Дело № 2-1780/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2017г. г.Хабаровск
Суд Кировского района г.Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Якубанец Е.Ю.,
при секретаре Надежиной Ю.Р.,
с участием: истца Унатова С.П., его представителя Казанцева А.Г. по устному ходатайству, представителя ответчика Дулениной Е.М., действующей на основании доверенности от 30.03.2017г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Унатова Сергея Петровича к ФГКУ «Востокрегионжилье» о признании незаконными действий по исключению из списка граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, возложении обязанности по восстановлению в составе участников подпрограммы,
установил:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование указал, что на основании договора найма служебного жилого помещения от 16 августа 2004г. проживает в служебном жилом помещении в закрытом военном городке № по адресу: <адрес>18.10.2004г. Совместно с ним проживают: супруга ФИО2, сын- ФИО3
С 26.01.2015г. истец включен в единый реестр граждан, проживающих в ЗВГ, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, составом семьи 3 человека. Уведомлением от 26.04.2017г. ФГКУ «ВРУЖО» сообщило о том, что истец был необоснованно включен в состав участников подпрограммы. По состоянию на 21.04.2017г. исключен из реестра граждан, подлежащих переселению из ЗВГ., и не является участником подпрограммы. С действиями ответчика не согласен.
Полагает, что сам факт проживания граждан на территории ЗВГ является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которое связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
Просил признать действия ответчика незаконными, восстановить в реестре составом семьи 3 человека, а также взыскать понесенные судебные расходы на оплату юридической помощи в сумме 30000 рублей, по оплате гос.пошлины в сумме 300 руб.
В судебном заседании истец Унатов С.П., его представитель Казанцев А.Г. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно представитель истца пояснил, что доводы представителя ответчика о наличии стажа не имеют никакого отношения. Программа не говорит о необходимости наличия какого-либо стажа для предоставления ГЖС. Основанием для предоставления жилого помещения является факт проживания в закрытом военном городке.
Представитель ответчика ФГКУ «Востокрегионжилье» Дуленина Е.М. исковые требования не признала по изложенным в письменных возражениях основаниям, согласно которым указано, что истец проходил военную сулужбу в рядах ВС РФ по 10.12.2002г. Трудове отношения с организацией, подведомственной Министерству оброны РФ начаты с 12.05.2004г. и продолжались по 15.06.2007г. На территории ЗВГ истец проживает на оснвоании ордера на служебное жилое помещение, выданного в связи с работой в ФГУ «Бикинская КЭЧ района» МО РФ. С 09.07.1991г. по 15.03.2005г. и с 08.12.2005г. по 13.03.2007г. истец имел регистрацию в закрытом военном городке по иному адресу, нанимателем квартиры является мать истца.
Военный городок Восточный городов г.Бикин входит в перечень закрытых военных городков согласно распоряжения Правительства РФ от 01.06.2000г.
На территории ЗВГ Унатов С.П. проживает с 1991г., а как самостоятельный наниматель жилого помещения с 16.08.2004г.
У граждан, вселенных в служебные жилые помещения на территории закрытых военных городков до введения в действие ЖК РФ, общий стаж в организациях подведомственных Министерству обороны РФ учитывается на дату вступления в законную силу Федерального закона от 20.07.2004г. №71-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 и 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» тис т.108 Жилищного кодекса РСФСР», а именно, на 01.03.2005г.
Общий стаж трудовой деятельности в организациях, подведомственных Министерству обороны РФ на 01.03.2005г. у Унатова С.П., с учетом военной службы, составляет 7 лет 2 мес., т.е. менее 10 лет.
Предоставление жилищного сертификата по основанию- переселение граждан из ЗВГ предусмотрено в случае принятия в установленном порядке решения и реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. В данном случае такого решения не принималось и переселение граждан из военного городка не производилось. Правом на получение ГЖС обладают только те лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем, в настоящем случае сведений о наличии таковых не имеется. Сам по себе факт проживания истца в ЗВГ не является самостоятельным основанием для предоставления ГЖС. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Относительно заявленных истцом судебных расходов на оплату юридических услуг считает их чрезмерными, не соответствующими принципу разумности и объему оказанной истцу помощи.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Унатов С.П. с 09.07.1991г. проживает на территории закрытого военного городка по адресу: <адрес> с 13.03.2007г. по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>, в служебной квартире, предоставленной ему на основании ордера № 1364 от 16.08.2004г., в связи с трудовыми отношениями с Бикинской КЭЧ. Совместно с ним по указанному адресу зарегистрированы и проживают: супруга ФИО2, сын ФИО3
16.08.2004г. между истцом и Бикинской КЭЧ заключен договор найма на жилое помещение, расположеное по адресу: <адрес>
Как следует из уведомления ФГКУ «Востокрегионжилье» Унатов С.П. с составом семьи 3 человека признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» по Министерству обороны Российской Федерации по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, с датой постановки на учет 26.01.2015г., составом семьи 3 человека
Уведомлением от 26.04.2017г. Унатову С.П. сообщено, что в связи с необоснованным включением в состав участников подпрограммы, по состоянию на 21.04.2017г. он исключен из единого реестра граждан, подлежащих переселению из ЗВГ, и не является участником подпрограммы.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами (ч. 4 ст. 3 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, в соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
Право на дополнительные гарантии должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 ЖК РСФСР, к моменту введения в действие ЖК РФ (1 марта 2005 года). В этом случае к спорным правоотношениям применяются положения статьи 108 ЖК РСФСР и после введения в действие ЖК РФ при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В. соответствии с п.20 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации,, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, действовавшей в период заключения с истцом договора найма служебного жилого помещения, работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилишного фонда и коммунальных сооружений, обеспечивались служебными жилыми помещениями. На эти цели выделялось 3% от общей площади жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации.
Истец проживает в закрытом военном городке в служебном помещении в <адрес>, в связи с трудовыми отношениями с Министерством обороны Российской Федерации. В настоящее время связь с Министерством обороны утрачена. Вместе с тем, требования о выселении из служебного помещения к нему не предъявлялись.
Понятие закрытого военного городка раскрыто в статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которой к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской, Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Такое основание определено и Приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 ноября 2011 г. N 2050 "Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Анализ приведенных выше норм права указывает на то, что предоставление жилищного сертификата по данному основанию предусмотрено в случае реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, что в данном случае не установлено.
Проживание в течение некоторого количества времени на территории закрытого военного городка гражданина, состоящего в трудовых отношений с военным ведомством, не является достаточным основанием для обеспечения его жильем за счет Министерства обороны Российской Федерации. Необходимым условием для разрешения вопроса об отнесении гражданина к категории лиц, подлежащих переселению, является наличие у государства, иных ведомств обязательств по обеспечению его другим жилым помещением, а также причины утраты гражданином связи с военным ведомством. В данном случае обязательств Министерство обороны перед Унатовым С.П. по обеспечению его жилым помещением взамен предоставленного ранее служебного жилого помещения не имеет. Граждане, вселенные в служебные жилые помещения на территории ЗВГ подведомственных Министерству обороны РФ, обеспечиваются постоянным жилым помещением при наличии 10-летнего стажа, который учитывается на дату вступления в силу Жилищного кодекса РФ, т.е. на 01.03.2005г. Стаж работы Унатова С.П. в закрытом военном городке составляет 9 мес., соответственно, не подлежит обеспечению жилым помещением за счет средств Министерства обороны РФ.
Один лишь факт проживания Унатова С.П. в военном городке не является самостоятельным основанием для признания его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, поскольку у государства не возникло перед ней обязательств по обеспечению жилым помещением, так как право истца на проживание и пользование ныне занимаемым им жилым помещением на настоящий момент никем не оспаривается.
Анализ приведенных выше норм права указывает на то, что предоставление жилищного сертификата по данному основанию предусмотрено в случае реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. В данном случае такого решения не принималось и переселение граждан из закрытого военного городка не производилось. Требований о выселении из занимаемого жилого помещения к истцу не предъявлено.
Кроме того, при прекращении трудовых отношений, наниматель обязан освободить занимаемое служебное жилое помещение без предоставления другого жилого помещения, при несоответствии категориям граждан, перечисленных п.2 ст.103 ЖК РФ.
Поскольку Унатов С.П. не относится к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата исключительно по факту проживания в закрытом военном городке, суд приходит к выводу о правомерности принятого ответчиком решения об исключении истца из числа участников подпрограммы и соответственно, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу ст.98 ГПК РФ не имеется оснований для возмещения истцу понесенных судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Унатова Сергея Петровича к ФГКУ «Востокрегионжилье» о признании незаконными действий по исключению из списка граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, возложении обязанности по восстановлению в составе участников подпрограммы, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение принято 16.11.2017 года.
Судья /подпись/
Решение не вступило в законную силу
Копия верна: судья Е.Ю.Якубанец
Подлинник решения находится в материалах дела №2-1780/2017 в Кировском районном суде г.Хабаровска
Секретарь Ю.Р.Надежина