Решение по делу № 2-595/2018 от 06.02.2018

Дело г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                 <адрес>

Судья Магасского районного суда Республики Ингушетия Тамбиев Х.М., с участием истца Аушева У.А., представителя МВД по РИ Гадаборшевой Р.А., представителя ОПФР по РИ Гандарова М.Д.,

при секретаре Тебоевой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аушева У. А. к Министерству внутренних дел по <адрес> и Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании незаконными решений об аннулировании удостоверения «Ветеран боевых действий», прекращении ежемесячных денежных выплат как ветерану боевых действий, обязании возобновить указанные выплаты с даты прекращения, взыскании расходов на оплату услуг представителя,

Установил:

Истец обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение МВД по РИ об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и прекращении ежемесячных денежных выплат, как ветерану боевых действий, которая производится через Отделение пенсионного фонда России по <адрес>. Обязать МВД по РИ возобновить ему оплату пенсии за выслугу лет с повышением, предусмотренным п. «г» ст. 45 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с даты ее прекращения.

Также просил обязать ГУ-ОПФР по РИ возобновить ему оплату ежемесячной денежной выплаты с даты ее незаконного прекращения.

Исковое заявление мотивировано тем, что он проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия на различных должностях. В период прохождения службы в органах внутренних дел Республики Ингушетия выполнял задачи в зоне вооруженного конфликта.

От сотрудников Управления пенсионного фонда России в РИ истцу стало известно о том, что ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий ему прекращена на основании письма МВД по РИ, в котором сообщено об аннулировании его удостоверения «Ветеран боевых действий».

Обратившись в МВД по РИ по указанному вопросу ему сообщили, что по результатам проведенной проверки установлено, что Аушеву У.А. удостоверение «Ветеран боевых действий» выдано ошибочно, то есть без достаточных на то оснований. В связи с этим ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий ему прекращена.

О принятии решения об аннулировании удостоверения «ветеран боевых действий» уведомление ему направлено не было, о рассмотрении данного вопроса его также в известность не ставили. Считает действия МВД по РИ по вынесению решения по аннулированию удостоверения «Ветеран боевых действий» незаконными и нарушающими его права, установленные Федеральным законом «О ветеранах».

В судебном заседании истец Аушев У.А. поддержал заявленные требования и просил отказать в удовлетворении встречного искового заявления с применением исковой давности.

Представитель МВД по РИ Гадаборшева Р.А. возражала против удовлетворения исковых требований. Относительно заявленного ходатайства о применении срока исковой давности возражений не высказала, вместе с тем, дополнительно отметила об отсутствии в отношении истца документов указывающих на наличие права на удостоверение «Ветеран боевых действий».

Представитель третьего лица Гандаров М.Д. оставил вопрос об удовлетворении требований искового и встречного искового заявлений на усмотрение суда.

Представитель истца Гетагазова Ф.М. надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания в суд не явилась, о причинах своей неявки суду не сообщила.

Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

ФЗ РФ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории. Статья 3 указанного закона определяет категории ветеранов, которым предоставляются меры социальной поддержки. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 данной статьи к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об удостоверении ветерана боевых действий» утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана боевых действий, которая предусматривает выдачу удостоверений в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации утверждена приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с пунктом 3 указанной Инструкции в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий лицам, указанным в пункте 1 данной Инструкции, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, является документально подтвержденный факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТ и ВС, образовательных и научно- исследовательских учреждений МВД России, выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующих в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов власти Российской Федерации, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» установлено, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со ДД.ММ.ГГГГ - Руководителем контртеррористической операции. Из содержания данного нормативного акта следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций, устанавливаются на основании соответствующих приказов, в которых определены периоды выполнения указанных задач.

Судом установлено, что Аушеву У.А. удостоверение ветерана боевых действий серии РМ выдано МВД по РИ ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с прекращением ежемесячных выплат как ветерану боевых действий Аушев У.А. обратился в МВД по РИ, где ему было сообщено, что комиссией министерства по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий проведена проверка обоснованности и правомерности выдачи удостоверений ветерана боевых действий. По результатам проверки установлено, что удостоверение выдано ошибочно, без достаточных на то оснований. В связи с чем ему прекращена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий, которая производилась через Отделение Пенсионного фонда России по <адрес> и Группу пенсионного отдела ЦФО по <адрес>.

Из удостоверения истца следует, что оно выдано бессрочно, действительно на всей территории РФ, его предъявитель имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Анализируя вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что МВД по РИ, реализуя полномочия по исполнению норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №_5-ФЗ «О ветеранах», постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и требований приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ , приняв решение о выдаче истцу в 2005 году удостоверения «Ветеран боевых действий» осуществило комплекс мер, связанных с реализацией истцом прав и льгот, установленных пунктом 1 статьи 16 ФЗ РФ «О ветеранах», то есть признало за ним право на статус ветерана боевых действий.

Указанные нормативные акты не содержат установленного порядка повторной оценки обоснованности принятого уполномоченным органом решения о наделении гражданина статусом ветерана боевых действий и выдачи соответствующего удостоверения и, тем более, не уполномочивают МВД по РИ признавать удостоверения ошибочно выданными и производить на этом основании их изъятие.

В соответствии с вышеприведенными нормативными актами следует, что МВД России по <адрес> было уполномочено лишь на выдачу удостоверений ветерана боевых действий; полномочий по признанию их недействительными ни постановлением Правительства РФ, ни Инструкцией МВД РФ о порядке выдаче удостоверений ветерана боевых действий ответчику не предоставлено.

Таким образом, при получении удостоверений ветерана боевых действий, право истца фактически было признано государством в лице МВД по РИ и реализовано. Исходя из наличия у него данного права, признанного государством, истец получал выплаты и льготы, предусмотренные действующим законодательством. МВД по РИ на протяжении длительного периода с 2006 года по декабрь 2016 года не оспаривало наличие у истца статуса ветерана боевых действий и в ходе рассмотрения судом данного гражданского дела не предъявило встречного требования о взыскании необоснованно полученных выплат, обусловленных наличием на протяжении нескольких лет у истцов соответствующего статуса.

Исходя из конституционного и международно-правового принципа правовой определенности, правовой предсказуемости и сохранения разумной правовой стабильности, недопустимости в произвольном порядке отменять уже признанное, предоставленное и реализованное право и изменения правовых ожиданий гражданина, суд приходит к выводу о том, что решение Министерства внутренних дел по <адрес> о признании ошибочно выданным удостоверение «Ветеран боевых действий» и его изъятии является незаконным.

Положениями части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.

Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.

Из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов.

В соответствии со статьей 1 Протокола № I к Конвенции каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека, изложенной в решениях по делам «Булгакова против Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, «Девочкина против Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ и других, требование гражданина в отношении выплаты пенсий и иных социальных выплат по смыслу статьи 1 Протокола к Конвенции может рассматриваться как «имущество», а сам спор, касающийся права гражданина на получение этих выплат носит имущественный характер.

Принимая во внимание вышеприведенные правовые нормы, оспариваемое решение МВД о признании недействительным удостоверение «ветеран боевых действий», и, как следствие этому, прекращение ежемесячной денежной выплаты, не может быть признано законным, поскольку такое решение могло быть принято только судом по заявлению заинтересованного лица, при рассмотрении которого должен разрешаться вопрос о наличии у истца права на удостоверение «Ветеран боевых действий».

Поскольку судом такого решения не принималось, то истец имеет право на получение льгот и компенсаций на основании данного удостоверения.

Государство не может произвольно изменять уже признанный им статус таких лиц и уменьшать обусловленный этим статусом объем социальных гарантий, поскольку в противном случае подрывается авторитет государственной власти, уважение граждан к закону, умаляется достоинство личности (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П и неоднократно подтвержденной в ряде последующих решений, изменение законодателем ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для них прав, приобретенных в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

Требования о признании незаконным (недействительным) решения государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда РФ по РИ и обязании данного ответчика возобновить истцам оплату ежемесячной денежной выплаты подлежат отклонению, поскольку в результате признания решения МВД по РИ Комиссии незаконным и обязании указанного министерства возобновить выплаты, отделение Пенсионного фонда будет производить начисления на основании сведений и документов, поступивших из МВД по РИ в рамках исполнения решения суда. Следовательно, отделение Пенсионного фонда РФ по РИ не наделено организационно-распорядительными полномочиями по вопросу назначения или прекращения выплаты, предусмотренной ст. 23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах».

Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что требования Аушева У.А. являются обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению. В связи с установленным нарушением прав истца МВД по РИ обязано устранить допущенные нарушения, выразившиеся в прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно квитанции к приходному ордеру от 22.02.2018г., Аушевым У.А. за оказание услуг представителя уплачено 30 000 рублей.

В связи с этим, суд считает необходимым взыскать расходы на оплату услуг представителя на 30 000 рублей, полагая, что данная сумма соответствует принципу разумности и справедливости.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое заявление Аушева У. А. к Министерству внутренних дел по <адрес> и Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании незаконными решений об аннулировании удостоверения «Ветеран боевых действий», прекращении ежемесячных денежных выплат как ветерану боевых действий, обязании возобновить указанные выплаты с даты прекращения, взыскании расходов на оплату услуг представителя, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Министерства внутренних дел по <адрес> о признании недействительным удостоверения «Ветерана боевых действий», выданного Аушеву У. А..

Обязать Министерство внутренних дел по <адрес> в течение трех рабочих дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу возобновить осуществление Аушеву У. А. ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий с даты ее прекращения и оплату пенсии за выслугу лет с повышением, предусмотренным п. «г» ст. 45 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ -I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (с изменениями и дополнениями).

Взыскать с Министерства внутренних дел по <адрес> в пользу Аушева У. А. расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

В удовлетворении остальной части требований Аушеву У.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

       Председательствующий:

                   Копия верна:

                       Судья

         Магасского р/суда РИ:                                                                      Х.М. Тамбиев

2-595/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Аушев У.А.
Ответчики
Министерство внутренних дел по РИ
Суд
Магасский районный суд Республики Ингушетия
Дело на странице суда
magassky.ing.sudrf.ru
06.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2018Передача материалов судье
22.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2018Судебное заседание
12.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее