Решение по делу № 33-3717/2015 от 31.07.2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 августа 2015 г. по делу № 33-3717/2015

Судья Гасанов Ш.О.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Устаевой Н.Х.

судей Загирова Н.В.и Хавчаева Х.А.

при секретаре Магарамовой С.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магомедова О.А. к УМВД РФ по г.Махачкала о взыскании суммы денежной компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов по апелляционной жалобе истца на решение Советского районного суда г.Махачкала Республики Дагестан от 18 июня 2015 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Магомедова О.А. к УМВД РФ по г.Махачкала о взыскании суммы денежной компенсации за не использованный отпуск, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов, отказать».

Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., объяснения истца Магомедова О.А., просившего решение суда отменить и исковые требования удовлетворить, возражения представителя ответчика по доверенности – Рамазанова Р-Э.И., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Магомедов О.А. обратился в суд к УМВД РФ по г.Махачкале с иском о взыскании суммы денежной компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов.

В обоснование иска указывает, что с 19 апреля 2012 года по 16 сентября 2014 года состоял в должности следователя отдела по расследованию преступлений на обслуживаемой территории СУ Управления МВД РФ по г. Махачкале, после чего был уволен из ОВД по собственной инициативе в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 82 ФЗ «О службе в ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

В связи с прохождением в период с октября 2013 года по февраль 2014 года профессиональной и боевой подготовки в ЦПП МВД по Республике Дагестан ежегодный оплачиваемый отпуск за 2013 год продолжительностью 40 календарных дней не был предоставлен в том году. Он не предоставлен и в следующем 2014 году.

В марте 2014 года ему предоставлен отпуск за 2014 год, а взамен неиспользованного основного отпуска за 2013 год на основании приказа по Управлению МВД РФ по г. Махачкале выплачена денежная компенсация за 30 календарных дней.

В 2014 году на основании акта ревизии, в соответствии с частью 7 статьи 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» денежной компенсацией по желанию сотрудника органов внутренних дел может быть заменена лишь часть основного отпуска, превышающая 30 календарных дней, с его заработной платы была удержана денежная сумма за 20 календарных дней, посчитав указанный приказ о денежной компенсации части основного отпуска неверным.

Таким образом, компенсирована лишь часть основного отпуска за 2013 год в количестве 10 календарных дней, а оставшаяся часть отпуска - 30 календарных дней не использована и её денежная компенсация не выплачена.

14 февраля 2015 года обратился в Управление МВД РФ по г. Махачкале с заявлением о выплате компенсации взамен 30 суток неиспользованной части основного отпуска за 2013 г.

Письмом от <дата> за исх. Управлением МВД РФ по г. Махачкале, признав факт не использования 30 дней отпуска за 2013 год, в выплате денежной компенсации отказано, указав, что в соответствии с пунктом 101 приказа МВД России от <дата> при увольнении со службы в opганax внутренних дел сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за не использованный в год увольнения основной отпуск.

Данный отказ считает необоснованным, так как он требовал денежной компенсации за неиспользованную часть отпуска за предыдущий году увольнения (2014г.) год (2013г.)

Просит взыскать с ответчика денежную компенсацию за неиспользованный отпуск в размере <.> рубля, компенсацию морального вреда в сумме <.> рублей и расходы по оплате услуг представителя в размере <.> рублей.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить по основаниям, приведенным в исковом заявлении.

Дополнительно указал, что в выплате компенсации за оставшиеся 30 дней отпуска (за 2013 год) Управлением МВД РФ по г. Махачкале письмом от <дата>г. ему отказано со ссылкой:

-на Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 31 января 2013 г. №65, что при увольнении со службы в органах внутренних дел сотрудникам, не использовавших отпуск, по их желанию взамен части основного отпуска, превышающей 30 календарных дней, выплачивается денежная компенсация за не использованный в год увольнения основной отпуск;

- и на часть 11 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации", согласно которой при увольнении со службы ворганах внутренних дел по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии, либо по основаниям, указанным в части 10 настоящей статьи, сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за не использованный в год увольнения основной отпуск полностью, а при увольнении по иным основаниям пропорционально периоду службы в год увольнения.

При этом не принято во внимание, что он требует денежной компенсации за не использованный отпуск не в год увольнения (2014г.), а за предыдущий год(2013г.).

Более того, согласно статье 127 Трудового кодекса РФ, при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с частью 2 названной нормы в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

Аналогичные положения содержатся и в части 2 статьи 34 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", предусматривающей распространение действия трудового законодательства Российской Федерации на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом.

При этом абзацем 5 части 8 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовое законодательство не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы; членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера; других лиц, если это установлено федеральным законом.

Часть 1 статьи 57 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает, что сотруднику органов внутренних дел ежегодно предоставляется основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, а сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 45 календарных дней.

Согласно части 11 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при увольнении со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, либо по основаниям, указанным в части 10 настоящей статьи, сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за не использованный в год увольнения основной отпуск полностью, а при увольнении по иным основаниям пропорционально периоду службы в год увольнения.

Данный Закон не содержит указаний о выплате при увольнении денежной компенсации за неиспользованный основной отпуск за предыдущий году увольнения период.

Таким образом, нормы специального законодательства не содержат положений, регулирующих порядок выплаты компенсации за неиспользованный основной отпуск за предшествовавший году увольнения период, однако, при этом прямо предусматривают возможность применения норм трудового законодательства к таким правоотношениям (аналогичная правовая позиция выражена в отношении дополнительного отпуска в Определении Верховного Суда РФ от 23 мая 2014 года №58-КГ14-2).

Между тем, согласно части 1 статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Кроме того, отвечая на аналогичный вопрос бывшего сотрудника органов внутренних дел, МВД Российской Федерации в Информации «Актуальные вопросы оплаты труда и социальных гарантий в системе МВД России» также разъяснил, что в соответствии с пунктом 81 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 января 2013 г. N 65 (далее - Порядок), денежная компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается в случае увольнения из органов внутренних дел сотрудников, не использовавших отпуск, либо взамен части основного отпуска, превышающей 30 календарных дней.

Компенсация выплачивается на основании рапорта сотрудника и приказа руководителя, в котором указывается количество дней, подлежащих компенсации.

При увольнении со службы в органах внутренних дел сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за не использованный в год увольнения основной отпуск полностью, в случае увольнения:

1) по выслуге лет, дающей право на получение пенсии;

2) по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел;

3) по состоянию здоровья;

4) в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником;

5) в связи с истечением срока нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения;

6) в связи с нарушением условий контракта уполномоченным руководителем;

7) в связи с болезнью;

8) в связи с невозможностью перевода или отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел;

9) в связи с отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел в целях устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае увольнения по иным основаниям денежная компенсация за основной отпуск выплачивается пропорционально периоду службы в год увольнения.

В соответствии со статьей 127 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные им отпуска, а согласно Правил об очередных и дополнительных отпусках с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 20 апреля 2010 г. N 253, компенсация в году увольнения выплачивается пропорционально проработанному времени.

Таким образом, выплата увольняемому сотруднику денежной компенсации за все неиспользованные дни всех отпусков до 1 января года увольнения (в данном случае-до 1 января 2014 год) должна быть произведена в полном объеме, а за все дополнительные отпуска в году увольнения - пропорционально проработанному в этом году времени. Для получения компенсации сотрудник обращается с соответствующим рапортом на имя руководителя.

В соответствии с пунктом 103 Порядка денежная компенсация выплачивается на основании приказа, в котором указывается общее количество дней неиспользованных отпусков.

Как усматривается из материалов дела, истец Магомедов О.А. состоял на службе в ОВД в СУ Управления МВД РФ по г. Махачкале.

Приказом МВД по РД от <дата>, расторгнут контракт и уволен из ОВД по собственной инициативе в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 82 ФЗ «О службе в ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Из материалов дела усматривается, что истец с рапортом о выплате компенсации за неиспользованный отпуск за 2013 год обратился 25 марта 2014 года.

Согласно расчетному листу за май 2014 года истец получил компенсацию за не предоставленный в 2013 году отпуск, который в последующем в части, превышающей 10 дней, по требованию работодателя, внесен в кассу.

Поскольку истцом получена компенсация за неиспользованный отпуск за 2013г. в расчете 10 дней и использован основной отпуск за 2014год, требования истца о выплате компенсации за не использованный в 2013 году отпуск продолжительностью 30 дней, с учетом того, что в сентябре 2014 года он уволился и утратил возможность использования оставшихся дней отпуска, судебная коллегия находит обоснованными.

Расчет суммы компенсации, произведенный истцом, ответчиком не опровергнут, судебная коллегия полагает возможным удовлетворить иск в этой части в полном объеме.

В части взыскания компенсации морального вреда, расходов на представителя требования истца, с учетом характера спора и требований справедливости и разумности, удовлетворяются частично, взыскав с ответчика в счет компенсации морального вреда <.> рублей, в счет компенсации расходов на оплату услуг представителя – <.> рублей.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 18 июня 2015 года отменить в части.

Исковые требования Магомедова О. А. удовлетворить частично.

Взыскать с УМВД Российской Федерации в г. Махачкале в пользу Магомедова О.А. компенсацию за неиспользованный отпуск в размере <.> рублей, компенсацию морального вреда в размере <.> рублей, в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя – <.> рублей.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-3717/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Магомедов О.А.
Ответчики
УМВД п.Р.
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
31.08.2015Судебное заседание
04.09.2015Передано в экспедицию
04.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее