Решение по делу № 8Г-686/2022 - (8Г-26301/2021) [88-5719/2022] от 23.12.2021

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                № 88-5719/2022

УИД 11RS0005-01-2020-006425-39

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Санкт-Петербург                                  06 апреля 2022 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

    председательствующего судьи Медведкиной В.А.,

    судей Кузнецова С.Л., Шевчук Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело                    №2-176/2021 по иску Потейко С.С. к обществу с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» об обязании предоставить заполненные собственниками помещений бюллетени голосования по кассационной жалобе Потейко С.С. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 4 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 5 июля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Шевчук Т.В., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

                        установила:

    Потейко С.С. обратился в суд с иском к ООО «Региональный оператор Севера» об обязании предоставить реестр собственников помещений, принявших участие в собрании собственников помещений 15 ноября 2017г., а также бюллетени голосования.

В обоснование заявленных требований истец указал, что он является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Истец направлял в адрес ответчика письменные запросы с требованием о предоставлении информации, касающейся управления домом, в предоставлении данных документов истцу было отказано.

Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 4 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 5 июля 2021 года, в удовлетворении иска Потейко С.С. отказано.

В кассационной жалобе Потейко С.С. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, как незаконных и необоснованных.

В судебное заседание кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении жалобы.

Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.

Судом установлено, что Потейко С.С. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Вышеуказанный многоквартирный дом находится в управлении ООО «Региональный оператор Севера».

15 ноября 2017г. было проведено внеочередное общее собрание собственников помещений указанного многоквартирного дома.

01 декабря 2017г., 25 июня 2020г., 24 августа 2020г. истец обращался к ответчику с заявлениями о предоставлении возможности ознакомиться с бюллетенями голосования, заполненными собственниками помещений при проведении 15 ноября 2017 года внеочередного общего собрания, протокол собрания, в обращении от 01 декабря 2017 года просил направить реестр проголосовавших собственников.

В ответ на обращения ответчиком направлена истцу копия протокола общего собрания собственников помещений, указано, что действующим законодательством выдача для ознакомления бюллетеней голосования, реестра собственников помещений, проголосовавших по повестке дня собрания, не предусмотрена.

Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями ч. 10.161 Жилищного кодекса РФ, ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 153 «О персональных данных», Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 года № 731, исходил из того, что у ООО «Региональный оператор Севера» отсутствует обязанность по предоставлению истцу требуемой им информации, поскольку содержит персональные данные.

С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.

Вместе с тем, судами не учтено следующее.

В силу части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, установлены Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 (ред. от 27 марта 2018 г.) (далее - Стандарт).

Виды информации, которую управляющая компания обязана раскрывать, предусмотрены пунктом 3, а способы ее раскрытия - пунктом 5(1) Стандарта.

При этом пункт 17 Стандарта, предусматривавший возможность раскрытия информации на основании письменного запроса и запроса в электронном виде, а также пункт 21 Стандарта, согласно которому предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе, утратили силу с 11 апреля 2018 г. в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2018 г. N 331.

Таким образом, суды, отказывая в удовлетворении требований истца, применил нормы материального права, не подлежащие применению, которые на момент обращения истца с заявлениями 25 июня 2020г., 24 августа 2020г. о предоставлении информации о деятельности управляющей компании утратили силу.

Согласно статье 7 Жилищного кодекса РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

В соответствии с частью 1, пунктами 6,7 части 3 статьи 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.

Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами:

6) протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;

7) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования.

Жилищным законодательством предусмотрено несколько способов ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме с документами, связанными с проведением общих собраний: путем размещения не позднее чем через десять дней со дня принятия решений в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников и доступном для всех собственников помещений в данном доме (ч. 3 ст. 46 ЖК РФ); в месте хранения или по адресу, которые определены решением данного собрания (ч. 4 ст. 46 ЖК РФ); в управляющей организации до направления подлинников решений и протокола в орган государственного жилищного надзора для хранения (ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ); в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства - ГИС ЖКХ (ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ).

Проверке подлежит возможность ознакомления в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания (ч. 4 ст. 46 ЖК РФ).

Таким образом, приведенные нормы материального права во взаимосвязи предусматривают возможность собственника жилого помещения многоквартирного дома ознакомиться с бюллетенями для голосования в качестве документов, подтверждающих итоги голосования на общем собрании, и управляющая компания, осуществляющая хранение протокола голосования и бюллетеней, не вправе препятствовать осуществлению гражданами своих прав.

Неправильное применение судами норм материального права и неправильное определение в связи с этим обстоятельств, имеющих значение для дела, в силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, в ходе которого суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

    определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 5 июля 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Председательствующий

Судьи

8Г-686/2022 - (8Г-26301/2021) [88-5719/2022]

Категория:
Гражданские
Истцы
Потейко Сергей Семенович
Ответчики
ООО "Региональный оператор Севера"
Другие
Служба строительного, жилищного и технического надзора (контроля)
Государственная жилищная инспекция РК по г. Ухте
Шустов Тимофей Валерьевич
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
3kas.sudrf.ru
06.04.2022Судебное заседание
06.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее