Решение по делу № 2-639/2023 (2-4844/2022;) от 13.12.2022

Дело № 2-639/2023

Уникальный идентификатор дела 59RS0001-01-2022-004324-51

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 мая 2023 года                                             город Пермь

Дзержинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Каробчевской К.В.,

при секретаре судебного заседания Корековой Д.С.

с участием представителя истца – Летягина Е.В., Конюковой И.А.,

представителя третьего лица заявляющего самостоятельные требования – ФИО6,

представителей третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований ФИО11, ФИО12,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной Инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края к Носовой Наталье Андреевне о возложении обязанности,

по иску третьего лица заявляющего самостоятельные требования Администрации Ленинского района гор. Перми к Носовой Наталье Андреевне о возложении обязанности, взыскании судебной неустойки,

УСТАНОВИЛ:

Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края обратилась в суд с иском к Носовой Н.А. с требованием о возложении на ответчика обязанности в течение десяти календарных дней с даты вступления в законную силу решения суда демонтировать нестационарный торговый объект, размещенный на территории объекта культурного наследия достопримечательного места «Комсомольский проспект» по адресу: Адрес, на земельном участке с кадастровым номером ; установлении денежной суммы, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, на случай неисполнения судебного решения, в размере 10 000 руб. за каждый день просрочки.

В обоснование заявленных требований Государственной инспекцией указано, что в собственности Носовой Натальи Андреевны находится земельный участок, расположенный по адресу: Адрес с кадастровым номером , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.

Указанный земельный участок находится в границах территории объекта культурного наследия - достопримечательного места «Комсомольский проспект», включенного в единый реестр объектов культурного наследия Российской Федерации под .

Границы территории объекта культурного наследия, предмет охраны объектов культурного наследия, требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места «Комсомольский проспект» установлены приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от Дата № СЭД-55-01-05-563.

При размещении нестационарного объекта не соблюдаются требования по противопожарному расстоянию от здания до сооружений (сооружение находится на расстоянии ближе 15 до жилого дома) и условия обеспечения требуемых проездов и подъездов для пожарной техники к объектам защиты, установленные в соответствии с пунктом 4.15 Приказа МЧС России от 24.04.20,13 г. № 288 «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (вместе с «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»), постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».

Факт нарушения Ответчиком противопожарных требований при размещении нестационарного объекта подтверждается предостережением от Дата Носовой Н.А., по факту нарушения требований пожарной безопасности о противопожарных расстояниях (Письмо ГУ МЧС России по Пермскому краю (1 Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми) от Дата № ИВ-168-4-8-417).

Принимая во внимание особую значимость объекта культурного наследия, достопримечательное место «Комсомольский проспект», в связи с подготовкой к празднованию юбилея основания города и его территориальной расположенностью в центральном планировочном районе Адрес, своевременное выполнение запланированных мероприятий, связанных с благоустройством территорий достопримечательных мест, является одной из первоочередных для разрешения задач.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил требования, указав, что в обоснование исковых требований заявлено о нарушении требований приказа Инспекции от Дата № СЭД-55-01-05-563 «Об установлении границ территории, предмета охраны и требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места «Комсомольский проспект», а именно п. 3.3.2 Приложения .

Приказом Инспекции от 26.12.2022 № Пр55-01-06-491 внесены изменения в п. 3.3.2 Приложения № 3 к приказу.

Актуальная редакция п. 3.3.2 Приложения № 3 к приказу содержит запрет на размещение в границах достопримечательного места «Комсомольский проспект» нестационарных торговых объектов, за исключением объектов, указанных в п. 4.4.1. При этом п. 4.4.1 установлен исчерпывающий перечень объектов - летних кафе при уже имеющихся стационарных кафе, барах, ресторанах, кулинарий; размещение фудтраков, лотков, киосков по продаже печатной продукции, автоматов по продаже воды и безалкогольных напитков.

Обращаем внимание суда на то обстоятельство, что действующая в настоящее время редакция приказа отличается от той, которая действовала на момент обращения с иском в суд. Вместе с тем, данное обстоятельство не устраняет факт нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия при размещении нестационарного объекта на земельном участке ответчика Носовой Н.А.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места. В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.

В непосредственной близости от спорного объекта размещён Центральный универмаг «Пермь» (Ленина, 45), который отнесён приказом к предмету охраны достопримечательного места и является объектом, обладающим признаками объектов культурного наследия (п. 5 Приложения 2 к приказу).

В соответствии с ч. 1. ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране не только в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), но и нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающем среды и от иных негативных воздействий.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя в том числе установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места (пп. 7 п.2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ).

Особенности государственной охраны достопримечательных мест установлены ст. 56.4 Федерального закона № 73-ФЗ, согласно которой предметом охраны являются его градостроительные, геологические, ландшафтные, объемно-пространственные, планировочные, архитектурно-стилистические характеристики, ценные элементы застройки и благоустройства, совместные творения человека и природы, объекты представляющие интерес с точки зрения архитектуры, истории, археологии, этнологии, функциональное назначение и мемориальное значение указанного достопримечательного места (п.1). Требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места устанавливаются в целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах его территорий.

Размещённый на земельном участке с кадастровым номером нестационарный объект не относится к объектам, перечисленным в п. 4.4.1 Приложения к приказу, следовательно, его размещение в границах Достопримечательного места противоречит требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и не позволяет обеспечить достижение цели государственной охраны достопримечательного места.

Дата третье лицо Адрес обратилась в суд с самостоятельными исковыми требованиями к Носовой Н.А. о возложении на ответчика обязанности демонтировать некапитальный торговый объект: павильон «Monkey Grinder», расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: Адрес, в случае неисполнения судебного акта взыскать с ФИО7 в пользу администрации Адрес судебную неустойку в размере 1 000 рублей за каждый день просрочки исполнения судебного акта, начиная со дня, следующего днем вступления в силу решения суда, предоставить администрации Адрес право осуществить действия по демонтажу некапитального строения за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов в случае, если ответчики не исполнят решение в течение 10 дней с даты его вступления в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Адрес находится киоск «Monkey Grinder» по продаже кофе. Земельный участок принадлежит на праве частной собственности ответчику. В указанном НТО осуществляется продажа товаров, оказываются услуги населению.

При размещении нестационарного объекта не соблюдаются требования по противопожарному расстоянию от здания до сооружений (сооружение находится на расстоянии ближе 15 м. до жилого дома) и условия обеспечения требуемых проездов и подъездов для пожарной техники к объектам защиты, установленные в соответствии с пунктом 4.15 Приказа МЧС России от Дата «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (вместе с «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»), постановлением Правительства Российской Федерации от Дата «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».

Близкое расположение НТО к зданию, а также отсутствие информации о степени их огнестойкости и классе функциональной пожарной опасности, нарушает требования пожарной безопасности и создает угрозу распространения пожара.

Факт нарушения ответчиком противопожарных требований при размещении нестационарного объекта подтверждается предостережением от Дата Носовой Н.А., по факту нарушения требований пожарной безопасности о противопожарных расстояниях (письмо 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми Главного управления МЧС России по Пермскому краю от Дата № ИВ-168-4-8-417).

Таким образом, ответчиком, являющимся собственником земельного участка, нарушаются требования пожарной безопасности в части противопожарных разрывов, при этом меры по предотвращению угрозы жизни и здоровью неопределённого круга лиц приняты не были.

Поскольку ответчик уклоняются от демонтажа некапитальных строений, размещенных с нарушением пожарных норм, в добровольном порядке, считают необходимым и разумным взыскать в пользу истца судебную неустойку в размере 1 000 руб. за каждый день просрочки исполнения судебного акта, начиная со дня, следующего за днем вступления в силу решения суда.

Представители истца Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края – Летягин Е.В., Конюкова И.А., принимавшие участие в судебном заседании, заявленные требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Носова Н.А., участия в судебном заседании не принимала, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежаще, по месту регистрации, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления.

Представитель третьего лица заявляющего самостоятельные требования Адрес, третьего лица не заявляющего самостоятельных требований Администрации АдресФИО10, принимавшая участие в судебном заседании, заявленные требования поддержала по доводам искового заявления, также согласилась с заявленными Инспекцией требованиями, представила письменный отзыв по делу.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Пермскому краю – ФИО11, принимавший участие в судебном заседании, с заявленными исковыми требованиями согласился. Добавил, что в адрес ответчика было направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, которое ответчиком оставлено без исполнения. Проверить расчет, представленный в материалы дела возможно только в рамках контрольных мероприятий, недостатки в описательной части заключения разъяснены в ходе допроса эксперта в судебном заседании.

Представитель третьего лица ООО «Олимп» ФИО12, принимавший участие в судебном заседании, с заявленными исковыми требованиями не согласился. Добавил, что хотят провести по делу судебную экспертизу по размещению НТО, поскольку земельный участок на кадастровый учет поставлен в 2006, когда средства измерения допускалась погрешность при выделении в натуре границ объекта, поэтому считает, что этот сдвиг не был учтен экспертом.

Третье лицо ФИО15, участия в судебном заседании не принимал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежаще, имеются сведения о возврате в адрес суда конвертов с судебной корреспонденцией (извещением) за истечением срока хранения, после неудачной попытки их вручения.

Представитель третьего лица ТСЖ «Дома у ЦУМа» участия в судебном заседании не принимал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежаще, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления.

В силу ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В соответствии с ч. 1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

При неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства решается с учетом требований ст. 167 и ст. 233 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Применительно к п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 и положениям ст. 113 ГПК РФ, неявка адресата для получения своевременно доставленной почтовой корреспонденции равнозначная отказу от ее получения.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с положениями Федерального закона 22.12.2008 № 262-ФЗ, была заблаговременно размещена на официальном и общедоступном сайте Дзержинского районного суда Адрес в сети Интернет, в связи с чем, ответчик имела объективную возможность ознакомиться с данной информацией.

Таким образом, судом были предприняты все возможные меры к извещению третьих лиц ФИО15, ТСЖ «Дома у ЦУМа» о дате, времени и месте рассмотрения дела, и в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд признает третьих лиц надлежаще извещёнными о дате, времени и месте рассмотрения настоящего спора и считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 234 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела в порядке заочного производства суд проводит судебное заседание в общем порядке, исследует доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, учитывает их доводы и принимает решение, которое именуется заочным.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с Преамбулой Федерального закона от Дата № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (данная позиция указана в Определении от 09.12.2014 №2755-0 Конституционного суда Российской Федерации, что государственная охрана; такого невосполнимого ресурса, как объекты культурного наследия, - одна из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации.).

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 73-ФЗ, гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 33 Федерального закона № 73-ФЗ, объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Границы территории объекта культурного наследия, предмет охраны объекта культурного наследия, требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места «Комсомольский проспект» установлены приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от Дата № СЭД-55-01-05-563 (далее - Приказ Инспекции).

В соответствии с пп.2. п.1 ст. 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ, в границах территории объекта культурного наследия на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению.

Под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия (п. 1 ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ).

Правовой режим использования земельного участка в границах территории объектов культурного наследия, установленный статьями 40, 42, 99, 104, 105, Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 5 Федерального закона № 73-ФЗ, обеспечивается, в том числе, путём соблюдения собственниками земельного участка требований пожарной безопасности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Носова Н.А. с 26.02.2019 является собственником земельного участка с кадастровым номером , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (л.д.20-29).

Данный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: под киосками.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, земельный участок с кадастровым номером , указанный земельный участок полностью расположен в границах зоны с реестровым номером 59:01-8.144 от Дата (л.д.14-19).

Дата Носова Н.А. (Принципал) заключила с ООО «Олимп» (Агент) Агентский договор, в соответствии с которым Агент от своего имени за счет Принципала совершает комплекс фактических и юридических действий, направленных на заключение, исполнение, изменение и расторжение договоров аренды и иных сделок в отношении принадлежащего Принципалу на праве собственности земельного участка из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером площадью 8 кв.м. по адресу: Адрес, а Принципал уплачивает Агенту за оказываемые услуги обусловленную настоящим договором вознаграждение.

Во исполнение поручения Агент осуществляет поиск третьих лиц (клиентов, арендаторов), желающих заключить договор аренды или иную сделку в отношении имущества, осуществление контроля за исполнением арендаторами условий договоров аренды, иных сделок, в том числе за своевременностью и полнотой внесения арендной платы и других предусмотренных договорами аренды платежей, сохранностью и использованием арендуемого имущества в соответствии целью его предоставления, соблюдением градостроительных, строительных, экологических, противопожарных, санитарно-гигиенических и иных норм и правил при использовании имущества, в том числе правил благоустройства, содержания и использования территории Адрес; сбор арендной платы и иных вытекающих из договоров аренды и иных сделок платежей, включая плату за потребление электроэнергии, водоснабжение, водоотведение (если имеется), перечисление Принципалу платы за пользование имуществом; взаимодействие с органами власти и управления, правоохранительными органами, а также хозяйствующими субъектами по вопросам, связанным с использованием настоящего договора; совершение иных действий, направленных на исполнение договоров аренды и иных сделок, заключенных агентом на основании настоящего договора (л.д.109-111).

Дата ООО «Олимп» передал по договору субаренды киосков -еэ торговый павильон – киоск по адресу: Адрес ИП ФИО15 (л.д.201-202).

Обосновывая заявленные исковые требования, Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края представлена информация о размещении в границах земельного участка с кадастровым номером , по адресу: Адрес, павильона «MONKEY GRINDER», используемого ФИО13

Так, согласно Акта планового (рейдового) осмотра, обследования особо охраняемых природных территорий местного значения Адрес, лесных участков и земельных участков, расположенных в границах Адрес, администрации Адрес от Дата, нестационарный торговый объект «MONKEY GRINDER» размещен на территории ближе 15 метров от фасада и окон жилого здания по адресу: Адрес. Расстояние составляет 1,09 м.(л.д. 48).

Комиссией установлено, что в границах земельного участка, принадлежащего Носовой Н.А. по адресу: Адрес выявлен факт размещения некапитального нестационарного строения, сооружения (павильон «MONKEY GRINDER»), используемый для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания). Предпринимательскую деятельность в указанном строении осуществляет ФИО13 Нестационарный торговый объект размещен на земельном участке, в отношении которго не установлен вид разрешенного использования, допускающий размещение таких объектов. Земельный участок находится в территориальной зоне Ц-1, установленной Правилами землепользования и затсройки Адрес, утвержденных решением Пермской городской Думы от Дата , виды разрешенного использования которой (зоны Ц-1), не предусматривают размещение нестационарных торговых объектов. Нарушен запрет, установленный п.Дата Правил благоустройства и содержания территории в Адрес, утвержденных решением Пермской городской Думы от Дата .

Федеральный закон от Дата № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от Дата № СЭД-27-01-10-58 выявленный объект культурного наследия «Комсомольский проспект» включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11 статьи 9.2. Федерального закона от Дата N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации и территориальном море Российской Федерации, относится, в том числе, установление требований к сохранению объектов культурного наследия регионального значения, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия регионального значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

Указом Губернатора Пермского края от 19.01.2017 № 15 об образовании Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края (далее - Указ от 19.01.2017 № 15) функции Министерства культуры Пермского края в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия переданы Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края (пункт 2).

Постановлением Правительства Пермского края от 19.04.2017 № 260-п от Министерства названной Инспекции переданы функции в сфере охраны объектов культурного наследия.

Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от 19.12.2018 № СЭД-55-01-05-563 (далее - Приказ № СЭД-55-01-05-563) установлены границы территории, предмета охраны и требования (далее-Требования) к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места «Комсомольский проспект».

В соответствии с пунктом 3.3.2 Требований (Приложение № 3 к Приказу № СЭД-55-01-05-563) в границах достопримечательного места запрещается размещение нестационарных торговых объектов на срок свыше 4 месяцев, за исключением нестационарных торговых объектов, через которые осуществляется распространение периодических печатных изданий, в том числе розничная продажа тиража периодических печатных изданий.

Как следует из положений пункта 3.3.2 Требований, виды НТО, распространение в которых периодической печатной продукции позволяет их размещение на территории достопримечательного места на срок свыше 4-х месяцев, нормативными положениями не конкретизированы.

Виды НТО предусмотрены ГОСТ Р 51303-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст), к числу которых отнесен торговый павильон.

Соответственно, по смыслу положений пункта 3.3.2 Требований распространение печатной продукции в павильоне предоставляет возможность его размещения на территории достопримечательного места на срок свыше 4-х месяцев.

Согласно статье 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.

Соответственно, распространение продукции средства массовой информации не ограничивается исключительно ее продажей.

Из буквального толкования положений пункта 3.3.2 Требований N 2 также следует, что форма распространения печатной продукции, при которой допускается размещение НТО на срок свыше 4-х месяцев, может быть любой, в том числе, в виде размещения экземпляров печатного издания в открытом доступе для неограниченного круга лиц.

При этом требования к объему распространяемых в НТО периодических печатных изданий ни пунктом 3.3.2 Требований, ни иными нормативными актами не установлен.

Приказ Минкомсвязи России от 31.07.2013 № 197 "Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации", в пункте 7 которого даны рекомендации по ассортименту киоска прессы (не менее 60% печатной продукции, включая периодические печатные издания) не был опубликован, следовательно, он не подлежит применению, как не вступивший в силу. Кроме того, документ носит рекомендательный характер и регулирует вопросы продажи печатных изданий в киосках прессы, которая является лишь одной из форм распространения печатной продукции.

Распространение печатной продукции средств массовой информации в спорном НТО подтверждается представленными в материалы дела договором о поставке тиражей печатного издания для дальнейшей розничной или мелкооптовой реализации № 07-1 от 01.07.2022г., № 07-1-Л45А от 03.07.2022 (т.1 л.д.196-200), актом выездного обследования № 37 от 10.05.2023, фотографиями, из которых следует, что в павильоне установлен стенд, на котором представлены периодические печатные издания.

Соответственно, факт распространения периодических печатных изданий в спорном павильоне стороной ответчика в соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказан, и истцом не опровергнут.

Ссылка истца на положения пункта 4.4.1 Требований, утвержденных Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от 19.12.2018 № СЭД-55-01-05-563, в обоснование своей позиции о том, что распространение печатной продукции на территории достопримечательного места возможно лишь в форме ее продажи в киосках прессы, обоснованной не является.

Положениями пункта 4.4.1. Требований, в редакции Приказа Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от 19.12.2018 № СЭД-55-01-05-563 (ред. от 26.12.2022) «Об установлении границ территории, предмета охраны и требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места «Комсомольский проспект», предусмотрены виды деятельности, ведение которой на территории достопримечательного места, являющейся фрагментом градостроительной планировки и застройки, разрешается без получения заключения государственной историко-культурной экспертизы проекта или раздела проекта по обеспечению сохранности объекта культурного наследия и получения положительного решения органа охраны объектов культурного наследия Пермского края на экспертное заключение. Одним из видов такой деятельности является размещение киосков по продаже печатной продукции.

Системное толкование положений пунктов 3.3.2, 4.4.1. Требований не позволяет сделать вывод о том, что в связи с введением в Требования раздела 4.4., в том числе, пункта 4.1.1. перечень НТО, в которых распространяется печатная продукция, как условие для размещения объекта на срок свыше 4-х месяцев, был ограничен киосками печати по продаже печатной продукции.

Таким образом, был уточнен перечень видов деятельности, которая может осуществляться без разработки проекта по сохранению объекта культурного наследия, а не перечень объектов НТО, ведение деятельности в которых по распространению печатной продукции позволяет размещать НТО на срок свыше 4-х месяцев.

При этом суд принимает во внимание, что Приказ Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от 30.06.2022 N Пр55-01-06-210 не содержит положений, позволяющих применить его к правоотношениям, возникшим до его принятия.

Отсутствие соответствующего раздела документации, необходимых разрешений и согласований на нее, при том, что размещение на территории достопримечательного места НТО, в котором ведется деятельность по распространению печатной продукции, Требованиями не запрещено, а доказательств нарушения сохранности объекта культурного наследия в результате размещения НТО не представлено, не является достаточным для демонтажа объекта.

Кроме того, суд при разрешении спора принимает во внимание, что пункт 3.3.2 Приказа Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 15.03.2016 N СЭД-27-01-10-58 «О включении выявленного объекта культурного наследия «Комсомольский проспект» в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» в части запрещения размещения в границах достопримечательного места нестационарных торговых объектов на срок свыше 4 месяцев, в той мере, в которой этот запрет распространяется на размещение нестационарных торговых объектов, через которые осуществляется распространение периодических печатных изданий, в том числе розничная продажа тиража периодических печатных изданий, ранее был признан недействующим решением Пермского краевого суда от 21.05.2018 N 3а-120/2018 со дня вступления решения суда в законную силу.

Оценивая заявленные в качестве оснований иска Администрацией Ленинского района г.Перми нарушение ответчиком требований противопожарных норм в связи с несоблюдением противопожарных расстояний до соседнего многоквартирного дома, суд учитывает следующее.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 года N 69-ФЗ (с изменениями) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно ст. 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 2 Закона N 123-ФЗ противопожарный разрыв (противопожарное) расстояние - нормируемое расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.

В силу ч. 1 ст. 69 Закона N 123-ФЗ противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.

Согласно п. 74 Правил N 390, действовавших как на момент заключения договора аренды, так и на дату установки киоска, запрещается использование противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары.

Кроме того, п. 65 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, действующими в настоящее время, также запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, мусора, травы и иных отходов, оборудования и тары, строительства (размещения) зданий и сооружений, в том числе временных, для разведения костров, приготовления пищи с применением открытого огня (мангалов, жаровен и др.) и сжигания отходов и тары.

Данное требование нашло свое отражение в Своде Правил 4.13130.2013 в п. 4.3, который отсылает на таблицу 1 данного свода правил.

При этом, как в ранее действующей, так действующей редакции указанного свода правил противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями указанные в таблице 1 не изменились.

В соответствии с представленным в материалы дела предостережением от 22.04.2022 N 140, 1 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Пермскому краю, в отношении Носовой Н.А. вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований п. 4.3 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования объемно-планировочным и конструктивным решениям". Носовой Н.А. предложено принять меры по обеспечению требований пожарной безопасности в срок до Дата. Указанное предостережение получено лично Носовой Н.А. Дата, что подтверждается копией уведомления о вручении почтового отправления (л.д.73-76).

Дата ООО «Олимп» направило в адрес 1 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Пермскому краю расчет определения безопасных противопожарных разрывов (расстояний0 между зданием (торговым павильоном) по адресу: Адрес.

В соответствии с выводами эксперта ФИО14 об условиях соответствия (несоответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности:

- Наблюдается нагревание фасадов здания с колебанием температур в пределах допустимого и максимальная температура не превышает 60°; величина переданной фасадам теплоты мала (менее 1,2 кВт/м2) в сравнении с максимальной (4,6 кВт/м2) Соответственно, за время локализации не происходит распространения пожара между объектами.

- Значение температур в исследуемой области фасадов, подверженных влиянию температурных факторов развития пожара, является незначительным и не превышает критических значений распространения огня, самовоспламенения. Фактические расстояния между объектами здания жилым домом и торговым павильоном — 2,03 м. обеспечивает нераспространение пожара. При этом соблюдаются требования ст. 69 Федерольного закона №123-Ф3 от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

- В соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в качестве противопожарной преграды принимается противопожарная минерализованная полоса (поверхность земли без растительности) между рассмотренными объектами шириной не менее 2,03 м. соответственно.

- При эксплуатации объекта обеспечить соблюдение требований Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».

Указанное уменьшение противопожарных расстояний должно проводиться при обязательном учете требований к устройству проездов и подъездов для пожарной техники, а также обеспечении нормативной величины пожарного риска на объектах защиты (л.д.204-211).

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО14 суду пояснил, что расстояние между зданиями составляет 2,3 м. ИП Злобин произвел расчет определения безопасных противопожарных разрывов (расстояний) между зданием по Адрес и торговым павильоном п адресу: Адрес. При проработке противопожарных мероприятий устанавливались материалы, из которых изготовлен киоск, был произведён тепловой расчёт. На основании исходных данных и внешнего осмотра также был определён класс пожарной безопасности и сделан вывод о допустимости противопожарных расстояний (разрывов) и не нарушения обязательных требований пожарной безопасности.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Представителем ООО «Олимп» заявлено ходатайство о назначении по делу пожарно-технической экспертизы, оснований для удовлетворения которого, с учетом того, что истец не вправе требовать демонтажа объекта в связи с нарушением противопожарных норм и правил, суд не усматривает.

Кроме того, как следует из ответа МБУ «Институт территориального планирования» от Дата , в результате обследования установлено, что нестационарный торговый объект по Адрес частично расположен за границами земельного участка с кадастровым номером и полностью расположен в границах территории объекта культурного наследия – достопримечательного места «Комсомольский проспект» (т.2 л.д.82).

В соответствии со схемой размещения НТО относительно земельного участка с кадастровым номером нестационарный торговый объект – киоск располагается в границах земельных участков с кадастровыми номерами , 59:01:4410070:10, а также на земельном участке, принадлежащем собственникам многоквартирного жилого дома по адресу: Адрес (т.2 л.д.84). Таким образом, исследовав представленные в материалы дела доказательства, в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу относительно того, что по настоящему спору, требования заявлены к ненадлежащему ответчику.

Также суд учитывает, что собственником спорного объекта, подлежащего демонтажу, является ООО «Олимп» на основании договора купли-продажи от Дата, основания для возложения на ответчика ФИО7 обязанности по демонтажу спорного объекта отсутствуют, в удовлетворении исковых требований администрации Ленинского района г.Перми к ФИО7 следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Государственной Инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края к Носовой Наталье Андреевне о возложении обязанности,

по иску третьего лица заявляющего самостоятельные требования Администрации Ленинского района гор. Перми к Носовой Наталье Андреевне о возложении обязанности, взыскании судебной неустойки – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми, в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья:                                                           К.В. Каробчевская

2-639/2023 (2-4844/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края
Ответчики
Носова Наталья Андреевна
Другие
Администрация города Перми
ТСЖ "Дома у ЦУМа"
Миллер Эдуард Викторович
ООО "Олимп"
Администрация Ленинского района г.Перми
ГУ МЧС России по Пермскому краю
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Каробчевская К.В.
Дело на странице суда
dzerjin.perm.sudrf.ru
13.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.12.2022Передача материалов судье
13.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2022Судебное заседание
26.01.2023Судебное заседание
27.02.2023Судебное заседание
22.03.2023Судебное заседание
10.05.2023Судебное заседание
17.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2023Дело оформлено
29.05.2023Дело передано в архив
10.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее