Судья ФИО2 Дело №
(I инст. №)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 января 2024 года <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе
председательствующего судьи ФИО10,
судей ФИО11
при ведении протокола помощником судьи по поручению председательствующей ФИО3,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО4,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации МО «<адрес>», Комитету по управлению имуществом МО «<адрес>» о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>», и Комитет по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» в рамках осуществляемых государственных полномочий Республики Адыгея, в рамках выделенных средств на 2023 год обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных и санитарно-технических норм.
Заслушав доклад судьи ФИО10, изложившей обстоятельства дела, содержание судебного решения, доводы апелляционной жалобы, объяснения помощника прокурора <адрес> ФИО4, представителя администрации МО «<адрес>» - ФИО7, представителя Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» - ФИО5, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 к администрации МО «<адрес>», Комитету по управлению имуществом МО «<адрес>» о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указал, что по обращению ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства, направленного на социальную поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам которой установлено, что ФИО1 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением из специализированного жилищного фонда МО «<адрес>». ФИО1 не обеспечена жилым помещением, в связи с чем, прокурор обратился с заявлением в суд для защиты ее нарушенных прав на жилище.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор <адрес> ФИО4 поддержала заявленные требования, просила удовлетворить их в полном объеме.
ФИО1 просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представители Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» и администрации МО «<адрес>» возражали относительно удовлетворения исковых требований.
Представитель Министерства образования и науки РА в судебное заседание не явился, надлежаще был извещен о времени и месте рассмотрения дела.
ДД.ММ.ГГГГ Майкопским городским судом Республики Адыгея принято указанное выше решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
В апелляционной жалобе, поданной на указанное решение суда первой инстанции, представитель администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО6 просит обжалуемый судебный акт отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объёме. Указывает на то, что обеспечение жилым помещением детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в пределах выделенных финансовых средств и в порядке очереди.
В письменных возражениях прокурор, участвовавший в деле, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, полагая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО7 и представитель Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» по доверенности ФИО5 поддержали доводы апелляционной жалобы, просили их удовлетворить.
Помощник прокурора <адрес> ФИО4 просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции ФИО1 не явилась, при этом извещена о времени и месте судебного заседания в соответствии с положениями ст. ст. 113, 114 Гражданского процессуального кодекса РФ, что подтверждается материалами дела, в том числе отчетами об отслеживании почтового отправления. Кроме того, информация по делу размещена на официальном интернет-сайте Верховного суда Республики Адыгея, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 165.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», приходит к выводу о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся лиц, что не противоречит положениям главы 10 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, которым, в частности, регулируется право указанной категории граждан на обеспечение жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ закреплено, что детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
Законом Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея в сфере, обеспечения жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения» (далее – закон Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №) государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей наделены органы местного самоуправления республики, в том, числе, муниципальное образование «<адрес>».
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Адыгея по формированию специализированного жилищного фонда и предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений» Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея по формированию специализированного жилищного фонда и предоставлению жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений.
Подпунктом «б» пункта 13 Раздела III Положения о Министерстве образования и науки Республики Адыгея, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство формирует список детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В связи с наделением органов местного самоуправления отдельным государственным полномочием по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений вышеуказанной категории граждан, согласно части 1 статьи 3 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, производится за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда МО «<адрес>», в списке лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением. Указанные обстоятельства ответчиками в судебном заседании не были опровергнуты или оспорены.
ФИО1 не обеспечена жилым помещением из специализированного жилищного фонда, в связи с чем, прокурор в ее интересах обратился с заявлением с целью защиты ее нарушенных прав на жилье.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в сфере социальной защиты лиц определенной категории.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами права, правомерно пришел к выводу, что ФИО1 на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №, относится к категории лиц, имеющих право на получение благоустроенного жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже социальных и санитарно-технических норм. При этом суд первой инстанции правомерно указал, что отсутствие финансирования органа местного самоуправления на цели обеспечения жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении лиц указанной категории жилыми помещениями.
В судебном заседании стороны сослались на дополнительное соглашение № к соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субвенции из республиканского бюджета Республики Адыгея бюджету МО «<адрес>» на обеспечение жильем детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 84-85).
Таким образом, судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции, поскольку правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, фактические обстоятельства установлены на основании представленных доказательств, исследованных в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Отклоняя довод апелляционной жалобы ответчика о нарушении обжалуемым решением суда прав на обеспечение жильём иных детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, чьи порядковые номера предшествуют порядковому номеру ФИО1 судебная коллегия исходит из указанных ниже обстоятельств.
В силу статьи 5 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № органы государственной власти Республики Адыгея при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны, в том числе, обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми средствами в пределах лимитов, утвержденных в республиканском бюджете Республики Адыгея на очередной финансовый год и на плановый период на осуществление государственных полномочий.
Согласно пунктам 4 и 6 Порядка расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образования, возникающих при выполнении переданных им государственных полномочий Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №, уполномоченные органы местного самоуправления являются администраторами доходов от предоставления субвенций из бюджета Республики Адыгея, и ежегодно, до 15 декабря года, предшествующего году финансирования, представляют в Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея заявку на предоставление местным бюджетам субвенций по форме, утвержденной Министерством.
В силу пункта 1 постановления администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № Комитет по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» определен органом, уполномоченным осуществлять приобретение жилых помещений с целью создания специализированного жилищного фонда, в рамках реализации переданных государственных полномочий Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей.
С учетом того, что суд первой инстанции обязал администрацию МО «<адрес>» и Комитет по управлению имуществом МО «<адрес>», выделить дополнительные финансовые средства для обеспечения ФИО1 благоустроенным жилым помещением, нарушения прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, также включенных в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, чьи порядковые номера предшествуют порядковому номеру ФИО1 обжалуемым судебным решением не допущено.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы противоречат установленным по делу обстоятельствам, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств.
Решение суда первой инстанции судебная коллегия полагает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Адыгея – без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня принятия апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий ФИО10
Судьи ФИО12
ФИО12