Решение по делу № 5-55/2024 от 03.05.2024

Дело

УИД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

03 мая 2024 года                                 г. Хабаровск

Судья Кировского районного суда г. Хабаровска Козлова Ю.Е., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1, ДАТА года рождения, уроженки г. Хабаровска, зарегистрированной и проживающей по адресу <адрес>, не работающей, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

ДАТА инспектором ДПС ОБ ДПС Госавтоинспекции УМВД России по г. Хабаровску ФИО5 в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.3 КоАП РФ.

Согласно протокола, ФИО1, ДАТА в 00 часов 11 минут находясь по адресу <адрес>, управляя транспортным средством марки «Toyota Corona», государственный регистрационный знак Н026ТЕ27, принадлежащим ФИО3, отказалась передать документы для проверки, то есть отказалась выполнить законное требование сотрудника полиции, в связи с чем сотруднику полиции не представилось возможным проверить документы на право управления транспортным средством. Данными действиями ФИО1 оказала неповиновение законному требованию сотрудника полиции, действовавшего в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции», в связи с исполнением обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности.

В суде ФИО1 вину не признала, пояснив, что требования сотрудников полиции являлись незаконными, законных требований к ней предъявлено не было.

Защитник по устному ходатайству ФИО1ФИО4 с существом вменяемого правонарушения не согласилась, пояснив, что требования сотрудников полиции являлись незаконными, ФИО1 была остановлена около своего дома, что именно она нарушила, в связи с чем требуют документы, сотрудники ей не объяснили, управляя транспортным средством, ничего не нарушала. Сотрудниками полиции нарушены права, предусмотренные ст.ст. 5, 6, 7, 9, 10, 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции". Дело об административном правонарушении было возбуждено незаконно, лицом, не уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, прокурор при возбуждении дела и рассмотрении его судом не присутствовал.

В судебное заседание должностное лицо ФИО5, составившее протокол об административном правонарушении, не явился.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения ФИО1, ее защитника ФИО4, судья приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения; а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Данные требования закона должностным лицом в полном объеме выполнены не были.

Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, состоит в том, что виновный: не повинуется законному распоряжению или требованию должностных лиц, указанных в ч. 1. При этом: виновный игнорирует (полностью или частично) упомянутые распоряжения и требования, действует вопреки им либо, наоборот, продолжает бездействовать, хотя от него требовали совершения именно действия, иным образом не исполняет распоряжения (требования).

Согласно п. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами, воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 1, 2, 9, 13 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, следственные и иные процессуальные действия; доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте), а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, - с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона.

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Из протокола об административном правонарушении следует, что ФИО1 ДАТА в 00 часов 11 минут находясь по адресу <адрес>, управляя транспортным средством марки «Toyota Corona», государственный регистрационный знак Н026ТЕ27, принадлежащим ФИО3, отказалась передать документы для проверки, то есть отказалась выполнить законное требование сотрудника полиции, в связи с чем сотруднику полиции не представилось возможным проверить документы на право управления транспортным средством. Данными действиями ФИО1 оказала неповиновение законному требованию сотрудника полиции, действовавшего в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции», в связи с исполнением обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности.

Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.3 КоАП РФ.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

По смыслу положений части 2 статьи 28.2 КоАП РФ квалификация действий лица, привлекаемого к административной ответственности, требует указания части статьи, если эта статья содержит несколько составов административных правонарушений.

В протоколе об административном правонарушении указано, что ФИО1 совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.3 КоАП РФ.

Данная статья состоит из шести частей, каждой из которых предусмотрен самостоятельный состав административного правонарушения.

Однако в протоколе об административном правонарушении не указано, какой частью статьи 19.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение вмененного ФИО1 административного правонарушения, что является нарушением требований части 2 статьи 28.2 названного Кодекса.

Кроме того, протокол об административном правонарушении это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Исходя из положений статьи 28.2, части 1 статьи 25.1 КоАП РФ, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.

Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее указание состава вменяемого административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.

Согласно правовой позиции, изложенной в абз. 2 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 24 марта 2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица и являющийся необходимым правовым основанием для привлечения его к административной ответственности.

Требования к составлению протокола об административном правонарушении, установленные статьей 28.2 КоАП РФ, направлены на обеспечение соблюдения гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.

Из системного толкования статей 26.2, 29.1 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и иные протоколы, предусмотренные названным Кодексом, являются доказательствами по делу об административном правонарушении, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Правильность составления названных процессуальных документов судья, орган, должностное лицо обязаны проверить при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении.

Лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственного его участия при составлении, в частности, протокола об административном правонарушении.

В соответствии с ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Вместе с тем, вменяя ФИО1 нарушение вышеназванных требований закона, и составляя протокол об административном правонарушении, должностным лицом не указана часть статьи 19.3 КоАП РФ, которая образует состав административного правонарушения.

Указанные нарушения являются существенными и не могут быть восполнены при рассмотрении дела.

Поскольку суд не является органом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, то он не вправе самостоятельно корректировать исходные данные, указанные лицом, составившим протокол об административном правонарушении и указывать иные, чем в протоколе об административном правонарушении сведения относительно совершенного правонарушения.

При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.3 КоАП РФ, в отношении ФИО1 составлен с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 названного Кодекса.

Следовательно, протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, и не может быть использован судьей при вынесении постановления.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с положениями ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Таким образом, судья приходит к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.3 КоАП РФ, в связи с чем, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.3 КоАП РФ, в отношении ФИО1, подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5, 29.9- 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 – прекратить, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья (подпись)

Копия верна, Судья                            Ю.Е. Козлова

Постановление не вступило в законную силу, подлинник постановления вшит в материалы дела , находящееся в Кировском районном суде г. Хабаровска.

Секретарь ФИО6

5-55/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушенииОтсутствие состава административного правонарушения
Ответчики
Иконникова Ирина Владимировна
Суд
Кировский районный суд г. Хабаровск
Судья
Козлова Юлия Евгеньевна
Дело на сайте суда
kirovsky.hbr.sudrf.ru
03.05.2024Передача дела судье
03.05.2024Подготовка дела к рассмотрению
03.05.2024Рассмотрение дела по существу
03.05.2024Вручение копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
08.05.2024Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
14.05.2024Вступление постановления (определения) в законную силу
16.05.2024Обращено к исполнению
28.05.2024Сдача материалов дела в архив
03.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее