Дело №2-1002/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2017 года г. Дмитров
Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Хорьковой Л.Н., при секретаре судебного заседания Докучаевой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимофеева Р.И., действующего за себя и <данные изъяты> Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ,ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании договора служебного найма ничтожным, проживании по договору социального найма, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
установил:
Истец Тимофеев Р.И., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Тимофеева Р.Р. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищной жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании договора найма служебного жилого помещения ничтожным, признании его и <данные изъяты> занимающими однокомнатную квартиру по адресу: Московская область, <адрес> 1 на условиях социального найма, и признании за ним и за несовершеннолетним Тимофеевым Р.Р. право общей долевой собственности на квартиру в порядке бесплатной приватизации по 1/2 доле каждому.
Истец мотивирует свои требования тем, что ему на основании договора найма служебного помещения № 75 от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между 2217 ОМИС и Тимофеевым Р.И. в результате размена двухкомнатной квартиры по адресу: Московская область, <адрес>, на две однокомнатные, была предоставлена квартира, расположенная по адресу: Московская область, Дмитровский район, п<адрес>.1. Первоначально двухкомнатная квартирапо адресу: Московская область, Дмитровский район, п<адрес>1 предоставлялась матери истца, Тимофеевой В.К., на основании ордера № 110 от ДД.ММ.ГГГГ года. В указанной квартире истец и его несовершеннолетний сын Тимофеев Р.Р. проживаюти постоянно зарегистрированы. Истец считает, что указанное жилое помещение не отнесено к служебному (специализированному) жилому фонду, поскольку военный городок, где расположена указанная квартира, исключен из списка закрытых военных городков, то в настоящее время спорное жилое помещение утратило статус служебного, до настоящего времени не является объектом муниципальной собственности, в связи с чем, истец полагает, что к нему применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма, и он имеетправо получить квартиру в собственность в порядке приватизации.
Истец в судебное заседание не явился, его представитель по доверенности Бабакаев К.В. в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков Департамента жилищного обеспечения Московской области Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны в судебное заседание не явились, надлежаще уведомлены, переведенный по инициативе суда из числа третьих лиц в ответчики - ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны Российской Федерации – представитель -представил письменные возражения, в которых в удовлетворении иска возражает, просит рассматривать дело в отсутствие своего представителя (л.д. 52-56).
Представитель третьего лица – МКУ «Дмитровское управление учета, приватизации жилья и субсидий» в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просит рассматривать заявленный требования в отсутствии своего представителя, разрешение спора оставляет на усмотрение суда (л.д. 50).
Суд, выслушав представителя истца, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, полагает исковые требования оставить без удовлетворения.
В судебном заседании установлено, что распоряжением министерства имущественных отношений РФ № 541-Р от 10 февраля 2004 года за 2217 отделением морской инженерной службы (ОМИС) Минобороны России на праве оперативного управления было закреплено находящееся у него на учете имущество согласно положению, в том числе и жилой фонд. Таким образом, до декабря 2010 г. расположенный на территории пос. Горки -25 жилой фонд был передан собственником - Министерством имущественных отношений РФ в оперативное управление 2217 ОМИС.
В силу ст. 296 ГК РФ казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляли в пределах, установленных законом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества владения пользования и распоряжения им. В силу представленных полномочий 2217 ОМИС фактически на тот период (до декабря 2010 года) владел, пользовался и распоряжался имуществом: а именно представлял жилые помещения для проживания, содержал жилой фонд, осуществлял капитальный и текущий ремонт начислял и принимал плату за коммунальные услуги.
ДД.ММ.ГГГГ года протоколом №25 заседания жилищной комиссии военного городка №25 разрешен размен квартиры Тимофеевой В.К., проживающей в двухкомнатной квартире по адресу: Московская область, <адрес> на две однокомнатные квартиры, в том числе по адресу: Московская область, Дмитровский район, <адрес> 1 (л.д.8 и оборот).
Распределение жилых помещений подтверждается списком от 17 <адрес> (л.д. 9).
<адрес> года на основании договора найма служебного жилого помещения, заключенного между 2217 ОМИС отделение морской инженерной службы в лице начальника А.Седунова и Тимофеевым Р.И. на семью истца с несовершеннолетним сыном Тимофеевым Р.Р., 2007 года рождения, в связи с обменом было передано жилое помещение в виде однокомнатной квартиры № 1 в доме № 19 в <адрес> для временного проживания в нем (л.д. 10-13).
Пунктом 2 указанного Договора установлено, что жилое помещение предоставляется в связи с обменом квартиры Тимофеевой В.К., проживающей в двухкомнатной квартире по адресу: Московская <адрес>, на две однокомнатные квартиры, в том числе по адресу: Московская область, <адрес> 1.
В настоящее время в указанной квартире зарегистрированыТимофеев Роман Иванович: с ДД.ММ.ГГГГ года, и Тимофеев Роман Романович: с ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается выпиской из домовой книги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.17). Истец оплачивает коммунальные платежи (л.д. 18).
ДД.ММ.ГГГГ года истец, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Тимофеева Р.Р. обратился с заявлением к ответчику Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ по вопросу передачи в собственность в порядке приватизации спорного жилого помещения (л.д. 25), а также с заявлением к МКУ «Дмитровское управление учета, приватизации жилья и субсидий» о предоставлении информации о статусе спорного жилья (л.д. 28).
В ответе Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ за № № от ДД.ММ.ГГГГ года усматривается, что балансодержателем жилого дома по вышеуказанному адресу является ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, и на основании ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения в общежитиях, а также жилые помещения (л.д. 26).
В ответе МКУ «Дмитровское управление учета, приватизации жилья и субсидий» за № № от ДД.ММ.ГГГГ года усматривается, что спорное жилое помещение не является объектом муниципальной собственности Дмитровского муниципального района Московской области (л.д. 29).
В материалы дела представлена справка МКУ Дмитровское управление учета, приватизации жилья и субсидий от ДД.ММ.ГГГГ года № № о том, что за истцом Тимофеевым Р.И. и его несовершеннолетним сыном Тимофеевым Р.Р.иного приватизированного жилья не значится (л.д. 20), выписка из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 27), технический паспорт жилого помещения (л.д. 21-24), а также справка Архивного отдела Администрации Дмитровского муниципального района Московской области за № № ДД.ММ.ГГГГ о том, что в документальных материалах Администрации Дмитровского муниципального района Московской области за ДД.ММ.ГГГГ года нет постановления о признании квартиры <адрес> области служебной (л.д. 30).
Поскольку спорная квартира была внесена в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ, Пограничной службы РФ и органов ФСБ России, то имеющиеся в указанном городке жилые помещения являлись служебными в соответствии с положением п.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих»
Вышеуказанный статус «закрытого военного городка» за данным населенным пунктом сохранялся до ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. до исключения городка из перечня закрытых.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным Жилищным кодексом основаниям гражданам, не обеспеченными жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Как пояснила в судебном заседании представитель истца, договор найма жилого помещения является ничтожным, при этом не приводит оснований его ничтожности.
На основании подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082 Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
Указом Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации" от 25.11.1996 года №1592 поручено Правительству Российской Федерации в целях приведения процесса военного строительства в Российской Федерации в соответствие с реальной социально- экономической и военно-политической обстановкой в государстве в срок до 01.01.2005 года передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (за исключением объектов социальной инфраструктуры закрытых военных городков, не имеющих органов местного самоуправления), находящиеся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Во исполнение названного Указа Президента принято Постановление Правительства Российской Федерации N 1131 от 06.10.1999 года (действовавшее до 14.07.2006) "О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность", которым предусмотрена возможность передачи объектов социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, в том числе жилищного фонда (социального использования), находящихся в федеральной собственности в муниципальную собственность.
Перечни объектов социальной инфраструктуры, подлежащих передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, составляются органами субъектов Российской Федерации по управлению имуществом по представлению органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, согласованному с органами местного самоуправления.
В отношении спорного жилого помещения указанные обстоятельства отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о приватизации государственного и муниципального имущества.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года №1541-1 (ред. от 11.06.2008) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено право граждан Российской Федерации, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Ст.11 вышеуказанного закона предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно статье 4 названного Закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
Следовательно, в силу прямого указания в законе, с учетом особого статуса служебного жилого помещения, разрешение вопроса о передаче его в собственность граждан зависит от волеизъявления собственника служебного жилого помещения.
При этом вопрос о том, является ли спорное жилое помещение служебным, решается в силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Поскольку спорная квартира была внесена в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ, Пограничной службы РФ и органов ФСБ России, то имеющиеся в указанном городке жилые помещения являлись служебными в соответствии с положением п.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих»
Вышеуказанный статус «закрытого военного городка» за данным населенным пунктом сохранялся до 11 октября 2011 года, т.е. до исключения городка из перечня закрытых.
Принимая во внимание положения статей 101 и 104 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорной квартиры в результате обмена, статей 92, 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, а равно то, что спорное жилое помещение является федеральной собственностью, было предоставлено в закрытом военном городке Горки -25 Дмитровский район, Московская область, истцу Тимофееву Р.И. и членам его семьи, следовательно, является служебным и могло быть предоставлено Тимофееву Р.И.только на условиях найма служебного жилого помещения, то суд полагает, что требования истца об использовании им жилого помещения на условиях договора социального найма, являются ошибочными, не основанными на имеющихся представленных доказательств.
В нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ в материалы дела не представлено доказательств того, что спорное жилое помещение на момент заключения вышеуказанного договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года имело иной статус и предоставлялось на условиях договора социального найма в порядке, предусмотренном ст. ст. 60, 63 ЖК РФ.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Между тем, решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, Тимофееву Р.И. на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Указанная квартира предоставлена истцу во временное пользование в связи с обменом на основании договора найма служебного жилого помещения N 75 от ДД.ММ.ГГГГ года.
Принимая во внимание вышеприведенные правовые нормы, а также то, что спорное жилое помещение является федеральной собственностью, предоставлено фактически Тимофееву Р.И. ДД.ММ.ГГГГ году в военном городке, который на тот момент был включен в перечень закрытых военных городков и на момент заключения договора служебного помещения с Тимофеевым Р.И. году не был исключен из указанного перечня, следовательно, является служебным и могло быть предоставлено только на условиях найма служебного жилого помещения.
При этом то обстоятельство, что спорное жилое помещение в настоящее время находится на территории открытого военного городка, в связи с исключением его из перечня закрытых военных городков, не свидетельствует об изменении правового статуса жилого помещения, а других доказательств, свидетельствующих об изменении статуса спорной квартиры, а также о наличии решения собственника на отчуждение квартиры в порядке приватизации, не представлено.
Кроме того, истец не является военнослужащим, которого Министерство обороны обязано обеспечить жилой площадью, не состоит на учете нуждающегося в улучшении жилищных условий по какому-либо основанию.
Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны Российской Федерации, не является обязанностью Министерства обороны Российской Федерации, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации, за исключением случаев, когда жилые помещения предоставляются на основании договоров служебного найма на период работы в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.
Каких-либо доказательств того, что жилая площадь была предоставлена Тимофееву Р.И. в порядке, предусмотренном ст. 49 ЖК РФ, для постоянного проживания по договору социального найма, и что он в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по какому-либо основанию, суду не представлено.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что доказательств, свидетельствующих о предоставлении истцу спорного жилого помещения на условиях договора социального найма, что в силу приведенных выше норм права является одним из обязательных условий для предоставления жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации, истцом и его представителем не представлено, отсутствуют в материалах дела и сведения о том, что спорная квартира относится к муниципальному жилому фонду, суд полагает необходимым отказать Тимофееву Р.И. в удовлетворении исковых требований о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, поскольку оснований для передачи в собственность спорной квартиры в порядке приватизации не имеется.
На основании установленных выше судом обстоятельств, а также ненадлежащий порядок и законность предоставления истцу спорного жилого помещения, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом «Об обороне», Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" ст. 92, 93, 104, ЖК РФ ст. 56,67. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░: