УИД 34RS0006-01-2024-000961-56
Судья Лазаренко В.Ф. дело № 33-9588/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 22 августа 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Марчукова А.В.,
судей Шиповской Т.А., Колгановой В.М.,
при секретаре Клинковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело№ <...> по иску прокурора <адрес> в интересах Аношко А. А. к комитету здравоохранения <адрес>, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника №5» о возложении обязанности обеспечить лечебным питанием,
по апелляционному представлению прокурора города Волжского Волгоградской области
на решение Советского районного суда города Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований прокурора города Волжского Волгоградской области в интересах Аношко А. А. к комитету здравоохранения Волгоградской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника №5» о возложении обязанности обеспечить лечебным питанием – отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Шиповской Т.А., выслушав пояснения прокурора Тришкина В.Ю., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя комитета здравоохранения Волгоградской области Андреев К.С., возражавшего против доводов апелляционного представления, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
у с т а н о в и л а:
Прокурор г. Волжского Волгоградской области в интересах Аношко А.А. обратился с иском к комитету здравоохранения Волгоградской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника №5» о возложении обязанности обеспечить лечебным питанием.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований действующего законодательства в сфере обеспечения лечебным питанием Аношко А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с отказом ГБУЗ «Городская поликлиника №5» в обеспечении его лечебным питанием <.......>. Проверкой установлено, что Аношко А.А., <.......> наблюдается в ГБУЗ «Городская поликлиника №5» с диагнозом: <.......> 04.09.2023г. при проведении осмотра выездной бригадой <.......> ГБУЗ «ГКБ №1 им. С.З. Фишера», Аношко А.А. даны рекомендации по обеспечению лечебным питанием <.......>. ГБУЗ «Городская поликлиника №5» в выдаче рецептурных бланков на указанное питание отказано в связи с тем, что обеспечение специализированными продуктами питания предусмотрено только для детей-инвалидов. 09.01.2024г. прокуратурой города внесено представление в адрес ГБУЗ «Городская поликлиника №5» в части необеспечения Аношко А.А. лечебным питанием». В настоящее время указанным медицинским учреждением требование прокуратуры города по обеспечению Аношко А.А. лечебным питанием не исполнены. Лечебное питание назначено Аношко А.А. по жизненным показаниям, его отсутствие может повлечь существенное ухудшение состояния его здоровья.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просил обязать комитет здравоохранения Волгоградской области обеспечить бесплатно за счет средств бюджета Волгоградской области Аношко А.А. <.......>, лечебным питанием <.......>, до момента отмены по медицинским показаниям; обязать ГБУЗ «Городская поликлиника №5» по обеспечению Аношко А.А. рецептурными бланками на лечебное питание <.......>, до отмены или изменения лечения по медицинским показаниям.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор города Волжский Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного по делу решения суда просит его отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
В заседание суда апелляционной инстанции Аношко А.А. и его законный представитель Евтеева Н.А., представитель Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника №5» не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
На основании ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. В случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов чем те, которые включены в стандарт.
В соответствии со ст. 6.1, 6.2 Закона РФ от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды. В состав предоставляемых социальных услуг включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами.
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2024 г. утвержден распоряжением Правительства РФ от 23 декабря 2023 г.
В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в РФ» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежит оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В силу ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в обществе.
Федеральный закон № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, гарантированный объем которой предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со ст. 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на получение бесплатной медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 г. и на плановый период 2024 г. и 2025 г.
Из положений раздела V указанной федеральной программы следует, что финансовое обеспечение закупок лекарственных препаратов, в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В силу ч.3 ст. 80, ч.2 ст.83 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования и бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах.
В соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», группы населения, в том числе инвалиды I группы, обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами по медицинским показаниям.
Этим же постановлением закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч.1 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан»).
Законом Волгоградской области от 07 декабря 2023 г. № 32-ОД были внесены изменения в Закон Волгоградской области от 6 декабря 2019 г. № 127-ОД «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области на 2024г. и на плановый период 2025г. и 2026г.».
В соответствии с указанной территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области лечебное питание <.......> не входят в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, за счет средств областного бюджета.
На основании п. 2.1.17, п. 2.1.39, п. 2.1.45 постановления губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 г. № 152 «Об утверждении Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области» комитет здравоохранения Волгоградской области организует на территории Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению комитета; создает в необходимых случаях совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы) для рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию Комитета.
Согласно п. 2 постановления администрации Волгоградской области от 17 июня 2011 г. № 290-п «Об утверждении Порядка лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях», комитету здравоохранения Волгоградской области постановлено организовать лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях.
Согласно ст. 3 Закона Волгоградской области от 21 декабря 2008 г. № 1837-ОД «Об охране здоровья граждан в Волгоградской области» органы исполнительной власти Волгоградской области в сфере охраны здоровья граждан осуществляют контроль в сфере охраны здоровья граждан в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии с положением о комитете здравоохранения Волгоградской области, утвержденным постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 г., комитет здравоохранения в соответствии с возложенной на него задачей организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, осуществляет ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных комитету государственных учреждений здравоохранения, в том числе их оснащение оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья, посредством осуществления полномочий, предусмотренных действующим законодательством, а также является главным распорядителем и получателем средств областного бюджета.
Согласно п. 2 постановления администрации Волгоградской области от 17 июня 2011 г. № 290-п «Об утверждении порядка лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях» комитету здравоохранения Волгоградской области постановлено организовать лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях.
В соответствии с п. 11.6 порядка, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 17 июня 2011 г. № 290-п, к функциям комитета здравоохранения Волгоградской области относится, в том числе, контроль за обеспечением инвалидов лекарственными препаратами.
Порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств бюджета предполагает обеспечение препаратами на основании рецепта, выданного лечащим врачом, с учетом нуждаемости и объема необходимого инвалиду лекарственного препарата.
Обязанность по бесплатному обеспечению инвалида лекарственными препаратами возникает у комитета здравоохранения Волгоградской области только при наличии у него выписанного в установленном законом порядке лечащим врачом рецепта на получение бесплатного лекарственного препарата. Рецепт является подтверждением назначения врачом необходимого лекарственного препарата, его дозировки и количества.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в прокуратуру г. Волжского поступило обращение Евтеевой Н.А. в интересах <.......> Аношко А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, об отказе ГБУЗ «Городская поликлиника №5» в обеспечении его лечебным питанием <.......>
Проверкой установлено, что Аношко А.А. наблюдается в ГБУЗ «Городская поликлиника №5» с диагнозом: <.......>
04.09.2023г. при проведении осмотра выездной бригадой <.......> ГБУЗ «ГКБ №1 им. С.З. Фишера», Аношко А.А. даны рекомендации по лечению лекарственным препаратом <.......>, Аношко А.А. нуждается в обеспечении лечебным питанием <.......>
04.10.2023г. Евтеева Н.А. обратилась в ГБУЗ «Городская поликлиника №5» с заявлением об обеспечении Аношко А.А. лечебным питанием <.......>.
10.10.2023г. медицинским учреждением ей отказано в выдаче рецептурных бланков на указанное питание в связи с тем, что обеспечение специализированными продуктами питания предусмотрен только для детей-инвалидов.
09.01.2024г. прокуратурой города внесено представление в адрес ГБУЗ «Городская поликлиника №5» в части необеспечения Аношко А.А. лечебным питанием.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами права, исходил из того, что лечебное питание <.......> не включено в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2016 г. № 2229-р, а также в перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890, бесплатное обеспечение лечебным питанием <.......> в амбулаторных условиях не предусмотрено программами государственных гарантий; врачебной комиссией вопрос назначения Аношко А.А. лечебного питания <.......> не рассматривался, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия с указанными выводами суда, основанными на правильном применении норм материального права и фактических обстоятельствах по делу, соглашается.
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Лечебное питание <.......> не включено в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2016 г. № 2229-р, в связи с чем могло быть назначено только по решению врачебной комиссии.
Материалами дела подтверждено, что врачебной комиссией вопрос назначения Аношко А.А. лечебного питания <.......> не рассматривался.
При указанных обстоятельствах судом верно указано об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
Более того, как следует из представленных в материалы дела доказательств, приобщенных к материалам дела в порядке ст.327.1 ГПК РФ, в настоящее время данная врачебная комиссия проведена, постановлено о нуждаемости Аношко А.А. в лечебном питании <.......>
Таким образом, Аношко А.А. предоставлено право на получение лечебного питания после проведения необходимых действий, указанных в части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". До вынесения врачебной комиссией соответствующего решения оснований для назначения лечебного питания, не входящего в соответствующий стандарт медицинской помощи, не имелось.
В целом доводы апелляционной жалобы были предметом исследования, по существу сводятся к переоценке выводов суда, оснований для которой судебная коллегия не усматривает, основаны на неправильной оценке обстоятельств дела, ошибочном толковании норм материального права и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения Советского районного суда города Волгограда от 19 марта 2024 г. по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда города Волгограда от 19 марта 2024 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора города Волжского Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи