Решение
Именем Российской Федерации
23 декабря 2024 года г. Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Асламбековой Г.А.
при секретаре Ашимовой Ф.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4009/2024 по исковому заявлению Ярош СА к АО «Газпром газораспределение» об обязании подключить газовый котел,
Установил:
Истец Ярош СА обратилась в суд с иском к АО «Газпром газораспределение» об обязании подключить газовый котел, указав, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Между ней и ответчиком заключен договор на предоставление услуг по газоснабжению. Данные услуги истец оплачивает в полном объеме в соответствии с предъявляемыми поставщиком газа квитанциями, по мере их поступления.
<дата обезличена> истцом был приглашен слесарь «Газпром газораспределение» для замены газового счетчика, предварительно произведя оплату вышеуказанных услуг. После выполнения вышеуказанных работ слесарем 5 разряда ФИО6 по адресу <адрес> был отключен газовый котел, тем самым без тепла оставив ее сына инвалида и истца пенсионерку. Также вышеуказанным слесарем было произведено подключение газовой плиты 2-х конфорочной в летней кухне. На подпись ей были вручены 2 акта: об отключении котла и о выполненных работах.
Газовый котел слесарем был отключен по причине «нарушения» установки газового котла в ванной комнате, при этом пункт и сами правила слесарем не указаны.
Незаконными действиями ответчика истцу были причинены нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях, стрессе, расстройствах, нахождение ее и сына в холодном помещении, поэтому истец полагает разумным и обоснованным взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
В связи с чем, истец просила суд обязать ОАО «Газпром газораспределение» за свой счет подключить газовый котел в жилому дому, расположенному по адресу <адрес>.
В судебном заседании истец Ярош СА поддержала исковые требования в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
Представители ответчика АО «Газпром газораспределение», филиала АО «Газпром газораспределение» в <адрес> ФИО4, ФИО8, действующие на основании доверенности в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, просили суд отказать в его удовлетворении.
Представители третьих лиц ООО «Газпром межрегионгаз Астрахань», АО «Астраханьгазсервис» в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, показания свидетеля ФИО6, пояснения специалиста ФИО5, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статья 18 Федерального закона от <дата обезличена> N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" предусматривает, что поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами.
Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 549 от <дата обезличена> (далее Правила N 549), урегулированы отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Согласно пункту 5 Правил N 549 поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.
Правилами N 549 не урегулированы случаи приостановления предоставления услуги по газоснабжению и оплаты задолженности при несанкционированном подключении. В неурегулированной части Правил поставки газа подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг.
Как установлено в судебном заседании Ярош СА является собственником ? доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
<дата обезличена> между Ярош СА и АО «Газпром газораспределение» филиал АО «Газпром газораспределение» заключен договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
28.03.2024г. Ярош СА в АО «Газпром газораспределение» филиал АО «Газпром газораспределение» подана заявка на проведение работ по ремонту сети газопотребления в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
На основании заявки истца <№> от <дата обезличена> на проведение работ по ремонту сети газопотребления, АО «Газпром газораспределение» филиал АО «Газпром газораспределение» <дата обезличена> произведена замена прибора учета газа и произвел техническое обслуживания на основании договора ТО ВДГО, в результате которого было установлено, что в помещении с газовым оборудованием в котором установлен отопительный аппарат собственником данного домовладения осуществлено переоборудование помещения -обустроенная ванная комната.
О чем слесарем АО «Газпром газораспределение» филиал АО «Газпром газораспределение» ФИО6 <дата обезличена> составлен акт о приостановлении подачи газа в газовое оборудование в ванной комнате в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Основание приостановления подачи газа: переустройство ВГКО проведено с нарушением законодательства.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО6 в судебном заседании пояснил, что работает слесарем в АО «Газпром газораспределение» филиал АО «Газпром газораспределение» им были проведены работы по приостановке подачи газа в газовое оборудование в ванной комнате в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, поскольку при проведении работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, выявлен в помещении ванной комнаты газовый котел, что не допустимо.
Из пояснений специалиста ФИО5 опрошенного в судебном заседании следует, что согласно п. 77 правил в случае поступления исполнителю информации о наличии угрозы возникновения аварии, утечек газа или несчастного случая, в том числе получения такой информации в ходе выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, исполнитель обязан незамедлительно осуществить приостановление подачи газа. При самовольной установке газового оборудования исполнитель обязан незамедлительно осуществить приостановление подачи газа без уведомления заказчика.
В п. п. 5.5.2, 5.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного Постановлением Госстроя Российской Федерации от <дата обезличена> N 170, предусмотрено, что монтаж и демонтаж газопроводов, установка газовых приборов, аппаратов и другого газоиспользующего оборудования, присоединение их к газопроводам, системам поквартирного водоснабжения и теплоснабжения производится специализированными организациями. Самовольная перекладка газопроводов, установка дополнительного и перестановка имеющегося газоиспользующего оборудования не допускаются. Работы по установке дополнительного оборудования выполняет специализированная организация по согласованию с газоснабжающей организацией.
В силу статьи 8 Федерального закона от <дата обезличена> N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" к полномочиям федеральных органов государственной власти в области газоснабжения относятся, в том числе утверждение правил пользования газа.
Согласно п. 10 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> N 410 (далее - Правила), замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Самостоятельная замена указанного оборудования его владельцем без привлечения специализированной организации не допускается.
Пункт 78 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> N 410, предоставляет исполнителю (специализированной организации, которая, в том числе на основании договора о техническом обслуживании, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором) право приостановить подачу газа без предварительного уведомления заказчика в следующих случаях:
а) совершение действий по монтажу газопроводов сетей газопотребления и их технологическому присоединению к газопроводу сети газораспределения или иному источнику газа, а также по подключению газоиспользующего оборудования к газопроводу или резервуарной, групповой или индивидуальной баллонной установке сжиженных углеводородных газов без соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации (самовольная газификация);
б) невыполнение в установленные сроки вынесенных органами жилищного надзора (контроля) предписаний об устранении нарушений требований к безопасной эксплуатации и техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также требований к содержанию относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме вентиляционных и дымовых каналов;
в) проведенное с нарушением законодательства Российской Федерации переустройство внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, ведущее к нарушению безопасной работы этого оборудования, дымовых и вентиляционных каналов многоквартирного дома или домовладения.
В соответствии с п. 7.6 СП 62.13330.2011 "Свод правил. Газораспределительные системы" транзитная прокладка газопроводов, в том числе через жилые помещения, помещения общественного, административного и бытового назначения, через производственные помещения зданий всех назначений, в том числе сельскохозяйственных зданий, должна быть предусмотрена открытой, с учетом требований к давлению газа в соответствии с таблицей 2*, при отсутствии на газопроводе разъемных соединений и обеспечении доступа для его осмотра. Открытую транзитную прокладку газопроводов через ванную комнату (или душевую), уборную (или совмещенный санузел) в квартирах жилых зданий следует выполнять из медных и многослойных металлополимерных труб.
Установка газоиспользующего оборудования в этих помещениях запрещается.
На основании п. 5.19 СП 402.1325800.2018 "Здания жилые. Правила проектирования систем газопотребления" газовые котлы теплопроизводительностью до 50 кВт включительно следует устанавливать в кухнях, коридорах и нежилых помещениях квартир, кроме ванных комнат и санитарных узлов. Газовые котлы теплопроизводительностью более 50 кВт следует размещать в отдельном помещении квартиры, при этом общая теплопроизводительность установленных в этом помещении газовых котлов не должна превышать 100 кВт.
В п. 3.1, 3.2 Правил пользования газом в быту, утв. Приказом ВО "Росстройгазификация" от <дата обезличена> N 86-П, указано, что населению запрещается: производить самовольную газификацию дома (квартиры, садового домика), перестановку, замену и ремонт газовых приборов, баллонов и запорной арматуры; осуществлять перепланировку помещения, где установлены газовые приборы, без согласования с соответствующими организациями.
Согласно представленной проектной документации на домовладение по адресу: <адрес> запроектировано обособленное помещение для расположения газового оборудования (отопительный аппарат) без размещения в этом помещении ванной.
Проект по адресу: АО, <адрес> разрабатывался в соответствии с действующими нормами в 1995г, а именно СНиП <дата обезличена>-87 от 01.01.1988г., 6. ВНУТРЕННИЕ УСТРОЙСТВА ГАЗОСНАБЖЕНИЯ с учетом п.6.37, который прямо запрещал установку газового оборудования в ванных комнатах (Установку водонагревателей, отопительных котлов и отопительных аппаратов следует предусматривать в кухнях и нежилых помещениях, предназначенных для их размещения и отвечающих требованиям пп. 6.42* и 6.43. Установка указанных приборов в ванных комнатах не допускается.), а также п. 6.37 не допускающий проектировать прокладку внутренних газопроводов через санитарные узлы (Не допускается предусматривать прокладку стояков газопроводов в жилых комнатах и санитарных узлах.)
Все принятые проектные решения обеспечивали взрывную, взрывопожарную и пожарную безопасность при эксплуатации зданий и сооружений.
В ходе судебного заседания установлено, что установка ванной в помещении с газовым оборудованием была осуществлена истцом без учета требований строительных норм обеспечивающих безопасную эксплуатацию здания.
Действующим законодательством не предусмотрена установка газоиспользующего оборудования с отводом продуктов сгорания в вентканалы, а также размещение такого оборудования в ванных комнатах.
Из пояснений представителей ответчика АО «Газпром газораспределение» филиал АО «Газпром газораспределение» следует, что помещение ванной комнаты (санузла) является помещением с повышенной влажностью, в связи с чем существует опасность возникновения обратной тяги, когда угарные газы из газоиспользующего оборудования через корпус выходят в помещение, что может привести к отравлению. Кроме того, из-за повышенной влажности в помещении происходит окисление и коррозия всех элементов оборудования, в том числе датчиков. Таким образом, при выходе из строя датчика температуры на газовом котле, последний перестанет отключаться в результате перегрева теплоносителя, что приведет к росту давления пара в теплообменнике и взрыву котла.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлены доказательства, что в ходе переустройства в помещении с расположением газового оборудования размещенного в ванной комнате обеспечивается соблюдение требований строительных норм и правил, которые обеспечивают безопасность при эксплуатации домовладения и отвечают требованиям Ф3 <№> от 30.12.2009г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку доказательств законности размещения газового оборудования в ванной комнате, в материалах дела отсутствуют, газоиспользующее оборудование жилом доме установлено и используется в нарушение требований Правил пользования газом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Ярош СА к АО «Газпром газораспределение» об обязании подключить газовый котел, удовлетворению не подлежат.
В соответствии с п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата обезличена> N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Поскольку факт нарушения прав истца как потребителя услуг, не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации морального вреда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
в удовлетворении искового заявления Ярош СА к АО «Газпром газораспределение» об обязании подключить газовый котел в жилом доме, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Астраханский областной суд.
Судья: Г.А. Асламбекова
Мотивированное решение изготовлено <дата обезличена>.