Дело № 2а-840/2021
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2021 г. <адрес>
Дальнереченский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бондарь Н.В. при ведении протокола помощником судьи Арзамасовой О.А., с участием представителя административного истца – старшего помощника Дальнереченского межрайонного прокурора Прытковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению и.о. Дальнереченского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» на сайте по сетевому адресу: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
и.о. Дальнереченского межрайонного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной на сайте по сетевому адресу <данные изъяты>/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование иска указано, что Дальнереченской межрайонной прокуратурой проведена проверка по заданию прокуратуры <адрес>, в ходе которой установлено, что при использовании доступа к сети «Интернет», осуществляется беспрепятственный доступ к электронному адресу <данные изъяты>/, на котором размещена информация о возможности приобретения неограниченным кругом лиц водительского удостоверения без прохождения соответствующего обучения в установленном законом порядке. На сайте размещены предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, по оказанию услуг по продаже водительского удостоверения в обход действующего законодательства. Ресурс предлагает неопределенному кругу лиц приобрести вышеуказанные документы. При этом на данном ресурсе размещена информация о возможности приобретения документов в неограниченном количестве, указана стоимость оказания услуг, размещена информация о возможности доставки документов по всей территории Российской Федерации.
Факт размещения указанной информации установлен работником прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ в помещении Дальнереченской межрайонной прокуратуры <адрес> по адресу: <адрес> при использовании рабочего компьютера.
Размещенная на указанном сайте информация позволяет неограниченному кругу лиц, в нарушение требований ст.ст. 23, 26 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» приобрести водительское удостоверение без прохождения соответствующего обучения в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 327 Уголовного кодекса РФ подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа являются уголовно-наказуемым деянием.
В соответствии со ст. ст. 19.23 КоАП РФ подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт является административным правонарушением.
Сведения, размещенные на указанном интернет-сайте, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и административных правонарушений. Кроме того, размещенная на указанном сайте информация формирует у неопределенного круга лиц отношение к приобретению и использованию поддельных документов как приемлемому общественному явлению, способствует укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления и успешности лиц, использующих поддельные документы.
Статьей 15.1 Федерального Закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ предусмотрено создание и функционирование единой автоматизированной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр).
В силу ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - в отношении информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом (подпункт «а» п. 5 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).
Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данная информация в нарушение действующего законодательства Российской Федерации размещена в сети «Интернет» на указанном сайте и в Единый реестр не внесена ввиду того, что пунктом 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принять данное решение, не определен.
В соответствии с действующим законодательством Роскомнадзор по <адрес> не уполномочен на принятие решения о признании информации о поддельных документах запрещенной для дальнейшего включения интернет-ресурса в вышеуказанный Реестр. Правом принимать решение о наличии противоправной информации на указанном сайте для последующего ограничения доступа к нему обладает суд.
Досудебный порядок разрешения административного спора не возможен, поскольку исходя из пункта 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», пункта 5 Правил применительно к характеру распространенной информации на указанном сайте необходимо принятие судебного решения о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу пункта 9 Правил Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного органа о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись.
Дальнейшее нахождение в открытом доступе указанной информации формирует у неопределенного круга лиц отношение к приобретению вышеуказанных документов как приемлемому общественному явлению, способствует укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления.
В соответствии с главой 27.1 КАС РФ Роскомнадзор или его территориальный орган привлекается к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве заинтересованного лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 265.1 КАС РФ административное исковое заявление о признании информации запрещенной подается в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика.
Поскольку установить владельца сайта не представилось возможным, что подтверждается информацией МО МВД России «Дальнереченский» указанное исковое заявление предъявляется по адресу административного истца.
Частью 1 ст. 39 КАС РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В судебном заседании прокурор Прыткова М.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения надлежащим образом извещен, в ходатайстве от ДД.ММ.ГГГГ просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Роскомнадзора по <адрес>.
Заслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Закон № 149-ФЗ) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
При рассмотрении дела установлено, что Дальнереченской межрайонной прокуратурой проведена проверка по заданию прокуратуры <адрес>, в ходе которой установлено, что при использовании доступа к сети «Интернет», осуществляется беспрепятственный доступ к электронному адресу <данные изъяты>/, на котором размещена информация о возможности приобретения неограниченным кругом лиц о способах покупки водительского удостоверения без прохождения соответствующего обучения в установленном законом порядке. На сайте размещены предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, по оказанию услуг по продаже водительского удостоверения в обход действующего законодательства. Ресурс предлагает неопределенному кругу лиц приобрести вышеуказанные документы. При этом, на данном ресурсе размещена информация о возможности приобретения документов в неограниченном количестве, указана стоимость оказания услуг. Кроме того, на сайте размещена информация о возможности доставки документов по всей территории Российской Федерации. Факт размещения указанной информации установлен работником межрайонной прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ в помещении Дальнереченской межрайонной прокуратуры <адрес> по адресу: <адрес> при использовании рабочего компьютера. Установить собственника (владельца) сайта в ходе проверки не представилось возможным. Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра сайта в сети «Интернет» от ДД.ММ.ГГГГ, скриншотами страниц.
В силу ст. 4 Закона Российской Федерации № 2124-1 от 27.12.1991 г. «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
В соответствии со ст. 327 Уголовного кодекса РФ подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа являются уголовно-наказуемым деянием.
В соответствии со ст. ст. 19.23 КоАП РФ подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт является административным правонарушением.
При таких обстоятельствах сведения, размещенные на указанном интернет-сайте, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и административных правонарушений. Кроме того, размещенная на указанном сайте информация формирует у неопределенного круга лиц отношение к приобретению и использованию поддельных документов как приемлемому общественному явлению, способствует укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления и успешности лиц, использующих поддельные документы.
Статьей 15.1 Федерального Закона от 27.07.2006 г.
№ 149-ФЗ предусмотрено создание и функционирование единой автоматизированной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В силу ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются: решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
В силу требований п. 9 Правил Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения, вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного органа о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую: доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию; описание выявленной запрещенной информации, позволяющее её идентифицировать, включая (если имеется) её название, с приложением заверенной должностным лицом уполномоченного органа (в том числе квалифицированной электронной подписью) копии страницы (страниц) сайта в сети «Интернет»; решение уполномоченного органа о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в единый реестр или вступившее в законную силу решение суда о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной информацией, представленное в форме электронного документа, заверенного квалифицированной электронной подписью; дату и время получения решения уполномоченного органа или решения суда о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной информацией.
С учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информация, размещенная на сайте <данные изъяты>/, подлежит запрету к распространению на территории Российской Федерации.
Признание информации, размещенной на указанном сайте, запрещенной к распространению, позволит внести его в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.
В связи с изложенным суд считает требования заместителя Дальнереченского межрайонного прокурора о признании информации, размещенной на сайте по сетевому адресу https://chelyabinsk.doc-avto.info/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования и.о. Дальнереченского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на сайте по сетевому адресу <данные изъяты>/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено как не соответствующей нормативным правовым актам и нарушающей права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц.
Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения электронных страниц сайта <данные изъяты>/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Дальнереченский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.
Судья Н.В. Бондарь