Дело № 2-476/2019 г.
УИД 33RS0014-01-2020-000298-30
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2020 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Филатовой С.М.,
при секретаре Реган В.А.,
с участием истца Шамонова А.А. и его представителя Петрова А.Ю.,
представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Муроме Владимирской области (межрайонное) Гуреевой И.Н.,
рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шамонова А.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Муроме Владимирской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, признании права на данную пенсию и ее назначении,
установил:
Шамонов А.А. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Муроме Владимирской области (межрайонное) и просит обязать ответчика включить ему в страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда, периоды работы:
с 13.10.1983 года по 01.11.1985г. - прохождение военной службы по призыву в рядах Советской Армии;
признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда;
обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 23 августа 2019 года,
взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что в августе 2019 года он обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Муроме Владимирской области (межрайонное) для досрочного назначения ему страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда. Однако решением Управления № 302562/19 от 16.12.2019 года в назначении указанной пенсии ему было отказано, с чем истец не согласен.
Истец Шамонов А.А. и его представитель Петров А.Ю. в судебном заседании поддержали требования и просили их удовлетврить.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Муроме Владимирской области (межрайонное) Гуреева И.Н. иск не признала, поддерживая доводы, указанные в решении Управления № 302562/19 от 16.12.2019 года.
Выслушав объяснения истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.ст. 19, 39 Конституции РФ равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" закреплено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Из содержания части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Применительно к изложенному, подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 г.
При этом правом на пенсию с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименования профессий и должностей работников (пункт 7 Разъяснения N 5 от 22 мая 1996 года "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденного Постановлением Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 г. N 29).
Из содержания пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, и правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" следует, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В судебном заседании установлено, 23 августа 2019 года Шамонов А.А., полагая, что имеет право на досрочную страховую пенсию по старости, обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Муроме Владимирской области с заявлением и необходимыми документами для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда.
Однако решением УПФР в г. Муроме Владимирской области № 302562/19 от 16.12.2019 года ему было отказано в назначении данного вида пенсии, в связи с тем, что на момент обращения стажа истца на соответствующих видах работ недостаточно для реализации права на досрочную пенсию по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400 от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях».
Истец в период с 13.10.1983 года по 01.11.1985 года проходил военную службу по призыву в рядах Советской Армии.
Пункт 109 действовавшего в период службы истца в Советской Армии Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590, предусматривал, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на рабатах с вредными условиями труда и в горных цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
До призыва в армию истец в период с 04.08.1983 года по 05.10.1983 года и с 25.12.1984г. по 11.07.1985 года работал в должности формовщика сталефасонного цеха в «Пензтяжпромарматура». После службы в армии истец продолжил работу на работах с тяжелыми условиями труда.
Поскольку истец и до призыва в армию, во время службы в армии и после службы в армии работал на работах с тяжелыми условиями труда, то период с 13.10.1983 года по 01.11.1985 года служба в рядах Советской Армии подлежит зачеты в специальный стаж.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку исковые требования истца удовлетворены и спорные периоды зачтены в специальный стаж, то стаж работы истца в связи с тяжелыми условиями труда составил 12 лет 07 месяцев 25 дней, что достаточно для реализации права на досрочное пенсионное обеспечение.
22 августа 2019 года истцу исполнилось 55 лет, именно с этого времени он имеет право на страховую пенсию по старости.
Поскольку истец имел необходимый стаж работы с учетом спорного периода работы на момент обращения в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области, то право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи тяжелыми условиями труда у истца возникло.
Следовательно, ответчик обязан назначить Шамонову А.А. досрочную страховую пенсию по старости в связи тяжелыми условиями труда со дня возникновения права на указанную пенсию, то есть с 22 августа 2019 года.
В связи с рассмотрением дела истцом понесены расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей за подачу иска в суд, что подтверждается чеком ордером от 31.01.2020 года.
В силу ст. 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Как следует из Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ № 2122-1 от 27.12.91, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ, Пенсионный фонд России и его денежные средства находятся в государственной собственности и имеют строго целевое назначение.
Постановлением Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.91 Пенсионный фонд РФ отнесен к объектам федеральной собственности, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и управления, и решения общероссийских задач. Согласно Постановлению денежные средства Пенсионного фонда входят в состав казны России.
Статьями 143, 144 Бюджетного кодекса РФ определено, что Пенсионный фонд России относится к государственным внебюджетным фондам, управляемым органами государственной власти РФ и предназначенным для социального обеспечения по возрасту, по инвалидности, по потере кормильца и др.
В соответствии со ст. 5 ФЗ от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ.
В Постановлении № 9-П от 25.06.01 Конституционный Суд РФ указал, что Пенсионный фонд РФ наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению данных пенсий, и что такие полномочия по смыслу Конституции РФ относятся к сфере функционирования исполнительной власти.
С 17 декабря 2001 года, даты вступления в силу ФЗ-167 "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", на Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы возложены публично-властные полномочия по государственному управлению средствами пенсионного страхования, назначению и выплате трудовых пенсий, Пенсионный фонд наделен функциями государственного принуждения в отношении лиц, нарушающих пенсионное законодательство, вправе принимать решения о привлечении к ответственности, исполняемые непосредственно.
Названные функции также свидетельствуют о придании Пенсионному фонду РФ статуса органа власти.
Таким образом, Пенсионный фонд и его территориальные органы, являясь государственными учреждениями пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органов власти и управления.
Согласно статьям 7 и 39 Конституции РФ к гарантиям социальной защиты относится выплата пенсий по возрасту, потере кормильца и другим основаниям. Таким образом, выплата пенсии в широком смысле может быть отнесена к социальному обслуживанию.
В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетными признаются учреждения-организации, созданные органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами муниципального самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Следовательно, ГУ УПФ РФ в г. Владимире (межрайонное) является субъектом, на которое распространяются льготы по уплате государственной пошлины, установленные подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, предусматривающее освобождение от уплаты государственной пошлины государственных органов, выступающих в качестве истцов и ответчиков по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в связи с чем исковые требования о взыскании расходов по оплате государственной пошлины удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░:
░ 13.10.1983 ░░░░ ░░ 01.11.1985 ░. - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ 22 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03 ░░░░░ 2020 ░░░░.