Решение по делу № 33а-3523/2020 от 20.03.2020

Судья Лесникова А.С. Дело № 33а-3523

25RS0003-01-2019-003692-24

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

2 июля 2020 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Гончарова А.А.

судей Судницыной С.П. и Новожиловой И.Н.

при ведении протокола помощником судьи Седановой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чечель В.М. в интересах несовершеннолетнего Чечель Д.Ю, к ОВМ ОП № 3 УМВД России по городу Владивостоку, УМВД России по городу Владивостоку о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги по временной регистрации несовершеннолетнего, возложении обязанности по апелляционной жалобе ОВМ ОП № 3 УМВД России по городу Владивостоку на решение Первореченского районного суда города Владивостока от 31 января 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным решение ОВМ ОП № 3 УМВД России по городу Владивостоку от ДД.ММ.ГГГГ о возврате заявления о регистрации по месту пребывания несовершеннолетнего Чечель Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения. На ОВМ ОП № 3 УМВД России по городу Владивостоку возложена обязанность устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем рассмотрения поданного Чечель В.М. заявления от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации Чечель Д.Ю,, ДД.ММ.ГГГГ рождения по месту пребывания. В удовлетворении требований о взыскании судебных расходов в размере 20000 рублей Чечель В.М. отказано.

Заслушав доклад судьи Судницыной С.П., пояснения представителя УМВД России по городу Владивостоку, ОВМ ОП № 3 УМВД России по городу Владивостоку Удаловой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Чечель В.М., действующая в интересах своего несовершеннолетнего сына Чечель Д.Ю., обратилась в суд с названным административным иском, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ ею через Владивостокское отделение краевого ГАУ Приморского края «МФЦ» (далее - МФЦ) в Отдел по вопросам миграции отдела полиции № 3 УМВД России по городу Владивостоку поданы документы для временной регистрации на себя и своего несовершеннолетнего ребенка Чечель Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения.

ДД.ММ.ГГГГ ей выдано свидетельство о временной регистрации , в регистрации несовершеннолетнего ребенка отказано на основании ответа ОВМ ОП № 3 УМВД России по городу Владивостоку о возврате документов от ДД.ММ.ГГГГ (исх. № 22/МС) без указания причины.

Полагает, что для получения государственной услуги по временной регистрации несовершеннолетнего ребенка ею были предоставлены все необходимые документы, регистрация несовершеннолетних в возрасте до 14 лет носит уведомительный характер и несовершеннолетний регистрируется по месту регистрации одного из законных представителей, действия административного ответчика в непредставлении государственной услуги ее несовершеннолетнему ребенку по временной регистрации по месту проживания более чем на 90 суток нарушают права ее несовершеннолетнего ребенка встать на временный учет по месту жительства, устроится в учебное учреждение, а также обращаться за медицинской помощью по месту проживания.

С учетом уточнений просила признать незаконным отказ, а равно как возвращение документов без исполнения (предоставления государственной услуги по временной регистрации) Чечель Д.Ю, ДД.ММ.ГГГГ рождения по адресу: <адрес> и обязать устранить допущенное нарушение, взыскать с административного ответчика расходы на оплату услуг представителя.

В судебном заседании Чечель В.М. исковые требования поддержала по изложенным в заявлении доводам, указала, что проживала в городе Петропавловск- Камчатский, в город Владивосток она прибыла с сыном ДД.ММ.ГГГГ для постоянного проживания. С отцом ребенка связь не поддерживает, он проживает в другом городе, в связи с чем при предоставлении документов специалисту МФЦ на обратной стороне копии своего паспорта указала, что нет возможности предоставить паспортные данные второго родителя ребенка, данная запись специалистом МФЦ, принявшим документы, не заверялась, специалист предупредил о возможном отказе в предоставлении государственной услуги. Повторно с заявлением о регистрации несовершеннолетнего в отдел по вопросам миграции не обращалась. Отсутствие регистрации ребенка по месту жительства лишило возможности обучаться ребенку в гимназии, в настоящий момент сотрудниками миграционной службы проводится проверка по факту проживания ребенка по месту пребывания без регистрации.

Представитель административного ответчика - начальник ОВМ ОП №3 УМВД России по городу Владивостоку возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве. В судебном заседании пояснила, что лично проверяла пакет документов представленный Чечель В.М. к заявлению о временной регистрации несовершеннолетнего по месту пребывания. Поскольку, в перечне документов отсутствовала копия паспорта второго родителя несовершеннолетнего, а также не приобщены пояснения о причинах, по которым нет возможности представить паспортные данные второго родителя, заявление возвращено в МФЦ на дооформление.

Представитель административного истца, заинтересованные лица, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Судом вынесено указанное решение, на которое административным ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального права.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Порядок регистрации граждан по месту жительства и месту регистрации регламентируется Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года № 984.

В силу статьи 2 Закона № 5242-1 регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - это государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.

В соответствии с пунктом 12 Правил регистрации регистрация несовершеннолетних детей по месту пребывания родителей (усыновителей, опекунов) производится независимо от согласия нанимателей и совместно проживающими с ними членами их семей; с собственниками жилых помещений; с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

Пунктом 28 Правил регистрации предусмотрено, что регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания, документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов) или близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних граждан с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания.

Согласно пункту 44 Административного регламента при регистрации по месту пребывания несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста одновременно с заявлением о регистрации по месту пребывания законный представитель представляет следующие документы: свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, паспорта законных представителей или близких родственников, находящихся вместе с несовершеннолетними гражданами, не достигшими 14-летнего возраста, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (при установлении опеки или попечительства). В круг заявителей входит один из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей гражданина Российской Федерации - в отношении несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста.

Из приведенных положений Правил регистрации и Административного регламента следует, что для регистрации по месту пребывания несовершеннолетнего гражданина, не достигшего 14-летнего возраста, требуется заявление законного представителя и следующие документы: паспорт (паспорта) находящихся вместе с несовершеннолетним законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов) или близких родственников; свидетельство о рождении несовершеннолетнего; акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (при установлении опеки или попечительства).

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ Чечель В.М. через Владивостокское отделение на проспекте 100-летия Владивостоку города Владивостока Краевого ГАУ Приморского края «МФЦ» подала в отдел по вопросам миграции отдела полиции № 3 УМВД России по городу Владивостоку заявление о регистрации несовершеннолетнего сына Чечель Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения по месту пребывания матери: <адрес>. К заявлению приложила листок статистического учета прибытия по форме 12П, свидетельство о рождении сына, свой паспорт, на обратной стороне копии которого указала на отсутствие возможности предоставить паспорт второго родителя.

Отдел по вопросам миграции ОП № 3 УМВД России по городу Владивостоку вернул административному истцу заявление, сославшись на положения пункта 44 Административного регламента и пункт 29 Правил регистрации.

Указанное решение послужило основанием для обращения Чечель В.М. в суд с настоящим административным иском.

Суд первой инстанции, учитывая вышеприведенное нормы, и установив, что Чечель В.М., являясь законным представителем своего несовершеннолетнего сына, предоставила уполномоченному органу все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки несовершеннолетнего ребенка на регистрационный учет по месту пребывания предусмотренные Правилами регистрации и Административным регламентом, пришел к верному выводу, что у административного ответчика отсутствовали основания для возврата документов.

Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда первой инстанции соответствует законодательству, регулирующему спорные правоотношения.

Оснований для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в рассматриваемом случае не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о неправильном изложении судом в мотивировочной части решения положений пунктов 44-44.2 Административного регламента не влекут отмену или изменение судебного решения.

В мотивировочной части решения суд первой инстанции указал, что из положений пункта 29 Правил регистрации и пунктов 44, 44.1 и 44.2 Административного регламента следует, что регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов). Не дословное (неточное) изложение правой нормы (пункта 44 Административного регламента в данной части) не изменяет правового смыла пункта 44 Административного регламента.

Судом первой инстанции обоснованно не приняты в качестве правовых оснований для возврата заявления Чечель В.М. разъяснение УВМ МВД России от 22 июня 2018 года № 20/23538, в которых Управление высказало свою позицию по вопросу регистрации по месту жительства несовершеннолетних, не достигших 14 – летнего возраста, связанных с невозможностью предоставления документов, удостоверяющих личность, обоих родителей. Согласно данным разъяснениям Управление в отдельных случаях, до внесения изменений в Административный регламент, полагает возможным принятие решения о регистрации несовершеннолетнего при предоставлении родителем, являющимся заявителем, заявления в произвольной форме о причинах невозможности предоставления по объективным причинам документа, удостоверяющего личность, второго родителя.

Утверждение административного ответчика о том, что возвратом документов не были нарушены права и законные интересы несовершеннолетнего, нельзя признать правильным.

По результатам неправомерных действий ответчика, выразившихся в возврате представленных на регистрацию документов, несовершеннолетний Чечель Д.Ю. не был зарегистрирован по месту пребывания в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что избранный судом первой инстанции способ защиты нарушенного права является неисполнимым.

Учитывая, что регистрации по месту пребывания носит заявительный характер, в сложившейся ситуации способ восстановления права зависит от воли административного истца, который вправе обратиться с таким заявлением, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части возложения на ОВМ ОП № 3 УМВД России по городу Владивостоку обязанности устранить нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца путем рассмотрения поданного Чечель В.М. заявления от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации Чечель Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения по месту пребывания.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307- 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Первореченского районного суда города Владивостока от 31 января 2020 года отменить в части возложения на ОВМ ОП № 3 УМВД России по городу Владивостоку обязанности устранить нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца путем рассмотрения поданного Чечель В.М. заявления от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации Чечель Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения по месту пребывания.

В остальной части решение оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Председательствующий Судьи

33а-3523/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Чечель В.М.(в инт.Чечель Д)
Ответчики
ОВМ № 3 УМВД по г.Влад-ку
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Судницына Светлана Петровна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
20.03.2020Передача дела судье
29.04.2020Судебное заседание
23.06.2020Производство по делу возобновлено
02.07.2020Судебное заседание
16.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2020Передано в экспедицию
02.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее