Решение по делу № 2-113/2017 от 06.03.2017

Дело № 2-113/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                                                     

«21» декабря 2017 года          с. Мамонтово Мамонтовского района Алтайского края

Мамонтовский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего:             Сильновой Т.Б.,

при секретаре:                               К.А.В.

с участием прокурора:                                      Б.М.В..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мамонтовского района Алтайского края в интересах Карпенко Е.А. к МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» о признании незаконными действий, обязании совершить действия, взыскании задолженности по заработной плате,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мамонтовского района Алтайского края в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Мамонтовский районный суд Алтайского края в интересах Карпенко Е.А. к МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» о признании незаконными действий, обязании совершить действия, взыскании задолженности по заработной плате, в обоснование заявленных исковых требований указал, что прокуратурой Мамонтовского района проведена проверка соблюдения норм трудового законодательства Российской Федерации в МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа»

Проверкой установлено, что Карпенко Е.А. принята на работу в МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа», на должность делопроизводителя и библиотекаря.

В ходе проверки установлено, что заработная плата начисляется Карпенко Е.А. в размере, не соответствующем нормам трудового законодательства.

Установлено, что Карпенко Е.А. районный коэффициент на заработную плату начисляется в размере 20% вместо положенных 25%. Кроме того, размер выплаты по районному коэффициенту включается в размер МРОТ.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф"З «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей в месяц.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» на территории Мамонтовского района установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 25%.

Поскольку в размере минимального размера оплаты труда установлена только тарифная ставка (оклад), которые устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат работника, начисление и выплата работнику суммы районного коэффициента является обязательным.

При таких обстоятельствах начисляемая Карпенко Е.А. за октябрь, ноябрь, декабрь заработная плата не могла быть ниже <данные изъяты> (<данные изъяты> руб. + 25% районный коэффициент).

В связи с чем, прокурор просит:

- признать незаконными действия МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» по начислению и выплате Карпенко Е.А. заработной платы в размере ниже установленного трудовым законодательством Российской Федерации;

- обязать МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» установить заработную плату Карпенко Е.А. в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с последующим начислением на неё районного коэффициента в размере 25 % до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо до прекращения трудовых отношений, начиная с ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» произвести перерасчет заработной платы Карпенко Е.А. за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года, в соответствии с требованиями трудового законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ решением Мамонтовского районного суда исковые требования прокурора Мамонтовского района удовлетворены. Суд признал незаконными действия МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» по начислению и выплате Карпенко Е.А. заработной платы в размере ниже установленного трудовым законодательством Российской Федерации. Обязал МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» установить заработную плату Карпенко Е.А. в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с последующим начислением на неё районного коэффициента в размере 25 % до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо до прекращения трудовых отношений, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Обязал МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» произвести перерасчет заработной платы Карпенко Е.А. за сентябрь, октябрь, ноябрь 2015 года, в соответствии с требованиями трудового законодательства. Также с МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

Определением Мамонтовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено решение Мамонтовского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску прокурора Мамонтовского района Алтайского края в интересах Карпенко Е.А. к МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» о признании незаконными действий, обязании совершить действия, взыскании задолженности по заработной плате по новым обстоятельствам.

В судебном заседании прокурор Б.М.В.. на удовлетворении исковых требований настаивал.

Истец К.Е.А.. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть заявление в ее отсутствие.

Представитель ответчика, директор МБОУ «Комсомольская СОШ» Асначева О.В., в судебное заседание не явилась, надлежаще уведомлена, об отложении дела не просила, возражений по иску не представила.

Представитель третьего лица К.В.Г.. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Учитывая характер спорных правоотношений, суд считает возможным рассмотреть дело по существу при данной явке на основании ст.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту социальных прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

      Частью 3 статьи 37 Конституции РФ закреплено право каждого работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

      Согласно статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

      В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

     В соответствии со статьей 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются, в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, который согласно части 1 статьи 133 ТК РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, при этом в силу части 3 указанной нормы месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

      Понятие заработной платы как оплаты труда работника (экономическая категория), в соответствии со ст. 129 ТК РФ, является общим и не равнозначно понятию месячной заработной платы работника, установленному ч. 3 ст. 133 ТК РФ.

      Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N -ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N -ФЗ) минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ установлен в сумме <данные изъяты> рублей в месяц.

      Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

      На основании статьи 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере. В соответствии со статьей 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

      В силу статьи 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

      Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 ТК РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат действующему Трудовому Кодексу РФ.

      Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения» утверждены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для Алтайского края - 1,15 (15%).

Распоряжением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 4-р размер районного коэффициента для отдельных районов повышен с 1,15 до 1,20.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято предложение администрации Алтайского края о повышении с ДД.ММ.ГГГГ районного коэффициента к заработной плате с 1,20 до 1,25, в том числе для Мамонтовского района. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате определено осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.

      Системное толкование положений ст. ст. 129, 133, 146, 148, 315 ТК РФ позволяет сделать вывод, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшим в этот период норму времени - ему гарантирована выплата МРОТ независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию (то есть и в нормальных климатических условиях). В связи с этим соблюдение требований ст. 146 и ст. 148 ТК РФ для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину МРОТ, а не включается в нее.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 1331 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С.Григорьевой, О.Л.Дейдей, Н.А.Капуриной и И.Я.Кураш признаны взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 1331 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 1331 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Федеральный законодатель правомочен при совершенствовании законодательства в сфере оплаты труда, в том числе на основе выраженных в настоящем Постановлении правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, учесть сложившуюся в системе социального партнерства практику определения тарифной ставки (оклада) первого разряда не ниже величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

       Учитывая изложенное, начисление в Мамонтовском районе Алтайского края 25% за работу в особых климатических условиях (районного коэффициента) должно производиться на минимальный размер оплаты труда в сумме <данные изъяты> рублей с ДД.ММ.ГГГГ.

       В судебном заседании установлено, что истец Карпенко Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Комсомольская средняя общеобразовательная школа».

       Согласно записи от ДД.ММ.ГГГГ в трудовой книжке ТК-II Карпенко Е.А. принята на должность библиотекаря 0,5 ставки в МБОУ Комсомольская средняя общеобразовательная школа.

Согласно табелю учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за октябрь, ноябрь 2015 года МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» Карпенко Е.А., библиотекарь отработала фактически 18 дней, 24 дня соответственно.

       За спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при отработанной норме рабочего времени, что подтверждается расчетными листками, Карпенко Е.А. была начислена заработная плата в меньшем размере, чем подлежала начислению, исходя из МРОТ и применения районного коэффициента.

Установлено, что Карпенко Е.А. районный коэффициент на заработную плату начисляется в размере 20% вместо положенных 25%. Кроме того, размер выплаты по районному коэффициенту включается в размер МРОТ.

Однако, размер ежемесячной заработной платы истцу при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) с ДД.ММ.ГГГГ должен быть не менее <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> + 25%).

      В связи с изложенным, действия МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» по начислению и выплате Карпенко Е.А. заработной платы в размере ниже установленного трудовым законодательством Российской Федерации являются незаконными.

      Учитывая приведенные выше нормы закона, суд находит также подлежащими удовлетворению требования прокурора о возложении на МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» обязанности начислять Карпенко Е.А. заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 25%, а также произвести перерасчет заработной платы в соответствии с действующим трудовым законодательством.

       Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При подаче рассматриваемого иска, истцом должна была быть уплачена госпошлина согласно подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в сумме <данные изъяты> рублей. Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, с ответчика подлежит взысканию сумма государственной пошлины с зачислением в местный бюджет.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, районный суд

                                                                        РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Мамонтовского района удовлетворить.

Признать незаконными действия МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» по начислению и выплате Карпенко Е.А., заработной платы в размере ниже установленного трудовым законодательством Российской Федерации.

Обязать МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» установить заработную плату Карпенко Е.А. в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с последующим начислением на неё районного коэффициента в размере 25 % до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо до прекращения трудовых отношений, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» произвести перерасчет заработной платы Карпенко Е.А. за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года, в соответствии с требованиями трудового законодательства.

Взыскать с МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в течение месяца со дня принятия решения, в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда, с принесением жалобы в Мамонтовский районный суд Алтайского края.

    Судья:                                                                                                  Т.Б. Сильнова

2-113/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Карпенко Е.А.
Прокурор Мамонтовского района в интересах Борковой Натальи Николаевны
Прокурор Мамонтовского района в интересах Карпенко Екатерины Александровны
Ответчики
МБОУ "Комсомольская СОШ"
Другие
Комитет по образованию администрациии Мамонтовского района Алтайского края
Суд
Мамонтовский районный суд Алтайского края
Дело на странице суда
mamontovsky.alt.sudrf.ru
06.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
06.03.2017Передача материалов судье
06.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2017Судебное заседание
11.12.2017Производство по делу возобновлено
21.12.2017Судебное заседание
21.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее