Решение по делу № 8Г-3480/2021 [88-8228/2021] от 03.02.2021

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-8228/2021

№ дела суда 1-й инстанции 2-5181/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Краснодар                                18 мая 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Мамия М.Р.,

судей Горковенко В.А., Малаевой В.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к МКУ МО «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, по кассационным жалобам МКУ МО «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта» и администрации муниципального образования <адрес> на решение Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав доклад судьи ФИО3, выслушав представителей МКУ МО «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта» ФИО5, ФИО6, поддержавших доводы жалобы МКУ, представителя администрации муниципального образования <адрес> ФИО7, поддержавшего доводы жалобы администрации, представителя третьего лица ООО «Бак Строй» ФИО8, возражавшего против доводов кассационных жалоб, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с иском к МКУ МО «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта», в котором, с учетом уточнения исковых требований, просил взыскать с ответчика стоимость восстановительного ремонта в размере 396 541 руб. 32 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 87 027 руб. 30 коп., компенсацию морального вреда в размере 25 000 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 8 243 руб. 30 коп.

Решением Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично: с МКУ МО «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта» в пользу ФИО1 в счет возмещения ущерба взысканы денежные средства в размере 396 962 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 10 000 руб.; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено в части взыскания с МКУ МО «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта» в пользу ФИО1 процентов за пользование чужими денежными средствами, в указанной части постановлено новое решение, которым в удовлетворении указанных требований ФИО1 отказано; в остальной части решение районного суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе МКУ МО «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта», в лице своего представителя по доверенности ФИО5, просит отменить указанное апелляционное определение и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование требований указано, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на недопустимых доказательствах и неправильном применении норм материального и процессуального права, в виду чего оспариваемый судебный акт нельзя признать законным и обоснованным. Полагал, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие вину МКУ МО «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта», не дана правовая оценка муниципальному контракту, в связи с чем неверно определен круг ответчиков. По мнению подателя жалобы надлежащим ответчиком по настоящему делу является ООО «Бак-Строй».

Администрацией муниципального образования <адрес>, в лице своего представителя по доверенности ФИО9, так же подана кассационная жалоба, в которой содержатся требования об отмене постановлений судов первой и апелляционной инстанций и принятии по делу нового судебного акта, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 будет отказано. В обоснование требований податель жалобы ссылается на то, что принятые судебные постановления незаконны и необоснованны, вынесены с нарушением норм материального права, что повлияло на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав муниципального образования <адрес> и охраняемых законом публичных интересов.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

Судами установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 18 час. 30 мин. в <адрес> по адресу: Переход на железнодорожный мост <адрес>, произошло дорожно-транспортное происшествие с участием транспортного средства Мерседес-Бенц, государственный регистрационный знак 031200123, принадлежащего на праве собственности ФИО1 В результате дорожно-транспортного происшествия указанному транспортному средству были причинены механические повреждения.

Ранее ООО «Бак-Строй» по указанному факту было привлечено к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за несоответствие эксплуатационного состояния улично-дорожной сети               <адрес>, в том числе <адрес>, требованиям нормативных документов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, нарушение требований пункта 3.1.2 ФИО11 50597-93.

Согласно товарному чеку от ДД.ММ.ГГГГ, истцом приобретены запчасти для ремонта поврежденного транспортного средства на сумму в размере    504 330 руб., а, согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, оплачено выполнение ремонтных работ на сумму 16 500 руб.

Полагая, что обязанность по возмещению ущерба, причиненного транспортному средству в результате наезда на выбоину, обязано нести МКУ МО «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта», истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Как следует из положений статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», к полномочиям органов местного самоуправления относятся, в частности, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Согласно части 3 статьи 15 названного закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно статье 16 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положениями пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995        № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

В соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по строительству, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6); под владельцами автомобильных дорог понимаются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ (пункт 7).

В силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.

При рассмотрении дела судами обоснованно установлено, что собственником земельного участка, на котором расположена автомобильная дорога, на которой произошло дорожно-транспортное происшествие, является администрация муниципального образования <адрес>, следовательно, данный участок дороги относится к зоне ответственности администрации муниципального образования <адрес>.

В свою очередь, муниципальным образованием <адрес> было создано МКУ МО <адрес> «Единая служба заказчика», действующее в интересах и от имени муниципального образования                 <адрес> в целях обеспечения реализации вопросов местного значения, в том числе по организации работ по содержанию автомобильных дорог местного значения, которому в оперативное управление было передано муниципальное имущество МО <адрес>, в том числе и дорога по адресу: Переход на железнодорожный мост <адрес>.

В настоящее время, в виду реорганизации МКУ МО <адрес> «Единая служба заказчика», его правопреемником является МКУ МО «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта», которое выполняет вышеуказанную обязанность через соответствующие подрядные и иные организации.

Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2 ФИО11 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ (действующим на момент возникновения спорных правоотношений), покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать: по длине - 15 см, по ширине - 60 см, по глубине - 5 см.

Состояние проезжей части должно отвечать требованиям норм в соответствии с ФИО11 50597-93 и условиям обеспечения безопасности участников движения вне зависимости от скоростного режима автомобиля.

Факт ненадлежащего состояния автомобильной дороги подтвержден материалами дела и установлен судом первой и апелляционной инстанций.

Размер ущерба определен судом на основании заключения судебной экспертизы ООО «Бюро технических экспертиз» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой сумма восстановительного ремонта транспортного средства автомобиля Мерседес-Бенц, государственный регистрационный знак 031200123, поврежденного в результате событий, имевших место ДД.ММ.ГГГГ, на момент получения повреждений с учетом износа составляет 367 541 руб., без учета износа 396 962 руб.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормативными актами, принимая во внимание заключение вышеуказанной экспертизы, а также оценив иные собранные по делу доказательства, учитывая, что сотрудником ГИБДД на момент дорожно-транспортного происшествия зафиксирована выбоина дорожного покрытия проезжей части, попадание в которую явилось причиной повреждений транспортного средства истца, а МКУ МО «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта», которому данный участок дороги передан в оперативное управление являлось учреждением, осуществляющим обязанность по содержанию, обслуживанию и ремонту проезжей части в районе Перехода на железнодорожный мост <адрес>, которая не была исполнена им надлежащим образом, пришел к правомерному выводу, что данное дорожно-транспортное происшествие произошло по вине ответчика - МКУ МО «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта», не обеспечившего безопасность дорожного движения. Поскольку факт ненадлежащего содержания дороги находился в прямой причинной связи с указанным дорожно-транспортным происшествием, исковые требования о возмещении ущерба в силу положений статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации являются законными и подлежали удовлетворению.

Доказательств отсутствия своей вины в причинении материального ущерба ответчиком не представлено, размер причиненного материального ущерба им не опровергнут.

Доводы кассационной жалобы МКУ МО «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта» о том, что надлежащим ответчиком по данному делу должен был быть подрядчик - ООО «Бак-Строй», с которым заключен муниципальный контракт на содержание дорог, судебная коллегия ФИО2 суда общей юрисдикции находит несостоятельными, поскольку, наличие муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по объекту: «Содержание улично-дорожной сети <адрес> на 1,2 кварталы 2016 года», в рамках которого на Общество возложена обязанность по ремонту автодороги, не освобождало собственника имущества исполнять обязанности по осуществлению контроля за надлежащим состоянием дорог в границах муниципального образования и устранению повреждений, возникающих на дорогах. При таких обстоятельствах, ООО «Бак-Строй» не является лицом, несущим ответственность перед истцом за причиненный вред, в связи с чем ссылка заявителей на пункт 6.17 контракта, которым предусмотрена обязанность подрядчика по возмещению материального ущерба в случае предъявления исков, связанных с ненадлежащим содержанием обслуживаемых дорог или дорожно-транспортного происшествия по причине дорожных условий, как и на иные условия, не имеет правового значения, поскольку за ненадлежащее исполнение договорных обязательств ООО «Бак-Строй» может нести ответственность перед Учреждением, а не перед истцом.

Также, судебная коллегия не соглашается с доводами кассационной жалобы о недопустимости принятого судами в качестве доказательства заключения судебной экспертизы, выполненной ООО «Бюро технических экспертиз» от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данное доказательство добыто в соответствии с требованиями, установленными статьей 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, составлено экспертом, обладающим специальными познаниями в области проведенных исследований, эксперт предупрежден судом об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Каких либо противоречий между выводами, изложенными в исследовательской части экспертизы и фактическими обстоятельствами дела, судебными инстанциями не установлено. Указанное заключение эксперта оценено судами в совокупности с иными доказательствами по делу в соответствии со статьями 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и давать ему иную оценку полномочий у суда кассационной инстанции не имеется.

Таким образом, ссылки подателя жалобы о том, что судами не был установлен надлежащий владелец участка автодороги, где произошло дорожно-транспортное происшествие, фактический размер ущерба, причиненный автомобилю истца, а также вина в причинении истцу ущерба не соответствуют действительности и опровергаются вышеприведенными обстоятельствами.

Иные приведенные в кассационной жалобе доводы жалобы выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.

С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационные жалобы МКУ МО «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта» и администрации муниципального образования <адрес> – без удовлетворения.

Председательствующий                        ФИО3

Судьи                                    ФИО4

                                        ФИО10

8Г-3480/2021 [88-8228/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Телешев Максим Михайлович
Ответчики
МКУ МО г. Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта"
Другие
ООО "Бак-Строй"
АМО г. Краснодар
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Мамий М. Р.
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
18.05.2021Судебное заседание
18.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее