Решение по делу № 33а-4623/2021 от 31.05.2021

Судья Яркович Н.Г. Дело № 33а-4623/2021

УИД 22RS0011-02-2021-000471-08

№ 2а-977/2021 (в суде 1 инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июня 2021 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Титовой В.В.,

судей Зацепина Е.М., Копцевой Г.В.

при секретаре Семеновой Е.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика администрации города Рубцовска Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 25 марта 2021 года по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия

установила:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах Алтайского края (далее – Территориальный отдел Роспотребнадзора) обратилось в суд с иском к Администрации города Рубцовска, в котором просило признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в нарушении прав и свобод неопределенного круга лиц; возложить на административного ответчика обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, обеспечить проведение мероприятий, направленных на ликвидацию твердых коммунальных отходов, находящихся на земельном участке, расположенном с западной стороны от контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, а так же обеспечить в месте нахождения площадки ТКО, по адресу <адрес> размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки.

В обоснование требований указано, что в адрес Территориального отдела Роспотребнадзора 11 января 2021 года поступило обращение гражданина С. (входящий ***/ж-2021) о захламлении территории земельного участка рядом с контейнерной площадкой по адресу: <адрес>, предназначенной для сбора ТКО. Согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО земельный участок, находящийся по вышеуказанному адресу, предназначен для размещения контейнерной площадки и находится в собственности Администрации города Рубцовска. В ходе рассмотрения обращения установлено, что на расстоянии 0,1-0,5 метров с западной стороны от контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, непосредственно на земле находится куча отходов, размерами около 4,0х2,5х0,5 м3, кроме того на данной площадке не обеспечено размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки.

Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 25 марта 2021 года исковые требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Администрации города Рубцовска Алтайского края, выразившееся в нарушении прав и свобод неопределенного круга лиц; на Администрацию города Рубцовска Алтайского края возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, а именно, обеспечить проведение мероприятий, направленных на ликвидацию твердых коммунальных отходов, находящихся на земельном участке, расположенном с западной стороны от контейнерной площадки, расположенной по адресу <адрес>, кроме того, возложена обязанность разместить на контейнерной площадке, информацию об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки.

В апелляционной жалобе Администрация города Рубцовска Алтайского края просит отменить решение суда, принять по делу новое, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, полагая, что при разрешении заявленных требований судом первой инстанции не учтен факт складирования ТКО на контейнерную площадку, расположенную по адресу: <адрес>, жителями многоквартирных домов по адресам: <адрес>. Указанные дома находятся под управлением ООО «УК Легион» и ООО «УК Меридиан». Постановлением Администрации города Рубцовска от 14 января 2021 года № 37 дома по указанным адресам исключены из реестра мест (площадок) накопления ТКО г. Рубцовска в связи с отсутствием согласования пользования контейнерной площадкой управляющими компаниями. Согласно реестра мест (площадок) накопления ТКО, опубликованного на сайте Администрации города Рубцовска, данные об источниках образования ТКО для спорной контейнерной площадки отсутствуют, в связи с чем именно ООО «УК Легион» и ООО «УК Меридиан» должны в соответствии с санитарными нормами осуществлять уборку места (площадки) накопления ТКО по <адрес> и прилегающей территории.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая публичный спор, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие администрации города Рубцовска по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории муниципального образования.

Поводов не согласиться с указанными выводами судебная коллегия не усматривает, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на надлежащей оценке совокупности собранных по делу доказательств и правильном применении норм материального права

Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Названный Федеральный закон допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с абзацами 4 и 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 названного Кодекса в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Понятие отходов содержится в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с данной статьей отходы производства и потребления - вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 15 которых запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 18 названных Правил собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Закрепление указанных полномочий предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.

Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491.

В соответствии с пунктом 2 названных Правил, в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 26-П, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке (пункт 4.2).

Из изложенных норм следует, что бремя содержания мест (площадок) накопления ТКО, специальных площадок для складирования ТКО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

Бремя содержания мест (площадок) накопления ТКО, специальных площадок для складирования ТКО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.

Согласно пункту 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, пункту 10 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 24 июля 2017 года № 272, лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.

Как следует из материалов дела, согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО, размещенному на официальном сайте Администрации города Рубцовска, земельный участок (географические координаты 51°32’20,4’’/81°13’58,1”), находящийся по адресу: <адрес>, предназначен для размещения контейнерной площадки. Собственником места (площадки) накопления ТКО является Администрация города Рубцовска.

Прилегающий к контейнерной площадке земельный участок отнесен к землям общего пользования муниципального образования – город Рубцовск, что Администрацией города Рубцовска не оспаривалось.

Согласно акту обследования контейнерной площадки, расположенной напротив жилого дома <адрес>, предназначенной для сбора ТКО, от 14 января 2021 года, составленному территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю, на контейнерной площадке установлено 4 стандартных контейнера, которые отходами не переполнены. Отходов на самой площадке нет. При этом на расстоянии 0,1-0,5 м. к западу от самой площадки непосредственно на земле находятся куча отходов, размером около 4,0х2,5х0,5 м3, состоящая из остатков деревьев, картонных коробок, использованных полимерных пакетов, пищевых отходов и др. На данной площадке не размещена информация об обслуживаемых объектах и о собственниках площадки, что подтверждается фототаблицей, приложенной к акту.

На момент рассмотрения административного дела несанкционированная свалка мусора, расположенная на земельном участке на расстоянии 0,1-0,5 м. к западу от контейнерной площадки не очищена от твердых бытовых отходов, информационная табличка об обслуживаемых объектах и собственнике контейнерной площадки отсутствует.

Данных о зарегистрированном праве собственности либо аренды каких-либо физических или юридических лиц на участок, занятый несанкционированной свалкой, материалы дела не содержат, собственник размещенных отходов не установлен.

Установив наличие несанкционированной свалки на территории, прилегающей к контейнерной площадке, не относящейся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, отсутствие информационной таблички, суд правомерно возложил обязанность по обеспечению проведения мероприятий, направленных на обеспечение очистки данной территории, и по обеспечению размещения на контейнерной площадке информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике контейнерной площадки на административного ответчика.

Факт заключения муниципального контракта *** от ДД.ММ.ГГ, между Администрацией города Рубцовска Алтайского края и ООО «ВторГеоРесурс», для проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципального образования не свидетельствует об устранении выявленного нарушения, поскольку материалы дела не содержат подтверждающих сведений о ликвидации твердых коммунальных отходов, находящихся на земельном участке, расположенном с западной стороны от контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>.

Доводы жалобы о том, что судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении управляющих организаций к участию в деле, не принимаются, поскольку земельный участок, на котором выявлено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов, не относится к земельному участку, входящему в состав общего имущества многоквартирного дома.

Указание в жалобе на то, что постановлением Администрации города Рубцовска от 14 января 2021 года № 37 многоквартирные дома, жители которых осуществляли складирование ТКО на указанной выше контейнерной площадке, были исключены из реестра мест (площадок) накопления ТКО г. Рубцовска, не влечет отмену решения суда. Исключение из реестра мест накопления ТКО жилого дома не снимает с администрации обязанность по очистке территории от несанкционированной свалки отходов, размещении информации.

Ссылки в жалобе на то, что требование о размещении информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки не основано на нормах действующего законодательства, не принимаются, поскольку размещение указанной информации лицом, отвечающим за содержание контейнерной площадки, предусмотрено приведенными выше положениями пункта 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами и пункта 10 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Алтайского края.

Поскольку выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, учитывая, что нарушений норм процессуального права не допущено, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 25 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Рубцовска Алтайского края - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33а-4623/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю Территориальный отдел в г. Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновск
Ответчики
Администрация г. Рубцовска Алтайского края
Другие
ООО "ВторГеоРесурс"
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
30.06.2021Судебное заседание
19.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее