№ 2а-6998/17-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 декабря 2017 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Журковой М.О.,
представителя административного истца
старшего помощника прокурора Елисеева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора г. Петрозаводска, поданное в защиту прав, свобод неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия, ИП Терехову А. В. о признании сайта http://topbilet.com/activity/chm-2018 в информационно коммуникационной сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
Прокурор г.Петрозаводска (далее – административный истец, заявитель, прокурор) обратился в суд с требованиями в защиту прав, свобод неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия и индивидуальному предпринимателю Терехову А. В. (далее – Управление, административный ответчик) о признании сайта http://topbilet.com/activity/chm-2018 (далее – спорные сайты) в информационно-коммуникационной сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца в ходе рассмотрения дела на требованиях настаивал.
Представитель административного ответчика, извещенного о месте и времени слушания дела, представил письменные возражения, в которых, не оспаривая обоснованность отнесения спорного сайта к информации, распространение которой подлежит признанию запрещенной, полагал необоснованным предъявление заявленных требований к Управлению.
Заинтересованное лицо ООО «АИС» просили рассмотреть дело в свое отсутствие, представили отзыв на иск.
Административный ответчик ИП Терехов А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Заслушав старшего помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), то есть в силу взаимосвязанных положений пп. 1, 4, 5.1.7, 5.2(1).8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 (далее – Положение № 228), осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – единый реестр) и устанавливает порядок взаимодействия оператора единого реестра с провайдером хостинга и порядок получения доступа к содержащейся в едином реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с частью 3 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) к полномочиям Роскомнадзора отнесены полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - Единый реестр).
Роскомнадзор, его территориальные органы не являются распространителем информации, признаваемой запрещённой к распространению на территории Российской Федерации в судебном порядке, не осуществляет ее распространение, обработку, хранение, не предоставляет вычислительные мощности владельцам ресурсов.
Надлежащим ответчиком по данной категории дел должны являться лица, участвующие в распространении информации: владелец сайта в сети «Интернет», на котором размещена запрещенная информация, а при невозможности его установить - хостинг-провайдер.
На спорном сайте http://topbilet.com/activity/chm-2018 во вкладке контакты, указаны сведения о юридических данных лица, от имени которого производится реализация билетов на Чемпионат мира по футболу FIFA 2018- ИП Терехов А. В..
В связи с тем, что имеются данные о владельце спорного сайта, который был привлечен к участию в деле в качестве соответчика определением суда от 13.11.2017г., суд признает ИП Терехова А.В. надлежащим ответчиком по делу.
В судебном заседании установлено, что на сайте http://topbilet.com/activity/chm-2018/ в открытом доступе в сети интернет осуществляется реализация билетов на чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России. При выборе билета указывается цена, способ оплаты билета и место доставки билета. Таким образом, на указанных сайтах осуществляется продажа билетов на все матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона N 108-ФЗ FIFA принадлежат имущественные права, связанные с осуществлением мероприятий, включая права на использование символики спортивных соревнований, права на осуществление контроля за доступом к местам осуществления мероприятий, права на реализацию входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, права определения коммерческих партнеров FIFA и контрагентов FIFA, права на размещение рекламы, продажу и иное распространение товаров, выполнение работ, оказание услуг в местах осуществления мероприятий, права на определение производителей спортивной экипировки, спортивного оборудования и инвентаря, используемых при осуществлении мероприятий, права на освещение мероприятий посредством трансляции изображения и (или) звука любыми способами и (или) с помощью любых технологий, права демонстрировать мероприятия в общественных местах с использованием аудио-, видеозаписи и (или) фотосъемки мероприятий.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона №108-ФЗ реализация (продажа, перепродажа, распределение, распространение, обмен и иное использование, связанное или не связанное с извлечением прибыли) входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, без заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA не допускается.
В информации, размещенной на сайте ru.fifa.com, в разделе несанкционированная продажа билетов, указано, что все билеты на чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России можно приобрести исключительно на сайте www.fifa.com/tickets, а во время последнего этапа продаж - в центрах продажи билетов FIFA в принимающих городах Российской Федерации. При этом под последним этапом продаж указаны периоды с 19.04.2017 по 02.07.2017.
В соответствии с «Общими условиями использования билетов», разработанными компанией FIFA Ticketing AG и/или Обществом с ограниченной ответственностью «Чемпионат Мира ФИФА 2018 Бронирование билетов» (совместно с Международной федерацией футбольных ассоциаций именуемые «FIFA»), запрещается передавать билет любым способом без предварительного письменного разрешения FIFA. Принимая во внимание положение о несанкционируемой продаже билетов, размещенной на сайте www.fifa.com, причинами ограничения права передачи и перепродажи билетов являются: безопасность на мероприятии, защита потребителя, пресечение распространения фальшивых билетов, защита справедливого ценообразования.
Согласно информации представителя Международной федерации футбольных ассоциаций FIFA от 26.01.2017 №ЗИС-105/2017 от 26.01.2017, представленной по запросу прокуратуры города Петрозаводска, интернет сайт по адресу: http://topbilet.com/activity/chm-2018/ не является авторизованным, FIFA не имеет заключенных договоров, предоставляющих владельцу данного сайта право использовать символику Правообладателя, а также право на реализацию билетов на чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России. Правообладатель не выражал и никаким иным образом не предоставлял владельцу указанного интернет-сайта разрешение на использование символики Правообладателя и на предложение к продаже билетов на указанное мероприятие. Продажа билетов осуществляется только на авторизованных сайтах FIFA:www.fifa.com/tickets и www.fifa.com/bilet, передача права на продажу входных билетов на чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России иным интернет-сайтам и организациям не планируется.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон и не оспариваются ими.
Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В соответствие с взаимосвязанными положениями ч. 2 ст. 17, ч. 4 ст. 29 Конституции РФ право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом неотчуждаемо и принадлежит каждому от рождения.
В соответствие с п. 1 ч. 1 ст. 1, п. 1 ст. 3 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) указанным Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, правовое регулирование которых основывается на принципах свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.
Регулируемые Законом № 149-ФЗ общественные отношения, связанные с ограничением и запрещением доступа к информации в силу взаимосвязанных положений пп. 17, 18 ст. 2, ч. 1, п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 6 ст. 10, ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, как не основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, предполагающие реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к лицам, обладающим, производящим, распространяющим (в том числе, владельцам сайтов), ищущим и получающим информацию, а равно содействующим им в этом (в том числе, провайдерам хостингов и оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») являются объектом регулирования публичных правоотношений, в связи с чем вопрос о признании информации распространение которой в Российской Федерации запрещено, подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.
О публичном характере рассмотрения вопросов об ограничении доступа к информации свидетельствуют и изменения, внесенные в Кодекс административного судопроизводства РФ Федеральным законом от 01.05.2017 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому к делам, разрешаемым в порядке, предусмотренном его главой 27, отнесены дела об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису.
В силу ч. 3 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, пп. 1, 4, 5.1.7, 5.2(1).8 Положения № 228 создание, формирование и ведение единого реестра и установление порядков взаимодействия оператора единого реестра с провайдером хостинга и получения доступа к содержащейся в едином реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется в соответствие с Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 (далее – Правила № 1101) Роскомнадзором и его территориальными подразделениями, в том числе, Управлением.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон № 149) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пунктом 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что передача информации посредством использования информационнотелекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний. Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационныхсетях информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Таким образом, учитывая, что право продажи билетов спорному сайту не предоставлено, действия по распространению информации по продаже билетов на указанные мероприятия имеют все признаки покушения на ст.159 УК РФ - мошенничество, поскольку стоимость билетов варьируется от десятков до сотен тысяч рублей, при этом отсутствует какая-либо гарантия получения заказанных билетов после их оплаты, поскольку у продавца не может быть гарантии получения конкретных билетов. Кроме того, вследствие такой продажи, билеты могут быть аннулированы FIFA с принятием следующих мер: отказ в доставке билета; отказ в доступе на стадион; удаление владельца билета со стадиона; конфискация билета; аннулирование билета в системе, как и всех прочих билетов, приобретенных данными покупателями; предъявление иска; уведомление государственных органов о любом нарушении подобного рода.
Таким образом, такого рода деятельность по незаконной продаже билетов нарушает положения ФЗ «О защите прав потребителей».
С учетом вышеустановленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что информация, содержащаяся на указанном сайте, является запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Имея ввиду содержание спорного сайта, правовую позицию, содержащуюся в определении Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 № 3024-О, суд полагает необходимым признать весь спорный сайт целиком информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228, 295-298 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск удовлетворить частично.
Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на интернет-сайте http://topbilet.com/activity/chm-2018 информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения интернет-сайта
http://topbilet.com/activity/chm-2018 в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В удовлетворении требований к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья М.Н.Картавых
Мотивированное решение изготовлено 07.12.2017.