Дело № 2-260/2024 (2-5816/2023) 29RS0014-01-2023-004988-76 |
6 февраля 2024 года |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска
в составе председательствующего судьи Кошелева В.Н.
при секретаре судебного заседания Одинцовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске
гражданское дело по исковому заявлению Мураткина Д. Г. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об обязании включить периода работы в специальный стаж в льготном исчислении, назначить страховую пенсию по старости,
установил:
Мураткин Д. Г. (далее также - Мураткин Д.Г., истец) обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее также - Отделение, ответчик) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с <Дата>. В обоснование требований истец указал, что обращался в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Ответчиком было отказано в назначении пенсии в связи с недостаточным количеством стажа работы с особыми условиями труда. Полагает, что отказ является незаконным, поскольку ответчиком необоснованно не включен в стаж с особыми условиями труда период с <Дата> по <Дата>. Полагая, что данный период подлежит включению в стаж в полуторном исчислении, что даст истцу право на назначение пенсии, истец обратился в суд с заявленными требованиями.
Ответчиком в суд направлен отзыв на исковое заявление, из которого следует, что ответчик не согласен с требованиями истца в связи с их необоснованностью.
О судебном заседании лица, участвующие в деле, извещены в порядке, установленном ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
В судебном заседании истец и его представитель - Дейнеко И.А. требования к ответчику поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Хабарова М.Н. в судебном заседании с требованиями истца не согласился по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель открытого акционерного общества «Северное морское пароходство» (далее также - ОАО СМП), привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, - Туфанов А.Н., полагал требования истца обоснованными, оставив разрешение вопроса на усмотрение суда.
Другие лица, участвующие в деле, явку в судебное заседание не обеспечили.
Суд считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Мураткин Д.Г. <Дата> обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от <Дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).
При этом пенсионным органом установлено, что стаж работы Мураткина Д.Г. на дату обращения за назначением страховой пенсии по старости составляет: страховой стаж в календарном исчислении - 28 лет 1 месяц 11 дней; стаж работы местностях приравненных к районам Крайнего Севера - 20 лет 16 дней.
Возраст заявителя на дату обращения за назначением страховой пенсии по старости 56 лет 11 месяцев, возраст дающий право на назначение пенсии, 58 лет (55 лет в 2021 году + 36 месяцев).
Решением пенсионного органа от <Дата> <№> Мураткину Д.Г. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Закона №400-ФЗ в связи с недостижением возраста, дающего право на назначение пенсии, 58 лет.
Обращаясь с настоящим иском в суд, сторона истца указывала, что период работ, включенный в специальный стаж по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, должен быть учтен в льготном (полуторном) исчислении, поскольку такое исчисление специального стажа было предусмотрено пенсионным законодательством.
В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Порядок исчисления и перерасчета пенсии в настоящее время регулируется Законом № 400-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ, определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному закону).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 указанного Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Как указано в п. 7 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Ч. 2 ст. 33 Закона № 400-ФЗ установлено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 данного закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно ч. 8 ст. 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
П. 2 ч. 1 ст. 30 Закона от <Дата> № 400-ФЗ предусматривает назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет, при наличии с <Дата> величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 25,8 (ч. 3 ст. 35 Закона 400-ФЗ). В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 данного закона по состоянию на <Дата>, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Таким образом, право выхода на пенсию по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ возникает в 57 лет при наличии страхового стажа 25 лет, стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера 20 лет, специального стажа по п.2 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ 7 лет 6 месяцев, при наличии с <Дата> величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 25,8.
Как указано в пп. «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от <Дата> <№> «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – постановление Правительства Российской Федерации <№>), при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда, применяется Список <№> производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета М. С. от <Дата> <№> (далее – Список <№> от 1991 года).
При этом для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до <Дата>, применяется также список производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённый постановлением Совета М. С. от <Дата> <№> (далее – Список <№> от 1956 года).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации <№> определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> <№> «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила <№>).
Из трудовой книжки истца следует, что с <Дата> по <Дата> истец работал на Базе технического обслуживания флота Северного морского пароходства в должности котельного машиниста судна буксира-отопителя «Бугрино». Согласно представленным сведениям на запрос суда, судовые роли судна буксира-отопителя «Бугрино» за период с <Дата> по <Дата> в архивных документах службы капитана морского порта Архангельск не обнаружены. Судно «Бугрино» было зарегистрировано в Судовой книге морского порта Архангельск с <Дата> по <Дата> за Базой технического обслуживания Северного морского пароходства как несамоходное судно-отопитель.
Из сообщения Российского морского регистра судоходства следует, что т/х «Бугрино» с регистровым номером 540680 (ех. Р-1683ОН), год постройки 1954; судовладелец СМП БТОФ; порт приписки Архангельск; основной тип судна пароснабженец, стоечное; район плавания река Северная Двины до села Лапоминка; главный двигатель с постройки – паровая машина (выведена из эксплуатации в 1985 году). По имеющейся информации с постройки судка вид топлива – каменный уголь, документация по дальнейшему переоборудованию топливной системы в регистре отсутствует.
Действующее пенсионное законодательство не предусматривает льготное исчисление специального стажа.
Вместе с тем, согласно ч. 8 ст. 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В силу части 4 статьи 30 Закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Спорный период работы имел место в период действия Закона С. от <Дата> «О государственных пенсиях» и постановления Совета М. С. от <Дата> <№> «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий». Закон С. от <Дата> «О государственных пенсиях» не предусматривал возможности включения периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы для назначения пенсий в льготном порядке.
С вступлением в силу Закона Российской Федерации от <Дата> <№> «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до <Дата>, предусматривалось льготное исчисление трудового стажа, и в частности, периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере; аналогичные положения содержались в ст. 28 Закона Российской Федерации от <Дата> <№> «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (утратила силу с <Дата> на основании Федерального закона от <Дата> № 122-ФЗ), при этом в данной статье дополнительно указывалось, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на любых основаниях период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).
Тем самым, федеральное законодательство с <Дата> (даты введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации») исключило какие-либо различия в оценке трудового стажа, приобретенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в зависимости от условий выполнения соответствующей работы (в частности, от заключения срочного трудового договора).
На основании приведенных выше норм этого закона стаж исчислялся в льготном порядке, в том числе за периоды, имевшие место до его вступления в силу.
Кроме того, лишение местных жителей, осуществлявших трудовую деятельность в районах Крайнего Севера по трудовым договорам, заключенным на неопределенный срок, прямо не вытекало и из положений законодательства, действовавшего до <Дата>
Абз. 2 п. 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета М. С. от <Дата> <№>, было предусмотрено, что работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с <Дата> засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные ст. 5 указа Президиума Верховного Совета С. от <Дата> «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
Ст. 5 Указа Президиума Верховного Совета С. от <Дата> «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» определено, что работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, засчитывать при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности, один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана - два года. Льготы, предусмотренные данной статьей, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.
Указом Президиума Верховного Совета С. от <Дата> <№>-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» продолжительность трудового договора, дающего право на получение льгот, предусмотренных ст. 5 указа Президиума Верховного Совета С. от <Дата> «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», сокращена с пяти до трех лет. Данные положения были направлены на стимулирование граждан к тому, чтобы оставаться на длительные сроки работать в соответствующих районах, и тем самым - на достижение целей освоения таких местностей, однако не давали оснований для их ограничительного толкования в том смысле, что местные жители, работающие в неблагоприятных климатических условиях постоянно, правом на соответствующие льготы не наделялись.
В дальнейшем п. 1 Инструкции о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной постановлением Государственного комитета Совета М. С. по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от <Дата> <№>/П-28 (далее - Инструкция), было предусмотрено, что льготы, установленные указами Президиума Верховного Совета С. от <Дата> «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», предоставляются всем рабочим и служащим (в том числе местным жителям и другим лицам, принятым на работу на месте) государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В силу п. 2 Инструкции льготы, предусмотренные ст.ст. 1, 2, 3, 4 указа от <Дата>, с учетом изменений и дополнений, внесенных указом от <Дата>, предоставляются независимо от наличия письменного срочного трудового договора. Льготы, предусмотренные ст. 5 указа от <Дата>, предоставляются дополнительно работникам, прибывшим на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), при условии заключения ими трудового договора о работе в этих районах и местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года.
На основании пп. «а» п. 43 этой же Инструкции лицам, указанным в п. 2 Инструкции, общий стаж работы, дающий право на получение пенсий по старости и по инвалидности, исчисляется за период работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с <Дата> в порядке: один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев.
В свою очередь, буквальный смысл п. 2 той же Инструкции указывает на то, что требование о заключении срочного трудового договора как об условии предоставления льгот, предусмотренных ст. 5 указа от <Дата>. и ст. 3 указа от <Дата>, распространялось только на работников, прибывших на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), что никак не опровергает их распространение на лиц, проживающих в соответствующих местностях постоянно.
Кроме того, как указано выше, в дальнейшем действующим законодательством граждане, приобретшие трудовой стаж в вышеназванных районах и местностях (в том числе до <Дата>), были полностью уравнены в пенсионных правах, на что было направлено, в частности, включенное в ст. 28 Закона Российской Федерации от <Дата> <№> специальное указание о том, что при подсчете стажа для назначения пенсии на любых основаниях период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).
Из анализа приведенных норм законодательства, действовавшего в спорный период, следует, что при подсчете стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, всем рабочим и служащим предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы в таких районах засчитывались в полуторном размере.
Учитывая изложенное, Мураткину Д.Г. подлежит включению в специальный стаж в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона №400-ФЗ период работы с <Дата> по <Дата> в льготном (полуторном) исчислении.
П. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ предусматривает назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет, при наличии с <Дата> величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 25,8 (ч. 3 ст. 35 Закона № 400-ФЗ). В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 данного закона по состоянию на <Дата>, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Право выхода на пенсию по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ возникает в 57 лет при наличии страхового стажа 25 лет, стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера 20 лет, специального стажа по п.2 ч.1 ст. 30 Закона №400-ФЗ 7 лет 6 месяцев, при наличии с <Дата> величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 25,8.
Истец просит назначить страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ с <Дата>. Истцу, <Дата> года рождения, на <Дата> исполнилось 57 лет.
По состоянию на <Дата> с учетом включенных в специальный стаж истца спорного периода работы стаж составил 7 лет 3 месяца 27 дней. Этот стаж недостаточен для назначения истцу пенсии с <Дата> в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ.
Таким образом, требования истца о назначении страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ с <Дата> не подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу п.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в сумме 300 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Мураткина Д. Г. (СНИЛС 048-932-983 09) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН 2901038317) удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу включить Мураткину Д. Г. в специальный стаж в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периода работы с <Дата> по <Дата> в льготном (полуторном) исчислении.
В удовлетворении искового требования Мураткина Д. Г. об обязании назначить страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с <Дата> отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2024 года.
Председательствующий |
В.Н. Кошелев |
<***> |
<***> |