетных документов каждой партии древесины в книгу учета принятой и отгруженной древесины, составленной согласно приложению к настоящему Закону. Записи о совершении действий с древесиной заносятся в книгу учета принятой и отгруженной древесины в день совершения этих действий. В книге учета принятой и отгруженной древесины подчистки не допускаются. В указанные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
В нарушение вышеуказанный требований закона на пункте приема и отгрузки древесины ИП «Сабашников А.В.», расположенного по адресу: <адрес>, учет отгруженной и принятой древесины предприятием ИП «Сабашникова А.В.» и ее руководителем ведется ненадлежащим образом.
Так, в ходе проверки предприятия установлено, что учет древесины индивидуальным предпринимателем не организован, конкретное лицо, уполномоченное вести учет древесины не назначено. Исходя из пояснений самого ИП Сабашникова А.В. записи в книгу учета принятой и отгруженной древесины ведутся самим предпринимателем, однако в столбце № книги «личная подпись лица, сдавшего древесину или приобретшего право собственности на древесину, дата» допускается отсутствие указанных сведений, а именно: отсутствует как-таковая подпись, дата подписи (без указания ФИО); допускается невнесение записей о размерах и категории крупности древесины. В частности, в ходе проверки представлена книга учета принятой и отгруженной древесины ИП «Сабашникова А.В.», в которой в нарушение вышеуказанных требований закона и формы утвержденной вышеуказанным Законом Республики Бурятия не указаны следующие сведения: на стр. № книги не указаны сведения в столбцах № – «порода», № – «размеры» (длина в м., толщина в м., ширина в м., диаметр в см.), а также № «категория крупности» (крупная, средняя, мелкая), отсутствует сведения на стр. 1-14 также в столбце № – «количество штук принятого леса»; на стр. № книги в столбце № книги (запись № от ДД.ММ.ГГГГ допущено исправление в номере государственного регистрационного знака транспортного средства; последняя запись в книгу внесена под номером 269 и датирована ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о неведении книги в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в ходе прокурорской проверки установлено, что ИП «Сабашников А.В.» при осуществлении своей хозяйственной деятельности нарушил требования законодательства, выражающегося в несоблюдение установленных Законом Республики Бурятия «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия» от ДД.ММ.ГГГГ №-IV требований. Факт нарушения выявлен ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения проверки в период с 17 часов 00 минут по 17 часов 30 минут и подтвержден справкой-актом от ДД.ММ.ГГГГ, с которой предприниматель ознакомлен в полном объеме.
В силу ст. 6 Закона Республики Бурятия нарушение требований настоящего Закона влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
Опрошенный в ходе проведенной проверки ИП Сабашников А.В. согласен со всеми вышеуказанными нарушениями законодательства. Вину в совершении административного правонарушения он признает полностью, нарушения будут устранены.
По выявленным нарушениям прокуратурой района в отношении ИП Сабашникова А.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 60 Закона Республики Бурятия от 05.05.2011 № 2003-IV «Об административных правонарушениях», которые находятся на стадии рассмотрения.
В результате бездействия ИП Сабашникова А.В. по обеспечению пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности зданий, помещений и территории пункта приема и отгрузки древесины ИП Сабашникова А.В., по проведению мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций природного, техногенного экологического и эпидемиологического характера, допущены существенные нарушения конституционных прав граждан. Выявленные нарушения являются существенными, их наличие создает угрозу жизни и здоровью населения Баргузинского района, экологическую опасность для окружающей природной среды государства, а также может повлечь причинение крупного материального ущерба организациям и гражданам.
Нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования «Баргузинский район», на благоприятную окружающую среду и пожарную безопасность является следствием бездействия, то есть ненадлежащего выполнения требований действующего лесного, экологического, санитарно-эпидемиологического, противопожарного и природоохранного законодательства ИП Сабашниковым А.В.
ИП Сабашников А.В. при осуществлении своей хозяйственной деятельности нарушает требования действующего природоохранного законодательства, а, следовательно, нарушает установленный в Российской Федерации законопорядок, чем нарушает интересы Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Статья 18 Конституции РФ закрепляет, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом. Способом защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Настоящее исковое заявление подается прокурором района в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, в связи выявленными нарушениями природоохранного законодательств. Обращение в суд прокурора района обусловлено необходимостью защиты законных интересов государства, соблюдения экологического, лесного законодательства при осуществлении лесопользования на территории лесного фонда Российской Федерации и за его пределами, а также необходимостью обеспечения на территории Баргузинского района пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности. Проситпризнать бездействие ИП Сабашникова А.В. незаконным и обязать индивидуального предпринимателя устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на пункте приема и отгрузки древесины по адресу: <адрес>:
1.1. Ликвидировать размещение отходов производства и потребления, устранить захламление земли и почвы отходами: отходы лесопиления в виде опилок свежих незагрязненных на площади более 0,3 га объемом около 500 куб.м., на земельном участке в центре, а также вдоль ограждения навалом на грунте расположены до 150 куб.м. старых отходов производства в виде срезки, горбыля, древесной коры на примерной площади в 300кв.м;
1.2. Обеспечить на предприятии ИП Сабашникова А.В. строительство и использование площадок, складов, накопителей и других хранилищ для временного, раздельного, безопасного хранения отходов по видам и классам опасности.
1.3. Обеспечить на предприятии ИП Сабашникова А.В. исполнение п. 3.7 СанПиНа 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов лесопиления: расположить отходы на складу или площадки с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; защитить отходы от воздействия атмосферных осадков и ветров; поверхность земли, на которой располагаются отходы, обеспечить искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием; по периметру места расположения отходов предусмотреть обваловку и обособленную сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
1.4. Обеспечить на предприятии ИП Сабашникова А.В. учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в установленном порядке: с заведением журналов учета и движения отходов согласно установленным формам Таблиц.
2. Признать бездействие ИП Сабашникова А.В. незаконным и обязать индивидуального предпринимателя устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства на пункте приема и отгрузки древесины (по адресу: <адрес>):
2.1. Обязать ИП Сабашникова А.В. принять меры по установлению размера санитарно-защитной зоны, после чего обеспечить предприятие проектом ориентировочной санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и. др.)
2.2. Обязать ИП Сабашникова А.В. осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил, в т.ч. с применением лабораторных и инструментальных исследований и измерений по контролю за условиями труда сотрудников, уровня загрязнения окружающей среды на границе промышленной площадки;
3. Признать бездействие ИП Сабашникова А.В. незаконным и обязать индивидуального предпринимателя Сабашникова А.В. устранить выявленные нарушения требований природоохранного законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха на пункте приема и отгрузки древесины (<адрес>):
3.1. Обязать ИП Сабашникова А.В. принять меры по разработке проекта предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, после чего обеспечить предприятие указанным проектом.
3.2. Обязать ИП Сабашникова А.В. получить специальное разрешение для выброса вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него.
4. Признать бездействие ИП Сабашникова А.В. незаконным и обязать индивидуального предпринимателя устранить выявленные нарушения требований противопожарного законодательства:
4.1. Обязать приобрести и обеспечить предприятие огнетушителями по нормам ППР РФ, с соблюдением сроков их перезарядки, освидетельствованием и своевременной замены.
4.2. Очистить территорию пункта приема и отгрузки древесины от мусора и других отходов – горючих материаловотходы лесопиления в виде опилок свежих незагрязненных на площади более 0,3 га объемом около 500 куб.м., на земельном участке в центре, а также вдоль ограждения навалом на грунте расположены до 150 куб.м. старых отходов производства в виде срезки, горбыля, древесной коры на примерной площади в 300 кв.м;
4.3. Обязать приобрести и обеспечить предприятие противопожарными щитами, оборудованными противопожарным инвентарем и инструментами, обеспечить ящиками с песком, укомплектованными совковой лопатой в соответствии с нормами и нормативами ППР РФ;
4.4. Обязать утвердить на предприятии инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII ППР РФ;
4.5. Обязать обеспечить на предприятие наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.
4.6. Обязать обеспечить на предприятие размещение знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено", а также определить места, специально отведенные для курения табака с обозначением данных мест специальными табличками;.
4.7. Обязать обеспечить на предприятие эксплуатацию светильников и ламп накаливания, оборудованными колпаками (рассеивателями, плафонами), принять меры по исключению размещения (складирования) горючих (в том числе легковоспламеняющихся) веществ и материалов (опилок, стружки) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры, принять меры по исключению использования воздушных линий электропередач (в том числе временные и проложенные кабели) над горючими кровлями, навесами, а также открытыми складами (штабелями, и др.).
5. Признать бездействие ИП Сабашникова А.В. незаконным и обязать индивидуального предпринимателя устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства в сфере организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины:
5.1. Обязать ИП Сабашникова А.В. издать локальный нормативный акт (приказ, распоряжение) о назначении работника, ответственного за исполнение требований настоящего Закона на пункте приема и отгрузки древесины.
5.2. Обязать ИП Сабашникова А.В. обеспечить нахождение на пункте приема и отгрузки древесины по адресу: <адрес> и по требованию уполномоченных контролирующих и правоохранительных органов предоставлять следующую документацию: свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием и отгрузку древесины; документы, подтверждающие право на земельный участок, на котором расположен пункт приема и отгрузки древесины; книга учета принятой и отгруженной древесины, составленная по форме согласно приложению к настоящему Закону, и документы, подтверждающие законность происхождения древесины в соответствии с порядком, определенным в статье 4 Закона Республики Бурятия от 07.10.2009 г. № 1035-IV «Об организации деятельности пунктом приема и отгрузки древесины»; документы о постановке на учет пункта приема и отгрузки древесины уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия;
5.3. Обязать ИП Сабашникова А.В. на пункте приема и отгрузки древесины по адресу: <адрес> обеспечить наличие в доступном для обозрения месте информацию о фамилии, имени, отчестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика – предпринимателя (ИНН), основном государственном регистрационном номер налогоплательщика - предпринимателя (ОГРН), адресе местонахождения пункта приема и отгрузки древесины, номерах телефона индивидуального предпринимателя; о локальном нормативном акте (приказе, распоряжении) индивидуального предпринимателя о назначении работника, ответственного за исполнение требований Закона Республики Бурятия от 07.10.2009 г. № 1035-IV «Об организации деятельности пунктом приема и отгрузки древесины» на пункте приема и отгрузки древесины; о режиме работы пункта приема и отгрузки древесины.
В судебном заседании помощник прокурора Баргузинского района Носков Я.Г. подал в суд заявление об отказе от исковых требований в части предоставления свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием и отгрузку древесины; документы, подтверждающие право на земельный участок, на котором расположен пункт приема и отгрузки древесины; книга учета принятой и отгруженной древесины, составленная по форме согласно приложению к настоящему Закону, и документы, подтверждающие законность происхождения древесины в соответствии с порядком, определенным в статье 4 Закона Республики Бурятия от 07.10.2009 г. № 1035-IV «Об организации деятельности пунктом приема и отгрузки древесины»; документы о постановке на учет пункта приема и отгрузки древесины уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия (п.5.2) в связи добровольным исполнением ИП Сабашникова А.В.
Просил предоставить срок для исполнения решения суда по п. 1, 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 один месяц после вступления решения суда в законную силу,по п. 2.1 срок до ДД.ММ.ГГГГ, поп.2.2. один месяц после вступления решения суда в законную силу, по п.3.1 срок до ДД.ММ.ГГГГ, по п.3.2 срок до ДД.ММ.ГГГГ, по п. 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7один месяц после вступления решения суда в законную силу, по п.5.1, 5,3 месяц после вступления решения суда в законную силу.
Ответчик ИП Сабашников А.В. в судебное заседание не явился, поступило заявление о рассмотрение данного дела без его участия.
Изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В ходе судебного заседания установлено, что ИП Сабашников А.В. нарушает требования действующего природоохранного законодательства, в том числе об отходах производства и потребления, и санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства на пункте приема и отгрузки древесины по адресу: <адрес>, следовательно, нарушает установленный в Российской Федерации законопорядок, чем нарушает интересы Российской Федерации.
Изложенные прокурором обстоятельства подтверждены материалами дела: справка–акт от ДД.ММ.ГГГГг.,объяснением ИП Сабашникова А.В.где с нарушениями согласен, уведомлением.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что индивидуальным предпринимателем Сабашниковым А.В. нарушено природоохранное законодательство, в том числе об отходах производства и потребления, и санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства.
Исковые требования прокурора являются обоснованным и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Государственная пошлина в соответствии с п.1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ, составляет 300 рублей. Указанная сумма в соответствии со ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в бюджет муниципального образования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199,173ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <адрес> РБ к ИП Сабашникову А.В. о понуждении устранить нарушения удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействия ИП Сабашникова незаконными и обязать индивидуального предпринимателя устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на пункте приема и отгрузки древесины по адресу: <адрес> сроком один месяц после вступления решения суда в законную силу.
Ликвидировать размещение отходов производства и потребления, устранить захламление земли и почвы отходами: отходы лесопиления в виде опилок свежих незагрязненных на площади более 0,3 га объемом около 500 куб.м., на земельном участке в центре, а также вдоль ограждения навалом на грунте расположены до 150 куб.м. старых отходов производства в виде срезки, горбыля, древесной коры на примерной площади в 300кв.м.сроком один месяц после вступления решения суда в законную силу.
Обеспечить на предприятии ИП Сабашникова А.В. строительство и использование площадок, складов, накопителей и других хранилищ для временного, раздельного, безопасного хранения отходов по видам и классам опасностисроком один месяц после вступления решения суда в законную силу.
Обеспечить на предприятии ИП Сабашникова А.В. исполнение п. 3.7 СанПиНа 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов лесопиления: расположить отходы наскладу или площадки с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; защитить отходы от воздействия атмосферных осадков и ветров; поверхность земли, на которой располагаются отходы, обеспечить искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием; по периметру места расположения отходов предусмотреть обваловку и обособленную сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениямисроком один месяц после вступления решения суда в законную силу.
Обеспечить на предприятии ИП Сабашникова А.В. учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в установленном порядке: с заведением журналов учета и движения отходов согласно установленным формам Таблиц сроком1 месяц после вступления решения суда в законную силу.
Обязать ИП Сабашникова А.В. принять меры по установлению размера санитарно-защитной зоны, после чего обеспечить предприятие проектом ориентировочной санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и. др.) сроком до ДД.ММ.ГГГГг.
Обязать ИП Сабашникова А.В. осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил, в т.ч. с применением лабораторных и инструментальных исследований и измерений по контролю за условиями труда сотрудников, уровня загрязнения окружающей среды на границе промышленной площадки сроком 1месяц после вступления решения суда в законную силу.
Обязать ИП Сабашникова А.В. принять меры по разработке проекта предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, после чего обеспечить предприятие указанным проектом сроком до ДД.ММ.ГГГГг.
Обязать ИП Сабашникова А.В. получить специальное разрешение для выброса вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него сроком до ДД.ММ.ГГГГг.
Обязать приобрести и обеспечить предприятие огнетушителями по нормам ППР РФ, с соблюдением сроков их перезарядки, освидетельствованием и своевременной заменысроком один месяц после вступления решения суда в законную силу.
Очистить территорию пункта приема и отгрузки древесины от мусора и других отходов – горючих материалов отходы лесопиления в виде опилок свежих незагрязненных на площади более 0,3 га объемом около 500 куб.м., на земельном участке в центре, а также вдоль ограждения навалом на грунте расположены до 150 куб.м. старых отходов производства в виде срезки, горбыля, древесной коры на примерной площади в 300 кв.м.сроком один месяц после вступления решения суда в законную силу.
Обязать приобрести и обеспечить предприятие противопожарными щитами, оборудованными противопожарным инвентарем и инструментами, обеспечить ящиками с песком, укомплектованными совковой лопатой в соответствии с нормами и нормативами ППР РФсроком один месяц после вступления решения суда в законную силу.
Обязать утвердить на предприятии инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII ППР РФсроком один месяц после вступления решения суда в законную силу.
Обязать обеспечить на предприятие наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охранысроком один месяц после вступления решения суда в законную силу.
Обязать обеспечить на предприятие размещение знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено", а также определить места, специально отведенные для курения табака с обозначением данных мест специальными табличкамисроком один месяц после вступления решения суда в законную силу.
Обязать обеспечить на предприятие эксплуатацию светильников и ламп накаливания, оборудованными колпаками (рассеивателями, плафонами), принять меры по исключению размещения (складирования) горючих (в том числе легковоспламеняющихся) веществ и материалов (опилок, стружки) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры, принять меры по исключению использования воздушных линий электропередач (в том числе временные и проложенные кабели) над горючими кровлями, навесами, а также открытыми складами (штабелями, и др.) сроком 1 месяц после вступления решения суда в законную силу.
Обязать ИП Сабашникова А.В. издать локальный нормативный акт (приказ, распоряжение) о назначении работника, ответственного за исполнение требований настоящего Закона на пункте приема и отгрузки древесинысроком один месяц после вступления решения суда в законную силу.
Обязать ИП Сабашникова А.В. на пункте приема и отгрузки древесины по адресу: <адрес> обеспечить наличие в доступном для обозрения месте информацию о фамилии, имени, отчестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика – предпринимателя (ИНН), основном государственном регистрационном номер налогоплательщика - предпринимателя (ОГРН), адресе местонахождения пункта приема и отгрузки древесины, номерах телефона индивидуального предпринимателя; о локальном нормативном акте (приказе, распоряжении) индивидуального предпринимателя о назначении работника, ответственного за исполнение требований Закона Республики Бурятия от 07.10.2009 г. № 1035-IV «Об организации деятельности пунктом приема и отгрузки древесины» на пункте приема и отгрузки древесины; о режиме работы пункта приема и отгрузки древесины сроком 1 месяц после вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ИП Сабашникова А.В. государственную пошлину в бюджет муниципального образования в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РБ в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья М.М.Ласкина