Решение по делу № 2а-4553/2022 от 29.06.2022

Дело № 2а-4553/2022

22RS0068-01-2022-004744-45

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2022 года      г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе

судьи Ваншейд А.К.,

при секретаре Пухальской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к ФКУ Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Алтайскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании бездействия, действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю (далее также ФКУ СИЗО-1), ФСИН РФ, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ из ФКУ СИЗО-1 в адрес ФСИН РФ он подал заявление с приложением на 16 листах, в котором просил перевести на его лицевой счет денежные средства по исполнительному листу серии ФС . Между тем, ФКУ СИЗО-1 не приложило реквизиты банковского счета, хотя заявление было подано в открытом виде. Этим бездействием ФКУ СИЗО-1 нарушены его права, гарантированные п. 1 ч. 2 ст. 17 ФЗ № 103.

Кроме того, на основании п. 4 ст. 5 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» начальник ФЭУ ФСИН РФ ФИО5 своим ответом от ДД.ММ.ГГГГ возвратил ему заявление от ДД.ММ.ГГГГ. Данный ответ не содержит выводов о невозможности запросить самостоятельно в ФКУ СИЗО-1 или установить самостоятельно реквизиты банковского счета ФКУ СИЗО-1. В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ он (ФИО1) указал, что денежные средства необходимо перевести на лицевой счет, открытый на его имя в ФКУ СИЗО-1 г.Барнаула Алтайского края. Согласно ч. 1 ст. 9, п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» в ходе исполнения своей обязанности по рассмотрению заявления административного истца ФИО5 произвольно рассмотрел обращение, так как не запросил необходимые для рассмотрения заявления документы и материалы в ФКУ СИЗО-1, нарушив права административного истца, гарантированные ст. 33 Конституции РФ, п. 7 ч. 1 ст. 17 ФЗ № 103, п. 3 ст.5 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

На основании изложенного административный истец просит признать указанные действия и бездействие ответчиков незаконными.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФСИН России по Алтайскому краю.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, содержится под стражей в ФКУ СИЗО-1, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об обеспечении личного участия в судебном заседании, в том числе посредством видеоконференц-связи, административным истцом не заявлено, сведений о намерении вести дело через представителя не представлено, несмотря на разъяснение судом указанных процессуальных прав в определении от ДД.ММ.ГГГГ, которое получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, указанным в письменном отзыве. Полагает, что права административного истца с их стороны нарушены не были, его обращение не подлежало цензуре, было зарегистрировано и направлено адресату в установленные сроки. С заявлением о предоставлении реквизитов банковского счета ФИО1 не обращался.

Представитель административного ответчика ФСИН РФ и заинтересованного лица УФСИН России по Алтайскому краю в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, полагает, что возвратом заявления права административного истца не нарушены, возврат произведен соответствии с положениями действующего законодательства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В административном иске ФИО1 оспаривает ответ от ДД.ММ.ГГГГ, а также бездействие административных ответчиков, административное исковое заявление истцом подано ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем срок на обращение в суд за защитой нарушенного права не пропущен.

Установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 содержится в ФКУ СИЗО-1. В период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлся обвиняемым в совершении преступления, содержащимся под стражей, а после вступления в силу приговора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ правовое положение административного истца изменилось, ФИО1 стал лицом, осужденным к отбыванию наказания в виде лишения свободы.

Постановлением судьи <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ определено содержать ФИО1 в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю на основании статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации до рассмотрения уголовного дела (в настоящее время уголовное дело рассмотрено <данные изъяты>, приговор не вступил в законную силу).

В соответствии с ч. 1 ст. 74 УИК РФ следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, в частности, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса.

Частью 3 ст. 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее также Федеральный закон № 103-ФЗ), и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 17 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов.

Статьей 21 Федерального закона № 103-ФЗ (в редакции на момент подачи заявления) предусмотрено, что предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, в Европейский Суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете.

Аналогичные положения закреплены в частях 1 и 4 ст. 15 УИК РФ в отношении осужденных, а именно предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, цензуре не подлежат и не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 сотрудникам ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю передано для отправки заявление во ФСИН России, что подтверждается талоном-уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ .

В этот же день заявление ФИО1 зарегистрировано в журнале учета жалоб и заявлений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждении, с присвоением номера и направлено адресату простым письмом, о чем представлен почтовый реестр на отправку простой корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ. Оснований не доверять представленным копиям журнала, реестра, талона-уведомления у суда не имеется.

Таким образом, установлено, что заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное во ФСИН России передано ФКУ СИЗО-1 в почтовое отделение ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный срок.

Довод административного истца о том, что сотрудники ФКУ СИЗО-1 должны были сами приложить к заявлению банковские реквизиты его расчетного счета, суд находит несостоятельными, поскольку заявление ФИО1 было адресовано непосредственно во ФСИН России и как обращение в органы государственной власти, не подвергаясь цензуре, направлено адресату в соответствии с требованиями ст.ст.17, 21 Федерального закона № 103-ФЗ. У сотрудников ФКУ СИЗО-1 отсутствует обязанность прикладывать к заявлению осужденного, адресованному в иной орган, какие-либо дополнительные документы, в том числе реквизиты расчетного счета, учитывая отсутствие письменной просьбы осужденного об этом. То обстоятельство, что ФИО1 не обращался к администрации ФКУ СИЗО-1 с заявлением о предоставлении банковских реквизитов, подтверждается справкой заместителя главного бухгалтера ФКУ СИЗО-1 от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с изложенным суд не имеет правовых и фактических оснований для признания незаконным бездействия ФКУ СИЗО-1 по ненаправлению банковских реквизитов с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ во ФСИН ФИО2.

В части требований о признании незаконным ответа от ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника ФЭУ ФСИН России ФИО5 суд приходит к следующим выводам.

Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Пунктом 1 ст. 242.2 БК РФ предусмотрено, что для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 242.1 БК РФ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в орган, на который в соответствии с настоящей главой не возложено исполнение исполнительного документа.

    Судом установлено и подтверждается материалами дела, что во ФСИН России из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю поступило заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное во ФСИН России, в котором административный истец просил перевести 15 000 руб. на лицевой счет, открытый на его имя в ФКУ СИЗО-1, к заявлению приложен исполнительный лист на 2 листах и судебные акты на 12 листах.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника ФЭУ ФСИН России заявление от ДД.ММ.ГГГГ и приложенные к нему документы возвращены ФИО1 для направления надлежаще оформленных документов (с приложением реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию) в Министерство финансов РФ.

Основанием для возврата документов ФИО1 послужило отсутствие реквизитов банковского счета ФИО1, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, а также то обстоятельство, что данное заявление было подано в орган, который не уполномочен на исполнение исполнительного документа, а именно во ФСИН России, а не в Министерство финансов РФ.

Перечисленные основания для возврата исполнительного документа взыскателю, каковым является ФИО1, прямо предусмотрены нормами БК РФ (п. 3 ст. 242.1 БК РФ), в связи с чем ответ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ и возврат ФИО1 исполнительного документа о взыскании с казны Российской Федерации денежных средств в сумме 15000 руб. являются законными.

Ссылку административного истца на нарушение п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которому государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия, суд отклоняет, поскольку порядок предъявления к исполнению исполнительных документов о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации установлен специальным законом (Бюджетным кодексом РФ), в соответствии с которым непредставление реквизитов банковского счета является основанием для возвращения заявления, также как и предъявление исполнительного документа для исполнения в неуполномоченный орган.

В связи с изложенным нарушений со стороны должностных ФСИН России при рассмотрении заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ не установлено.

Кроме того, суд принимает во внимание, что в соответствии с п. 4 ст. 242.1 БК РФ возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, ФИО1 не лишен возможности направить соответствующее заявление с приложением исполнительного листа, судебных актов и реквизитов своего расчетного счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, в адрес Министерства финансов РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия (бездействие) административных ответчиков по указанным в административном иске обстоятельствам являлись законными, права административного истца, предусмотренные действующим законодательством, оспариваемыми действиями (бездействием) не нарушены, в связи с чем суд оставляет административный иск без удовлетворения в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                      А.К.Ваншейд

Мотивированное решение изготовлено 07.09.2022.

2а-4553/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Гусейнов Эльдар Афраилович
Ответчики
ФКУ СИЗО 1 УФСИН России по Алтайскому краю
ФСИН РФ
Другие
УФСИН России по Алтайскому краю
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Судья
Ваншейд Анна Константиновна
Дело на сайте суда
centralny.alt.sudrf.ru
29.06.2022Регистрация административного искового заявления
29.06.2022Передача материалов судье
30.06.2022Решение вопроса о принятии к производству
30.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.07.2022Судебное заседание
24.08.2022Судебное заседание
07.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее