Решение по делу № 2-260/2024 (2-5816/2023;) от 04.09.2023

Дело № 2-260/2024 (2-5816/2023)

29RS0014-01-2023-004988-76

6 февраля 2024 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска

в составе председательствующего судьи Кошелева В.Н.

при секретаре судебного заседания Одинцовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске

гражданское дело по исковому заявлению Мураткина Д. Г. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об обязании включить периода работы в специальный стаж в льготном исчислении, назначить страховую пенсию по старости,

установил:

Мураткин Д. Г. (далее также - Мураткин Д.Г., истец) обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее также - Отделение, ответчик) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с <Дата>. В обоснование требований истец указал, что обращался в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Ответчиком было отказано в назначении пенсии в связи с недостаточным количеством стажа работы с особыми условиями труда. Полагает, что отказ является незаконным, поскольку ответчиком необоснованно не включен в стаж с особыми условиями труда период с <Дата> по <Дата>. Полагая, что данный период подлежит включению в стаж в полуторном исчислении, что даст истцу право на назначение пенсии, истец обратился в суд с заявленными требованиями.

Ответчиком в суд направлен отзыв на исковое заявление, из которого следует, что ответчик не согласен с требованиями истца в связи с их необоснованностью.

О судебном заседании лица, участвующие в деле, извещены в порядке, установленном ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

В судебном заседании истец и его представитель - Дейнеко И.А. требования к ответчику поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Хабарова М.Н. в судебном заседании с требованиями истца не согласился по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Представитель открытого акционерного общества «Северное морское пароходство» (далее также - ОАО СМП), привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, - Туфанов А.Н., полагал требования истца обоснованными, оставив разрешение вопроса на усмотрение суда.

Другие лица, участвующие в деле, явку в судебное заседание не обеспечили.

Суд считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Мураткин Д.Г. <Дата> обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от <Дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).

При этом пенсионным органом установлено, что стаж работы Мураткина Д.Г. на дату обращения за назначением страховой пенсии по старости составляет: страховой стаж в календарном исчислении - 28 лет 1 месяц 11 дней; стаж работы местностях приравненных к районам Крайнего Севера - 20 лет 16 дней.

Возраст заявителя на дату обращения за назначением страховой пенсии по старости 56 лет 11 месяцев, возраст дающий право на назначение пенсии, 58 лет (55 лет в 2021 году + 36 месяцев).

Решением пенсионного органа от <Дата> <№> Мураткину Д.Г. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Закона №400-ФЗ в связи с недостижением возраста, дающего право на назначение пенсии, 58 лет.

Обращаясь с настоящим иском в суд, сторона истца указывала, что период работ, включенный в специальный стаж по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, должен быть учтен в льготном (полуторном) исчислении, поскольку такое исчисление специального стажа было предусмотрено пенсионным законодательством.

В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Порядок исчисления и перерасчета пенсии в настоящее время регулируется Законом № 400-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ, определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному закону).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 указанного Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Как указано в п. 7 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Ч. 2 ст. 33 Закона № 400-ФЗ установлено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 данного закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Согласно ч. 8 ст. 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

П. 2 ч. 1 ст. 30 Закона от <Дата> № 400-ФЗ предусматривает назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет, при наличии с <Дата> величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 25,8 (ч. 3 ст. 35 Закона 400-ФЗ). В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 данного закона по состоянию на <Дата>, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.

Таким образом, право выхода на пенсию по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ возникает в 57 лет при наличии страхового стажа 25 лет, стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера 20 лет, специального стажа по п.2 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ 7 лет 6 месяцев, при наличии с <Дата> величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 25,8.

Как указано в пп. «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от <Дата> <№> «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – постановление Правительства Российской Федерации <№>), при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда, применяется Список <№> производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета М. С. от <Дата> <№> (далее – Список <№> от 1991 года).

При этом для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до <Дата>, применяется также список производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённый постановлением Совета М. С. от <Дата> <№> (далее – Список <№> от 1956 года).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации <№> определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> <№> «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила <№>).

Из трудовой книжки истца следует, что с <Дата> по <Дата> истец работал на Базе технического обслуживания флота Северного морского пароходства в должности котельного машиниста судна буксира-отопителя «Бугрино». Согласно представленным сведениям на запрос суда, судовые роли судна буксира-отопителя «Бугрино» за период с <Дата> по <Дата> в архивных документах службы капитана морского порта Архангельск не обнаружены. Судно «Бугрино» было зарегистрировано в Судовой книге морского порта Архангельск с <Дата> по <Дата> за Базой технического обслуживания Северного морского пароходства как несамоходное судно-отопитель.

Из сообщения Российского морского регистра судоходства следует, что т/х «Бугрино» с регистровым номером 540680 (ех. Р-1683ОН), год постройки 1954; судовладелец СМП БТОФ; порт приписки Архангельск; основной тип судна пароснабженец, стоечное; район плавания река Северная Двины до села Лапоминка; главный двигатель с постройки – паровая машина (выведена из эксплуатации в 1985 году). По имеющейся информации с постройки судка вид топлива – каменный уголь, документация по дальнейшему переоборудованию топливной системы в регистре отсутствует.

Действующее пенсионное законодательство не предусматривает льготное исчисление специального стажа.

Вместе с тем, согласно ч. 8 ст. 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В силу части 4 статьи 30 Закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Спорный период работы имел место в период действия Закона С. от <Дата> «О государственных пенсиях» и постановления Совета М. С. от <Дата> <№> «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий». Закон С. от <Дата> «О государственных пенсиях» не предусматривал возможности включения периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы для назначения пенсий в льготном порядке.

С вступлением в силу Закона Российской Федерации от <Дата> <№> «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до <Дата>, предусматривалось льготное исчисление трудового стажа, и в частности, периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере; аналогичные положения содержались в ст. 28 Закона Российской Федерации от <Дата> <№> «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (утратила силу с <Дата> на основании Федерального закона от <Дата> № 122-ФЗ), при этом в данной статье дополнительно указывалось, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на любых основаниях период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).

Тем самым, федеральное законодательство с <Дата> (даты введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации») исключило какие-либо различия в оценке трудового стажа, приобретенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в зависимости от условий выполнения соответствующей работы (в частности, от заключения срочного трудового договора).

На основании приведенных выше норм этого закона стаж исчислялся в льготном порядке, в том числе за периоды, имевшие место до его вступления в силу.

Кроме того, лишение местных жителей, осуществлявших трудовую деятельность в районах Крайнего Севера по трудовым договорам, заключенным на неопределенный срок, прямо не вытекало и из положений законодательства, действовавшего до <Дата>

Абз. 2 п. 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета М. С. от <Дата> <№>, было предусмотрено, что работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с <Дата> засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные ст. 5 указа Президиума Верховного Совета С. от <Дата> «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Ст. 5 Указа Президиума Верховного Совета С. от <Дата> «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» определено, что работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, засчитывать при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности, один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана - два года. Льготы, предусмотренные данной статьей, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.

Указом Президиума Верховного Совета С. от <Дата> <№>-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» продолжительность трудового договора, дающего право на получение льгот, предусмотренных ст. 5 указа Президиума Верховного Совета С. от <Дата> «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», сокращена с пяти до трех лет. Данные положения были направлены на стимулирование граждан к тому, чтобы оставаться на длительные сроки работать в соответствующих районах, и тем самым - на достижение целей освоения таких местностей, однако не давали оснований для их ограничительного толкования в том смысле, что местные жители, работающие в неблагоприятных климатических условиях постоянно, правом на соответствующие льготы не наделялись.

В дальнейшем п. 1 Инструкции о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной постановлением Государственного комитета Совета М. С. по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от <Дата> <№>/П-28 (далее - Инструкция), было предусмотрено, что льготы, установленные указами Президиума Верховного Совета С. от <Дата> «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», предоставляются всем рабочим и служащим (в том числе местным жителям и другим лицам, принятым на работу на месте) государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

В силу п. 2 Инструкции льготы, предусмотренные ст.ст. 1, 2, 3, 4 указа от <Дата>, с учетом изменений и дополнений, внесенных указом от <Дата>, предоставляются независимо от наличия письменного срочного трудового договора. Льготы, предусмотренные ст. 5 указа от <Дата>, предоставляются дополнительно работникам, прибывшим на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), при условии заключения ими трудового договора о работе в этих районах и местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года.

На основании пп. «а» п. 43 этой же Инструкции лицам, указанным в п. 2 Инструкции, общий стаж работы, дающий право на получение пенсий по старости и по инвалидности, исчисляется за период работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с <Дата> в порядке: один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев.

В свою очередь, буквальный смысл п. 2 той же Инструкции указывает на то, что требование о заключении срочного трудового договора как об условии предоставления льгот, предусмотренных ст. 5 указа от <Дата>. и ст. 3 указа от <Дата>, распространялось только на работников, прибывших на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), что никак не опровергает их распространение на лиц, проживающих в соответствующих местностях постоянно.

Кроме того, как указано выше, в дальнейшем действующим законодательством граждане, приобретшие трудовой стаж в вышеназванных районах и местностях (в том числе до <Дата>), были полностью уравнены в пенсионных правах, на что было направлено, в частности, включенное в ст. 28 Закона Российской Федерации от <Дата> <№> специальное указание о том, что при подсчете стажа для назначения пенсии на любых основаниях период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).

Из анализа приведенных норм законодательства, действовавшего в спорный период, следует, что при подсчете стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, всем рабочим и служащим предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы в таких районах засчитывались в полуторном размере.

Учитывая изложенное, Мураткину Д.Г. подлежит включению в специальный стаж в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона №400-ФЗ период работы с <Дата> по <Дата> в льготном (полуторном) исчислении.

П. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ предусматривает назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет, при наличии с <Дата> величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 25,8 (ч. 3 ст. 35 Закона № 400-ФЗ). В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 данного закона по состоянию на <Дата>, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.

Право выхода на пенсию по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ возникает в 57 лет при наличии страхового стажа 25 лет, стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера 20 лет, специального стажа по п.2 ч.1 ст. 30 Закона №400-ФЗ 7 лет 6 месяцев, при наличии с <Дата> величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 25,8.

Истец просит назначить страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ с <Дата>. Истцу, <Дата> года рождения, на <Дата> исполнилось 57 лет.

По состоянию на <Дата> с учетом включенных в специальный стаж истца спорного периода работы стаж составил 7 лет 3 месяца 27 дней. Этот стаж недостаточен для назначения истцу пенсии с <Дата> в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ.

Таким образом, требования истца о назначении страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ с <Дата> не подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу п.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в сумме 300 руб.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Мураткина Д. Г. (СНИЛС 048-932-983 09) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН 2901038317) удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу включить Мураткину Д. Г. в специальный стаж в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периода работы с <Дата> по <Дата> в льготном (полуторном) исчислении.

В удовлетворении искового требования Мураткина Д. Г. об обязании назначить страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с <Дата> отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2024 года.

Председательствующий

В.Н. Кошелев

<***>

<***>

2-260/2024 (2-5816/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Мураткин Дмитрий Григорьевич
Ответчики
ОСФР по Архангельской области и НАО
Другие
Капитан морского порта Архангельск Гуринов Н.В.
ФГБУ АМП Западной Арктики
ОАО "Северное морское пароходство"
Дейнеко Иван Александрович
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Судья
Кошелев Виктор Николаевич
Дело на сайте суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
04.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.09.2023Передача материалов судье
04.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.10.2023Предварительное судебное заседание
27.10.2023Судебное заседание
11.12.2023Судебное заседание
11.01.2024Судебное заседание
19.01.2024Судебное заседание
06.02.2024Судебное заседание
13.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее