Решение по делу № 2-971/2024 от 08.07.2024

Дело № 2-971/2024

УИД 23RS0043-01-2024-001292-93

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Приморско-Ахтарск                                       14 августа 2024 года

Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи – Петренко А.П.,

при секретаре Селезневе П.В.,

с участием:

прокурора Карповой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Мари» об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства,

установил:

Прокурор <адрес>, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Приморско-Ахтарский районный суд <адрес> с иском к ООО «Мари» об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства, мотивируя его тем, что прокуратурой района при проведении проверки в деятельности ООО «Мари» выявлены нарушения природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.

Проверкой установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами , , расположенными по <адрес>, при эксплуатации зданий, строений, территорий и иных сооружений образуются и размещаются (накапливаются) отходы производства и потребления различного класса опасности для окружающей среды в соответствии с ФККО, утв. Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ .

При этом, ООО «Мари» журнал учета образования и движения отходов не ведется.

На момент проверки мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов не имеется. Выявлено наличие деревянной тары большого объема, в которую складируются отходы для последующего пакетного сбора региональным оператором.

Также в рамках проверки установлено, что в нарушение ст. 220 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 накопление отходов роспуска макулатуры при производстве бумажной массы ООО «Мари» осуществляется на открытых площадках на земельном участке с кадастровым номером . Накопление отходов происходит преимущественно навалом на поверхностях, не имеющих твердого покрытия и не защищенных от воздействия атмосферных осадков и ветров. На всей территории завода, а также внутри производственных помещений выявлены многочисленные разливы неочищенных производственных стоков.

На указанном выше земельном участке, выявлены следующие виды отходов: отработанное сырье при изготовлении бумажной массы, тара деревянная, утратившая потребительские свойства, автомобильные шины и иные отходы производства и потребления, что является нарушением действующего законодательства.

Отходы потребления складируются бесконтрольно, имеют негативное влияние на природу.

Производственный мусор, при наличии природных осадков, отравляет не только почву, но и проникает в грунтовые воды, после чего разносится на десятки километров.

Также, отходы производства легко воспламеняемы, и помимо выделений углекислоты и других вредных соединений, могут привести к пожару или сильному задымлению жилых кварталов.

Поэтому прокурор <адрес>, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился с настоящим иском в суд, и просит: обязать ООО «Мари» в течении месяца со дня вступления в силу решения суда устранить несанкционированную свалку отходов производства, расположенную по <адрес> и привести земельные участки с кадастровыми номерами ; в надлежащее состояние, путем ликвидации несанкционированной свалки с привлечением организации имеющей лицензию, на право обращения с отходами.

Обязать ООО «Мари» вести журнал учета образования и движения отходов, в соответствии с требованиями Приказа министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», Приказом министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

Обязать ООО «Мари» организовать площадку (место) для накопления твердых коммунальных отходов, с соблюдением норм и правил в области обращения с отходами, в соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 220 СанПиН 2.1.3684-21.

В судебном заседании прокурор Карпова А.А. исковые требования поддержала в полном объеме, и просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика – ООО «Мари» в судебное заседание не явился. О дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. О причинах своей неявки суду не сообщил. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что прокуратурой района при проведении проверки в деятельности ООО «Мари» выявлены нарушения природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.

В ходе проверки установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами , , расположенными по <адрес>, при эксплуатации зданий, строений, территорий и иных сооружений образуются и размещаются (накапливаются) отходы производства и потребления различного класса опасности для окружающей среды в соответствии с ФККО, утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), ст. 8 Федерального закона 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее - Закон № 52-ФЗ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с частью 1 ст. 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) определены следующие основные понятия: отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом № 89-ФЗ; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

В силу п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

В силу п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684- 21), контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Согласно ч. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Приказом министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» утверждена форма журнала для организации учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. С 01.01.2021 вступил в силу Приказ министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

В нарушение указанных нормативных правовых актов ООО «Мари» журнал учета образования и движения отходов не ведется.

Согласно абз. 1 ч. 2 ст. 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 89-ФЗ при архитектурно- строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами. Согласно ч. 2 ст. 10 Закона № 89-ФЗ необходимо предусматривать места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами.

На момент проверки мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов не имеется. Выявлено наличие деревянной тары большого объема, в которую складируются отходы для последующего пакетного сбора региональным оператором.

Также в рамках проверки установлено, что в нарушение ст. 220 СанПиН 2.1.3684-21 накопление отходов роспуска макулатуры при производстве бумажной массы ООО «Мари» осуществляется на открытых площадках на земельном участке с кадастровым номером . Накопление отходов происходит преимущественно навалом на поверхностях, не имеющих твердого покрытия и не защищенных от воздействия атмосферных осадков и ветров. На всей территории завода, а также внутри производственных помещений выявлены многочисленные разливы неочищенных производственных стоков.

Кроме этого, на земельном участке, расположенном по <адрес> ООО «Мари» выявлены следующие виды отходов: отработанное сырье при изготовлении бумажной массы, тара деревянная, утратившая потребительские свойства, автомобильные шины и иные отходы производства и потребления, что является нарушением действующего законодательства.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

С учетом п. 2 ч.2 ч. 1, ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности, проводить мероприятия по защите земель от загрязнения в том числе отходами производства и потребления.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

На основании ч. 1 ст. 9 Закона № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения).

Таким образом, на земельном участке, расположенном по <адрес> отходы потребления складируются бесконтрольно, имеют негативное влияние на природу.

Производственный мусор, при наличии природных осадков, отравляет не только почву, но и проникает в грунтовые воды, после чего разносится на десятки километров.

Также, отходы производства легко воспламеняемы, и помимо выделений углекислоты и других вредных соединений, могут привести к пожару или сильному задымлению жилых кварталов.

В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой района в целях устранения вышеуказанных нарушений ДД.ММ.ГГГГ внесено представление директору ООО «Мари». Доказательств того, что ООО «Мари» вышеуказанные нарушения устранены, суду не представлено.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора <адрес>, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Мари» об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства, удовлетворить.

Обязать ООО «Мари» в течении месяца со дня вступления в силу решения суда устранить несанкционированную свалку отходов производства, расположенную по <адрес> и привести земельные участки с кадастровыми номерами ; в надлежащее состояние, путем ликвидации несанкционированной свалки с привлечением организации имеющей лицензию, на право обращения с отходами.

Обязать ООО «Мари» вести журнал учета образования и движения отходов, в соответствии с требованиями Приказа министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», Приказом министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

Обязать ООО «Мари» организовать площадку (место) для накопления твердых коммунальных отходов, с соблюдением норм и правил в области обращения с отходами, в соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 220 СанПиН 2.1.3684-21.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Приморско-Ахтарский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Приморско-Ахтарского

районного суда                                                                   А.П. Петренко

2-971/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Приморско-Ахтарского района
Ответчики
ООО "Мари"
Суд
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края
Дело на странице суда
primorsko-axtarsky.krd.sudrf.ru
08.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.07.2024Передача материалов судье
09.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2024Подготовка дела (собеседование)
26.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.08.2024Судебное заседание
15.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее