Дело № 2-971/2024
УИД 23RS0043-01-2024-001292-93
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Приморско-Ахтарск 14 августа 2024 года
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи – Петренко А.П.,
при секретаре Селезневе П.В.,
с участием:
прокурора Карповой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Мари» об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства,
установил:
Прокурор <адрес>, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Приморско-Ахтарский районный суд <адрес> с иском к ООО «Мари» об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства, мотивируя его тем, что прокуратурой района при проведении проверки в деятельности ООО «Мари» выявлены нарушения природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
Проверкой установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, расположенными по <адрес>, при эксплуатации зданий, строений, территорий и иных сооружений образуются и размещаются (накапливаются) отходы производства и потребления различного класса опасности для окружающей среды в соответствии с ФККО, утв. Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №.
При этом, ООО «Мари» журнал учета образования и движения отходов не ведется.
На момент проверки мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов не имеется. Выявлено наличие деревянной тары большого объема, в которую складируются отходы для последующего пакетного сбора региональным оператором.
Также в рамках проверки установлено, что в нарушение ст. 220 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 накопление отходов роспуска макулатуры при производстве бумажной массы ООО «Мари» осуществляется на открытых площадках на земельном участке с кадастровым номером №. Накопление отходов происходит преимущественно навалом на поверхностях, не имеющих твердого покрытия и не защищенных от воздействия атмосферных осадков и ветров. На всей территории завода, а также внутри производственных помещений выявлены многочисленные разливы неочищенных производственных стоков.
На указанном выше земельном участке, выявлены следующие виды отходов: отработанное сырье при изготовлении бумажной массы, тара деревянная, утратившая потребительские свойства, автомобильные шины и иные отходы производства и потребления, что является нарушением действующего законодательства.
Отходы потребления складируются бесконтрольно, имеют негативное влияние на природу.
Производственный мусор, при наличии природных осадков, отравляет не только почву, но и проникает в грунтовые воды, после чего разносится на десятки километров.
Также, отходы производства легко воспламеняемы, и помимо выделений углекислоты и других вредных соединений, могут привести к пожару или сильному задымлению жилых кварталов.
Поэтому прокурор <адрес>, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился с настоящим иском в суд, и просит: обязать ООО «Мари» в течении месяца со дня вступления в силу решения суда устранить несанкционированную свалку отходов производства, расположенную по <адрес> и привести земельные участки с кадастровыми номерами №; № в надлежащее состояние, путем ликвидации несанкционированной свалки с привлечением организации имеющей лицензию, на право обращения с отходами.
Обязать ООО «Мари» вести журнал учета образования и движения отходов, в соответствии с требованиями Приказа министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», Приказом министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
Обязать ООО «Мари» организовать площадку (место) для накопления твердых коммунальных отходов, с соблюдением норм и правил в области обращения с отходами, в соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 220 СанПиН 2.1.3684-21.
В судебном заседании прокурор Карпова А.А. исковые требования поддержала в полном объеме, и просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика – ООО «Мари» в судебное заседание не явился. О дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. О причинах своей неявки суду не сообщил. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что прокуратурой района при проведении проверки в деятельности ООО «Мари» выявлены нарушения природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
В ходе проверки установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, расположенными по <адрес>, при эксплуатации зданий, строений, территорий и иных сооружений образуются и размещаются (накапливаются) отходы производства и потребления различного класса опасности для окружающей среды в соответствии с ФККО, утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), ст. 8 Федерального закона 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее - Закон № 52-ФЗ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с частью 1 ст. 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) определены следующие основные понятия: отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом № 89-ФЗ; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
В силу п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В силу п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684- 21), контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Приказом министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» утверждена форма журнала для организации учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. С 01.01.2021 вступил в силу Приказ министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
В нарушение указанных нормативных правовых актов ООО «Мари» журнал учета образования и движения отходов не ведется.
Согласно абз. 1 ч. 2 ст. 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 89-ФЗ при архитектурно- строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами. Согласно ч. 2 ст. 10 Закона № 89-ФЗ необходимо предусматривать места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами.
На момент проверки мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов не имеется. Выявлено наличие деревянной тары большого объема, в которую складируются отходы для последующего пакетного сбора региональным оператором.
Также в рамках проверки установлено, что в нарушение ст. 220 СанПиН 2.1.3684-21 накопление отходов роспуска макулатуры при производстве бумажной массы ООО «Мари» осуществляется на открытых площадках на земельном участке с кадастровым номером №. Накопление отходов происходит преимущественно навалом на поверхностях, не имеющих твердого покрытия и не защищенных от воздействия атмосферных осадков и ветров. На всей территории завода, а также внутри производственных помещений выявлены многочисленные разливы неочищенных производственных стоков.
Кроме этого, на земельном участке, расположенном по <адрес> ООО «Мари» выявлены следующие виды отходов: отработанное сырье при изготовлении бумажной массы, тара деревянная, утратившая потребительские свойства, автомобильные шины и иные отходы производства и потребления, что является нарушением действующего законодательства.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
С учетом п. 2 ч.2 ч. 1, ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности, проводить мероприятия по защите земель от загрязнения в том числе отходами производства и потребления.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
На основании ч. 1 ст. 9 Закона № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения).
Таким образом, на земельном участке, расположенном по <адрес> отходы потребления складируются бесконтрольно, имеют негативное влияние на природу.
Производственный мусор, при наличии природных осадков, отравляет не только почву, но и проникает в грунтовые воды, после чего разносится на десятки километров.
Также, отходы производства легко воспламеняемы, и помимо выделений углекислоты и других вредных соединений, могут привести к пожару или сильному задымлению жилых кварталов.
В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой района в целях устранения вышеуказанных нарушений ДД.ММ.ГГГГ внесено представление № директору ООО «Мари». Доказательств того, что ООО «Мари» вышеуказанные нарушения устранены, суду не представлено.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес>, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Мари» об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства, удовлетворить.
Обязать ООО «Мари» в течении месяца со дня вступления в силу решения суда устранить несанкционированную свалку отходов производства, расположенную по <адрес> и привести земельные участки с кадастровыми номерами №; № в надлежащее состояние, путем ликвидации несанкционированной свалки с привлечением организации имеющей лицензию, на право обращения с отходами.
Обязать ООО «Мари» вести журнал учета образования и движения отходов, в соответствии с требованиями Приказа министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», Приказом министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
Обязать ООО «Мари» организовать площадку (место) для накопления твердых коммунальных отходов, с соблюдением норм и правил в области обращения с отходами, в соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 220 СанПиН 2.1.3684-21.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Приморско-Ахтарский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Приморско-Ахтарского
районного суда А.П. Петренко