Решение по делу № 2-2845/2021 от 17.03.2021

Дело № 2-2845/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2021 года                                                          г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи Плесковой В.А., при секретаре Ли З.М.,

с участием представителя Правительства Сахалинской области ФИО, действующей на основании доверенности, представителя ГУ – Сахалинское РО Фонда социального страхования Российской Федерации Музыченко Н.Г., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к Правительству Сахалинской области, Министерству финансов Сахалинской области о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами по приему сигналов МЧС, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

12 марта 2021 года ФИО обратилась в суд с иском к Правительству Сахалинской области, Министерству финансов Сахалинской области о возложении обязанности на Правительство Сахалинской области незамедлительно по вступлению решения суда в законную силу, обеспечить всеми видами технических средств по приему сигналов МЧС (телевизором, мобильным телефоном), о взыскании компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей.

В обоснование иска указано, что истице <данные изъяты>

Определением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 18 марта 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчика, привлечены: Главное управление МЧС России по Сахалинской области, ГУ- Сахалинское РО Фонда социального страхования Российской Федерации.

В судебное заседание истица не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.

Представитель Министерства финансов Сахалинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Представлен письменный отзыв на иск, в котором просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя, в удовлетворении иска к Министерству финансов Сахалинской области отказать. Полагают, что причинно-следственная связь между действиями Правительства Сахалинской области, их должностными лицами и причинением морального вреда истице, не доказана.

В судебном заседании представитель Правительства Сахалинской области ФИО, действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, представила письменные возражения на иск, в которых указано об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку действующим законодательством не предусмотрено предоставление населению технических средств приема сигналов об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации. Для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения предусмотрен комплекс систем оповещения.

В судебном заседании представитель ГУ - Сахалинское РО Фонда социального страхования Российской Федерации Музыченко Н.Г., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась. В материалы дела представлен письменный отзыв на иск, в котором указано, что Отделение Фонда производит обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации на основании личного заявления инвалида и индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», утвержденными постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года № 240. ФИО состоит на учете в отделении Фонда по обеспечению санаторно-курортной путевкой. С заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации истица за последние 3 года не обращалась.

Представитель Главного управления МЧС России по Сахалинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Представлены письменные пояснения по делу, в которых указано, что информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий регулируется Законом Сахалинской области от 13 июля 2017 года № 67-ЗО «О полномочиях органов государственной власти Сахалинской области в сфере охраны здоровья граждан».

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности.

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций перечислены в статье 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Так, органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

- принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (п.п. «а» п. 1);

- осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях (п.п. «г» п. 1);

- осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п.п. «е» п. 1);

- создают и поддерживают в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях (п.п. «п» п. 1).

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" на высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации возложена обязанность обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.

Указом Губернатора Сахалинской области от 18 марта 2020 г. N 16 "О введении в Сахалинской области режима повышенной готовности для органов управления, сил и средств Сахалинской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Сахалинской области" (далее - указ Губернатора Сахалинской области от 18 марта 2020 г. N 16) на территории указанного субъекта с 18 марта 2020 г. введен режим повышенной готовности для органов управления, сил и средств Сахалинской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и установлен комплекс иных мероприятий.

Указ был опубликован в газете "Губернские ведомости", на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области, на "Официальном интернет-портале правовой информации".

Обязательный режим самоизоляции для граждан старше 65 лет был установлен с 01 апреля 2020 года путем внесения изменений указом Губернатора Сахалинской области от 31 марта 2020 года , на Министерство социальной защиты Сахалинской области Губернатором возложена обязанность по обеспечению оказания гражданам, соблюдающим режим самоизоляции, возможных мер адресной социальной помощи, в том числе с учетом их запросов, поступающих на горячую линию (пункт 6.3).

В дальнейшем в данный нормативный правовой акт вносились изменения, направленные на продление периода обязательного соблюдения режима самоизоляции для граждан старше 65 лет, при этом с 01 апреля 2020 года по 17 мая 2020 года соблюдение указанного режима являлось обязательным, а с 18 мая по 09 ноября 2020 года – носило рекомендательный характер.

07 апреля 2020 года Правительством Сахалинской области принято распоряжение , которым утвержден План мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики Сахалинской области в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в рамках которого предусмотрены меры, направленные на поддержку населения, в том числе лиц, для которых режим самоизоляции являлся обязательным.

Согласно данному Плану, была организована работа и обеспечение функционирования бесплатного единого телефона «Горячая линия» по оказанию помощи пожилым, маломобильным и самоизолированным гражданам в целях принятия заявок на доставку продуктов, лекарственных препаратов и других жизненно важных товаров, на предоставление мер социальной поддержки, а также оказание психологической помощи, начиная с 24 марта 2020 года. Продление ранее назначенных социальных выплат, пособий и мер социальной поддержки автоматически в беззаявительном порядке без истребования каких-либо документов, в том числе подтверждающих уровень доходов граждан (семьи).

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

    Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ).

    Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного выше Федерального закона, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

    Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ).

В силу статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно статье 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минтруда России от 05.03.2021 N 106н утвержден Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Среди технических средств реабилитации указаны, в том числе, телефонные устройства.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.

Из материалов дела следует, что ФИО, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, относится к категории граждан старше ДД.ММ.ГГГГ

Доказательств тому, что индивидуальной программой инвалида ФИО предусмотрено право на получение мер социальной поддержки, таких как телефонное устройство, либо телевизор, в материалы дела не представлено.

По сведениям ГУ - Сахалинского РО Фонда социального страхования РФ за последние 3 года ФИО с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации в Фонд не обращалась.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

В силу статьи 4 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются, в том числе, организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения.

В силу ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

С 01 января 2021 года введено в действие Положение о системах оповещения населения, утвержденное Приказом МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020.

Согласно п. 4 указанного Положения система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах. (п.5).

В силу п. 7 Положения системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС:

на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - региональная система оповещения);

на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения);

на объектовом уровне - локальная система оповещения.

Региональные системы оповещения создают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления.

Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.

Анализируя изложенное, следует, что само по себе оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, исходя из содержания вышеупомянутых норм, включает в себя комплекс мероприятий по оперативному доведению до населения информации о возникших или прогнозируемых ситуациях доступным для населения способом.

При этом, на органы государственной власти субъектов Российской Федерации федеральным законодательством не возложена обязанность по установлению и применению какого-либо одного из предусмотренных способов оповещения населения.

Сигнал оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций может быть доведен до населения, в том числе, в средствах массовой информации, к которым относятся в том числе, печатные издания, громкоговорящих средств на подвижных объектах, не требующих наличия персональных специальных технических средств приема населением.

При этом, на государственные органы власти субъекта Российской Федерации не возложена обязанность по обеспечению населения персональными техническими средствами приема сигнала оповещения.

С учетом изложенного, оснований для возложения обязанности на Правительство Сахалинской области по обеспечению истицы техническими средствами приема сигнала оповещения МЧС не усматривается.

В статье 53 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда в соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации являются: наступление вреда, противоправное поведение причинителя вреда, причинная связь между наступившим вредом и противоправным поведением причинителя вреда, вина причинителя вреда.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющими, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Соответственно, на истице лежит обязанность в рассматриваемом случае доказать факт причинения вреда незаконными действиями ответчика (причинно-следственную связь между незаконными действиями ответчика и возникновением вреда).

Вместе с тем, каких-либо доказательств, подтверждающих причинение истице нравственных и физических страданий, нарушения ее личных неимущественных прав незаконными действиями ответчика, а также наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и нравственными страданиями истицы, при рассмотрении дела представлено не было, судом не установлено.

Проанализировав изложенные выше обстоятельства, нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании компенсации морального вреда, поскольку истцом не представлено доказательств причинения ей физических и нравственных страданий, нарушения ее каких-либо личных неимущественных прав или других нематериальных благ по вине ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО к Правительству Сахалинской области, Министерству финансов Сахалинской области о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами по приему сигналов МЧС, взыскании компенсации морального вреда,    отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Южно-Сахалинский городской суд.

Председательствующий судья                                                       В.А. Плескова

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-2845/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Генова Галина Ивановна
Ответчики
Правительство Сахалинской области
Министертсво финансов Сахалинской области
Другие
ГУ МЧС по Сахалинской области
Хлудина Оксана Владимировна
ГУ-СРО ФСС РФ
Суд
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
Судья
Плескова Виктория Александровна
Дело на сайте суда
u-sahalinsky.sah.sudrf.ru
17.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.03.2021Передача материалов судье
18.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.05.2021Предварительное судебное заседание
05.05.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.07.2021Предварительное судебное заседание
14.09.2021Судебное заседание
21.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2021Дело оформлено
14.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее