59OS0000-01-2021-000463-56
Дело № 3а-924/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
2 декабря 2021 года г. Пермь
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Коротаевой О.А.,
при секретаре Хабеевой А.В.,
с участием прокурора Вохмяниной Ю.М.,
представителя административных истцов - Панькова А.В., действующего на основании доверенностей,
представителя административного ответчика Пермской городской Думы – Кузнецовой О.В., действующей на основании доверенности,
представителя административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края – Шардакова И.Н., действующего на основании доверенностей,
представителей заинтересованных лиц администрации города Перми, Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми – Кормщиковой И.В., действующей на основании доверенностей,
представителя заинтересованного лица Управления по экологии и природопользованию администрации г. Перми – Игнатовой Л.Т., действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица ОАО "МРСК Урала" – Кореневой Я.Н., действующей на основании доверенности,рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тупикиной Людмилы Дмитриевны, Кизилова Дмитрия Яковлевича о признании недействующими решение Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми» в редакции, принятой Решением Пермской городской Думы от 22 октября 2019 года № 249, в части распространения на земельные участки административных истцов санитарно-защитных зон,
у с т а н о в и л:
Решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143 утверждены Правила землепользования и застройки города Перми.
Решением Пермской городской Думы от 22 октября 2019 года № 249 в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143, внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Перми, в части распространения санитарно-защитной зоны промышленных предприятий ОАО «Пермэнерго», ОАО «СМ» АООТ «Управление механизации-2», АООТ «Центр Меркурий», АООТ «Хлеб», АООТ «АТП-7» на территории земельных участков, принадлежащих административным истцам.
Указанное решение опубликовано в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь № 81, часть 1 от 1 ноября 2019 года.
Тупикина Л.Д. и Кизилов Д.Я. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими решение Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми» в редакции, принятой решением Пермской городской Думы от 22 октября 2019 года № 249, в части распространения на земельные участки административных истцов санитарно-защитных зон.
В обоснование заявленных требований административный истец Тупикина Л.Д. указала, что является собственником земельных участков в жилом районе Гайва Орджоникидзевского района г. Перми, по адресу: ****, Коллективный сад **, с кадастровыми номерами: **.
Административный истец Кизилов Д.Я. указал, что является собственником земельного участка в жилом районе Гайва Орджоникидзевского района г. Перми, по адресу: ****, Коллективный сад **, площадью 330 кв.м с кадастровым номером **.
На указанные участки в соответствии с оспариваемым нормативным правовым актом накладываются санитарно-защитные зоны ОАО «Пермэнерго», ОАО «СМ» АООТ «Управление механизации-2», АООТ «Центр Меркурий», АООТ «Хлеб», АООТ «АТП-7».
Санитарно-защитная зона ОАО «Пермэнерго» накладывается на земельные участки с кадастровыми номерами **;
Санитарно-защитная зона ОАО «СМ» АООТ «Управление механизации-2» накладывается на земельные участки с кадастровыми номерами **;
Санитарно-защитная зона «Центр Меркурий» АООТ накладывается на земельные участки с кадастровыми номерами **;
Санитарно-защитная зона «Хлеб» АООТ накладывается на земельные участки с кадастровыми номерами **;
Санитарно-защитная зона АООТ «АТП-7» накладывается на земельные участки с кадастровыми номерами **.
Административные истцы в обосновании требований указывают, что оспариваемые нормативные акты противоречат положениям Федерального закона от 30 марта 1990 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту ФЗ № 52-ФЗ) и СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее по тексту СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03), утвержденная Постановлением Главного государственного врача Российской федерации от 25 сентября 2007 года № 74, приняты без учета фактически сложившегося землепользования, устанавливают зоны с особыми условиями использования территории в отношении денных земельных участков. Установленные с нарушением требований закона в оспариваемых нормативных правовых актах ограничения влекут нарушение прав административных истцов, поскольку согласно пункта 5.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтнорекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования. Также наличие на участках санитарно-защитных зон является препятствием для изменения территориального зонирования указанных земельных участков на иные зоны, основные виды разрешенного использования в которых допускают жилую застройку земельных участков.
Административные истцы Тупикина Л.Д., Кизилов Д.Я. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялись судом надлежащим образом.
Представитель административных истцов Паньков А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительных объяснениях.
Представитель административного ответчика Пермской городской Думы - Кузнецова О.В. в судебном заседании возражала об удовлетворении требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, ссылаясь на то, что санитарно-защитные зоны предприятий были установлены до принятия оспариваемого решения Пермской городской Думы, в связи с чем требования законодательства не нарушены, порядок принятия и опубликования нормативного правового акта считает соблюденными.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края – Шардаков И.Н. в судебном заседании возражал об удовлетворении требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованных лиц администрации города Перми, Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми - Кормщикова И.В. в судебном заседании возражала об удовлетворении требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, которые повторяют позицию административного ответчика Пермской городской Думы.
Представитель заинтересованного лица Управление по экологии и природопользованию администрации г. Перми – Игнатова Л.Т. в судебном заседании возражала об удовлетворении требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю о времени и месте рассмотрения дела уведомлялось судом надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.
Представитель заинтересованного лица ОАО «МРСК Урала» – Коренева Я.Н. в судебном заседании возражала об удовлетворении требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Заинтересованное лицо ООО «Хлеб» о времени и месте рассмотрения дела уведомлялось судом надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.
Суд, заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора ВохмянинойЮ.М., полагавшей административные исковые требования подлежащими удовлетворению, пришел к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности согласно статье 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации состоит из приведенного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность – это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства. Зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Утверждение правил землепользования и застройки поселений, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности согласно пунктам 1, 3 части 1 статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Документы территориального планирования в силу прямого указания части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.
Согласно части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 названного Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование, как и градостроительное зонирование, преследует единую цель обеспечения устойчивого развития территорий. Вместе с тем документы территориального планирования определяют назначение территорий для достижения названной цели, а правила землепользования и застройки разрабатываются для создания условий по ее достижению исходя из назначения территорий. Таким образом, положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации определена первичность генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов (часть 8 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами (статья 52 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды»).
Виды зон с особыми условиями использования территорий определены в статье 105 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Пунктом 16 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ № 342-ФЗ) установлено, что до 1 января 2022 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 года Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1-16.3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского поселения.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно положениям статей 37, 38 Устава города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 25 августа 2015 года № 150 «О принятии Устава города Перми», Пермская городская Дума является постоянно действующим представительным органом местного самоуправления города Перми. К компетенции Думы относится, в частности: утверждение Генерального плана города Перми, внесение в него изменений; утверждение Правил землепользования и застройки города Перми, внесение в них изменений. Ранее аналогичные положения содержались в статьях 40, 41 Устава города Перми, утверждённого решением Пермской городской Думы от 13 марта 1996 года.
Процедура подготовки и принятия Правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30-35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
До 01 января 2021 года к компетенции городской Думы относилось утверждение Правил землепользования и застройки города Перми и внесении в них изменений, после 01 января 2021 года указанные полномочия в соответствии с Законом Пермского края от 07 декабря 2020 года № 603-ПК «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Пермского края и органами местного самоуправления Пермского городского округа и о внесении изменений в Закон Пермского края «О градостроительной деятельности в Пермском крае» переданы Правительству Пермского края.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Пермского края № 603-ПК, Правительство Пермского края осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления Пермского городского округа в области градостроительной деятельности: утверждает генеральный план Пермского городского округа, вносит в него изменения; утверждает правила землепользования и застройки Пермского городского округа, вносит в них изменения; утверждает положение о порядке подготовки генерального плана Пермского городского округа и порядок внесения в него изменений; утверждает состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Пермского городского округа.
Согласно части 2 статьи 2 Закона Пермского края № 603-ПК, исполнительный орган государственной власти Пермского края, реализующий полномочия в сфере градостроительства и архитектуры, осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления Пермского городского округа в области градостроительной деятельности: принимает решения о подготовке проекта генерального плана Пермского городского округа, о внесении в него изменений, осуществляет подготовку генерального плана Пермского городского округа, внесение в него изменений, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний; принимает решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки Пермского городского округа, проекта внесения в них изменений, осуществляет подготовку правил землепользования и застройки Пермского городского округа, внесение в них изменений, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний; принимает решения о подготовке и утверждении документации по планировке территории Пермского городского округа, о внесении изменений в документацию по планировке территории Пермского городского округа, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.
Из вышеприведенных положений законодательства и Устава города Перми следует, что до 1 января 2021 года органом местного самоуправления, уполномоченным на утверждение изменений в Правила землепользования и застройки города Перми являлась Пермская городская Дума. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле не оспаривается.
Пактами 1, 2 статьи 12 ФЗ № 52-ФЗ установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно пункта 3 статьи 46, пункта 2 статьи 51 ФЗ № 52-ФЗ Главный государственный санитарный врач Российской Федерации осуществляет организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора, наделяется полномочиями утверждать нормативные и другие документы, регламентирующие осуществление государственного санитарного-эпидемиологического надзора.
Согласно разделу 7 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 N 10995) для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Вместе с тем конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I- III класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, измены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителей (пункт 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Ранее действовали утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 апреля 2003 г. № 38 санитарные правила и нормативы - СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Согласно пункту 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, санитарно-защитная зона отделяет территорию промышленной площадки от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта с обязательным обозначением границ специальными информационными знаками. Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей СЗЗ осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и настоящими нормами и правилами. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам. Ширина санитарно-защитной зоны устанавливается с учетом санитарной классификации, результатов расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физических воздействий, а для действующих предприятий - и натурных исследований (пункт 2.7).
В силу раздела 3 Указа губернатора Пермской области от 2 марта 2004 года № 21 «О неотложных мерах по приведению к нормативным требованиям санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники вредного химического, биологического или физического воздействия осуществляют разработку проекта санитарно-защитной зоны как на проектируемое, так и на действующее производство. При этом разработка проекта санитарно-защитной зоны является установленной нормативными актами обязанностью субъектов, владеющих источниками вредного воздействия.
Статьями 8, 9 ФЗ № 342-ФЗ установлено, что зоны с особыми условиями использования территории считаются установленными, если они установлены до 1 января 2022 решением исполнительного органа местного самоуправления в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения. Такая зона считается установленной при условии, что утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации г. Перми № 2735 от 22 ноября 2005 года утверждены проекты границ санитарно-защитной зоны для предприятий ОАО «Пермэнерго», ОАО «СМ» АООТ «Управление механизации-2», АООТ «Центр Меркурий», АООТ «Хлеб», АООТ «АТП-7», с указанием на отнесение данных санитарно-защитных зон к промышленному узлу «Новогайвинский».
АООТ «Центр Меркурий», ОАО «Пермэнерго» относятся к пятому классу объектов; АООТ «Хлеб», АООТ «АТП-7», ОАО «СМ» АООТ «Управление механизации-2» - к четвертому классу объектов.
Лицами, участвующим в деле не оспаривается, что земельные участки, принадлежащие административным ответчикам соотносятся с санитарно-защитными зонами указанных предприятий следующим образом.
Санитарно-защитная зона ОАО «Пермэнерго» накладывается на земельные участки с кадастровыми номерами **;
Санитарно-защитная зона ОАО «СМ» АООТ «Управление механизации-2» накладывается на земельные участки с кадастровыми номерами **;
Санитарно-защитная зона «Центр Меркурий» АООТ накладывается на земельные участки с кадастровыми номерами **;
Санитарно-защитная зона «Хлеб» АООТ накладывается на земельные участки с кадастровыми номерами **;
Санитарно-защитная зона АООТ «АТП-7» накладывается на земельные участки с кадастровыми номерами **.
Площадь земельного участка АООТ «Центр Меркурий» - 22 309,54 кв.м, размер санитарно-защитной зоны в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - 50 м, площадь санитарно-защитной зоны - 70 528,23 кв.м. Площадь земельного участка ОАО «Пермэнерго» - 8 015,15 кв.м, размер санитарно-защитной зоны в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - 50 м, площадь санитарно-защитной зоны - 33 742 кв.м. Площадь земельного участка АООТ «Хлеб» - 6 381,49 кв.м, размер санитарно-защитной зоны в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - 100 м, площадь санитарно-защитной зоны - 69 603,96 кв.м. Площадь земельного участка АООТ «АТП-7» - 43 419,07 кв.м, размер санитарно-защитной зоны в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - 100 м, площадь санитарно-защитной зоны - 169 184,27 кв.м. Площадь земельного участка ОАО «СМ» АООТ «Управление механизации-2» - 22 278,08 кв.м, размер санитарно-защитной зоны в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - 100 м, площадь санитарно-защитной зоны - 133 488,22 кв.м.
Указом Губернатора Пермской области от 2 марта 2004 года № 21 установлен порядок утверждения границ санитарно-защитных зон, раздел пятый которого требовал направление проекта санитарно-защитной зоны на согласование в центр Госсанэпидемнадзора Пермской области для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, после получения заключения проект направляется для согласования с главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Пермской области, после получения положительного согласования проект санитарно-защитных зон направляется в орган местного самоуправления для последующего утверждения границ санитарно-защитных зон (пункт 5.1).
5.3. Границы, площади, порядок содержания и использования санитарно-защитных зон на действующее производство определяются в проекте санитарно-защитных зон, составляемом собственником либо иным владельцем предприятия. Проект санитарно-защитных зон должен быть обоснованным, подтверждаться необходимыми документами, предусмотренными действующим законодательством.
После получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта СЗЗ, ОСЗЗ объекта санитарному законодательству юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель представляет проект СЗЗ, ОСЗЗ для согласования с Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Пермской области (пункт 5.5).
После получения положительного согласования Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Пермской области проект СЗЗ, ОСЗЗ направляется в органы местного самоуправления для последующего утверждения границ СЗЗ, ОСЗЗ (пункт 5.6).
В пункте 2.6 Постановления Главного государственного санитарного врача от 10 апреля 2003 года № 38 «О введении в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03» содержится норма о том, что санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.
Разрешая спор, суд принимает во внимание заявленные требования административных истцов, заявивших о незаконности установления санитарно-защитной зоны предприятий в пределах принадлежащих им земельных участков, указывая на то, что установление санитарно-защитной зоны не соответствует законодательству большей юридической силы.
Согласно частям 1, 2 Кодекса административного судопроизводства РФ Суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
Если при разрешении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу (часть 2).
В связи с изложенными положениями закона, суд при разрешении требований и оценке доводов административных истцов считает необходимым проверить порядок установления санитарно-защитной зоны предприятий, поскольку истцы фактически выражают несогласие с данным фактом.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от 12 июля 2007 года № 10-П, от 13 декабря 2016 года № 28-П, от 10 марта 2017 года № 6-П, от 11 февраля 2019 года № 9-П).
Лицами, участвующими в деле не оспаривается, что в постановлении администрации г. Перми № 2735 от 22 ноября 2005 года отражены санитарно-защитные зоны действующих предприятий ОАО «Пермэнерго», ОАО «СМ» АООТ «Управление механизации-2», АООТ «Центр Меркурий», АООТ «Хлеб», АООТ «АТП-7». На дату принятия постановления администрации г. Перми № 2735 от 22 ноября 2005 года процедура установления санитарно-защитных зон регулировалась Постановления Главного государственного санитарного врача от 10 апреля 2003 года № 38 «О введении в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03». На территории Пермской области (в последующем Пермского края) для целей определения предприятий, в отношении которых необходимо установление санитарно-защитных зон и для их последующего установления принят Порядок проектирования, согласования и утверждения санитарно-защитных зон предприятий, групп предприятий и промышленных узлов на территории Пермской области, утвержденный Указом Губернатора Пермской области от 02.03.2004 № 21 «О неотложных мерах по приведению к нормативным требованиям санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов».
С учетом того, что на дату принятия постановления администрации г. Перми от 22 ноября 2005 года № 2735 предприятия ОАО «Пермэнерго», ОАО «СМ» АООТ «Управление механизации-2», АООТ «Центр Меркурий», АООТ «Хлеб», АООТ «АТП-7» являлись действующими предприятиями, хозяйствующие субъекты (собственники или владельцы предприятий) самостоятельно должны были и разрабатывать проект санитарно-защитных зон, при этом границы, площади и порядок содержания санитарно-защитных зон должны были подтверждаться необходимыми обосновывающими документами, предусмотренными законодательством. При этом порядок предусматривает последующее согласование границ, площади санитарно-защитной зоны для целей установления соответствия или несоответствия проектной документации санитарному законодательству. Параметры санитарно-защитных зон в зависимости от вида деятельности предприятий и особенности производств определены в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Из материалов дела следует, что Управлением Роспотребнадзора пермского края санитарно-защитная зона предприятий ОАО «Пермэнерго», ОАО «СМ» АООТ «Управление механизации-2», АООТ «Центр Меркурий», АООТ «Хлеб», АООТ «АТП-7» не устанавливалась, на публичной кадастровой карте сведения о наличии санитарно-защитной зоны отсутствуют. При этом сведений о проверке Роспотребназдором и согласовании разработанной указанными предприятиями санитарно-защитной зоны суду не представлено. Административный ответчик каких-либо доказательств обоснованности установления спорных санитарно-защитных зон не представил, равно как и заинтересованное лицо администрация г. Перми, полагавших доводы административных истцом о незаконности установления санитарно-защитных зон необоснованными.
Представленные представителем администрации г. Перми перечень санитарно-защитных зон, вошедших в постановление № 2735, и их графическое изображение не подтверждают обоснованность установления санитарно защитных зон и соблюдение порядка их установления. Судом неоднократно предлагалось представить документы обосновывающие границы и площадь санитарно-защитных зон, в том числе разработанный каждым предприятием проект санитарно-защитной зоны, а также согласование данных зон с органами Роспотребназдора, однако лицами, участвующими в деле таких документов не представлено. Письмо Управления Роспотребназдра по Пермской области от 3 июня 2005 года № 10/2133 не подтверждает соблюдение процедуры, поскольку из письма не следует, что объектом оценки Роспотребнадзора являлись документы, обосновывающие границы и размеры санитарно-защитных зон ОАО «Пермэнерго», ОАО «СМ» АООТ «Управление механизации-2», АООТ «Центр Меркурий», АООТ «Хлеб», АООТ «АТП-7». Также письма Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 1 сентября 2021 № 5-00-10/05-27884-2021, Муниципального управления по экологии и природопользованию администрации г. Перми от 23 декабря 2004 года № 33-01-08/1764, МУП «Пермрархбюро» от 25 апреля 2005 года № 42/34-4274 также не подтверждает указанные обстоятельства, поскольку подтверждена относимость к оспариваемым санитарно-защитным зона и земельным участкам истцов.
Отсутствие документов, подтверждающих обоснованность границ и площади санитарно-защитных зон ОАО «Пермэнерго», ОАО «СМ» АООТ «Управление механизации-2», АООТ «Центр Меркурий», АООТ «Хлеб», АООТ «АТП-7», а также доказательств согласования установленных зон, свидетельствуют о несоблюдении порядка установления указанных санитарно-защитных зон.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административных ответчиков возложено бремя доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу.
Административным ответчиком не оспаривается то обстоятельство, что заключение Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации относительно установления санитарно-защитной зоны в пределах границ земельных участков, принадлежащих административным истцам, не выдавалось. Таким образом, в судебном заседании установлено, что процедура административным ответчиком не соблюдена, что свидетельствует о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также
При таких обстоятельствах оснований полагать их установленными и отражать в правилах землепользования и застройки города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143, не имелось. Названное обстоятельство свидетельствует о том, что оспариваемые положения решения Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми» в редакции, принятой Решением Пермской городской Думы от 22 октября 2019 года № 249 в части распространения на земельные участки административных истцов санитарно-защитных зон, не соответствуют приведенным нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу. В связи с чем суд находит заявленные административные требования Тупикиной Л.Д., Кизилова Д.Я. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителей административного ответчика и заинтересованных лиц о выборе административными истцами неверного способа защиты права признаются судом несостоятельными и не влекут отказа в удовлетворении административного иска. Обращение в суд с административным иском о признании недействующим нормативного правового акта, установившего санитарно-защитные зоны и оспаривание порядка их установления, является одним из возможным способов защиты права. Наличие иных возможностей, в том числе путем обращения в орган исполнительной власти, не лишает истцов права на судебную защиту.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, он подлежит признанию не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 26 ░░░░ 2007 ░░░░ № 143 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ № 249, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 26 ░░░░ 2007 ░░░░ № 143 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ № 249, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░:
-░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ **;
-░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ «░░» ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-2» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ **;
-░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ **;
-░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░, **;
- ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░-7 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ **.
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 16 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░