дело 2а-128/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2019 года п. Домбаровский
Домбаровский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Колдаева Р.Ю.,
при секретаре Котельниковой О.В.,
с участием представителя административного истца - старшего помощника прокурора Домбаровского района Оренбургской области Бикеевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Домбаровского района Оренбургской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Домбаровский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным, об обязании принять меры по постановке на учет в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
установил:
прокурор Домбаровского района Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о муниципальной собственности, о безопасности гидротехнических сооружений. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования «Домбаровский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области расположено два гидротехнических сооружения: гидротехническое сооружение пруда, расположенное на балке без названия в 5,5 км. юго-восточнее <адрес>; гидротехническое сооружение пруда, расположенное на балке <адрес> в 3 км. западнее <адрес>, право собственности, на которые не оформлено. По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации муниципального образования «Домбаровский сельсовет» внесено представление, по результатам рассмотрения требования прокурора о необходимости принятия мер по оформлению указанных гидротехнических сооружений в качестве бесхозяйных для дальнейшего оформления права собственности администрацией муниципального образования «Домбаровский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области признаны законными и обоснованными. Однако за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года меры по оформлению права собственности со стороны администрации муниципального образования «Домбаровский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области так и не приняты. Бездействие администрации муниципального образования «Домбаровский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним указанных объектов недвижимости создает угрозу нарушения прав жителей муниципального образования и иных лиц на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья, так как указанное бездействие может повлечь прорыв плотин гидротехнических сооружений и привести к возникновению чрезвычайной ситуации на территории поселения.
Просил суд признать бездействие администрации муниципального образования «Домбаровский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области, незаконным, обязать администрацию муниципального образования «Домбаровский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним: бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехническое сооружение пруда, расположенное на балке без названия в 5,5 км. юго-восточнее <адрес>; бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехническое сооружение пруда, расположенное на балке <адрес> в 3 км. западнее <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца - старший помощник прокурора Домбаровского района Оренбургской области Бикеева Л.И. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, и просила суд установить срок для их исполнения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в силу.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Домбаровский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области в судебное заседание не явился о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования прокурора признал в полном объеме.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2001 года «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии со ст.ст. 3, 8 Федерального закона от 21 июля1997 года N 117-ФЗ"О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехническими сооружениями признаются - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Одним из требований обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, является необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно в том числе осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии со ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования организация отнесены к вопросам местного значения поселения.
На территории муниципального образования «Домбаровский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области расположено два гидротехнических сооружений: гидротехническое сооружение пруда, расположенное на балке без названия в 5,5 км. юго-восточнее <адрес>; гидротехническое сооружение пруда, расположенное на балке <адрес> в 3 км. западнее <адрес>.
Между тем, меры по постановке на учет в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним указанных гидротехнических сооружений не принимаются, правоустанавливающие документы на них не оформлены.
Данное обстоятельство подтверждается информационным письмом на имя прокурора Домбаровского района Оренбургской области главы администрации муниципального образования «Домбаровский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области Цыбко О.А. от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленным старшим помощника прокурора Домбаровского района Оренбургской области Бикеевой Л.И., уведомлением об отказе в снятии приостановления в осуществлении кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, рапортом старшего помощника прокурора Домбаровского района Оренбургской области Бикеевой Л.И. от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, из вышеприведенных норм закона, следует, что администрация муниципального образования «Домбаровский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области обязана была поставить на учет в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним бесхозяйные объекты недвижимости: гидротехническое сооружение пруда, расположенное на балке без названия в 5,5 км. юго-восточнее <адрес>; гидротехническое сооружение пруда, расположенное на балке <адрес> в 3 км. западнее <адрес>, однако до настоящего времени данная обязанность административным ответчиком не исполнена.
Неисполнение администрацией муниципального образования «Домбаровский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области своих обязанностей создает угрозу нарушения прав жителей муниципального образования «Домбаровский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области и иных лиц на охрану жизни и здоровья, благоприятную окружающую среду и может повлечь прорыв плотин гидротехнических сооружений, привести к возникновению чрезвычайной ситуации на территории поселения.
Исходя из установленных судом обстоятельств и вышеприведенных норм закона, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Домбаровского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Домбаровский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным, об обязании принять меры по поставке на учет в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним гидротехнических сооружений являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Из содержания приведенной нормы следует, что установленный судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
Заявленный прокурором срок, в течение которого администрация муниципального образования «Домбаровский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области должна произвести необходимые мероприятия по устранению выявленных нарушений, по мнению суда, является разумным, обоснованным и достаточным. Представитель административного ответчика возражений относительно указанного срока не представил.
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Домбаровского района Оренбургской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Домбаровский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным, об обязании принять меры по постановке на учет в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Домбаровский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним гидротехнических сооружений, расположенных на территории муниципального образования «Домбаровский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области.
Обязать администрацию муниципального образования «Домбаровский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по поставке на учет в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним: бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнического сооружения пруда, расположенного на балке без названия в 5,5 км. юго-восточнее <адрес>; бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнического сооружения пруда, расположенного на балке <адрес> в 3 км. западнее <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Домбаровский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 30 апреля 2019 года.
Судья: подпись